Школьная энциклопедия

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Архитектура

В основе все они строились примерно одинаково. Устойчивый четверик, на котором устанавливался невеликий восьмерик — опора для восьмигранного шатра, устремлённого высоко в небо. Тем не менее каждый зодчий вносил в постройку что-то своё, почему и нет двух абсолютно одинаковых храмов. Изобретательность выражалась чаще всего в вариациях разнообразных деталей, в украшении.

Особенность, которую сохраняют все шатровые храмы, — отсутствие столпов, то есть вся конструкция держится на стенах, поэтому широкие шатры практически невозможны. Так, именно по этой причине рухнул чересчур широкий каменный шатёр собора Новоиерусалимского монастыря. Тогда его заменили на лёгкий деревянный и обшили железом, и храм стоит, радует окружающих людей.

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

В поиске решения

Восстановление независимости русского государства и осознание неизбежности самодержавия как гарантии невозврата к междоусобицам князей и новому краху сопровождалось ростом интереса к домонгольскому периоду истории, временам Владимира Красное Солнышко и былинных богатырей, своеобразными памятниками которым становились башнеобразные храмы. В отличие от, скажем, киевских и смоленских, они украшались килевидными закомарами, рядами кокошников, передающих на стены нагрузку от высоких барабанов и луковичными главами, не боящимися снеговой нагрузки и чрезмерного увлажнения от талой воды.

Теперь глава не зависит от конструкции купольного завершения, а может стоять на глухом барабане или цилиндрическом постаменте, опираясь на стены или своды. Башнеобразные храмы (такие, как Спасский собор Андроникова монастыря в Москве или Успенский собор в Коломне) не могли вместить в себя большого количества прихожан. Наряду с ними, следуя уже владимиро-суздальской традиции, строили крестово-купольные соборы, изменяя при этом расположение столпов: сдвигали их восточную пару и саму главу к апсидам, что видно в архитектурных шедеврах Звенигорода. При этом сам барабан приподнимали над поясом кокошников, которых в домонгольских храмах Владимиро-Суздальской Руси мы не наблюдаем.

В начале XVI в. в русских городах, чье население растет быстрее обезлюдевших после войн и набегов деревень, строятся небольшие каменные посадские храмы, для которых четырехстолпная схема, стесняющая и без того малое внутреннее пространство, оказалась невыгодна. Здесь устраивали бесстолпные покрытия, когда перекрещивающиеся пары арок опирались на стены, а барабан с главкой устанавливался на пересечении. Своды между параллельными арками также создавали символический крест. Такие храмы имели от одной до трех апсид, а внутренние стены соединял иконостас. В сельских приходских храмах конструктивное решение было еще проще – главку укрепляли над коньком двускатной кровли, нехитрую звонницу устанавливали рядом (Стефаниевская церковь в Кидекше, под Суздалем).

Деревянные клетские церкви, башнеобразные и бесстолпные каменные храмы с вздымающимися пирамидами кокошников словно подготовили появление в русской архитектуре уникальных – иначе не скажешь – культовых сооружений. Речь идет о шатровых бесстолпных храмах.

Романский стиль

В этом стиле было построено множество крепостей, массивных замков, а также похожих на крепости соборов и аббатств из строгого серого камня. Это самый первый из выраженных архитектурных стилей со времен античности, господствовавший практически на всей территории Западной и Восточной Европы с X по XII век.

Здание Центросоюза в Москве

Работа архитектора, изменившего мир

Как узнать

Характерные черты романского стиля – мощные стены с узкими окнами, почти лишенные украшений, массивные башни с шатровыми вершинами, полукруглые арки. Простота и строгость линий подчеркивает устремленность вверх.

Внутренний интерьер романских храмов и замков мрачный, с шероховатыми плоскостями стен и однообразными рядами колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Из украшений – только растительные орнаменты, отраженные в барельефах, настенных росписях и в скульптурном декоре. Везде простые массивные формы, мощь и устойчивость. Романский храм всегда рождает ощущение торжественного и сурового спокойствия.

Где посмотреть

Представителями этого стиля являются почти все сохранившиеся до наших дней замки и соборы Европы, построенные в XI–XII веках. Например, Лиссабонский собор (Португалия), Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция), собор в Клонферте (Ирландия), собор Модены (Италия), замок Данноттар, Абердиншир (Шотландия).

Деконструктивизм

Это молодой архитектурный стиль, сформировавшийся в самом конце прошлого века. Это попытка «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс.

Как узнать

Его легко определить по полному нарушению всего привычного в архитектуре. Если мы видим изломанные формы, как будто какой-то гигант взял и смял здание, выкрутил его или поиграл в огромные кубики, то такое здание, скорее всего, окажется представителем деконструктивизма. Часто ощущение от него остается как от чего-то непрочного, сломавшегося или готового развалиться на части.

Где посмотреть

Яркие представители этого стиля – Танцующий дом в Праге (Чехия) и здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Параметризм — новый взгляд на архитектуру

Новый глобальный стиль под названием Параметризм появился сравнительно недавно с появлением доступных мощных компьютеров и программ. Широкое распространение такие методы проектирования получили лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Название стилю дал архитектор Патрик Шумахер в 2008 году. В своей статье «Parametricism — A New Global Style for Architecture and Urban Design» (с англ. — «Параметризм: новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна») он указывает, что в этом стиле все архитектурные элементы должны быть параметрически связаны в систему. Вместо классических геометрических фигур — линий, прямоугольников, цилиндров и пирамид — в параметрических проектах используются принципиально новые динамические элементы, основанные на

  • тесселяции (примером в природе являются пчелиные соты),
  • сплайне (функции, позволяющие моделировать объёмные тела) и
  • различного рода математических преобразованиях.

Во втором десятилетии XXI века параметризм стал претендовать на ведущую роль среди современных архитектурных направлений.

Первые ростки параметризма просматриваются ещё в архитектуре Антонио Гауди (начало XX века).  Представители параметризма: Грег Линн, Ян Каплицки, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид, Костас Варотос.

Будущее архитектуры неразрывно связано с автоматизацией проектирования. Архитектура в своем развитии перешагнула порог, когда все необходимые знания, могли поместиться в голове человека.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Храм Василия Блаженного (1554-1560)

Это самый известный памятник архитектуры данного периода. Собор объединяет 10 церквей (приделов), часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг неё группируются отдельные церкви: в честь Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, и придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название.Собор входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.Очередной поход Ивана Грозного закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству (2 октября 1552 г., день памяти Киприана и Иустины). Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы – Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с 7 приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Храм построен в стиле шатрового зодчества, но сведения об авторстве противоречивы.Почему храм назван в честь Василия Блаженного? Кто это такой?Васи́лий Блаже́нный (Василий Нагой; конец 1462/1469-1557) – русский, московский юродивый; святой, канонизирован в 1588 г., тогда же его мощи были перенесены в Покровский собор что на Рву (ныне Храм Василия Блаженного).Василий Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес как при жизни, так и после смерти.Он родился в селе Елохово (сейчас это городская черта Москвы) в крестьянской семье. Учился сапожному мастерству. Отличался трудолюбием, был очень богобоязненным юношей. Дар прозрения обнаружился у него случайно: пришёл человек заказывать сапоги и просил сделать их прочными, на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос о причине улыбки ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрёт завтра, что и действительно случилось.

С. А. Кириллов «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь» (1994)В возрасте 16 лет Василий оставил мастерство и начал подвиг юродства: ходил без одежды, подвергал себя всяческим лишениям, носил вериги. Он словом и примером учил народ нравственной жизни. Он совершил много чудес. Например, однажды разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.Царь Иван Васильевич (Грозный) чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих», даже посещал вместе с царицей во время его болезни. А во время его похорон вместе с боярами сам нёс его гроб.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, в это время возводились и храмы старого типа. Например, по типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

Традиции

Появление шатровых наверший связано в первую очередь с тем, что русские храмы строились чаще всего как памятники, приуроченные к тем или иным событиям. Шатровые храмы 16 века всё более и более вытягивались вверх. Русское храмовое зодчество развивалось именно от изменений сводов. Гипотеза о связи традиций каменного зодчества с более ранним — деревянным — осталась недоказанной и даже не вполне верной. Это можно вывести из исследований первых построек — церкви Вознесения в Коломенском (1532, Василий III) и храма Вознесения Вологодского посада (1493). Это наиболее красноречивые примеры шатровых храмов каменного исполнения.

Интереснейший образец и церковь Покрова в Медведкове, где явно выражен архитектурный тип с шатром вместо купола. Этот храм весьма похож на великолепный многоглавый Покровский собор Василия Блаженного и вполне достоин более конкретного описания. Также очень характерны известнейшие русские шатровые храмы: Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510), угличская церковь «Дивная» (1628), московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе

Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Модерн

Этот стиль возник в западной культуре в конце XIX века. В каждой стране он имел свое наименование: его называли «ар нуво» во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, «югендштилем» в Германии, «либерти» в Италии, «модерном» в России.

Модерн – это стремление изменить взгляд на архитектурную эстетику, поэтизация обыденных вещей.

Как узнать

Определить его можно по тому, что углы и прямые линии в модерне практически отсутствуют – они заменены на чуть изогнутые плавные очертания фасадов, окон, конструктивных элементов.

Арочные оконные конструкции часто напоминают своей формой и размахом витрины

Большое внимание уделяется деталям: двери часто декорируются мозаичным узором, лестницы и столбы представляют собой дизайнерские произведения. В интерьере используется эмаль, медь и латунь

Один из важных признаков стиля модерн – приглушенность цвета и их изысканность. Самые любимые цвета модерна — жумчужно-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный и темно-сиреневый.

Где посмотреть

Примеров этого стиля по всей Европе и в России множество. Самыми яркими считаются Каса Мила и Каса Батло в Барселоне (Испания), особняк Сольве в Брюсселе (Бельгия). А в Москве – доходный дом Тарховой в Подсосенском переулке, особняк Рябушинского на Малой Никитской, особняк Листа в Глазовском переулке.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585)

Троице-Сергиева лавраТро́ице-Се́ргиева ла́вра – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области. Здесь же находится Московская духовная академия. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. В 1337 г. будущий преподобный Сергий Радонежский (тогда ещё Варфоломей) и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Это событие считается датой основания Троице-Сергиевой пустыни.Первое каменное сооружение монастыря – Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово (они нашли прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле). В росписи храма участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая рублёвская «Троица».Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV-XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры находится под охраной ЮНЕСКО. Сейчас в монастыре более 10 храмов.

Успенский собор был построен в 1559-1585 гг. Был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля.Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток.

Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилоновЗа иконостасом – хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.

Интерьер собораСобор расписан фресками в 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. Он выполнял в том числе фрески Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и др.

Симеон Богоприимец. Фреска Успенского собораВ конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие Симон Ушаков.

Одна из последних работ иконописца – подписная икона «Тайная вечеря» (1685).

  • < Prev
  • Next >

Классицизм

Этот стиль господствовал с XVII по начало XIX века. Подобных зданий очень много в Западной Европе и в России. Это имперский стиль: все новорожденные империи, которые хотели обставить свое величие должным образом, ориентировались на него.

Как узнать

Строгость, симметричность, монументальность – вот его признаки. Если вы видите множество круглых колонн, строгую геометричность планировки и симметрию, при этом никаких завитков, «взбитых сливок», складок и прочих архитектурных излишеств, то это классицизм.

Где посмотреть

Наиболее яркие представители – садово-парковый ансамбль Версаля, собор Святого Павла в Лондоне, а в Москве – дом Пашкова на Воздвиженке. Санкт–Петербург и вовсе считается подлинным музеем классицизма под открытым небом, взять хотя бы Адмиралтейство, здание Главного штаба и Казанский собор.

Область применения

Однако шатровое зодчество в русской архитектуре получило широкое распространение не только при строительстве храмов, но и при возведении других городских построек.

Однако, несмотря на всю красоту деревянных построек, в русской архитектуре этот стиль начал активно использоваться при возведении каменных сооружений.

Конструктивно шатер в русской архитектуре принято устанавливать на четверик либо восьмерик. Такие сооружения характеризуются вытянутыми пропорциями, что придает общему силуэту строения устремленность вверх, а также резкую динамичность.

В связи с русскими традициями шатровые строения принято снаружи украшать декором, например, узорами и кокошниками.

Изначально шатры исполняли роль крыши сооружений, а поэтому выполнялись глухими, в связи с чем их внутреннее пространство не сообщалось с нижерасположенными помещениями.

В отличие от тех времен сегодня подобные конструкции имеют исключительно декоративное предназначение. Ярким примером этому является расположенный в Угличе красивейший Успенский храм.

К сожалению, в нашей архитектуре возведение таких строений уже не пользуется такой популярностью. Однако до сих пор они продолжают оставаться достаточно востребованными при возведении соборов, храмов и церквей.

Следует отметить, что сегодня при строительстве частных домов даже в качестве декоративных элементов он фактически не используется ввиду высокой сложности выполнения монтажных работ и, наверное, чрезмерной помпезности таких строений.

Шатровые храмы представляют собой красивейшие сооружения, являющиеся важнейшей частью истории Российского государства. И наблюдая их трансформации столетие от столетия можно изучить архитектурные вкусы и предпочтения наших предков.

Это тоже нужно почитать:

  • Чем утеплить мансарду
  • Что такое композитная черепица
  • Что такое стропильная система четырехскатной крыши

Барокко

Название этого художественного и архитектурного стиля дословно переводится как «жемчужина с пороком». И действительно – что-то роскошное и порочное в нем есть. Он развивался в противовес классицизму и почти одновременно с ним. Центром этого направления стала Италия.

Барокко все приукрашивает, делает пышнее и манернее. Для него характерна текучесть криволинейных форм, помпезность и избыточность декора. Торт со взбитыми сливками – вот что напоминают наиболее яркие архитектурные представители этого стиля.

Как узнать

Характерные детали барокко – это обильная лепнина, вычурные украшения, балкончики и эркеры. А еще большое число раскреповок (это когда отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху до низу). Плюс изобилие атлантов, кариатид и вообще многообразие скульптурных украшений на фасаде и в интерьерах. Приметами барокко также является богатая цветовая палитра (от изумрудного до бордо), хотя все же самым популярным сочетанием является белый с золотом.

Где посмотреть

Самые характерные представители этого стиля – дворцовый комплекс в Петергофе, собор Святого Петра в Риме (Италия). кафедральный собор в Берлине (Германия), королевский дворец в Мадриде (Испания).

Фото: A.Savin, Wikimedia Commons

Запрет?

За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали. Возможно, прямого запрета на строительство не было. Но факт: не возводились после реформы Никона каменные шатровые храмы. На севере продолжали возводить деревянные шатры на небольших церквях, а такие же завершения колоколен остались популярными до появления классицизма.

К сожалению, очень мало сохранилось примеров деревянного зодчества, шатровые деревянные храмы помимо износа и послереволюционной заброшенности претерпели многие лишения и почти исчезли. Есть, правда, заповедные островки в стране, где старину хранят. Когда в конце девятнадцатого века вернулась популярность к русскому стилю (получился, правда, псевдорусский), шатровая архитектура как бы возродилась. Однако эти строения сильно отличались от своих предшественников. Шатровые храмы 17 века повторить оказалось невозможно, и тем более самые первые, появившиеся на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков.

Церковь Спаса Преображения в селе Остров (Московская область)

Этот храм – подворье Патриарха Московского и всея Руси. Точная дата сооружения здания церкви не установлена, её относят к эпохе Ивана Грозного. В XIX в. была сооружена колокольня в псевдоготическом стиле.Храм открыт как действующий с 1992 г.Относится к шатровым храмам, построен из известняка, высота около 40 м. Крестчатое в плане основание церкви несёт восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле. С севера, запада и юга храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX в.

В 1830 г. к церкви была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле. В конце 1990-х рядом была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского, а летом 1999 г. вторая – святителя Николая Чудотворца с деревянной скульптурой святого.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Био-тек

Био-тек развивается параллельно с хай-теком и тоже использует стекло, металл и бетон, зеркальные поверхности и часто – игру отражений. Архитектура этого направления экспериментирует с экологичными материалами и энергоэффективностью, пытается создать новейшее пространство для проживания человека: экодома, в которых есть автономные системы жизнеобеспечения и озелененные террасы, используются естественное освещение, солнечные батареи, накопители влаги и прочие достижения цивилизации.

Как узнать

Био-тек чаще всего лишен углов и симметричности, имеет замысловатые формы, навеянные живой и неживой природой. Здания, построенные в стиле био-тек, напоминают то паутину, то соты, то раковины, то живых обитателей моря или суши.

Если вы видите нечто невообразимых обтекаемых форм, которые переливаются друг в друга, блестят и отражают окружающий мир, то перед вами представитель стиля био-тек. К нему относятся также здания более лаконичных форм, например, похожие на бутон, но всегда мягких округлых линий.

Где посмотреть

Яркие представители био-тека – город искусств и наук в Валенсии, Фред Олсен Центр в Лондоне. А в Москве – гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.

Татьяна Рублева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector