Севастопольский священник г.поляков участвует в рейдерских захватах коммунальной собственности

Литература

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1893. № 13, отд. офиц. С. 111

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1894. № 12, отд. офиц. С. 135

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1895. № 12, отд. офиц. С. 129, прил. С.26

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1896. № 10/11. С. 436

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1897. № 15. С. 568

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1899. № 14. С. 662 ; № 21. С. 1032, 1034

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1900. № 19. С. 823

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1901. № 13. С. 517 ; № 19. С. 757

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1902. № 13. С. 521

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 12. С. 547

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1904. № 13. С. 521

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1905. № 11. С. 478 ; № 13. С. 558

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1906. № 12. С. 584

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1908. № 5, отд. офиц. С. 39 ; № 12, отд. офиц. С. 82 ; № 24, отд. офиц. С. 232

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1914. № 15, отд. офиц. С. 96

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1915. № 18, отд. офиц. С. 140

  • Астраханские епархиальные ведомости. 1916. № 9/10, отд. офиц. С. 56 ; № 34, отд. офиц. С. 252

  • Астраханское духовенство // Астрахань. Исторические фотографии. URL: astrakhan.pp.ru/gallery/index.php/people/priests

  • Выпускники Астраханского духовного училища 1876–1885, 1889–1893, 1896–1899, 1901–1914, 1916, 1917 гг.; Списки учеников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году / А. А. Бовкало // Сайт Александра Александровича Бовкало. Списки выпускников духовных учебных заведений. URL: petergen.com/bovkalo/duhov/astrdu.html

  • Выпускники Астраханской духовной семинарии 1877–1885, 1889–1893, 1896–1899, 1901–1917 гг.; Списки воспитанников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году / А. А. Бовкало // Сайт Александра Александровича Бовкало. Списки выпускников духовных учебных заведений. URL: petergen.com/bovkalo/duhov/astrsem.html

  • Забытые судьбы : Памятная книга священнослужителей Царевского и Черноярского уездов Астраханской епархии (в границах Калачевской епархии Волгоградской митрополии) : Биографический справочник : Конец XVIII – начало XX вв. / По благословению епископа Калачевского и Палласовского Иоанна ; Авт.-сост.: А. А. Клушин, И. О. Будков. Волгоград, 2016. С. 29, 42, 441

    Авторы:

    Клушин А. А.

    ;

    Будков И. О.

  • Открытый список : . URL: ru.openlist.wiki

«Все наши с нами»

Из Северной столицы оказался отец Георгий Волобуев, чью должность так сразу и не выговоришь: заместитель благочинного военного отдела Санкт-Петербургской епархии, помощник начальника отдела по работе с верующими военнослужащими штаба Западного военного округа.

Отец Георгий Волобуев

– Отец Георгий, как я понял, на это совещание армейских священников приехали не только из самых дальних воинских гарнизонов России, но даже из Украины и Белоруссии, – начал я формулировать вопрос, но батюшка перебил:

– И что такого необычного?

– Так ведь армии же разные.

– А при чём здесь армии? Церковь-то у нас одна – и святые одни и те же. Вон украинцы привезли из Киева частицы мощей преподобного Илии Муромца, вручили их генерал-майору Жихареву, командующему нашей дальней авиации. Это же не значит, что святыня поможет генералу кого-то там бомбить, просто все мы православные.

– Почему не поможет? – не понимаю. – Святыня вроде как должна укреплять дух армии, значит, делает её боеспособней.

– Православный дух – это в том числе и смирение, то есть терпение и сострадание к другим. У нас сейчас мирное время, и дай Бог, чтобы так продолжалось. И сейчас воинские священники выполняют схожие задачи – что у нас, что в Украине. У армии есть такая проблемы – из-за специфики службы она отчуждена от общества, и мы, пастыри, должны передавать им любовь, хотя бы помаленечку, сколько можем.

– А вы как стали воинским священником?

– В 1999 году меня рукоположили в городе Орле. А потом так получилось, что на Кавказе снова война началась и надо было обеспечить ребят, поддержать духовно. Они тогда в расстройстве были – в стране разлад и в обществе неоднозначное отношение к тем, кто в Чечне воевал. Солдаты находились в тяжёлом состоянии, к ним и родных-то не допускали, сами знаете, какая обстановка была. Ну, мы фактически стали единственным связующим звеном с народом и родным домом – как бы заменяли отца и мать, и даже повара иногда.

– Почему повара?

– Во многих частях не хватало людей. Вот представьте: каждый на своём боевом месте, и некому принести дров. Мне стрелять всё равно нельзя – вот я и принесу, пищу разогрею. Ребята садятся на перекус, и можно с ними по душам поговорить – это самое дорогое общение, в такие минуты.

– На Северном Кавказе сейчас много воинских священников?

– Они все на своих штатных местах, то есть служат в храмах. Там ведь сейчас как бы мирная территория. Не сравнить с прошлыми годами… Одному священнику в Чечне ваххабиты отрубили голову прямо на престоле в храме. А в Георгиевском храме в Ханкале, где я служил, отца Георгия украли. До сих пор о нём никто ничего не знает…

– Получается, вас тоже рукоположили с именем Георгия – святого воина. Наверное, до священства в армии служили?

– Служба была не такой уж боевой. Сначала служил инспектором МВД по вещевой службе и продовольствию. Потом поставили инспектором ГКРУ Орловской области.

– ГРУ?

– Нет, военная разведка здесь не при чём, – рассмеялся священник. – Это Главное контрольно-ревизионное управление. В то время я уже ходил в храм, пел на клиросе, поступил заочно в семинарию. Затем перевели в Питер.

– А вот у вас, кажется, боевая медаль. Она за что?

– Да ничего интересного… Однажды нашу колонну обстреляли, взяли в окружение. Сорок минут-то всего и длилось.

– А вы в этот момент что делали?

– Как что делал? Лежал там, подталкивал бойцов: «Давайте, ребятки, не боитесь – все наши с нами». Паники не было, и обошлось малой кровью: всего один раненый и два контуженных.

– Молились?

– Знаете, я во многих ситуациях побывал. И молитву специально читать никогда не требовалось, она сама вырывается: «Господи, помилуй!» Все – от солдата до офицера – рассказывают одно и то же: «Сразу родную мать вспоминаешь и Бога». А молебнов во время боя не бывает, они заранее служатся. Вот собирается колонна. Технику и солдат освящаем, служим молебен, все офицеры с солдатами крестные знамения на себя накладывают, не стесняются. Понимаете… там молятся все открыто, потому что на войне нет неверующих…

И дух един

Перерыв закончился, и совещание воинских священников продолжилось. В конференц-зале, заполненном крепкими, жизнерадостными мужчинами, которые в то же время являются церковными батюшками, царила непередаваемая атмосфера. Докладчиков иногда перебивали вопросами из зала, но без лишней говорильни – всё чётко и по существу, как на штабном оперативном совещании.

– Вот тут несколько записок пришло, – говорил из президиума докладчик. – Вопрос о субординации: как священнослужитель должен вести себя по отношению к командирам, старшим по званию. Некоторые считают, что священнику должны отдавать воинское приветствие. Нет, не должны. Священник – никто по отношению к воинской иерархии… Следующий вопрос. Должен ли генерал целовать руку священнослужителю. Да, так было в царской армии. Но мы начинаем с нуля. Пока генерал не воцерковится, ничего не положено. До тех пор извольте в лучшем случае лобызаться щека в щёку или же протягивать руку и на этом заканчивать своё приветственное обращение. Так, следующий вопрос… Может ли один и тот же священник окормлять и внутренние войска, и заключённых? Конечно, может…

– Разрешите вопрос в тему, – в глубине зала с места встал священник большого роста, по виду бывший десантник. – Мы сидели у помощника замполита. Специально туда пригласили замполита 35-й бригады. Они меня умоляли, чтобы я к ним приезжал. Но командир не отпускает, мол, ты – наш батюшка. Как быть?

Ответить «десантнику» решил сам председательствующий, отец Дмитрий Смирнов:

– Вопрос сложный. С одной стороны, у командира есть свои приоритеты. С другой – Церковь армии не подчиняется. Такая проблема была и сто лет назад. Однажды на Тихоокеанском флоте командующий после литургии сделал замечание священнику: «Почему так долго служишь?» Батюшка показал адмиралу Служебник, мол, совершаю службу столько времени, сколько положено. Тот взял карандаш, вычеркнул «лишние» страницы и отправил «исправленный» вариант в Святейший Синод. После этого командующего вызвали в Санкт-Петербург. Он приехал и два месяца ждал в приёмной Святейшего Правительствующего Синода, томился там. Потом его вызвал обер-прокурор: «Вот у нас есть Литургия Иоанна Златоуста, есть Василия Великого. А Литургии адмирала такого-то – нету». И отправил назад. Тогда вопросы решались просто. А сейчас другая ситуация – мы только ещё выстраиваем отношения. Как-нибудь по доброму договаривайтесь…

Совещание продолжалось – обсуждались разные административные нестыковки священнического служения в армии. Участвовали в этом и батюшки с Украины, делились своим опытом. Хоть у нас и разные армии, но проблемы, как оказалось, одни и те же. И дух – един. Один из украинских гостей сделал объявление, что в Киеве строится храм Всех святых воинов. Пока что рядом со стройкой стоит временный (тот самый, где в начале мая националисты опрокинули Престол с дароносицей).

– И вот мы подсчитали, – сказал священник, – что каждый третий день в году по календарю вспоминается кто-нибудь из воинов, даже чаще. Если вы поддержите наше ходатайство, то мы обратимся в Синод, что вот военные священники просят установить отдельный праздник – Собор святых воинов. Думаю, многие и в России, и в Украине, и в Беларуси это поддержат.

Наверное, и вправду поддержат. И не только в наших славянских странах. Потому что святые воины святы независимо от их национальности и принадлежности к той или иной армии. Потому что они – из армии Христовой.

Михаил СИЗОВ Фото автора

назад

вперед

Нападение

Накануне Дня Победы в Киеве некие молодчики напали на храм Всех святых воинов, что находится в городском парке «Победа». Погромщики вооружены были лопатами, топорами и баллончиками со слезоточивым газом. Они надругались над святым Престолом – перевернули священные сосуды, семисвечник и дароносицу, а также порезали и разбили иконы. При этом присутствовало множество людей с фотоаппаратами и видеокамерами, которые всё это фиксировали. В чём же заключался повод для такого страшного вандализма?

Руководила «акцией» некто Инна Плотникова, но к феминисткам она не принадлежит. В апреле настоятель разгромленного храма иерей Вячеслав Яковенко публично выступал против проведения 20 мая в Киеве гей-парада – но ЛГБТ тоже оказались не при чём. Да и не похоже на них: боевики действовали «по-мужски» решительно и агрессивно – избили директора парка «Победа», от их рук пострадали также сторож и прихожане. Немалая физическая сила понадобилась и чтобы раскурочить воскресную школу со сторожкой. Так кто же это был, и почему рука их поднялась на святая святых – Престол Божий?

Как выяснилось, уже не первый раз на храм Всех святых воинов нападают боевики из украинской ультранационалистической организации «Свобода». Не нравится им то, что храм построен по инициативе Украинского союза ветеранов Афганистана и относится к УПЦ Московского Патриархата. По мысли националистов, войсковое священство незалежной Украины не должно иметь связей с «иностранцами», и тем более с «москалями», – мол, иначе это будет уже не украинская армия.

Этот «боевой» эпизод напомнил мне, что не так давно сам был свидетелем таких «порочащих», с их точки зрения, связей. В Москве оказался на конференции «Церковь и армия», которую вёл протоиерей Дмитрий Смирнов. Попал как раз к перерыву, из президиума объявляли: «Честные отцы, сейчас у нас будет обед – на 70 посадочных мест. Придётся заходить несколькими партиями. Москвичи, сотрудники Синодального отдела – в последнюю очередь. Первыми прошу пройти украинцев…»

Среди гостей из Украины заметил главу армейского священства братской страны архиепископа Львовского и Галицкого Августина, с которым однажды уже брал интервью (Молитва о единстве в № 432 «Веры»). На этот раз подойти к нему не удалось, как и к другим украинцам, – ушли обедать. Дожидаясь своей очереди, в холле перед столовой прогуливались священники с медалями на груди. Стал я искать «своих», с Севера, и скоро среди обрывков разговоров услышал слово «Петербург».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector