Мудрые наставления преподобного серафима саровского

Как относиться к родным и близким?

С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».

Смысл и значение наставлений

Учение Серафима Саровского несет в себе единственную главную идею – указать людям праведный путь, который приведет их к Царству Небесному. Прошло уже почти два века, а духовные заповеди не потеряли своей актуальности.

В своих поучениях преподобный отец взывает к мирянам, чтобы те не предавались искушению, усмиряли страсти, тем самым становясь на ступеньку выше к Богу. Он руководствуется не страхом, а любовью, которая должна быть к Господу и ближнему, называет ее фундаментом православной веры. Святой говорит о жизни, не имеющей смысла без этого всеобъемлющего чувства.

Серафим Саровский утверждал, что Всевышний обращает Свое внимание только на сердца, наполненные любовью. Нет разницы, кто к Нему обращается: инок или простой человек – Он одинаково услышит их обоих, если они глубоко любят Создателя

Только в этом случае мирянин может постичь Святой Дух, что является истинной целью православного христианина.

Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца

Топ-темы:

1 августа Православная церковь вспоминает одного из самых известных и почитаемых святых – Серафима Саровского; в этот день произошло «обретение мощей» святого.

OBOZREVATEL расскажет, чем прославился Серафим, а также о том, с какими просьбами принято обращаться к нему.

Кто такой Серафим Саровский

Серафим родился в 1754 году в Курске, в семье зажиточного купца. В детстве с ним произошло два события, которые трактуются как чудесные. Первое – в 7-летнем возрасте он упал с колокольни строящегося храма, но совсем не пострадал. Второе – когда он заболел в возрасте 10 лет, ему приснилась Божья Матерь и обещала его исцелить. Вскоре по улице проходил крестный ход с иконой Богородицы. Мальчику дали возможность поцеловать нарисованный лик, и с тех пор он быстро пошел на поправку.


День Серафима Саровского 2020: в чем помогает святой

Став взрослым, Серафим (в миру его звали Прохором) решил посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Перед этим ответственным шагом он посетил Киево-Печерскую лавру, где получил благословение.

Но монашеская жизнь оказалась для него недостаточно уединенной, и в возрасте около 40 лет он ушел жить в лес. В нескольких километрах от монастыря Серафим сделал себе келью и дал обет не менять одежду круглый год, добывать пищу в лесу, поститься, молиться и читать Евангелия.

Известно несколько интересных историй, связанных с лесной жизнью Серафима. Например, о медведе, который приходил к нему и ел из рук, о разбойниках, которые избили святого, но были прощены им, а также о тысяче дней столпнической молитвы на камне – молитвы за других.

Любимой иконой Серафима была икона Богородицы «Умиление». Часто эта икона упоминается вместе с именем святого.


День Серафима Саровского 2020: в чем помогает святой

В течение 3 лет Серафим держал обет молчания, затем еще 15 лет был в затворе, пока, наконец, в 1825 году не принял решение общаться с миром. К нему стали стекаться паломники со всей страны, поскольку Серафим был известным целителем и провидцем. Приезжал к нему и император Александр I.

Всех гостей Серафим приветствовал одной фразой: «Христос воскресе, радость моя!» — круглый год, а не только в пасхальный период.

Умер Серафим 2 января 1833 года.


День Серафима Саровского 2020: в чем помогает святой

О чем просят у Серафима Саровского

К святому Серафиму обращаются с такими просьбами:

— помочь исцелиться от заболевания. Говорят, что этот святой помогает даже в самых тяжелых случаях. Причем, речь об исцелении как физическом, так и духовном.

— помочь справиться с депрессией и другими психическими заболеваниями, с апатией, отчаянием, горем, а также с эгоизмом и высокомерием.

— помочь найти гармонию с самим собой и с миром.

— помочь «блудным сыновьям и дочерям» вернуться к Богу.

— помочь защититься от нападок недоброжелателей, врагов и завистников.

Молитва к Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафим, великий Саровский чудотворец, всем прибегающим к тебе скоро их слышащий помощник! Во дни земной жизни твоей никто от тебя без помощи и утешения не уходил, но всем сладостен был вид лица твоего и благостный глас слов твоих. К тому же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обильно в тебе явился. Когда же призвал тебя Бог от земных трудов к небесному упокоению, нисколько любовь твоя прекратилась к нам, и невозможно исчислить чудеса твои, умножившиеся, как звёзды небесные: ибо вот, по всем концам земли нашей ты людям Божиим являешься и даруешь им исцеления. Потому и мы взываем тебе: о претихий и кроткий угодник Божий, дерзновенный к Нему молитвенник, никогда призывающих тебя не отвергающий, вознеси о нас мощную во благости твою молитву ко Господу Сил, да дарует Он нам всё, потребное в жизни сей и всё, к душевному спасению полезное, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, чтобы без преткновения войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне сияешь в немеркнущей славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

Преподобный старец высказывал много мудрых мыслей, которые заключают в себе простую истину — тот, кто не сумел стяжать надежду на Бога, не может обрести мир в душе своей. Это один из главных принципов, которым руководствовался сам святой.


Книга наставлений Серафима Саровского

Известны семь его наиболее важных поучений, которые приведены ниже:

О вере. По словам Саровского, кто истинно верит в Бога, тот непременно имеет дела. Святой подвижник ушел жить в лесную чащу, удалившись на пять километров от монастыря. Он много трудился на своем огороде, обустроенным рядом с кельей. Сам добывал себе пропитание. Много читал духовной литературы и значительно дольше бодрствовал, чем спал;

О надежде. Преподобный Серафим утверждал, что все, имеющие надежду на Бога, возводятся к нему и просвещаются сиянием вечного света. Из жизни старца известно, что в детстве он болел. Как-то раз во сне маленькому Прохору (так звали в миру святого), явилась Дева Мария и пообещала, что он будет исцелен. Во время крестного хода, шедшего мимо дома Мошниных, мать поспешила вынести своего сына и приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы. После этого мальчик пошел на поправку;

О молчании. Старец говорил, что именно молчание содействует стяжанию внутреннего мира. И необходимо как можно больше разговаривать с собой и Господом, и поменьше с другими. Сам Саровский с 1807 года по 1810 принял обет молчания и старался ни с кем не общаться. Вернувшись в обитель, он в течение пятнадцати лет находился в затворе. Лишь по истечении этого срока он начал принимать посетителей. Известно, что к нему даже приходил царь Александр I. За свои иноческие подвиги Серафим Саровский стяжал дар прозорливости и чудотворения. Он также говорил, что от уединенности и молчания рождается умиление и кротость;

О терпении. Святой учил — все, что случается в жизни, надо принимать со смирением и благодарностью к Богу. В жизнеописании старца есть показательный момент, который подтверждает приверженность инока этому убеждению. Когда Серафим жил в лесу, на него совершили нападение разбойники с целью ограбления. Прошел слух, что отшельника посещают состоятельные гости, следовательно, у него есть что отобрать. Злоумышленники напали на Серафима во время молитвы, ударив по голове обухом от топора. Он едва остался жив, но стал очень сгорбленным. Старец считал, что осуждать можно лишь плохие дела, но не делающего их. Ведь судья, который будет всех судить один — Бог;

О мире душевном. Саровский говорил, что всем нам необходимо всячески сохранять мир в душе, не оскорбляться и сдерживать собственный гнев. Современники великого подвижника называли его самым ярким примером безгневия. Возвращаясь к истории с грабителями, стоит отметить, что старец простил своих обидчиков, когда они были схвачены и попросил не наказывать их. Лучшим средством укрощения гнева считал стремление к обретению «духа радостного, а не печального» и избавление от уныния;

О посте. Святой учил, что истинный пост — это не одно лишь изнурение плоти. Смысл состоит прежде всего в том, чтобы отдать кусок хлеба, который собирался вкусить сам, алчущему его. Он отмечал, что святые никогда не входили в пост внезапно. Это делается постепенно, и в итоге человек учится довольствоваться самым малым. Серафим Саровский, живя в лесу, три года питался травяной снедью, как утверждают его жизнеописатели. При этом инок подчеркивал, что святые постники не знали расслабления, но всегда отличались бодростью и готовностью к делу;

О скуке

Уделял внимание старец и этой теме, говоря о том, что скука застает монаха обычно к полудню, вызывая в нем отвращение к месту пребывания и монастырской братии. Единственным средством избавления от этого недуга, который рука об руку идет с печалью — усердная молитва и выполнение возложенных послушаний

Когда в занятиях появится порядок, скука не найдет себе места.

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Комментариев нет

Тропарь, глас 4*

Аудио:

От ю́ности Хри­ста́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Пере­вод: От юно­сти ты воз­лю­бил Хри­ста, бла­жен­ный, и, Ему Одно­му слу­жить пла­мен­но воз­же­лав, непре­стан­ною молит­вою и тру­дом в пусты­ни под­ви­зал­ся, и уми­лен­ным серд­цем любовь Хри­сто­ву стя­жав, избран­ни­ком воз­люб­лен­ным Божи­ей Мате­ри явил­ся. Пото­му мы взы­ва­ем тебе: «Спа­сай нас молит­ва­ми тво­и­ми, Сера­фим, пре­по­доб­ный отче наш!»

Пророческие изречения

Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.

О революциях и судьбе Церкви

Преподобным также предсказаны:

  • избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
  • Крымская война;
  • обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
  • перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось

Видео «Жизнь и наставления преподобного Серафима Саровского»

В этом видеосюжете рассказывается о жизни и поучениях старца.

О посте

Учение святого говорит о настоящем воздержании не как о простом усмирении плоти, а о возможности отдать свой кусок хлеба тому, кто в нем нуждается. Чудотворец три года жил на лесной опушке, соблюдая строгий пост, однако оставался бодрым духом. При этом он кормил приходящих к нему диких зверей, никогда не прогоняя животных голодными.

О терпении

Преподобный Саровский наставлял мирян все происходящее с ними принимать, как должное, и благодарить Господа за ниспосланные испытания. Однажды на старца в его лесной келье напали разбойники. Его ударили по голове, отчего монах остался сгорбленным на всю жизнь. Однако святой не держал зла на этих людей, полагая, что осуждения заслуживают только поступки.

О мире душевном

Своими наставлениями чудотворец призывал не удерживать в себе гнев, не реагировать на оскорбления, тем самым сохраняя душевный мир. Отец Серафим своим примером показывал, что это не простые слова. Он простил напавших на него и даже упросил не наказывать разбойников.

Чтобы укротить гнев, преподобный Саровский советовал акцентировать внимание на радостном духе, а не печальном. Совет автора

Совет автора

О скуке

Святой говорил, что скука не чужда и монаху – обычно она появляется к обеду, заставляя инока сомневаться в выбранном пути. Обычно это скверное чувство несет за собой печаль, а чтобы подобного не произошло, нужно усердно молиться Господу, не забывая о своих послушнических обязанностях. Тем, кто будет постоянно занят делом, тоска не страшна.


О молитве

О прощении

О заповедях


Об унынии

Святой Серебряного века

Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…

Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.

Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век

Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.

Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.

…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах

Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…

Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904

Все становится несносным

Чувство уныния, которое в свое время испытал и сам св. Серафим, он описывал так:

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии.

Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним…

Душа убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».

Чтобы преодолеть уныние, святой Серафим советовал обратиться к своему внутреннему «я», искать «смиренномудрие сердца», то есть стараться относиться к происходящему в жизни, ее проблемам как к воле Божией, тихо принимать ее, не гадая мучительно – что, да почему?

А бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным.

Наставления


Фото: Elitsy.ru Преподобный Серафим оставил нам богатейшее наследие – свои наставления, которые могут пригодиться в каждый момент жизни, дать правильное направление мыслям и действиям православного христианина, если вдруг в его жизни возникнут какие-то духовные или мирские затруднения.

Сам преподобный не писал на бумаге, но его современники, которым довелось общаться с ним, аккуратно записывали его проповеди, беседы и наставления. В результате после смерти Серафима Саровского, в 1837 году было составлено его жизнеописание, приложением к которому шли Наставления.

В первое издание 1939 года вошло 33 наставления, затем они были расширены и дополнены, сейчас их количество составляет 43.

Какая бы проблема не мучила человека – о жизни и смерти, о любви и ненависти, о работе и об отдыхе – на все вопросы найдется ответ в трудах Святого Серафима Саровского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector