Распятие христа

Спаситель мира

Художник: Леонардо да Винчи

Год: 1519

Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов. Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира). На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар

Желтый Христос

Художник: Поль Гоген

Год: 1889

Желтый Христос (1889) — Поль Гоген

Активный в основном в течение 19-го века, Поль Гоген был французским художником, который в настоящее время считается одним из самых важных художников художественного движения пост-импрессионизма, продлившего импрессионизм, отвергая ограничения. Наряду с другой картиной Гогена под названием «Зеленый Христос», эта картина является одним из первых и самых важных произведений символизма в живописи. Желтый Христос показывает распятие Христа, которое происходит в девятнадцатом веке на севере Франции, при этом женщины собрались в молитве. Композиция отличается разнообразной символикой, как и человек, бегущий на заднем плане, отражает желание 19 века убежать от городской суеты и вернуться к «примитивной» и гораздо более простой жизни, которая была раньше. Помимо символики, Желтый Христос является кульминацией «синтетического» стиля Гогена. Он был создан с использованием плоскостей, ярких цветов и жирных очертаний.

Жизнь апостолов после распятия Христа

Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.

Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.

Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.

«Спас Нерукотворный»

Появление этой иконы тесно связано с событиями, произошедшими в период правления царя Авгара. Он подвергся страшной и мучительной болезни – проказе. Царь верил в христианского Бога и ждал от Него помощи. Тогда он послал своего гонца к Спасителю, но Иисус уже заранее знал о прибытии слуги Авгара. Тогда Он наказал взять воду и плат, затем умылся и вытерся тканью.

«Спас Нерукотворный»

После смерти царя к одному из Святых отцов явилась Богородица и повелела открыть «Нерукотворный Спас». Тогда с помощью образа народу удалось победить врагов, напавших на город.

Молятся иконе об исцелении от любых болезней, становлении на правильный путь, избавлении от плохих мыслей и искушения.

«Спас Вседержитель С Державой И Скипетром»

На иконе Иисус изображён в царской одежде. В Его руках, в отличие от других образов, нет Священного писания. На этот раз автор изобразил Спасителя со скипетром, державой и короной на голове — олицетворяющих верховную власть.

Спас Вседержитель С Державой И Скипетром

«Распятие Господа Иисуса Христа»

Икона «Распятие Иисуса Христа» была написана в честь события, которое произошло со Спасителем. В Страстную Пятницу Его взяли под стражу по приказу Понтия Пилата – иудейского прокуратора, а затем распяли на кресте.

Распятие Господа Иисуса Христа

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Однако, в некоторых вариациях, можно увидеть не темный, а золотистый фон. Это связано с тем, что событие, каким бы печальным оно не было, но также является радостным. Христос совершил искупительный подвиг за весь род человеческий, он очистил всех от первородного греха.

Все фигуры, изображенные на иконе, каноничны. Без них рушится вся композиция. Стоит отметить центральных персонажей:

  • Богоматерь рядом с Сыном Божьим.
  • Иоанн Богослов. Ученик Христа, один из двенадцати апостолов. Стоит по другую сторону креста.
  • Два распятых разбойника. Предание гласит, что из двух преступников, лишь один уверовал в Господа в последние моменты своей жизни. Он стал первым, кого Иисус посчитал достойным Царства Божьего.
  • Три римских воинов. Иконописцы традиционно располагают их чуть ниже креста, на котором был Спаситель.

Не зря было сказано, что ранее, до того, как письмо стало распространенной роскошью для всех, передача религиозных идей осуществлялось посредством иконы и соответствующих образов. «Распятие Христа» можно назвать не просто иконой, а целой книгой, в которой заключен ключевой момент всей веры.

План Господа соответствовал последующим событиям. Христос должен был умереть, чтобы возродиться и даровать всем жизнь после смерти в Раю. Радость этого момента неописуема.

Сюжет и символическое значение[ | ]

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542—1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Однако он вовсе отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», красоту через то, что Он воплощает, то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой. Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на Евхаристическое значение креста — крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.

Православная Жизнь

Православие.Fm

Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей

Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.

Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.

Рыба

Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.

Ἰησοὺς – Иисус

Χριστὸς – Христос

Θεoὺ – Божий

῾Υιὸς – Сын

Σωτήρ – Спаситель

То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.

Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).

Хризма

Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель

» (Откр. 1, 8). «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела », – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.

Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.

Агнец

Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.

Корабль и якорь

Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.

Пеликан и петух

А вот это уже гораздо менее известные символы.

Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

» (Мф. 26, 26).

Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня

» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.

Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.

Иерей Александр Ермолин

Православие.Fm

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам Папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием Пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV–XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

История иконы Христа

На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.

Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).

Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.

Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.

Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться.

Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.

Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.

  1. Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
  2. Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
  3. Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.

На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Сикстинская Мадонна

Художник: Рафаэль

Год: 1512

Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль

Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».

Казненный осел: распятия поздней Античности

Первое буквальное, а не аллегорическое или графическое изображение распятия Иисуса на кресте дошло до нас не из христианского источника. На так называемом граффито Алексамена, созданном в Риме примерно в I–III веках, мы видим пародию на христианские образы. Человек, названный в надписи Алексаменом, стоит перед распятым на кресте Спасителем с головой осла. Эта странная пародия обязана тому, что многие нехристиане в то время были убеждены, что христиане на самом деле поклоняются ослу.

О том, что все эти утверждения — не выдумка позднейших авторов, свидетельствует высказывание римского богослова II–III веков Тертуллиана, который отвечал своим противникам: «кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова». Тертуллиану также приходилось доказывать, что христиане не обожествляют виселицу и не поклоняются кресту. При этом он упоминал, что христиане его эпохи рисуют на своих лбах или груди кресты для защиты от демонов.

Убежденность римлян в ослоподобии Иисуса могла происходить из эпизода торжественного въезда Сына Божьего в Иерусалим верхом на осле. Кроме того, римляне до поры считали христиан ничем не отличающимися от иудеев, а греческие и римские историки неоднократно обвиняли иудеев в том, что в иерусалимском храме они поклоняются ослу. В первые века существования христианства всё еще было распространено античное воззрение: некоторые части тела человека при его совокуплении с животным будто бы превращались в части тела того животного. Противники христианства высмеивали Христа, считая, что раз его последователи поклоняются ослу — то это он сам, ставший таким в наказание за свою зоофилию. Пародийный намек на совокупление Иисуса с ослицей содержится в описании Тертуллиана:

Примерно в то же время, в II–III веках, было создано несколько инталий и гемм ((полу)драгоценных камней с резьбой), показывающих распятие Христа. Главная проблема этих изображений заключается в том, что обычно геммами пользовались те, кто хотел защитить себя с помощью их магии, а это плохо сочетается с христианской теологией. На геммах вырезались изображения не только Христа, но и невероятных звероголовых богов, призванных охранять владельца. Поэтому историки полагают, что это изображение использовалось скорее как защитный амулет, чем как предмет поклонения христиан. Об этом же свидетельствуют магические надписи, начертанные позади распятия:

Странные сочетания гласных — это не бессмыслица. Маги в Римской империи, вслед за последователями Пифагора, считали, что семь греческих букв, обозначающих гласные, были связаны с мистико-религиозной пифагорейской теорией о гармонии сфер, несущих на себе планеты. Буквы символизировали семь нот, которые издавали при круговращении по небосводу семь планет. Однако человеку было не дано услышать небесную гармонию, составленную из планетарных нот (хотя пифагорейцы считали, что их учитель был на это способен, а Кеплер в XVII веке утверждал, что гармонию сфер может услышать душа).

В ряде греческих магических папирусов или на папирусных амулетах ученые находят заклинания, содержащие группы букв, обозначающие семь греческих гласных: α, ε, η, ι, ο, υ, ω (a, э, е, и, о, у, о). Иногда они образуют практически невыговариваемые палиндромы: ιαωαωιωιααιωιωαωαι (иаоаоиоиааиоиоаоаи). Буквы и их последовательности служили символами небесной музыки: каждая планета соответствовала определенной ноте, а та, в свою очередь, — одной из семи гласных древнегреческого языка. В Древней Греции не было цифр, вместо них использовались буквы, поэтому каждая гласная — это еще и число. Гласные не были земным отражением небесных звуков, они были числами, через мысленное созерцание которых суть божества являлась жрецам. Маги в Римской империи считали, что эти гласные в определенной последовательности нужно было произносить мысленно, чтобы произвести определенный магический эффект. Их же можно было записать на чем-то, что человек постоянно носит с собой, чтобы этот эффект оказывался на него перманентно.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит, и действительно воскрес. Однако и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время в Западной Церкви после отпадения Рима образ распятия Господня стал меняться, и это касается как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Призвание Святого Матфея

Художник: Караваджо

Год: 1600

Призвание святого Матфея (1600) — Караваджо

Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов Иисуса и, согласно христианской традиции, одним из четырех евангелистов. Матфей изначально был сборщиком налогов, и Иисус Христос нашел его сидящим у будки сборщика налогов. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Матфей встал и последовал за ним. На этой картине изображен момент, когда Иисус вдохновляет Матфея последовать за ним. Караваджо — один из самых влиятельных художников в истории европейского искусства. Среди прочего; он рисовал с натуры, без рисунков и разработал технику под названием тенебризм, в которой использовались резкие контрасты света и тьмы. Это помогло ему создавать картины с высокой драматичностью и эмоциональным накалом. Призвание Матфея остается одним из самых известных произведений периода барокко.

В искусстве

Стоит отметить, что когда вопрос касается интерпретации распятия, то здесь обнаруживаются различия в изображении и понимании события. В целом, различия несущественные, но они есть.

Например, на иконах католического образца можно заметить, что конечности прибиты тремя гвоздями: по гвоздю на руки и один гвоздь, перебивающий одновременно обе ступни. В православной версии используется несколько иной способ. На иконе можно заметить не три, а четыре гвоздя, каждый из которых используется на отдельной конечности тела.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Иисусу Христу о помощи.

Также, ранее, на некоторых православных иконах Христос изображался с согнутыми пальцами. Такое изображение неверно и некоторое время против него боролись. В конечном итоге, изменения получили признание и теперь православные иконы используют изображение Христа исключительно с открытыми ладонями.

Иисус в православной иконографии обязательно должен быть обнажен, а тело его прикрывается набедренной повязкой. Обязательным элементом изображения является кровь, стекающая из ран к постаменту на котором установлен крест. Под постаментом находится череп Адама. В иконе подобного рода буде передаваться особого рода символизм, который будет означать омовение первородного греха кровью Спасителя.

Если рассматривать вопрос о разнице между католическими и православными иконами с распятием Христа, то разница будет очевидна. Это способ изображения смерти. В православном варианте, даже на кресте, распятого, изнеможенного, но зритель видит Бога. Тот с гордостью берет на себя обязанность смыть грехи прошлого рода людского и предоставить им шанс на самоопределение.

Иную картину предоставляют нам католические иконописцы. В своем стремлении показать реалистичность ситуации, они изображают действительно мертвое тело. С точки зрения католического видения, Распятие Христа – это, прежде всего, страдания, ужас смерти и натурализация событий.

Вопросы священнику
Здравствуйте. Я учитель ОПК (Основ православной культуры) в 4 классе. Скоро у малышей урок, связанный с темой распятия Христа. При подготовке материала, я столкнулась с проблемой выбора репродукций. Подскажите, какие иконы для ознакомления выбрать. Преподаю в школе с православным уклоном. В вашем случае подойдут православные иконы. С их помощью можно будет ввести детей в тему урока быстро и легко. Помните, что ученикам не следует давать весь объем информации. Сообщайте интересные факты постепенно, в зависимости от возраста. Например, про стычку в Гефсиманском саду можете не рассказывать. Обойдитесь кратким «римские солдаты схватили Иисуса»

По возможности не центрируйте внимание на кровавых моментах.

У меня возник вопрос. После распятия, куда устремился дух Христа? На небо или же он пребывал в Его теле? Я готовлю доклад по этой теме, но испытываю сложности в поиске материалов

Надеюсь на вашу профессиональную помощь. Два варианта ответа не подходят. После того, как Иисус испустил дух, он отправился в Преисподнюю для чтения проповеди нуждающимся. Дело в том, что в Аду томились души, которые были неповинны в своих деяниях или же могли измениться, если потянулись бы к Господу. До воскресенья, пока Мария Магдалина не пришла проведать Его тело, Христос пребывал в Аду, а после вывел всех праведников, исправившихся грешников и первых людей (Адама и Еву) из царства сатаны, открыв им дорогу в Град Божий. Такова была жертва и подвиг Спасителя. Удачи с выступлением!

Какое Орудие Страстей является главным в христианстве? Под Орудиями Страстей обычно понимают инструменты, что были использованы во время казни Христа. Главным из них является Животворящий Крест, на котором был распят Спаситель.

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам Папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием Пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV–XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

***

Еще три месяца спустя после первого заседания Хотхаузер признал себя виновным в покушении на кражу второй степени и был приговорен к трем годам заключения. Пина сознался в покушении на кражу третьей степени и получил пять лет условно. Сокол проходил по делу как свидетель, сотрудничавший со следствием.

Нуццо оставался единственным, кто настаивал на своей невиновности и был полон решимости биться со следствием, неважно какой ценой. Он нанял Джо Такопину, дорогого адвоката, работавшего со знаменитостями и имевшего опыт работы с уголовными обвинениями, который приступил к делу в мае 2004 года

Такопина начал линию защиты с того, что раскритиковал оценку стоимости картины Дали, проведенную обвинением, — 250 тысяч долларов. Согласно американским законам, если человек обвиняется в похищении имущества на сумму меньше 50 тысяч долларов, максимум, что ему может грозить, — это семь лет тюрьмы. Поэтому если адвокату удастся доказать, что картина стоит меньше $50 тысяч, ему удастся значительно скостить срок Нуццо, которому по‑прежнему светило 15 лет заключения.

Такопина позвонил Алексу Розенбергу, арт-дилеру, работавшему с Дали и продавшему сотни с лишним гравюр и литографий художника. По словам Розенберга, полотно, о котором шла речь в суде, — просто рисунок, а не картина, а кроме того, находится в плохом состоянии из-за порезов, пятен кофе и воды. Арт-дилер оценил его в $25 тысяч и сравнил с другой работой Дали 1967 года — сценой распятия, выполненной чернилами, тушью и акварелью. Меньшее по размеру, чем полотно из тюрьмы Райкерс, но более детальное красочное, оно ушло с молотка на аукционе Sotheby’s за $34100.

Затем Такопина обратился к Соколу, выискивая неувязки в его чистосердечном признании. «Охраннику была обещана снисходительность суда в том случае, если он расскажет следствию то, что оно желает услышать», — заявил Такопина. А нанятый им эксперт по акустике признал запись, сделанную в подсобке тюремного спортзала, недостаточно качественной, чтобы установить голоса обвиняемых.

После месяца упорной работы Такопина приехал навестить Нуццо прямиком из офиса прокурора. «Если ты признаешь себя виновным, тебе грозит только четыре года тюрьмы». Нуццо отказался.

— Даже Джон Готти (босс мафии. — Esquire) согласился бы на эту сделку, — сказал адвокат.

— Джон Готти был преступником, — ответил Нуццо, — Я — не преступник.

Преображение

Художник: Рафаэль

Год: 1520

Преображение (1520) — Рафаэль

Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector