Правление княгини ольги

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Святая княгиня Ольга

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

Храм княгини Ольги в Киеве

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Академическая роспись, мозаики и фрески

Распространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства:

«Европейское влияние не только не дало ничего выдающегося, но привело наше религиозное искусство к полному почти упадку, превратилось в формальное, безжизненное искусство, академически натуралистическое, с святыми – натурщиками и манекенами».

Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых.

«Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг.

Самая знаменитая икона

Она создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг.

Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х.

Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»

Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы.

Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996

Другие изображения

Среди других икон святой можно выделить:

  • ее образ кисти М.В.Нестерова, созданный для иконостаса южного придела Киевского Владимирского собора; княгиня представлена юной девушкой в традиционных княжеских одеждах, бережно прижимающей к себе крест; глаза святой отражают скорбь, тревогу о судьбе христианской веры, ее последователей;
  • известную мозаику Исаакиевского собора (Петербург), где княгиня облачена в одежды, подобные византийским; она держит крест;
  • редкое изображение святой как старицы представляет другая мозаика, из храма Спаса-на-Крови в Петербурге; княгиня представлена вместе с внуком, св. Владимиром.

Сказ о том, как княгиня Ольга о душе русской заботилась

Ольга стремилась подружиться с влиятельными соседями и перенять у них то, что могло пригодиться молодому Древнерусскому государству. И ей это удалось! В правление княгини Ольги Киевская Русь заметно расширила международные связи и наладила отношения с Византией, Болгарией, Польшей, Чехией и другими странами.

Положила начало каменному градостроению

Строили в те времена из дерева — красиво, но ненадёжно: любой пожар мог уничтожить целый город. Поэтому княгиня решила начать строить из камня. Среди первых каменных зданий Киева — городской дворец Ольги и её загородный терем.

Приняла христианство, что в скором времени привело к крещению Руси

Согласно легенде, крещения Ольга добилась хитростью. Княгиня была с официальным визитом в Константинополе, столице могущественной и богатой в те времена Византии. Красивая вдова приглянулась императору, который решил взять её в жёны. Умная Ольга отметила, что она язычница, а христианину негоже брать «варварку» замуж. Тогда царь лично провёл обряд крещения княгини Ольги, которая приняла имя Елена. Когда император попробовал во второй раз добиться расположения княгини, та ответила, что она теперь его крёстная дочь, и брак всё так же невозможен. Царь оценил разумность княгини, щедро наградил её и отпустил восвояси.

Сын Ольги принять христианство отказался (боялся, что дружина засмеёт), а миссию Ольги продолжил её внук, киевский князь Владимир Красное Солнышко. Да с каким размахом! Благодаря ему в православие была обращена вся Русь.

Крещение Руси состоялось в 988 году

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Крещена именем Елена

Предварительно определившись со взглядом на крещение Руси, Ольга снарядила большой флот и отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси.

Рассматривая вопрос о том, в каком году Ольга приняла христианство, нужно сказать, что однозначного ответа на него пока нет. Если ориентироваться на «Повесть временных лет», то там это событие относится к 955 году, и говорится, что оно свершилось в Константинополе.

При этом отмечается, что ее лично окрестил император Константин VII вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ее нарекли Еленой – так же, как и царицу, мать императора Константина I, жившую в 3-4-м веках.

Она прославилась благодаря деятельности, связанной с распространением христианства и проведением раскопок в Иерусалиме, в процессе которых были обретены реликвии, связанные со Страстями Господними. Рядом церквей Елена почитается как равноапостольная святая.

Крещение в Киеве в 957-958 гг.

«Хроника продолжателя Регинона» и более поздние византийские источники говорят о крещении Ольги именно в Константинополе при Константине VII. Вероятно, установилась некая традиция, в соответствии с которой было выгодно считать, что русская княгиня приняла христианство именно там и тогда.

Понятно, почему немецкий хронист (предполагают, что им был сам Адальберт) предпочитал утверждать, что Ольга крестилась в Константинополе у императора. Вырвать у православной церкви на сторону католической правителя огромной страны казалось почётно. Не менее понятно, что в 11 веке, уже после крещения князя Владимира, византийским историкам также хотелось считать, будто Ольга приняла христианство из рук басилевса. Ведь таким образом насаждалась идея о давней ориентации Руси на Византию и изначальной зависимости Русской церкви от Константинопольской.

Но, учитывая свидетельства современных событию источников, Ольга, скорее всего, была крещена в промежутке между октябрём 957 года, когда она покинула Константинополь, ещё будучи язычницей, и 959 годом, когда она уже как христианка Елена обратилась к германскому императору.

Вероятнее всего, крещение произошло в Киеве, где и прежде имелись общины христиан. К крещению мог быть причастен клирик Григорий, который был с Ольгой в Константинополе. Учитывая просьбу Ольги-Елены к Оттону I, русская княгиня считала себя связанной с православной церковью не сильнее, чем с католической. Вернее, она ещё не выбрала тогда, на какой церковно-политический центр тогдашнего мира ей лучше ориентироваться.

Значение в православии

Святая княгиня Ольга проповедовала веру в Христа и хотела основать епархию на Руси. Вместо языческих святилищ строились храмы. День воздвижения храма Софии Премудрости был церковным праздником. Его центральной реликвией стал деревянный Крест из Животворящего Древа Господня, подаренный в Константинополе после крещения. Храм построили на могиле одного из первых исповедников христианской веры — Дира. Могилу Аскольда Ольга украсила Никольским собором.

Княгиня Ольга преодолевала бунты язычников, среди которых нашлось много приближенных к ней бояр. Чтобы одолеть идолопоклонство, она торопилась создать митрополию. Но Византия отказалась помочь, и княгиня обратилась к Германскому правителю. Епископом Русским был назначен Адальберт Трирский. Но он не смог склонить язычников к христианству. Находиться в Киеве стало опасно для его жизни, и епископ уехал. По дороге несколько его помощников были убиты.

Святая княгиня заложила фундамент русского православия. Ее дело завершил князь Владимир. Ольге не удалось крестить Русь, но суждено было воспитать ее крестителя. Ныне она — покровительница новообращенных в христианскую веру и вдов.

Родители и происхождение

В некоторых летописях Пискаревский летописец, Холмогорская летопись приводится информация, что Ольга была дочерью Вещего Олега, следовательно, женив Игоря на ней он добавил к правящей династии собственную кровь.

В то же время, Иоакимовская летопись, приводимая В. Н. Татищевым в «Истории Российской»В. Н. Татищев — , сообщает о том, что Ольга была «из рода Гостомысла» и звали её до свадьбы Прекраса. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой«Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Высказывалась также версия о происхождении Ольги из БолгарииНа основе сообщения «Нового Владимирского Летописца»,рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году..

О матери Ольги информации не сохранилось, начало истории жизни княгини до сих пор вызывает споры между историками — летописи не упоминают никаких фактов из детства княгини, или других её родственниках. Фактически, Ольга появляется при упоминании свадьбы Игоря Рюриковича, устроенной Олегом Вещим в 903 году.

Князь Олег.Гравюра неизв. худ.

Свадьба Игоря и Ольги

Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет:

Существует и другая легендаизложена в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился, но подойдя к быстрой реке не смог преодолеть её ввиду отсутствия лодки.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой.Художник В. К. Сазонов

Пораженный красотой девушки, князь попытался было завести разговор и склонить её к любовной связи, однако получил отпор:

О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Вплоть до 945 года имя княгини Ольги не упоминается в летописях.

События накануне начала активной политической жизни княгини Ольги

«Смерть князя Игоря»Худ. Чориков Б. А.
В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться и вновь пройтись по древлянским землям.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Свидетельство византийского императора

Забавно читать вымысел позднейшего летописца, по которому только что окрещённая русская княгиня предстаёт лучшим знатоком канонического церковного права, чем государь православной империи, да к тому же написавший трактат «О церемониях» в Византии. Не менее смешно сватовство женатого Константина к вдовствующей княгине русов, которой на тот момент, согласно той же летописи, было 62 года от роду.

За разъяснением обстоятельств желательно обратиться к свидетельству того же Константина. Он описывает визит Ольги в книге «О церемониях». По называемым им точным календарным датам это событие произошло не в 955, а в 957 году. Император, столь педантичный в изложении придворных обрядов, ничего не говорит о крещении Ольги. А ведь принятие христианства правителем соседней «варварской» страны всегда было огромным событием в политике Византии. С этого момента такая страна считалась приобщённой к кругу цивилизованных государств в качестве вассала Византийской империи.

Если бы такое событие состоялось при Константине, да ещё с его участием, тогда он непременно упомянул бы его. Но он говорит только о приёме, торжествах по этому случаю. Он также сообщает, что в свите Ольги находился священник по имени Григорий, не раскрывая, однако, его происхождения

Немаловажно, что Константин везде называет Ольгу её языческим именем и ни разу не упоминает её христианского имени Елена

Очевидный вывод из этого свидетельства – к моменту визита в Константинополь в 957 году Ольга ещё не была крещена.

Иконография

Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.

Как изображают

Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.

  • Ольга изображается стоящей;
  • в руках ее крест, с которым обычно изображают проповедовавших Христа;
  • на левой руке княгини чаще всего изображается как бы держимый ею храм;
  • одежды святой – царские или княжеские; при этом на ранних образах это чаще всего византийские облачения, а также корона; позже появляются иконы княгини, облаченной русскими княжескими одеждами, в традиционной для княгинь шапке.

Какие символы используют

Среди них:

  • крест, по слову св. Апостола, говорившего: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18);
  • церковь; это – отсылка к возведенному по повелению княгини Троицкому собору Пскова, но также – свидетельство того, что княгиня строила на Руси и другие храмы, распространяя веру;
  • одежды святой обычно имеют алый и золотой цвета; оба являются символами достоинства власти, но также символами Царства Небесного.

Богословский смысл

По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.

До князя Владимира

Киевскую Русь не нужно представлять каким-то мирком «за железным занавесом». Это было обычное восточноевропейское средневековое государство. Языческие культы в нём соседствовали с христианством. Во всяком случае, об этом говорят находки археологов. Первые христианские церкви, от которых не осталось ничего, кроме фундаментов, существовали во всех крупных тогдашних городах, в том числе в Киеве и Новгороде: А если существовали церкви, то существовали и прихожане. Иначе зачем бы строить церковь? Вот только эти церкви были, скорее всего, не совсем правильные с точки зрения официального православия. Они были ари-анского толка, поскольку первое христианство пришло на Русь из Болгарии. Арианство в Константинополе считалось еретическим учением. Иначе зачем бы существующие в Киеве христианские церкви после всеобщего крещения пришлось заново освящать прибывшим из Византии церковнослужителям? Ольга после своего «якобы крещения в самом Царьграде» построила несколько новых храмов. И их тоже пришлось переосвящать. Во времена Константина считалось, что православных церквей в Киевском государстве не существует. Ромеи своих священников на Русь не отправляли. Напротив, Киевскую землю в Византии считали «злокозненной в нашей вере», в отличие от «поганых земель», где жили настоящие язычники. Но откуда бы на Руси взяться болгарскому арианству?

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.

Ин тропарь, глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, е́ллинский (из Минеи МП), глас 3

Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь (из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой), глас 3

Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.

Ин кондак, глас 4

Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.

Ино величание

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?

Однако вопросы на этом не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о том, что Ольга была крещена, и не разъясняет цели ее приезда. Среди сопровождающих правительницы Руси называется священник по имени Григорий. Основываясь на этом, некоторые из историков высказывают предположение о том, что во время приезда в Константинополь княгиня уже приняла христианство. Тогда в связи с чем император называет ее языческим именем?

О крещении в византийской столице говорится и у Продолжателя трудов Регино Прюмского, автора «Всемирной хроники» 10-го века. Там упоминается имя императора Романа II, что наводит на мысль о 957 годе. Свидетельство этого автора считают достоверным, так как историками предполагается, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который находился во главе неудачной миссии в Киев в 961 году и имел сведения из первых рук.

Крещение княгини Ольги — кратко

Ольга была женой князя Игоря.

Онаправила Русью на протяжении15 лет и вошла в историю какпервый правитель, принявший по своей воле христианство. Во время крещения Ольгаполучила имя Елена. В память о ее правлении снято много фильмов, написано немало портретов, а в Пскове в ее часть назван мост, набережная, а также часовня.

1. Детство и юношеские годы.Родилась будущая княгиняв конце 9 века , более точная дата ее рождения историкам не известна. Точно известенвозраст, в котором умерла княгиня (80 лет) и возраст, в котором она вышла замуж (10 лет) . Исходя из этих данных, ученые пришли к выводу, что920 год является приблизительным годом ее рождения.

Родилась Ольга в маленькой деревушке под Псковом. Согласно одним источникам родители ее были простыми крестьянами. Их имена до наших дней не сохранились. По другой версии Ольга была дочерью Олега, управлявшего страной, пока Игорь был маленьким. Считается, что именно Олег способствовал свадьбе Игоря и Ольги. Однако данная версия не имеет доказательств.

2. Правление Русью.

Когда Игоря убили, его сыну было три года и Ольге пришлось взять бразды правления страной в свои руки. Оказавшись у власти, Ольга отомстила древлянам, убийцам своего мужа.

Убив Игоря, древляне надеялись, что Ольга выйдет замуж за их князя. Они хотели объединения земель, создав тем самым могучее для тех времен государство. Князь посылал сватов к Ольге два раза. Первых она закопала живьем, а вторых сожгла. После чего поехала к древлянам, чтобы совершить погребальный ритуал в честь Игоря. Ритуал подразумевал большое пиршество, во время которого Ольга опоила древлян, а ее солдаты их убили. По имеющимся данным, древляне в ходе ритуала потеряли около 5000 человек.

Затем Ольга предприняла поход на земли древлян. После непродолжительной осады города, Ольга сожгла его. Выжившие во время этого пожара стали выплачивать дань Руси.

Повзрослев, сын Ольги подолгу не был дома, он уделял много времени походам. Поэтому в его отсутствие Ольга продолжала управлять страной. На ее счету множество реформ, создание торговых центров, которые во многом упростили сбор дани. Для каждого княжества, подчинявшемуся Киеву, Ольга установила сумму налога и дату его выплаты.

Поняв, что дома из дерева легко загораются, она первой приняла решение при строительстве использовать камень. На Руси первыми каменными постройками стали дворец и дом Ольги.

3. Крещение княгини.

В 955

годуОльга приняла христианство. Согласно сохранившимся данным крещение она приняла в Константинополе от самого императораКонстантина7 и получила имя Елена.

Из Константинополя Ольга привезла в страну христианские книги и иконы.

Ольга хотела, чтобы ее сын тоже принял христианство. Святослав не запрещал своим подданным менять религию, однако сам креститься не желал.

Находясь у власти, Ольга построила на Руси много храмов, а в городе Пскове воздвигла монастырь.

Княгиня предприняла поездку в северные земли страны, где крестила всех стремящихся принять христианство. Она уничтожала языческие идолы, встречавшиеся ей, и на их месте устанавливала христианские.

Княжеские войска негативно относились к христианской религии. Они оставались верны язычеству и убеждали князя в том, что принятие новой религии сделает Русь более слабой. Но Святослав не хотел спорить с Ольгой.

Ольга мечтала сделать христианство главной религией в стране, но это ей не удалось. Войска настояли на том, чтобы она прекратила свои походы. Своим двум внукам Ольга привила любовь к христианству. Но крестить их не решилась, поскольку боялась за их жизнь. В воспитании внуков Ольга сыграла важную роль. Впоследствии придя к власти, они продолжили дело Ольги и внедряли христианство по стране.

Неизвестно когда точно Ольга полностью отказалась от правления страной. Святослава часто не было дома и Ольге приходилось замещать его на престоле. Постепенно она отдала сыну власть над северными землями, а затем и над всей страной.

4. Смерть.

Ольга умерла примерно в 969

году от болезней старости. Она была предана земле по христианским обычаям. В11 веке мощи Ольги вместе с мощами других святых были перенесеныв церковь Богородицы в Киеве, а в13 веке мощи княгини были канонизированы.

Месть древлянам

Началом ее правления можно считать отмщение убийцам Игоря, которое состояло из четырех частей. Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего князя Мала. После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми. В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», — так говорили о женщинах в те времена. Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Факты о характере княгини

Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.

Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.

Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.

Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.

Краткая биография

Архонтисса Ольгарис. из старой книгиПодробная биография

Княгиня Ольга (Ольга Святая или Ольга Мудрая) — единственная женщина-правительница в Древней Руси. Взяла бразды правления в качестве регента при своём малолетнем сыне Святославе после смерти его отца Игоря Рюриковича.

Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.

Согласно Повести Временных Лет Ольга прошла обряд крещения в 955 году, в Константинополе. Её визит описан византийским императором Константином VII Багрянородным под 957 годом.

Первый военный поход Святослава ПВЛ упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга.

В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты.

В 969 году Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector