Что читать про авангард

Бульдозер как аргумент

В брежневские времена отношение властей к художественному авангарду практически никак не изменилось. Апофеозом этого конфликта стала знаменитая «бульдозерная» выставка, когда 15 сентября 1974 года на окраине Москвы, в Беляеве, группа непризнанных художников попыталась провести несанкционированную уличную демонстрацию своих работ. План разработали молодые живописцы Виталий Комар и Александр Меламид, которых поддержали коллекционеры Александр Глезер и Оскар Рабин. Они подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре. Формально властям запретить эту выставку не удалось, так как раньше в СССР никогда не проводились такие показы на открытом воздухе и на этот счёт не существовало никаких законов. Однако чиновники нашли другой выход из скользкой ситуации. В указанное время на пустыре под моросящим дождём собравшихся художников встретили люди, одетые в рабочую форму, которых сопровождали поливочные машины, бульдозеры и грузовики с саженцами. Некоторые участники выставки даже не успели распаковать свои картины, как на них напали, стали избивать не только художников, но и зрителей, в том числе иностранных журналистов. В частности, корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой. Всех собравшихся увезли в отделение милиции, правда, позже отпустили. Это событие вызвало большой резонанс в зарубежной прессе, а участники «бульдозерной» выставки тогда же прославились на весь мир. Впрочем, власти вскоре поняли свой промах и пошли на уступки художникам, официально разрешив проведение подобной выставки в Измайловском парке 29 сентября 1974 года

Новая выставка длилась четыре часа и привлекла внимание тысяч зрителей

Вернисаж в Измайлове вошёл в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим нонконформистам, что имело важное значение в истории современного русского искусства

Интерьер

Можно не знать Малевича и Кандинского, но если в человеке присутствует бунтарский и новаторский дух, то авангард в интерьере как раз то, что ему нужно.

Сейчас стиль авангард всё больше набирает популярность в архитектуре и дизайне. Фотографии в этом стиле украшают офисы известных компаний ресторанов. Авангардизм совмещает в себе дух искательства и протеста. Однако создание авангардного интерьера в доме требует индивидуального подхода. Увидеть картинку в журнале и скопировать подобный интерьер у себя в доме не получится. В проектировании интерьера в авангардной стилистике нужно учитывать образ жизни, вкусы и интересы хозяина.

Важно знать, что авангард противопоставлен не столько классицизму, сколько любому стилю, где на первый план выдвигаются формальная красота и рационализм. Нельзя отождествлять авангард с минимализмом в интерьере или хайтеком

Авангардный дизайн предполагает наименьшую функциональность. Здесь во главу угла ставятся цвет и форма в отрыве от функциональности. Идея этого стиля в том, чтобы разрушить связь между красотой и полезностью. Допускаются абсолютно бесполезные, но красивые вещи, что является противоположностью Готическому стилю.

Авангардный стиль ассоциируется с яркостью, эффектностью, нестандартностью. В интерьере обязательно присутствует торжество контрастов. Главное – уметь сочетать цвета и формы, свет и тень. Свежие идеи, эксперимент, детали должны в целом сливаться в единую стилистическую картину.

Цветовые решения

Цвет – одна из основных и принципиальных особенностей авангарда. Яркие цвета в необычных сочетаниях – вот что главное в этом стиле.

Чтобы организовать интерьер в авангардной стилистике, надо смело браться за кисти и краски. Эксперимент с цветом – главное. К примеру, можно покрасить одну стену в белый цвет, а другую – в чёрный. Рядом с белой стеной – расположить чёрное кресло, а на чёрной стене повесить бра со светлым абажуром. Главное – проявить смелость и уверенность, чтобы стиль выглядел естественно.

Материалы

Авангард в плане выбора материала для пола, стен, потолка очень демократичен. Сегодня вполне применимы самые современные материалы: пластик, текстиль, а для отделки – ламинат или линолеум. Потолки (подвесные, разноуровневые) традиционно белого цвета, стены должны быть покрыты краской. Обои с рисунком исключены, только однотонные либо металлизированные. Допускается декоративная штукатурка.

На сегодняшний день выпускается плитка фирмы Опочно в стиле авангард.

Окна и двери

Окна в стиле авангард должны не столько выполнять главную функцию – освещения, сколько стать украшением комнаты. Они используются также для декорации внутренних стен и перегородок. Это сделает интерьер необычным и своеобразным, что в целом является главным для авангардной стилистики. Возможны даже имитации окон.

Важно контрастное оформление окон. Ткань для штор подбирается ярких оттенков, контрастирующих с цветом стен

Уместны рулонные шторы.

Двери могут быть стандартными распашными, но с уникальным дизайном, подчёркивающим общий стиль. Альтернативное решение – раздвижные или складчатые двери из современных материалов.

Декор и аксессуары

Секрет оформления комнаты в стиле авангард в том, что в ней должен находиться центральный предмет (кровать, диван, ковёр на полу, стол и др.), вокруг которого располагается вся композиция. В качестве деталей используются репродукции современного искусства, объёмные стеклянные вазы, необычная посуда.

Освещение комнаты – обильное. Уместно большое количество современных светильников, встроенных в потолок, галогеновых ламп. Акцентом может стать интересная дизайнерская люстра. Большие окна, подиумы, ступени выступают в роли элементов декора.

Мебель

Авангардная мебель оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но вместе с тем функционально сдержанна. Игра с формой только приветствуется. К примеру, диван может быть наполовину круглый, наполовину – квадратный. Допускается разнообразная асимметрия либо предметы мебели простых геометрических форм. В духе авангарда – мебель на коротких ножках, максимально приближенная к полу. Обивка – яркая, но без мелких деталей.

Комнаты в стиле авангард не должны быть перегружены: всегда должно оставаться свободное пространство. Кухня, выполненная из стекла, пластика с мебелью округлых или прямоугольных форм, выглядит очень эффектно. Спальня с выдвижной мебелью, центральный предмет которой – кровать-подиум или оригинальный шкаф-купе, станет уютным местом для уединения. Яркая гостиная с минимальным количеством мебели, с вазами, картинами художников-авангардистов смотрится современно и стильно.


Элемент декора – картина в стиле авангард

Художники и дизайнеры

Известные деятели этой эпохи включают:

  • Александр Архипенко
  • Владимир Баранов-Россин
  • Александр Богомазов
  • Давид Бурлюк
  • Владимир Бурлюк
  • Марк Шагал
  • Илья Чашник
  • Александра Экстер
  • Роберт Фальк
  • Моисей Фейгин
  • Павел Филонов
  • Артур Фонвизин
  • Наум Габо
  • Нина Генке-Меллер
  • Наталья Гончарова
  • Елена Гуро
  • Василий Кандинский
  • Лазарь Хидекель
  • Иван Клюн
  • Густав Клуцис
  • Пётр Кончаловский
  • Эжен Конопацки
  • Сергей Арксентьевич Коляда
  • Александр Куприн
  • Михаил Ларионов
  • Аристарх Лентулов
  • Эль Лисицкий
  • Казимир Малевич
  • Пол Мансурофф
  • Илья Машков
  • Михаил Матюшин
  • Вадим Меллер
  • Адольф Мильман
  • Соломон Никритин
  • Александр Осмеркин
  • Макс Пенсон
  • Любовь Попова
  • Иван Пуни
  • Климент Редько
  • Алексей Ремизов
  • Александр Родченко
  • Ольга Розанова
  • Леопольд Сюрваж
  • Варвара Степанова
  • Георгий и Владимир Стенберги
  • Владимир Татлин
  • Надежда Удальцова
  • Василий Ермилов
  • Илья Зданевич
  • Александр Жданов

Направления художественного авангарда в России

Это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.

Абстракционизм

Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.

В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).

Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.

Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.

Можно сказать, что и другие направления авангардизма в живописи относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)

Супрематизм

Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.

Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.

В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).

Футуризм

Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.

Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.

Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.

Лучизм

Это направление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.

Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.

М.Ларионов писал:

С 1910 года художник начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.

Примитивизм

Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».

Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.

Отдали дань примитивному и Ларионов, Гончарова и Малевич. Художники-примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.

Конструктивизм

Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.

Его представители считали основным принципом организации произведения — конструкцию.   Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.

Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).

Наша презентация

Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.

Джеймс Джойс , ок. 1918 г., фото К. Руфа, Цюрих

Карл Ван Фехтен , Портрет Гертруды Стайн , 1934 г.

  • Джоанн Акалайтис (сценарист / режиссер / Mabou Mines )
  • Гийом Аполлинер (писатель)
  • Антонен Арто (французский актер, режиссер и теоретик)
  • ХК Артманн (поэт и писатель австрийского происхождения)
  • Хьюго Болл (немецкий писатель, дадаист)
  • Дж. Г. Баллард (британский писатель)
  • Жорж Батай (французский писатель и публицист)
  • Джулиан Бек (актер / режиссер / Живой театр )
  • Сэмюэл Беккет (ирландский драматург)
  • Морис Бланшо (французский писатель и публицист)
  • Хорхе Луис Борхес (аргентинский писатель)
  • Андре Бретон (французский писатель)
  • Германн Брох (австрийский писатель)
  • Кристин Брук-Роуз (британский писатель и литературный критик)
  • Уильям С. Берроуз (автор, поэт, эссеист)
  • Джим Кэрролл (поэт-авангард)
  • Луи-Фердинанд Селин (автор)
  • Грегори Корсо (экспериментальный поэт-битник)
  • Джейн Кортес (американский поэт и устный художник)
  • Э. Каммингс (поэт)
  • Джеффри Дэниелс (американский поэт)
  • Ги Дебор (французский писатель и философ)
  • Джон Дос Пассос (американский писатель)
  • Дункан Фаллоуэлл (английский писатель)
  • Бенджамин Фондан (румынский / французский поэт, критик, философ-экзистенциалист)
  • Ричард Форман (американский режиссер / дизайнер / драматург / композитор)
  • Акасэгава Гэнпэй (японский художник и писатель)
  • Аллен Гинзберг (поэт)
  • Витольд Гомбрович (писатель)
  • Ойген Гомрингер (отец конкретной поэзии )
  • Ежи Гротовский (директор)
  • Стюарт Хоум (писатель)
  • Пер Хойхольт (датский поэт)
  • Эрнст Яндль (австрийский писатель, поэт и переводчик)
  • Альфред Джарри (писатель)
  • Джеймс Джойс (писатель)
  • Франц Кафка (писатель)
  • Тадеуш Кантор (режиссер)
  • Лайош Кашак (1887–1967, венгерский авангардный поэт и художник)
  • Сречко Косовель (словенский поэт)
  • Питер Лаугесен (датский поэт)
  • Джексон Мак Лоу , американский поэт
  • Мина Лой (британский художник / поэт)
  • Димитрис Льякос (писатель / драматург / поэт)
  • Джудит Малина (актер / режиссер / Живой театр )
  • Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник итальянского футуризма )
  • Владимир Маяковский (русский писатель-футурист и поэт)
  • Всеволод Мейерхольд (режиссер)
  • Генри Миллер (автор)
  • Ион Минулеску (румынский поэт, прозаик, новеллист, журналист, литературный критик, драматург)
  • Юкио Мисима (писатель, драматург, поэт)
  • Владимир Набоков (русский автор)
  • Анаис Нин (французский автор дневников, автор, поэт)
  • Эзра Паунд (американский поэт)
  • Ален Роб-Грийе (французский писатель, драматург, кинорежиссер)
  • Раймонд Руссель (писатель)
  • Бруно Шульц (писатель)
  • Гертруда Стайн (автор, публицист)
  • Эллен Стюарт (театральный режиссер / La MaMa )
  • Жан Тардье (художник, драматург, поэт)
  • Тристан Цара (румынский поэт)
  • Урмуз (румынский писатель)
  • Илари Воронка (румынский поэт, публицист)
  • Уильям Карлос Уильямс (американский поэт)
  • Мирослав Ванек (чешский композитор, поэт, певец)
  • Станислав Игнаций Виткевич (писатель)
  • Роберт Уилсон (режиссер)
  • Вирджиния Вульф (английский автор)

Авангард: фотографы, режиссеры, видеохудожники, режиссеры.

Сальвадор Дали и Ман Рэй в Париже, 16 июня 1934 года, делая «дикие глаза» фотографу Карлу Ван Вехтену.

Литовский художник Йонас Мекас — крестный отец американского авангардного кино.

  • Джон Абрахам (индийский кинорежиссер)
  • Кеннет Энгер (американский режиссер)
  • Дайан Арбус (американский фотограф)
  • Беренис Эбботт (американский фотограф)
  • Мэтью Барни (американский перформанс, режиссер, фотограф)
  • Джордан Белсон (американский кинорежиссер)
  • Патрик Бокановски (французский кинорежиссер)
  • Стэн Брэхейдж (американский кинорежиссер)
  • Луис Бунюэль (испанский кинорежиссер)
  • Джон Кассаветис (американский кинорежиссер)
  • Вера Хитилова (чешский кинорежиссер)
  • Жан Кокто (французский поэт, художник, кинорежиссер)
  • Брюс Коннор (американский кинорежиссер, скульптор и художник)
  • Тони Конрад (американский видеохудожник , экспериментальный режиссер )
  • Майя Дерен (американский режиссер)
  • Натаниэль Дорски (американский кинорежиссер)
  • Жермен Дюлак (французский режиссер)
  • Харун Фароки (немецкий режиссер)
  • Райнер Вернер Фассбиндер (немецкий кинорежиссер)
  • Дэвид Гаттен (американский кинорежиссер)
  • Эрни Гер (американский кинорежиссер)
  • Жан-Люк Годар (французский кинорежиссер)
  • Филипп Грандье (французский кинорежиссер)
  • Питер Хаттон (американский кинорежиссер)
  • Кен Джейкобс (американский кинорежиссер)
  • Алехандро Ходоровски (чилийский режиссер)
  • Мэри Джордан (американский кинорежиссер, перформанс, активистка)
  • Яромил Йиреш (чехословацкий кинорежиссер)
  • Хармони Корин (американский режиссер)
  • Курт Крен (австрийский кинорежиссер)
  • Стэнли Кубрик (американский кинорежиссер)
  • Йорген Лет (датский кинорежиссер)
  • Дэвид Линч (американский кинорежиссер)
  • Роберт Мэпплторп (американский фотограф)
  • Йонас Мекас (литовско-американский кинорежиссер)
  • Отто Мюль (австрийский кинорежиссер)
  • Дадли Мерфи (режиссер-экспериментатор)
  • Рютаро Накамура (японский режиссер и аниматор)
  • Никос Николаидис (греческий кинорежиссер)
  • Мамору Осии (японский режиссер)
  • Пьер Паоло Пазолини (итальянский режиссер, поэт и писатель)
  • Симоне Раписарда Казанова (итальянский режиссер)
  • Ман Рэй (американец / француз, фотограф и кинорежиссер)
  • Ален Рене (французский кинорежиссер)
  • Жак Риветт (французский кинорежиссер)
  • Жан Руш (этнографический кинорежиссер)
  • Рудольф Шварцкоглер (австрийский кинорежиссер)
  • Джек Смит (американский кинорежиссер)
  • Майкл Сноу (канадский художник, режиссер)
  • Сион Соно (японский режиссер, драматург и поэт)
  • Штрауб-Юйе (французские режиссеры)
  • Фил Соломон (американский кинорежиссер)
  • Леопольд Сюрваж (французский художник русско-датско-финского происхождения)
  • Сюдзи Тераяма (японский драматург, режиссер, поэт и писатель)
  • Ларс фон Триер (датский кинорежиссер)
  • Энди Уорхол (американский художник)
  • Питер Вайбель (австрийский кинорежиссер)
  • Джоэл-Питер Уиткин (американский фотограф)
  • Фред Уорден (американский кинорежиссер)
  • Кансуке Ямамото (японский фотограф и поэт)
  • Тьерри Зено (бельгийский режиссер)

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала» 1920 год

О художнике

Владимир Татлин родился в Москве в семье железнодорожного инженера-технолога. Когда Татлину было 11 лет, его семья переехала в Украину. Мальчик поступил в Харьковское реальное училище. Там он впервые проявил талант к рисованию. В 14 лет Татлин сбежал из дома и после долгих скитаний по России оказался в Москве. Он устроился в иконописную мастерскую и подрабатывал в декоративных мастерских Оперного театра Солодовникова. В 1902 году Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда несколько лет спустя не приняли Малевича. Однако через год художника отчислили из-за неуспеваемости. Татлин посещал занятия московских и петроградских частных художественных студий. Эти мастерские сыграли важную роль в зарождении движения русского авангарда: именно там Татлин познакомился с Маяковским, Хлебниковым, Ларионовым. С 1911 года он стал участвовать в выставках и сотрудничать с другими художниками. Татлин работал в направлении конструктивизма. Отличительной особенностью этого течения являются геометрическая строгость и лаконичные формы.

О произведении

В 1920 году художник получил разрешение на создание модели башни и ее демонстрации на октябрьских праздниках. Татлин добился внимания к своему произведению не только европейского художественного сообщества, но и советских властей. По приглашению Луначарского Ленин приехал посмотреть на модель башни. Однако с 1921 года началась борьба большевиков с футуризмом, и проект строительства «Памятник III Коммунистического интернационала» не был реализован.

Башня представляла собой открытую конструкцию из металлического каркаса. Внутри крепились четыре застекленных объема: куб, полусфера, цилиндр и пирамида, в которых должны были размещаться различные учреждения. Каждый из этих объемов должен был вращаться вокруг своей оси подобно космическим светилам. Башню Татлина часто сравнивают с архитектурой востока, в частности Эль Лисицкий в своей книге «Россия. Реконструкция архитектуры в советском союзе» говорит о том, что Татлин использовал спиралевидную форму памятника, вдохновившись пирамидой Ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде, которая находится на территории нынешнего Ирана.

Каземир Малевич

Супрематизм от слова «супрем» — «высший», незадолго до революции изобрел Каземир Малевич.

Казимир Малевич. Цветочница. Этюд. 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам.Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914—1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Вот Малевич импрессионист, вот Малевич кубофутурист, и вот он подошел, наконец, к своему знаменитому «Черному квадрату». Квадрат, круг, крест – три геометрических элемента живописи Малевича – ее фундамент и алфавит.

Вокруг Малевича всегда шумели и суетились. Он умел внушить неограниченную веру в себя. Ученики его боготворили, как Наполеона армия.

Черный квадрат стал эмблемой нового искусства: квадрат носили на рукавах, квадрат рисовали в конце писем, вместо подписи.

Малевич ощущал себя властителем дум, он мечтал нарядить жителей Земли в супрематические одеяния, супрематически раскрасить города, он приветствовал Революцию.

Она должна была воплотить в жизнь его грандиозные планы. Его темперамент и честолюбие только теперь становились в полной мере востребованы.

Павел Филонов

Вернемся, однако, к выставке в Эрмитаже. Малевича в те дни в Петрограде не было. Зато был Филонов. Николай Пунин восхищался Филоновым.

Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПавел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Павел Филонов. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Свой метод Павел Филонов называл «аналитическим». Большие холсты писал маленькой кистью, нанося ей тысячи и тысячи точек, и твердил себе: «Трудись, как трудиться природа, упорно и точно, рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался».

Живопись Филонова — это крик человека, которому больно и страшно, в населенных чудовищами городских джунглях. Этот мир можно разрушить и на развалинах царствах Зла построить царство Добра. Филонов не только принял Революцию, более того, он сразу ощутил себя ее главным художником.

Картина художника, наиболее расхваленная критиками, была из цикла «Ввод в Мировой расцвет». Мировой расцвет, судя по всему, близился, большевистская Республика держалась уже целых два года. В день ее рождения в Петрограде и в других городах устраивался грандиозный праздник.

Молодые художники русского авангарда украшали улицы и площади огромными, разрисованными полотнищами. Революционные вожди объявляли: «Пожар пролетарских восстаний вот-вот перекинется на другие страны. Пора ставить памятники тем, кто подготовил приход новой Эры».

Памятники открывали по воскресеньям. Эти фигуры и головы агитационным целям служат плохо. Человечеством столько понаделано фигур и голов, что право же ни кого более это занятие не интересует. Форма человеческого тела не может отныне служить художественной формой.

История возникновения

К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.

Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.


Искусство авангарда

Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Характерные черты авангарда:

  • осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
  • революционно-разрушительный пафос;
  • антитрадиционность;
  • принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
  • эпатажность и даже скандальность;
  • стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.

Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.

Архитектура

Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.

Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.

Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.

Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.

Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.


Школа управления “Сколково”, Москва

«Чёрный квадрат»

Именно в это время, в декабре 1913 года, в эскизах декораций и костюмов, написанных художником Казимиром Малевичем к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», впервые появился знаменитый «Чёрный супрематический квадрат». По мысли автора, он означал «пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы». Изобретённое Малевичем направление в искусстве, супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) предполагал выражение структуры мироздания в геометрических формах. В этой опере чёрный квадрат появлялся на сцене вместо солнечного круга. Первая постановка состоялась в конце 1913 года в Санкт-Петербурге, а декорации к ней вместе с эскизами Малевича и первым «Чёрным квадратом» ныне считаются утерянными. Но художник впоследствии на протяжении 15 лет создал целый цикл супрематических картин, в том числе не менее четырёх «Чёрных квадратов», и у каждого из них на обороте писал дату. Ныне в Третьяковской галерее выставлен «Чёрный квадрат» 1915 года. Сейчас это полотно считается одним из самых известных и обсуждаемых произведений русского искусства. А в начале XX века творческая интеллигенция в России восприняла картину как вызов не только общественному вкусу, но и как антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал о «Чёрном квадрате» так: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Другие искусствоведы говорили о произведении Малевича, что это — тотальная пустота и вообще конец мира, его смерть. Впрочем, и сам Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать, поскольку сам не понимает, что же такое создал. В сталинское время в искусстве возобладало единственное, идеологически правильное направление — социалистический реализм. Отношение официальных властей к супрематическим работам Казимира Малевича в эти годы было, мягко говоря, настороженным. Сохранившиеся произведения художника на долгие десятилетия убрали в запасники, и с 1930-х до конца 1970-х годов в СССР не было выставлено ни одного его полотна.

Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:

  • образовывались новые художественные объединения,
  • каждый художник стремился создать новое течение,
  • и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

 открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

Василий Кандинский «Композиция 8»

Василий Кандинский «Композиция 8», 1923

О художнике

получил юридическое образование и долгие годы посвятил праву и национальной экономике, но в 30 лет решил бросить науку и заняться живописью. Он окончил Мюнхенскую академию художеств, работал в России и Германии. Сначала Кандинский работал в традиции немецкого экспрессионизма. В этом периоде он в основном писал пейзажи, в которых прослеживается влияние фовистов и французских постимпрессионистов. С 1910 года художник стал работать с абстракцией. Кандинский участвовал в выставках московского художественного объединения «Бубновый валет» и мюнхенского объединения «Синий всадник». С 1918 по 1921 год преподавал во и с 1922 года работал в «Баухаусе» вплоть до закрытия школы. Василий Кандинский также известен своими теоретическими трактатами о живописи.

О произведении

Произведение «Композиция 8» — самая известная работа холодного периода творчества Кандинского. Работы этого периода отличаются абстрактными геометрическими формами и композиционной строгостью. В период завершения работы над «Композицией 8» Кандинский пишет свой знаменитый трактат «Точка и линия на плоскости», в котором подробно излагает свои художественные принципы. Он называет точку и линию — простейшими материальными элементами, которые лежат в основе всех произведений. Кандинский также исследует эмоциональную окраску этих элементов. Кандинский говорит о точке, линии и плоскости в первую очередь как об эмоциональных, а потом уже геометрических объектах (например, он говорит, что точка является «связью молчания и речи»). Таким образом, картина «Композиция 8» является воплощением тех теоретических воззрений, которые Кандинский излагает в трактате «Точка и линия на плоскости».

Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»

Эль Лисицкий «Клином красным бей белых» 1920 год

О художнике

Долгое время занимался иллюстрациями еврейских сказок и оформлением книг. В 1918 году его пригласили преподавать в Витебское народное художественное училище, и осенью 1919 года произошло его знакомство с Казимиром Малевичем. Эта встреча стала определяющей для карьеры Лисицкого: после нее он обратился к супрематизму и нашел собственное художественное русло. Лисицкий начал работать в поле беспредметного и стал развивать свой уникальных художественный язык — в 1920 году он изобрел свои знаменитые проуны, геометрические композиции, напоминающие архитектурные чертежи.

О произведении

Политуправление Запфронта Красной Армии заказало у Лисицкого создание агитационного плаката «Клином красным бей белых» в 1920 году. «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, призывающий к объединению сил красной армии для борьбы с белогвардейцами во время гражданской войны. Динамическая композиция плаката и лаконичные геометрические фигуры отлично обыгрывают военное противостояние, а цветовое сочетание белого, черного и красного транслирует боевое напряжение. «Клином красным бей белых» дал начало традициям современного дизайна — использованию абстрактных форм и геометрических композиций.

Эстетика и художественные черты авангарда в живописи

Для данного направления характерны:

эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества

отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира

революционный и подчас разрушительный пафос творчества

отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности

стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира

эпатажный характер поведения и презентации

признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса

поиски Духа как панацеи от материализма

  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)

приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.

В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector