Русская правда ярослава мудрого

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Содержание

«Древнейшая Правда» содержит 18 статей. Ими предусматривалось право кровной мести, наказание за убийство в виде штрафа, наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.; имеется ряд процессуальных норм.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

В первой статье предусматривалось право родственников на кровную месть за убийство. Мстить могли брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. В той же статье названы некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство: «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь». Данный список толкуется исследователями следующим образом:

  • русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
    • гридин — представитель боевой дружины;
    • купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
    • ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
    • мечник — сборщик штрафов;
  • изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Согласно ст. 2, человеку избитому до крови или синяков не нужно было представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок был необходим. Если пострадавший не мог за себя мстить, нарушитель платил «за обиду» 3 гривны и оплачивал услуги лекаря. По ст. 3 за удар кулаком или тупым предметом взималась плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. По ст. 4 за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Согласно ст. 5, нанесение травмы, приведшей к лишению руки, каралось платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 и 8 устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца и 12 гривен — за повреждение усов и бороды. Ст. 9 определяла плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Если один муж толкнёт другого, согласно ст. 10, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг, ему не нужно было предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.

Согласно ст. 11, если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, платил последнему 3 гривны «за обиду». По ст. 12 езда на чужом коне без спроса наказывалась платой в 3 гривны. Пользование чужим конём, оружием или одеждой по ст. 13 наказывалось платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).

Согласно ст. 14, человек, опознавший похищенную у него вещь, не мог сразу вернуть её себе, но сначала должен был отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. По ст. 15 дело об отказе должника в уплате долга решалось на перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». По ст. 16 человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен был по своду идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.

Согласно ст. 17, если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдавал его, то платил истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец был вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Последняя ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копьё, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.

Краткое содержание и главные положения

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:

  • административных;
  • процессуальных;
  • правовых;
  • уголовных;
  • семейных;
  • гражданских.

После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».

Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.

Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:

  • о разделении общества на социальные слои;
  • о привилегиях землевладельцев;
  • об общих положениях холопов;
  • о наследственном праве собственности.

https://youtube.com/watch?v=5v_BGzXfQ5c

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно. Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы. Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти. Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка. К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород. Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Это интересно: Призвание варягов на Русь — рассмотрим по порядку

Основные положения «Правды Ярославичей»

Новая редакция законов содержала следующие позиции:

  • защиту элитарной верхушки общества;
  • защиту жизни каждого человека, а также его имущества. Даже за нанесение оскорбления предусматривался штраф, и уплачивал его зачинщик скандала. Если оскорбление наносилось холопом, ответственность нес его хозяин;
  • закрепление неравноправного положения людей. За насильственную смерть привилегированного княжеского слуги или управляющего княжеским хозяйством предусматривалось наказание в виде уплаты 80 гривен, в то время как за убийство княжеского старосты налагался штраф всего в 12 гривен. Однако, по сравнению с кодексом законов Ярослава Мудрого размер виры, то есть денежного возмещения, значительно возрос;
  • отмену кровной мести, которая признавалась пережитком язычества. Это положение считалось главным нововведением данного кодекса;
  • определение противоправных действий, относящихся к преступлениям. Основными нарушениями закона считались убийство, надругательство над женщиной, воровство, повреждение имущества.
  • «Правда Ярославичей» пересмотрела требования к судебному разбирательству дел. Отныне для установления истины требовались показания свидетелей. Если таковых людей у пострадавшей стороны не было, и истец не мог предъявить следы телесных повреждений, судебный процесс прекращался из-за отсутствия улик.

Кроме того, новый сборник законов устанавливал порядок выплаты жалованья княжеской прислуге.

Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира

  1. Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
  2. Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
  3. Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.

Интересный факт! Название «уголовный» произошло от древнерусского «головщина», что означало убийство.

Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.

Исполнители проекта

Общее руководство проектом:
А.И. Алексеев, заведующий Отделом рукописей Российской национальной библиотеки

Оперативное руководство реализацией проекта:
М.А. Шибаев, зав. Сектором информационно-библиографического обслуживания ОР РНБ

Разработка концепции проекта:
М.А. Шибаев, Е.А. Ляховицкий, зав. ЛКИиНТЭД ОР РНБ 

Подготовка текстов и комментариев:
М.А. Шибаев

Техническая подготовка материалов проекта для веб-представления:
Б.Л. Исаев, н.с. ЛКИиНТЭД ОР РНБ, Е.А. Ляховицкий 

Оцифровка рукописей:
Е.А. Ляховицкий 

Координация технических работ:
С.В. Горбунов, заведующий Отделом информатизации;
А.Л. Пашкова, заведующая Отделом интегрированых библиотечных систем;
А. А. Варгузов, заведующий группой интернет технологий;
П.А. Дременков, заведующий группой администраторов 

Web-мастер:
В.А. Черноусова, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ. 

Web-дизайн:
И.В. Подопригора, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ

Основные юридические нормы

Юридические нормы, зафиксированные в Русской Правде, восходят к древним обычаям, существовавшим у восточных славян с незапамятных времён. В особенности это имеет отношение к положениям, регламентирующим наказания за уголовные преступления. Для всех родоплеменных обществ (и восточные славяне в этом не исключение) характерен обычай «кровной мести». Когда государственных органов полиции и уголовного розыска ещё не существовало и в помине, делом розыска и наказания убийц и других преступников занимались родственники убитого или пострадавшего. А сами родственные связи имели в те времена существенно большее значение, нежели в наши дни. Выжить в одиночку в древние времена без поддержки родных и близких было крайне трудно. Государство такой поддержки оказывать не могло. Поскольку оно находилось ещё на ранней стадии своего формирования и ставило перед собой в основном лишь военные и фискальные задачи.

В Русской Правде обычай «кровной мести», практика наказания убийством за любое даже непреднамеренное убийство, не упраздняется и не запрещается, но предлагается для тех пострадавших, кто добровольно откажется от «кровной мести» виновникам, удовлетвориться крупным денежным штрафом. Такой штраф за убитого называли вирой. Именно эта норма о возможности штрафа за убийство зафиксирована в самой первой статье Русской Правды, с которой её текст и начинается. Аналогичные денежные штрафы вводились не только для убийц, но и для виновных в иных серьёзных преступлениях, таких как поджоги или кражи. Тут очевидна заинтересованность верховной княжеской власти в народосбережении. Обычай «кровной мести» явным образом вёл к взаимоистреблению, а верховная власть уже в те времена нуждалась в увеличении численности населения, а не в том, чтобы подданные неконтролируемо убивали друг друга.

В Правде Ярославичей размер штрафов за убийства и другие преступления серьёзно варьировался в зависимости от социального и сословного положения потерпевшего. Жизнь княжеского дружинника оценивалась выше, чем жизнь рядового свободного общинника. А та в свою очередь стоила выше, чем смерть слуги или холопа. Разница могла быть шестнадцатикратной.

В Русской Правде встречается описание таких процессуальных процедур как дача свидетельских показаний, очная ставка. Есть понятие «гонение следа». Его можно сопоставить с современным аналогом – расследованием «по горячим следам». Если след преступника вёл в какой-либо дом, то согласно нормам Русской Правды этого было достаточно для вынесения обвинительного приговора в отношении хозяина дома. Если след приводил во владения сельской общины, а отдельный дом при этом выявить не удавалось, то за преступление следовало нести коллективную ответственность всем общинникам. То есть по сути дела действовал принцип круговой поруки, предполагавший, что общинники должны нести ответственность друг за друга. Принцип круговой поруки в русской деревенской общине действовал очень долго, в отношении налогооблажения общинных крестьян вплоть до столыпинской реформы начала XX века.

В Русской Правде описана и процедура, согласно которой в случаях, когда расследование заходило в тупик, и убедительных улик в отношении подозреваемого не находилось, тому надлежало пройти то или иное испытание, так называемый «ордалий». Для такого испытания могло применяться раскалённое железо, которое надлежало брать голыми руками.

Применение «ордалия» и других подобных процедур свидетельствует о том, что в Русской Правде содержались очень архаичные элементы, явно практиковавшиеся у восточных славян задолго до их закрепления в письменной форме. Вместе с тем стремление верховной власти к преодолению традиций «кровной мести» и существенная дифференциация в размере штрафов за преступления в зависимости от сословного положения жертвы, есть яркое свидетельство укрепления феодальных отношений и заметного социального расслоения в древнерусском обществе к моменту фиксации этих юридических норм в XII веке.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

История создания и авторы

Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:

  • Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
  • Святослав (1027-1076).
  • Всеволод (1030-1093).

Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.

Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.

В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.

Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.

В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:

  • Чюдин;
  • Микула;
  • Микифор Кыянин;
  • Коснячко;
  • Перенег.

Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».

Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.

Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.

Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.

Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector