Сергей михалков

Жизнеописание

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δίδυμος — Дидим). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях. Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:

Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.

Евангельское повествование

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

Апокрифическая литература

Впрочем, в апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.

Проповедь христианства в Индии

С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии, хотя ряд современных историков считают, что христианство в Индию принёс не он, а Фома Канский в IV веке. Однако потомки древних христиан Индии называют себя христианами апостола Фомы и считают этого апостола основоположником своей церкви. Они и по сей день «крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях».

В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Наталья Гусева, На мощах апостола Фомы

О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329—390), Амвросий Медиоланский (333—397), Иероним Стридонский (342—420), Павлин Ноланский (354—431) и другие.

Проповедь в Китае

Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.

Это интересно: Самые известные самураи (видео)

Откуда берется вера?

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям — увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле — все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.

Фома и осязание реальности

Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость — дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» — откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!

Анализ стихотворения «Фома» Михалкова

Сергей Михалков — автор, который пишет для детей веселые, но в то же время поучительные стихотворения. Он умеет преподносить слова так, чтобы у него получались мудрые произведения.

Произведение С.В. Михалкова «Фома» написано в виде небольшой пьесы, которая построена в форме диалога. Главный герой стихотворения — школьник Фома, очень упрямый и недоверчивый мальчик. Он не верит в то, что говорят ему взрослые, при этом поступает вопреки здравому смыслу.

Взрослые говорят Фоме надеть галоши, т.к. на улице начался дождь. Однако мальчик гуляет по лужам, утверждая, что на улице нет дождя. После этого он выходит зимой в одних трусах, несмотря на то, что ударили морозы. Когда мальчику на экскурсии показывают слона, он не желает этого признавать и доказывает всем, что перед ним другое животное.

Его упрямство и недоверие сохраняется даже во сне. Ночью мальчику снится страшный сон, в котором он со своими одноклассниками отправляется в Африку. Увидев реку, Фома бежит купаться, не слушая предупреждения ребят о том, что в воде водятся крокодилы. Школьника съедает аллигатор, но после пробуждения он не верит, что это был сон.

Читателям кажется, что мальчик неисправим, но все же он предстает перед ними не злым, а веселым человеком. Главный смысл произведения заключается в том, что недоверчивость и упрямство негативно сказываются на жизни человека. Михалков призывает читателей взглянуть на себя со стороны. Автор подчеркивает безумный характер Фомы, указывая на крайность его поступков. Например, если бы школьник был слишком доверчив, то это также не пошло бы ему на пользу. Чтобы получить желаемый результат и добиться истины, человеку следует найти «золотую середину» в своем поведении и не впадать в крайности.

Автор призывает детей и подростков всегда слушать старших и доверять им. В стихотворении появлялись персонажи, которые предупреждали Фому об опасности. В нашей жизни встречаются много неравнодушных людей, которые всегда поймут и придут на помощь в трудной ситуации. Людям, похожими на Фому, автор советует отказаться от упрямства и научиться доверять людям.

Стихотворение написано живым языком и легко запоминается. Еще одной интересной особенностью является изобразительность. Как только читатель произносит вслух первые строки, он сразу же представляет перед собой яркую картину происходящего, как будто наблюдаешь за игрой героев на сцене.

LiveInternetLiveInternet

Апостол Фома — яркая личность, один из самых запоминающихся апостолов, прославленный своими известными словами «не верю». Он также отвечает и апостолам на их слова, что Христос воскрес: «Пока своими глазами не увижу, пока руки свои не вложу в язвы из-под гвоздей – не поверю!» На что ему воскресший Христос говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

После вознесения Господь вразумляет апостолов — для того, чтобы они проповедовали истину, Господь им дает благодать Духа Святого. Апостолы выполняют последнюю заповедь, которая им была дана: «Идите и научите все языки, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого Духа». И по жребию апостолу Фоме достается территория современной Индии. Апостол пороптал на такой жребий, но ему является Господь, укрепляет его в проповеди и благословляет на это служение, обещая ему помощь.

Далее житие апостола Фомы складывается абсолютно необычным и непростым образом. Апостол Фома выдает себя за профессионала-строителя и приезжает в Индию. Ему выделяют большие средства на строительство царских палат. И апостол Фома начинает проповедовать слово Божье и помогать финансово тем, кто обращается к нему за помощью. У него появляется много последователей в Индии, которые уверовали во Христа. Последние деньги тратятся на милосердие и благотворительность.

Когда все обнаружилось, царь, который ему заказал строительство царских палат, спрашивает у него: «Где дворец?» Фома отвечает: «Пока ты жив, ты не сможешь его увидеть, но сможешь увидеть свое жилище по кончине века сего». Фому бросают в темницу.

Но в это время умирает брат царя, и наступает траур по всей стране. Душа брата восходит к небу и ей показывают различные обители для ее поселения. Одна из этих обителей – великолепный дворец, построенный апостолом Фомой для царя! И на следующие сутки мертвый брат воскресает и рассказывает царю о дворце! Вот тогда царь начинает понимать, что Фома – не простой человек, и, действительно, дворец существует. И с этого момента страна начинает вести христианский образ жизни во главе с царем, который принимает таинство крещения.

Сейчас в Индии очень много религий, течений, и достаточно большой процент христиан. Начало этому положил именно святой апостол Фома. Основная масса храмов, которые строятся в Индии, посвящены апостолу веры – Фоме! Скончался он мученически, по приказу одного из царей он был заколот. Перед смертью двух из воинов он рукоположил в священники, и они дальше продолжили распространять христианскую веру.

Апостол Фома, в первую очередь, ассоциируется у нас с блаженным неверием, даже выражение такое ходит в народе «Фома неверующий», и, действительно, часто мы уподобляемся ему! Даже журнал такой есть для тех, кто только к вере приходит, называется «Фома», где статьи пишут люди, которые к вере пришли тем или иным путем, а к Богу путей бесконечное множество!

С праздником!

проповедь расшифровала и отредактировала Лариса Ходыкина опубликовала Анна Ушацкая

Источник — https://www.hram-v-lesnom.ru/content/слово-настояте…му-нас-учит-апостол-фома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector