Родина святой княгини ольги: взорванный камень, целебный источник и невидимый дворец

Ольгин колодец

Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец)

Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».

С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.

Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.

Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.

Почитание

Оно началось задолго до церковной канонизации. Так, мощи святой находились в Десятинной Успенской церкви, построенной кн. Владимиром. А первые описания чудес датируются XI в.

Иконы, храмы, картины, памятники, фильмы, стихи

Образы святой представляют ее в княжеских одеждах, с крестом, как равноапостольную. Часто Ольгу пишут держащей рукой белокаменный храм. Это Троицкий собор Пскова, основанный ею по Божественному видению.

В Псковской области насчитывается более десятка храмов, часовен княгини, а всего в мире церквей св. Ольги не менее 100.

Кроме того, образ равноап. Ольги воплощен:

  • не менее, чем в 6 памятниках, включая знаменитый «Тысячелетие России»; скульптуры угодницы Божией украшают Москву, Псков, Киев, другие города;
  • о ее жизни создано 6 художественных фильмов, в основном в 2000-е гг.;
  • к настоящему времени известно более десятка романов о св. Ольге, ей посвящали стихи поэты. Одних авторов, как Н.Гумилева, привлекает сила ее чувств, даже жестокость времени, когда она была язычницей, другие пытаются поразмышлять об Ольге-христианке.

Образ святой Ольги на входе в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Медь, чеканка

Вот как видит ее поэт Александр Булынко:

В глуби веков родилось имя.

Там, у языческих корней,

Творила мудрая княгиня

Прообраз родины моей.

И первая сменила Веру,

Праправнукам подав пример…

Её черпаем полной мерой

На православный свой манер.

Тысячелетье ставим свечи

Между руин и алтарей

И говорим: « Ещё не вечер!»

Мы в ожидании лучших дней.

Наш путь к смиренью от гордыни

Большак иль узкая тропа?

Кто ты – богиня иль рабыня?

Кто мы – народ или толпа?

Мы в именах храним святыни

Печальной родины своей.

В глуби веков родилось имя

И дожило до наших дней.

Особенности архитектуры и убранства

Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Она представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке:

«Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные.
К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. Эскизы росписи купола и стен, выполненные им, сейчас хранятся в Русском музее.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником. Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников Божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: святой Архангел Михаил, святая равноапостальная княгиня Ольга, святой Николай Чудотворец, святая Анастасия, святой Георгий Победоносец, святые Александр, Сергий Радонежский и Алексий. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ святого Георгия Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло. Мебель в комнате великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного Писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь святой Ольги оставалась домовым храмом семьи великого князя Михаила Николаевича.

Академическая роспись, мозаики и фрески

Распространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства:

«Европейское влияние не только не дало ничего выдающегося, но привело наше религиозное искусство к полному почти упадку, превратилось в формальное, безжизненное искусство, академически натуралистическое, с святыми – натурщиками и манекенами».

Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых.

«Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг.

Самая знаменитая икона

Она создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг.

Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х.

Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»

Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы.

Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996

Другие изображения

Среди других икон святой можно выделить:

  • ее образ кисти М.В.Нестерова, созданный для иконостаса южного придела Киевского Владимирского собора; княгиня представлена юной девушкой в традиционных княжеских одеждах, бережно прижимающей к себе крест; глаза святой отражают скорбь, тревогу о судьбе христианской веры, ее последователей;
  • известную мозаику Исаакиевского собора (Петербург), где княгиня облачена в одежды, подобные византийским; она держит крест;
  • редкое изображение святой как старицы представляет другая мозаика, из храма Спаса-на-Крови в Петербурге; княгиня представлена вместе с внуком, св. Владимиром.

Счастливая жена

Обстоятельства, при которых Ольга вышла замуж, проясняет только «Житие» святой, согласно которому Игорь впервые встретил будущую супругу случайно, на переправе через р. Великую.

Разнузданный язычник, которому девушка понравилась, попытался взять ее силой, но получил словесный отпор:

Князь устыдился, возможно, обиделся, но Ольгу запомнил. И, когда пришло время жениться – отыскал девушку.

Ранние русские летописи (XI в.), говоря о свадьбе Игоря, второго после Олега русского князя, даты бракосочетания не указывают. Однако, их первый сын, Святослав, родился в 942 г. О других детях супругов источники не сообщают. По-видимому, насладиться семейной жизнью они не успели: в 945 г. муж Ольги погиб.

Княгиня Ольга провожает Святослава в поход. Худ. А. О. Орленов

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги

Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону

Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Ольга и Игорь: история знакомства

Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.

Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.

Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.

«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее – апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад – в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

Найти Вольженец

Яндекс-карты не знают и навигаторы не ведают, как ехать в Вольженец. Понятно только, что если не рискуешь пересекать реку вброд, придется вернуться в Псков и начать поиски с его окраины.

Рейсовый автобус в Вольженец не ходит, указателей на повороте с дороги Псков-Остров тоже нет. Мы несколько раз проскакивали нужную развилку, а уже за пару километров от нее никто из местных жителей и не подозревал о существовании деревни Вольженец. Лишь безуспешно облазив лесные тропы, доступные скорее трактору, чем автомобилю, мы поняли, что всего лишь неправильно оценили масштаб карты. Сворачивать к реке нужно буквально через пять минут после выезда с трассы, а не через 10-15, причем не на тропы или асфальт, а на широкую грунтовку. По ней в Вольженец может проехать не только трактор, но и большой автобус. Но, видимо, деревню со святым источником святая Ольга показывает только тем, кому хочет, или в награду за упорство: мы ведь не зря искали Вольженец два дня.

Житие: коротко о главном

Ольга была супругой второго древнерусского князя, Игоря. После его гибели (945 г.) княгиня возглавляла Русь до совершеннолетия сына, Святослава, примерно до 960 г. Считается, что главной ее политической реформой была отмена так называемого полюдья – ежегодного похода князя по своим землям для сбора дани (в одном из них, убитый племенем древлян, погиб ее муж).

Со времени Ольги появляется «повоз»: требуемые великим князем платежи сами подданные доставляют княжеским наместникам.

Церковно княгиня чтится, однако, не как политик, а как первая русская правительница, принявшая христианство. Хотя Крещение Ольги было личным, то есть не повлекло массового обращения русичей, она чтится, как равноапостольная, так как:

  • построила первые христианские храмы, например – на могиле князя Аскольда, по некоторым данным, христианина;
  • готовила почву для начала Крещения Руси, проповедовала Истинного Бога среди своих подданных; к сожалению, открыть на Руси епархию, начать Крещение не удалось из-за слишком сильной приверженности народа язычеству;
  • дала христианское воспитание внукам, один из которых, Владимир, довершит начатой Ольгой, крестив Русь.

История жизни св. Ольги

За свою долгую жизнь Ольге было суждено узнать не только привилегии княжеского звания, но и печали обычной женщины. Но русские люди всегда отличались терпением и сильной волей, которые у лучших со временем становились святостью. Княгиня стала первой христианской правительницей, которую узнала страна.

Предание сохранило интересный рассказ о встрече юной Ольги с князем Игорем, который впоследствии стал ее мужем. Он переправлялся на лодке через реку, вдруг заметил, что возница не парень, а девица в мужской одежде. От покушения на девичью честь удержали его мудрые речи девушки. И когда пришло время выбирать жену, Игорь вспомнил знакомую, которая поразила его мудростью.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Точные дата и место рождения св. Ольги не установлены, считается что она появилась на свет под Псковом в конце 9 в. После замужества про Ольгу долго ничего не пишется, из этого можно сделать вывод, что особых потрясений в тот период не случалось. Кризис в ее жизни начинается с коварного убийства супруга.

На иконах святая Ольга изображается уже в статусе правительницы русских земель, о чем говорят соответствующие одежды. В правой руке она держит православный крест (он имеет 8 концов, католический — только 4). Крест на многих иконах высоко поднят — правительница как бы показывает врагам, что ее подданные под защитой Христа. В правой руке она часто держит небольшое изображение храма.

Массовое крещение Руси стало заметной вехой в истории страны. Но княгиня Ольга крестилась намного раньше, так что неправильно представлять факт принятия христианства как нечто неожиданное. Князь Владимир знал о нем с раннего детства, благодаря своей бабушке.

На иконах княгиня Ольга называется равноапостольной. Очень редко женщины прославлялись с таким титулом. Дается он только за распространение веры христианской. Одного княжеского статуса тут недостаточно — надо обладать терпением, своей жизнью показывать, каким должен быть христианин. На момент крещения Ольга уже состоялась как успешная мудрая правительница:

Установила западные, южные границы страны.

Развивала торговые отношения с соседними странами.

Пресекла междоусобные войны.

По возвращении на Родину святая стала проповедовать Христа, возводить храмы по всей стране. Сын Святослав оставался язычником — хотя он и не мешал матери, поднимал на смех всех, кто принимал крещение. Ольга терпеливо молилась за него, воспитывала внуков в православной вере. При ее жизни большинство окружающих сохранило языческую веру, но святая умерла в надежде на то, что над всей страной воссияет свет Христов. Похоронили ее саму по христианскому обряду, в земле.

Иконография

Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.

Как изображают

Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.

  • Ольга изображается стоящей;
  • в руках ее крест, с которым обычно изображают проповедовавших Христа;
  • на левой руке княгини чаще всего изображается как бы держимый ею храм;
  • одежды святой – царские или княжеские; при этом на ранних образах это чаще всего византийские облачения, а также корона; позже появляются иконы княгини, облаченной русскими княжескими одеждами, в традиционной для княгинь шапке.

Какие символы используют

Среди них:

  • крест, по слову св. Апостола, говорившего: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18);
  • церковь; это – отсылка к возведенному по повелению княгини Троицкому собору Пскова, но также – свидетельство того, что княгиня строила на Руси и другие храмы, распространяя веру;
  • одежды святой обычно имеют алый и золотой цвета; оба являются символами достоинства власти, но также символами Царства Небесного.

Богословский смысл

По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.

С чем обращаются к святой Ольге

Первоапостольная святая много страдала при жизни, положила свое здоровье за духовное развитие своего народа и поныне помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

Иконы святой Ольги есть в каждом храме.

Помогает святая княгиня Ольга в разных ситуациях:

  • матерям, просящим за непутевых детей;
  • потерявшим веру и надежду на спасение и выход из сложной ситуации;
  • при атаках злых сил, притягивающих негативную энергию и беду;
  • в увеличении мудрости и принятии правильных решений.

Важно! Нетленность мощей равноапостольной дочери Божьей — особый дар Бога и знак подтверждения о вечности жизни в Небесах.

Мощи князя Владимира и княгини Ольги

Управление государством

После мести убийцам мужа, растянувшейся более чем на год, Ольга, ставшая правительницей при четырехлетнем Святославе, проводит свою главную реформу. Это замена так называемого «полюдья», когда князь лично собирал ежегодную дать со славянских племен, совершая поход по их территории, на «повоз», когда ту же дань действительно «свозили» представителям князя. Отныне правитель не покидает Киев так часто, как раньше, недовольным убить его сложнее. Историки говорят, что реформа Ольги – первая на Руси, начало создания государственного аппарата.

А вот следующее преобразование, задуманное княгиней, осталось неосуществленным по его крайней трудности, ибо касалось веры.

Примеры помощи

Наиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи.

Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах

Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»:

На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ:

«Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!  

Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».

До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.

Наталья Сазонова

Почему Ольга стала Еленой?

Причины Крещения святой летописцем не проясняются. Можно предположить, что Ольга:

  • понимала, что живущих на Руси нельзя держать в повиновении одним страхом (даже если этот страх велик, как у древлян);
  • видела пример благополучных, процветающих христианских стран, прежде всего – единственной великой державы тогдашнего мира, Византийской империи.

Но все эти доводы, понятные рассудочно мыслящему язычнику, еще не могли привести к принятию Крещения – не будь изменения души, тайна которого осталась известной только святой, да Господу. Ясно лишь, что для переговоров о делах торговых и военных «Элга, архонтисса Росии», как именовали ее греки, прибыла в Константинополь в 957 г. И пробыла там месяцы, так как император, Константин Багрянородный, принял «варварскую княгиню» далеко не сразу.

Софийский собор

Миновать этот храм, именуемый также «Великой церковью», посвященной Премудрости Божией (так именовали Христа) не мог никто из приехавших в столицу. Построенный при императоре Юстиниане Великом он поражал

  • огромными размерами – высота превышала 50 м, площадь – более 5000; даже кадильный дым здесь поднимался из-под пола, так как обычное каждение в столь огромном храме было невозможно;
  • убранством, на которое, как говорили, ушли несколько годовых бюджетов империи; например, верхняя доска престола была золотой с вкраплениями драгоценных камней;
  • богослужением по особому чину Великой Церкви с участием множества хоров.

Позже послы внука Ольги, Владимира, именно о Софии скажут, что не знали, были ли на земле или на небе. А правнук святой, блгв. Ярослав, построит Софийский собор в стольном граде. Была ли в Софии Ольга? Скорее всего – да.

Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь худ. И. Машков Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь худ. И. Машков

Политические перипетии

Летопись повествует, что, узнав о желании Ольги креститься, император предложил ей, вдове, стать его женой. Разумеется, это был, прежде всего, политический расчет. Хотел Византийский правитель не столько брака, сколько – контроля над проходящими через Русь важными торговыми путями. Хорошо это понимая, княгиня пошла на хитрость: упросила царя стать ее крестным, а потом – на этом основании отказалась от замужества.

История, изложенная прп. Нестором Летописцем, византийскими источниками не подтверждается. Впрочем, ясно одно: отношения новокрещеной княгини с империей были сложными.

Как перевоспитать язычников и сколько потребуется времени

Житие святой передает ее сетования на то, что по Крещении ей придется возвращаться в языческую страну. Впрочем, понимая сложность задачи, Ольга рук опускать не собиралась, стала готовить почву для будущего Крещения.

Не раз просила она Константинополь образовать на Руси епархию, прислать священников. Рассчитывавшие на политические и экономические дивиденды греки уклонялись. Тогда княгиня, мало еще разбиравшаяся в тонкостях религиозной политики, около 960 г. обратилась к Папе Римскому. Пусть дело было задолго до раскола католиков и православных, отношения христиан Запада и Востока были уже непростыми.

Видя, что на Русь назначен епископ Адальберт, греки, как считают современные историки, инспирировали… языческий мятеж! Тем более, что сыну, Ольги, ревностному противнику христианства, Святославу, уже исполнилось 18, он начал самостоятельное правление.

Архиерей даже не добравшись до Киева, повернул назад, боясь за свою жизнь. А княгиня последние годы жизни должна была практически скрывать веру, видя общее ожесточение. Кажется, ее единственной «отдушиной» стали внуки, которым она старалась рассказывать о Христе. Посеянные святой семена взойдут не менее, чем через 20 лет, когда Владимир, думая о Крещении, вспомнит свою бабку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector