Что читать про авангард
Содержание:
- Бульдозер как аргумент
- Интерьер
- Художники и дизайнеры
- Направления художественного авангарда в России
- Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.
- Авангард: фотографы, режиссеры, видеохудожники, режиссеры.
- Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»
- Каземир Малевич
- Павел Филонов
- История возникновения
- Архитектура
- «Чёрный квадрат»
- Историческое значение русского художественного авангарда
- Василий Кандинский «Композиция 8»
- Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»
- Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
Бульдозер как аргумент
В брежневские времена отношение властей к художественному авангарду практически никак не изменилось. Апофеозом этого конфликта стала знаменитая «бульдозерная» выставка, когда 15 сентября 1974 года на окраине Москвы, в Беляеве, группа непризнанных художников попыталась провести несанкционированную уличную демонстрацию своих работ. План разработали молодые живописцы Виталий Комар и Александр Меламид, которых поддержали коллекционеры Александр Глезер и Оскар Рабин. Они подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре. Формально властям запретить эту выставку не удалось, так как раньше в СССР никогда не проводились такие показы на открытом воздухе и на этот счёт не существовало никаких законов. Однако чиновники нашли другой выход из скользкой ситуации. В указанное время на пустыре под моросящим дождём собравшихся художников встретили люди, одетые в рабочую форму, которых сопровождали поливочные машины, бульдозеры и грузовики с саженцами. Некоторые участники выставки даже не успели распаковать свои картины, как на них напали, стали избивать не только художников, но и зрителей, в том числе иностранных журналистов. В частности, корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой. Всех собравшихся увезли в отделение милиции, правда, позже отпустили. Это событие вызвало большой резонанс в зарубежной прессе, а участники «бульдозерной» выставки тогда же прославились на весь мир. Впрочем, власти вскоре поняли свой промах и пошли на уступки художникам, официально разрешив проведение подобной выставки в Измайловском парке 29 сентября 1974 года
Новая выставка длилась четыре часа и привлекла внимание тысяч зрителей
Вернисаж в Измайлове вошёл в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим нонконформистам, что имело важное значение в истории современного русского искусства
Интерьер
Можно не знать Малевича и Кандинского, но если в человеке присутствует бунтарский и новаторский дух, то авангард в интерьере как раз то, что ему нужно.
Сейчас стиль авангард всё больше набирает популярность в архитектуре и дизайне. Фотографии в этом стиле украшают офисы известных компаний ресторанов. Авангардизм совмещает в себе дух искательства и протеста. Однако создание авангардного интерьера в доме требует индивидуального подхода. Увидеть картинку в журнале и скопировать подобный интерьер у себя в доме не получится. В проектировании интерьера в авангардной стилистике нужно учитывать образ жизни, вкусы и интересы хозяина.
Важно знать, что авангард противопоставлен не столько классицизму, сколько любому стилю, где на первый план выдвигаются формальная красота и рационализм. Нельзя отождествлять авангард с минимализмом в интерьере или хайтеком
Авангардный дизайн предполагает наименьшую функциональность. Здесь во главу угла ставятся цвет и форма в отрыве от функциональности. Идея этого стиля в том, чтобы разрушить связь между красотой и полезностью. Допускаются абсолютно бесполезные, но красивые вещи, что является противоположностью Готическому стилю.
Авангардный стиль ассоциируется с яркостью, эффектностью, нестандартностью. В интерьере обязательно присутствует торжество контрастов. Главное – уметь сочетать цвета и формы, свет и тень. Свежие идеи, эксперимент, детали должны в целом сливаться в единую стилистическую картину.
Цветовые решения
Цвет – одна из основных и принципиальных особенностей авангарда. Яркие цвета в необычных сочетаниях – вот что главное в этом стиле.
Чтобы организовать интерьер в авангардной стилистике, надо смело браться за кисти и краски. Эксперимент с цветом – главное. К примеру, можно покрасить одну стену в белый цвет, а другую – в чёрный. Рядом с белой стеной – расположить чёрное кресло, а на чёрной стене повесить бра со светлым абажуром. Главное – проявить смелость и уверенность, чтобы стиль выглядел естественно.
Материалы
Авангард в плане выбора материала для пола, стен, потолка очень демократичен. Сегодня вполне применимы самые современные материалы: пластик, текстиль, а для отделки – ламинат или линолеум. Потолки (подвесные, разноуровневые) традиционно белого цвета, стены должны быть покрыты краской. Обои с рисунком исключены, только однотонные либо металлизированные. Допускается декоративная штукатурка.
На сегодняшний день выпускается плитка фирмы Опочно в стиле авангард.
Окна и двери
Окна в стиле авангард должны не столько выполнять главную функцию – освещения, сколько стать украшением комнаты. Они используются также для декорации внутренних стен и перегородок. Это сделает интерьер необычным и своеобразным, что в целом является главным для авангардной стилистики. Возможны даже имитации окон.
Важно контрастное оформление окон. Ткань для штор подбирается ярких оттенков, контрастирующих с цветом стен
Уместны рулонные шторы.
Двери могут быть стандартными распашными, но с уникальным дизайном, подчёркивающим общий стиль. Альтернативное решение – раздвижные или складчатые двери из современных материалов.
Декор и аксессуары
Секрет оформления комнаты в стиле авангард в том, что в ней должен находиться центральный предмет (кровать, диван, ковёр на полу, стол и др.), вокруг которого располагается вся композиция. В качестве деталей используются репродукции современного искусства, объёмные стеклянные вазы, необычная посуда.
Освещение комнаты – обильное. Уместно большое количество современных светильников, встроенных в потолок, галогеновых ламп. Акцентом может стать интересная дизайнерская люстра. Большие окна, подиумы, ступени выступают в роли элементов декора.
Мебель
Авангардная мебель оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но вместе с тем функционально сдержанна. Игра с формой только приветствуется. К примеру, диван может быть наполовину круглый, наполовину – квадратный. Допускается разнообразная асимметрия либо предметы мебели простых геометрических форм. В духе авангарда – мебель на коротких ножках, максимально приближенная к полу. Обивка – яркая, но без мелких деталей.
Комнаты в стиле авангард не должны быть перегружены: всегда должно оставаться свободное пространство. Кухня, выполненная из стекла, пластика с мебелью округлых или прямоугольных форм, выглядит очень эффектно. Спальня с выдвижной мебелью, центральный предмет которой – кровать-подиум или оригинальный шкаф-купе, станет уютным местом для уединения. Яркая гостиная с минимальным количеством мебели, с вазами, картинами художников-авангардистов смотрится современно и стильно.
Элемент декора – картина в стиле авангард
Художники и дизайнеры
Известные деятели этой эпохи включают:
- Александр Архипенко
- Владимир Баранов-Россин
- Александр Богомазов
- Давид Бурлюк
- Владимир Бурлюк
- Марк Шагал
- Илья Чашник
- Александра Экстер
- Роберт Фальк
- Моисей Фейгин
- Павел Филонов
- Артур Фонвизин
- Наум Габо
- Нина Генке-Меллер
- Наталья Гончарова
- Елена Гуро
- Василий Кандинский
- Лазарь Хидекель
- Иван Клюн
- Густав Клуцис
- Пётр Кончаловский
- Эжен Конопацки
- Сергей Арксентьевич Коляда
- Александр Куприн
- Михаил Ларионов
- Аристарх Лентулов
- Эль Лисицкий
- Казимир Малевич
- Пол Мансурофф
- Илья Машков
- Михаил Матюшин
- Вадим Меллер
- Адольф Мильман
- Соломон Никритин
- Александр Осмеркин
- Макс Пенсон
- Любовь Попова
- Иван Пуни
- Климент Редько
- Алексей Ремизов
- Александр Родченко
- Ольга Розанова
- Леопольд Сюрваж
- Варвара Степанова
- Георгий и Владимир Стенберги
- Владимир Татлин
- Надежда Удальцова
- Василий Ермилов
- Илья Зданевич
- Александр Жданов
Направления художественного авангарда в России
Это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.
Абстракционизм
Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.
В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).
Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.
Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.
Можно сказать, что и другие направления авангардизма в живописи относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)
Супрематизм
Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.
Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.
В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).
Футуризм
Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.
Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.
Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.
Лучизм
Это направление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.
Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.
М.Ларионов писал:
С 1910 года художник начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.
Примитивизм
Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».
Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.
Отдали дань примитивному и Ларионов, Гончарова и Малевич. Художники-примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.
Конструктивизм
Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.
Его представители считали основным принципом организации произведения — конструкцию. Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.
Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).
Наша презентация
Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.
Джеймс Джойс , ок. 1918 г., фото К. Руфа, Цюрих
Карл Ван Фехтен , Портрет Гертруды Стайн , 1934 г.
- Джоанн Акалайтис (сценарист / режиссер / Mabou Mines )
- Гийом Аполлинер (писатель)
- Антонен Арто (французский актер, режиссер и теоретик)
- ХК Артманн (поэт и писатель австрийского происхождения)
- Хьюго Болл (немецкий писатель, дадаист)
- Дж. Г. Баллард (британский писатель)
- Жорж Батай (французский писатель и публицист)
- Джулиан Бек (актер / режиссер / Живой театр )
- Сэмюэл Беккет (ирландский драматург)
- Морис Бланшо (французский писатель и публицист)
- Хорхе Луис Борхес (аргентинский писатель)
- Андре Бретон (французский писатель)
- Германн Брох (австрийский писатель)
- Кристин Брук-Роуз (британский писатель и литературный критик)
- Уильям С. Берроуз (автор, поэт, эссеист)
- Джим Кэрролл (поэт-авангард)
- Луи-Фердинанд Селин (автор)
- Грегори Корсо (экспериментальный поэт-битник)
- Джейн Кортес (американский поэт и устный художник)
- Э. Каммингс (поэт)
- Джеффри Дэниелс (американский поэт)
- Ги Дебор (французский писатель и философ)
- Джон Дос Пассос (американский писатель)
- Дункан Фаллоуэлл (английский писатель)
- Бенджамин Фондан (румынский / французский поэт, критик, философ-экзистенциалист)
- Ричард Форман (американский режиссер / дизайнер / драматург / композитор)
- Акасэгава Гэнпэй (японский художник и писатель)
- Аллен Гинзберг (поэт)
- Витольд Гомбрович (писатель)
- Ойген Гомрингер (отец конкретной поэзии )
- Ежи Гротовский (директор)
- Стюарт Хоум (писатель)
- Пер Хойхольт (датский поэт)
- Эрнст Яндль (австрийский писатель, поэт и переводчик)
- Альфред Джарри (писатель)
- Джеймс Джойс (писатель)
- Франц Кафка (писатель)
- Тадеуш Кантор (режиссер)
- Лайош Кашак (1887–1967, венгерский авангардный поэт и художник)
- Сречко Косовель (словенский поэт)
- Питер Лаугесен (датский поэт)
- Джексон Мак Лоу , американский поэт
- Мина Лой (британский художник / поэт)
- Димитрис Льякос (писатель / драматург / поэт)
- Джудит Малина (актер / режиссер / Живой театр )
- Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник итальянского футуризма )
- Владимир Маяковский (русский писатель-футурист и поэт)
- Всеволод Мейерхольд (режиссер)
- Генри Миллер (автор)
- Ион Минулеску (румынский поэт, прозаик, новеллист, журналист, литературный критик, драматург)
- Юкио Мисима (писатель, драматург, поэт)
- Владимир Набоков (русский автор)
- Анаис Нин (французский автор дневников, автор, поэт)
- Эзра Паунд (американский поэт)
- Ален Роб-Грийе (французский писатель, драматург, кинорежиссер)
- Раймонд Руссель (писатель)
- Бруно Шульц (писатель)
- Гертруда Стайн (автор, публицист)
- Эллен Стюарт (театральный режиссер / La MaMa )
- Жан Тардье (художник, драматург, поэт)
- Тристан Цара (румынский поэт)
- Урмуз (румынский писатель)
- Илари Воронка (румынский поэт, публицист)
- Уильям Карлос Уильямс (американский поэт)
- Мирослав Ванек (чешский композитор, поэт, певец)
- Станислав Игнаций Виткевич (писатель)
- Роберт Уилсон (режиссер)
- Вирджиния Вульф (английский автор)
Авангард: фотографы, режиссеры, видеохудожники, режиссеры.
Сальвадор Дали и Ман Рэй в Париже, 16 июня 1934 года, делая «дикие глаза» фотографу Карлу Ван Вехтену.
Литовский художник Йонас Мекас — крестный отец американского авангардного кино.
- Джон Абрахам (индийский кинорежиссер)
- Кеннет Энгер (американский режиссер)
- Дайан Арбус (американский фотограф)
- Беренис Эбботт (американский фотограф)
- Мэтью Барни (американский перформанс, режиссер, фотограф)
- Джордан Белсон (американский кинорежиссер)
- Патрик Бокановски (французский кинорежиссер)
- Стэн Брэхейдж (американский кинорежиссер)
- Луис Бунюэль (испанский кинорежиссер)
- Джон Кассаветис (американский кинорежиссер)
- Вера Хитилова (чешский кинорежиссер)
- Жан Кокто (французский поэт, художник, кинорежиссер)
- Брюс Коннор (американский кинорежиссер, скульптор и художник)
- Тони Конрад (американский видеохудожник , экспериментальный режиссер )
- Майя Дерен (американский режиссер)
- Натаниэль Дорски (американский кинорежиссер)
- Жермен Дюлак (французский режиссер)
- Харун Фароки (немецкий режиссер)
- Райнер Вернер Фассбиндер (немецкий кинорежиссер)
- Дэвид Гаттен (американский кинорежиссер)
- Эрни Гер (американский кинорежиссер)
- Жан-Люк Годар (французский кинорежиссер)
- Филипп Грандье (французский кинорежиссер)
- Питер Хаттон (американский кинорежиссер)
- Кен Джейкобс (американский кинорежиссер)
- Алехандро Ходоровски (чилийский режиссер)
- Мэри Джордан (американский кинорежиссер, перформанс, активистка)
- Яромил Йиреш (чехословацкий кинорежиссер)
- Хармони Корин (американский режиссер)
- Курт Крен (австрийский кинорежиссер)
- Стэнли Кубрик (американский кинорежиссер)
- Йорген Лет (датский кинорежиссер)
- Дэвид Линч (американский кинорежиссер)
- Роберт Мэпплторп (американский фотограф)
- Йонас Мекас (литовско-американский кинорежиссер)
- Отто Мюль (австрийский кинорежиссер)
- Дадли Мерфи (режиссер-экспериментатор)
- Рютаро Накамура (японский режиссер и аниматор)
- Никос Николаидис (греческий кинорежиссер)
- Мамору Осии (японский режиссер)
- Пьер Паоло Пазолини (итальянский режиссер, поэт и писатель)
- Симоне Раписарда Казанова (итальянский режиссер)
- Ман Рэй (американец / француз, фотограф и кинорежиссер)
- Ален Рене (французский кинорежиссер)
- Жак Риветт (французский кинорежиссер)
- Жан Руш (этнографический кинорежиссер)
- Рудольф Шварцкоглер (австрийский кинорежиссер)
- Джек Смит (американский кинорежиссер)
- Майкл Сноу (канадский художник, режиссер)
- Сион Соно (японский режиссер, драматург и поэт)
- Штрауб-Юйе (французские режиссеры)
- Фил Соломон (американский кинорежиссер)
- Леопольд Сюрваж (французский художник русско-датско-финского происхождения)
- Сюдзи Тераяма (японский драматург, режиссер, поэт и писатель)
- Ларс фон Триер (датский кинорежиссер)
- Энди Уорхол (американский художник)
- Питер Вайбель (австрийский кинорежиссер)
- Джоэл-Питер Уиткин (американский фотограф)
- Фред Уорден (американский кинорежиссер)
- Кансуке Ямамото (японский фотограф и поэт)
- Тьерри Зено (бельгийский режиссер)
Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»
Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала» 1920 год
О художнике
Владимир Татлин родился в Москве в семье железнодорожного инженера-технолога. Когда Татлину было 11 лет, его семья переехала в Украину. Мальчик поступил в Харьковское реальное училище. Там он впервые проявил талант к рисованию. В 14 лет Татлин сбежал из дома и после долгих скитаний по России оказался в Москве. Он устроился в иконописную мастерскую и подрабатывал в декоративных мастерских Оперного театра Солодовникова. В 1902 году Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда несколько лет спустя не приняли Малевича. Однако через год художника отчислили из-за неуспеваемости. Татлин посещал занятия московских и петроградских частных художественных студий. Эти мастерские сыграли важную роль в зарождении движения русского авангарда: именно там Татлин познакомился с Маяковским, Хлебниковым, Ларионовым. С 1911 года он стал участвовать в выставках и сотрудничать с другими художниками. Татлин работал в направлении конструктивизма. Отличительной особенностью этого течения являются геометрическая строгость и лаконичные формы.
О произведении
В 1920 году художник получил разрешение на создание модели башни и ее демонстрации на октябрьских праздниках. Татлин добился внимания к своему произведению не только европейского художественного сообщества, но и советских властей. По приглашению Луначарского Ленин приехал посмотреть на модель башни. Однако с 1921 года началась борьба большевиков с футуризмом, и проект строительства «Памятник III Коммунистического интернационала» не был реализован.
Башня представляла собой открытую конструкцию из металлического каркаса. Внутри крепились четыре застекленных объема: куб, полусфера, цилиндр и пирамида, в которых должны были размещаться различные учреждения. Каждый из этих объемов должен был вращаться вокруг своей оси подобно космическим светилам. Башню Татлина часто сравнивают с архитектурой востока, в частности Эль Лисицкий в своей книге «Россия. Реконструкция архитектуры в советском союзе» говорит о том, что Татлин использовал спиралевидную форму памятника, вдохновившись пирамидой Ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде, которая находится на территории нынешнего Ирана.
Каземир Малевич
Супрематизм от слова «супрем» — «высший», незадолго до революции изобрел Каземир Малевич.
Казимир Малевич. Цветочница. Этюд. 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам.Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914—1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вот Малевич импрессионист, вот Малевич кубофутурист, и вот он подошел, наконец, к своему знаменитому «Черному квадрату». Квадрат, круг, крест – три геометрических элемента живописи Малевича – ее фундамент и алфавит.
Вокруг Малевича всегда шумели и суетились. Он умел внушить неограниченную веру в себя. Ученики его боготворили, как Наполеона армия.
Черный квадрат стал эмблемой нового искусства: квадрат носили на рукавах, квадрат рисовали в конце писем, вместо подписи.
Малевич ощущал себя властителем дум, он мечтал нарядить жителей Земли в супрематические одеяния, супрематически раскрасить города, он приветствовал Революцию.
Она должна была воплотить в жизнь его грандиозные планы. Его темперамент и честолюбие только теперь становились в полной мере востребованы.
Павел Филонов
Вернемся, однако, к выставке в Эрмитаже. Малевича в те дни в Петрограде не было. Зато был Филонов. Николай Пунин восхищался Филоновым.
Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПавел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Павел Филонов. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Свой метод Павел Филонов называл «аналитическим». Большие холсты писал маленькой кистью, нанося ей тысячи и тысячи точек, и твердил себе: «Трудись, как трудиться природа, упорно и точно, рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался».
Живопись Филонова — это крик человека, которому больно и страшно, в населенных чудовищами городских джунглях. Этот мир можно разрушить и на развалинах царствах Зла построить царство Добра. Филонов не только принял Революцию, более того, он сразу ощутил себя ее главным художником.
Картина художника, наиболее расхваленная критиками, была из цикла «Ввод в Мировой расцвет». Мировой расцвет, судя по всему, близился, большевистская Республика держалась уже целых два года. В день ее рождения в Петрограде и в других городах устраивался грандиозный праздник.
Молодые художники русского авангарда украшали улицы и площади огромными, разрисованными полотнищами. Революционные вожди объявляли: «Пожар пролетарских восстаний вот-вот перекинется на другие страны. Пора ставить памятники тем, кто подготовил приход новой Эры».
Памятники открывали по воскресеньям. Эти фигуры и головы агитационным целям служат плохо. Человечеством столько понаделано фигур и голов, что право же ни кого более это занятие не интересует. Форма человеческого тела не может отныне служить художественной формой.
История возникновения
К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.
Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.
Искусство авангарда
Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Характерные черты авангарда:
- осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
- революционно-разрушительный пафос;
- антитрадиционность;
- принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
- эпатажность и даже скандальность;
- стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.
Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.
Архитектура
Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.
Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.
Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.
Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.
Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.
Школа управления “Сколково”, Москва
«Чёрный квадрат»
Именно в это время, в декабре 1913 года, в эскизах декораций и костюмов, написанных художником Казимиром Малевичем к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», впервые появился знаменитый «Чёрный супрематический квадрат». По мысли автора, он означал «пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы». Изобретённое Малевичем направление в искусстве, супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) предполагал выражение структуры мироздания в геометрических формах. В этой опере чёрный квадрат появлялся на сцене вместо солнечного круга. Первая постановка состоялась в конце 1913 года в Санкт-Петербурге, а декорации к ней вместе с эскизами Малевича и первым «Чёрным квадратом» ныне считаются утерянными. Но художник впоследствии на протяжении 15 лет создал целый цикл супрематических картин, в том числе не менее четырёх «Чёрных квадратов», и у каждого из них на обороте писал дату. Ныне в Третьяковской галерее выставлен «Чёрный квадрат» 1915 года. Сейчас это полотно считается одним из самых известных и обсуждаемых произведений русского искусства. А в начале XX века творческая интеллигенция в России восприняла картину как вызов не только общественному вкусу, но и как антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал о «Чёрном квадрате» так: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Другие искусствоведы говорили о произведении Малевича, что это — тотальная пустота и вообще конец мира, его смерть. Впрочем, и сам Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать, поскольку сам не понимает, что же такое создал. В сталинское время в искусстве возобладало единственное, идеологически правильное направление — социалистический реализм. Отношение официальных властей к супрематическим работам Казимира Малевича в эти годы было, мягко говоря, настороженным. Сохранившиеся произведения художника на долгие десятилетия убрали в запасники, и с 1930-х до конца 1970-х годов в СССР не было выставлено ни одного его полотна.
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем — он:
открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь
Василий Кандинский «Композиция 8»
Василий Кандинский «Композиция 8», 1923
О художнике
получил юридическое образование и долгие годы посвятил праву и национальной экономике, но в 30 лет решил бросить науку и заняться живописью. Он окончил Мюнхенскую академию художеств, работал в России и Германии. Сначала Кандинский работал в традиции немецкого экспрессионизма. В этом периоде он в основном писал пейзажи, в которых прослеживается влияние фовистов и французских постимпрессионистов. С 1910 года художник стал работать с абстракцией. Кандинский участвовал в выставках московского художественного объединения «Бубновый валет» и мюнхенского объединения «Синий всадник». С 1918 по 1921 год преподавал во и с 1922 года работал в «Баухаусе» вплоть до закрытия школы. Василий Кандинский также известен своими теоретическими трактатами о живописи.
О произведении
Произведение «Композиция 8» — самая известная работа холодного периода творчества Кандинского. Работы этого периода отличаются абстрактными геометрическими формами и композиционной строгостью. В период завершения работы над «Композицией 8» Кандинский пишет свой знаменитый трактат «Точка и линия на плоскости», в котором подробно излагает свои художественные принципы. Он называет точку и линию — простейшими материальными элементами, которые лежат в основе всех произведений. Кандинский также исследует эмоциональную окраску этих элементов. Кандинский говорит о точке, линии и плоскости в первую очередь как об эмоциональных, а потом уже геометрических объектах (например, он говорит, что точка является «связью молчания и речи»). Таким образом, картина «Композиция 8» является воплощением тех теоретических воззрений, которые Кандинский излагает в трактате «Точка и линия на плоскости».
Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»
Эль Лисицкий «Клином красным бей белых» 1920 год
О художнике
Долгое время занимался иллюстрациями еврейских сказок и оформлением книг. В 1918 году его пригласили преподавать в Витебское народное художественное училище, и осенью 1919 года произошло его знакомство с Казимиром Малевичем. Эта встреча стала определяющей для карьеры Лисицкого: после нее он обратился к супрематизму и нашел собственное художественное русло. Лисицкий начал работать в поле беспредметного и стал развивать свой уникальных художественный язык — в 1920 году он изобрел свои знаменитые проуны, геометрические композиции, напоминающие архитектурные чертежи.
О произведении
Политуправление Запфронта Красной Армии заказало у Лисицкого создание агитационного плаката «Клином красным бей белых» в 1920 году. «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, призывающий к объединению сил красной армии для борьбы с белогвардейцами во время гражданской войны. Динамическая композиция плаката и лаконичные геометрические фигуры отлично обыгрывают военное противостояние, а цветовое сочетание белого, черного и красного транслирует боевое напряжение. «Клином красным бей белых» дал начало традициям современного дизайна — использованию абстрактных форм и геометрических композиций.
Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
Для данного направления характерны:
эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
революционный и подчас разрушительный пафос творчества
отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
эпатажный характер поведения и презентации
признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
поиски Духа как панацеи от материализма
- с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
- с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)
Если европейские авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.
В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).
Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.
Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.