Послания апостола павла. пособие по изучению и толкованию

Содержание:

Послания святых апостолов — это письма к христианским общинам или конкретным людям

Когда Церковь Христово уже получила некоторое развитие и утвердилась в ряде городов в качестве религиозных общин, появилась традиция писать послания.

Цели таких посланий разные — кого-то поддержать, кого-то предостеречь, кого-то осудить. В любом случае тексты апостолов имели преимущественно религиозное содержание. Особенно отличился апостол Павел, который написал рекордное число посланий — 14.

Послание
это письмо, которое авторитетная в христианстве фигура, апостол, направляет в такую религиозную общину.

По количеству книг в Библии он поставил рекорд, но куда важнее то, что послания Павла содержат описание важнейших для христиан идей, на которых сегодня базируется Христианская Церковь.

Читателям посланий следует помнить, что все они были написаны в определённых обстоятельствах и к конкретным лицам. Это не какое-то объективное исследование, а письмо человека, который имел свои интересы и мог по-своему интерпретировать различные события.

Поэтому читать такие тексты следует с осторожностью, ведь мы же не станем всецело доверять сведениям из чужой переписки? Нужно быть готовыми к различным неточностям. Кроме того, как и всегда в Библии, есть вопросы авторства посланий

Некоторые послания святых апостолов могут иметь не тех авторов, которым они приписаны. К этому стоит быть готовыми

Кроме того, как и всегда в Библии, есть вопросы авторства посланий. Некоторые послания святых апостолов могут иметь не тех авторов, которым они приписаны. К этому стоит быть готовыми.

Также среди трудов Павла есть два послания не к общинам, а к конкретным людям — к Филимону, Титу и Тимофею.

Обращение ко Христу

И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.

Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».

Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.

Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».

Ещё есть 4 послания к отдельным людям и анонимное к евреям

В разные годы Павел написал 2 послания к своему ученику Тимофею. Это поздние тексты. Относительно подлинности первого из них множество споров. Второе создано в последние дни жизни апостола. Павел предчувствует свою смерть и стремится поделиться последними наставлениями.

Послание к Филимону, апостолу из семидесяти — достоверно подлинное письмо апостола Павла, скорее его частная переписка, а не библейское послание. Умещается в одну главу и насчитывает 335 слов.

Послание к евреям — анонимный текст. Адресовано крещённым евреям. Резко отличается по стилю от других посланий Павла.

Апокрифы — это рукописи религиозной направленности о событиях Ветхого и Нового Завета

Цитата, породившая споры

Между тем ряд богословов, особенно позднего периода, отмечает в этом апостольском послании некоторые элементы такого не принятого Церковью учения, как субординатизм. Его сущность заключается в утверждении о неравенстве и соподчиненности ипостасей Святой Троицы, при которых Бог-Сын и Бог-Святой Дух являются порождением Бога-Отца и подчинены Ему.

Эта теория в корне противоречит основным христианским догматам, утверждённым в 325 году Первым Никейским собором и проповедуемым до сего дня. Однако, обратившись к «Посланию к коринфянам» (глава 11, стих 3), где апостол утверждает, что «Христу глава Бог», ряд исследователей полагает, что даже первоверховный апостол Павел не был вполне избавлен от влияний лжеучений раннего христианства.

Справедливости ради заметим, что их оппоненты склонны понимать эту фразу несколько иначе. Само слово Христос в буквальном смысле переводится как «помазанник», и этот термин с древних времён употребляется в отношении правителей-самодержцев. Если понимать слова апостола Павла именно в этом смысле, то есть что «всякому самодержцу глава Бог», то всё встаёт на свои места, и противоречия исчезают.

Место в новозаветном каноне

Вероятно, хронологически именно послания апостола Павла стали первыми книгами, позднее оформившимися в канон Нового Завета. Самой ранней его книгой, по-видимому, является 1-е послание к Фессалоникийцам.Они играют чрезвычайно значимую роль в церковной жизни, что обусловлено не столько их количеством (из 27 новозаветных книг 14 принадлежат руке Павла), сколько глубиной и широтой богословской мысли апостола, его подлинным неравнодушием ко всем церковным проблемам.

Характеристика толкований

Павловы послания с самого начала привлекали внимание христианских мыслителей. Пояснения к некоторым из них составили:

  • свт. Кирилл Александрийский.
  • Феодор Мопсуестийский.
  • Севериан Габальский.
  • Амвросиаст.
  • блж. Августин Иппонийский.
  • блж. Иероним Стридонский и др.

Авторами толкований на весь корпус Посланий являются:

  • Ориген (его толкования почти полностью утрачены);
  • Свт. Иоанн Златоуст.
  • Прп. Ефрем Сирин.
  • Блж. Феодорит Кирский.
  • Блж. Феофилакт Болгарский и др.

Интересный факт

Среди многочисленных позднейших пояснений на Послания стоит выделить «Толковый Апостол» свт. Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894). Этот труд полюбился православному читателю за свою доступность, обстоятельность и полноту изложения.

До нас дошло 2 послания к коринфянам, но их было больше

В Новом Завете есть два послания к коринфянам, но то, которое называется первым, таковым не является. Из текста ясно, что апостол и прежде направлял письма общине греческого города Коринф. Однако до нас они не дошли.

«1-ое послание к коринфянам» содержит много упрёков к этой общине. Дело в том, что она раскололась на приверженцев различных христианских проповедников.

Павел осуждает это явление и призывает верующих держаться друг друга во Христе Иисусе. Но начинает апостол с напоминания о роли Христа в жизни верующего:

1 Кор. 1:13–9


Древний Коринф. В этот город апостол Павел написал не меньше 3 посланий

Важное место в тексте занимает проповедь любви:

1 Кор. 13

«2-ое послание к коринфянам» написано около 57 года. Этот же текст известен настойчивыми призывами апостола делать пожертвования для проповедников. Также интересно, что он довольно разнородный, что даёт повод утверждать, будто послание собрали из разных источников.

Особую сложность для богословов представляет этот фрагмент текста:

2 Кор. 12:2–4

До нас дошло 2 послания к коринфянам, но их было больше

В Новом Завете есть два послания к коринфянам, но то, которое называется первым, таковым не является. Из текста ясно, что апостол и прежде направлял письма общине греческого города Коринф. Однако до нас они не дошли.

«1-ое послание к коринфянам» содержит много упрёков к этой общине. Дело в том, что она раскололась на приверженцев различных христианских проповедников.

Павел осуждает это явление и призывает верующих держаться друг друга во Христе Иисусе. Но начинает апостол с напоминания о роли Христа в жизни верующего:

1 Кор. 1:13–9
Древний Коринф. В этот город апостол Павел написал не меньше 3 посланий

Важное место в тексте занимает проповедь любви:

1 Кор. 13 

«2-ое послание к коринфянам» написано около 57 года. Этот же текст известен настойчивыми призывами апостола делать пожертвования для проповедников. Также интересно, что он довольно разнородный, что даёт повод утверждать, будто послание собрали из разных источников.

Особую сложность для богословов представляет этот фрагмент текста:

2 Кор. 12:2–4

Место в новозаветном каноне

Вероятно, хронологически именно послания апостола Павла стали первыми книгами, позднее оформившимися в канон Нового Завета. Самой ранней его книгой, по-видимому, является 1-е послание к Фессалоникийцам.Они играют чрезвычайно значимую роль в церковной жизни, что обусловлено не столько их количеством (из 27 новозаветных книг 14 принадлежат руке Павла), сколько глубиной и широтой богословской мысли апостола, его подлинным неравнодушием ко всем церковным проблемам.

Характеристика толкований

Павловы послания с самого начала привлекали внимание христианских мыслителей. Пояснения к некоторым из них составили:

  • свт. Кирилл Александрийский.
  • Феодор Мопсуестийский.
  • Севериан Габальский.
  • Амвросиаст.
  • блж. Августин Иппонийский.
  • блж. Иероним Стридонский и др.

Авторами толкований на весь корпус Посланий являются:

  • Ориген (его толкования почти полностью утрачены);
  • Свт. Иоанн Златоуст.
  • Прп. Ефрем Сирин.
  • Блж. Феодорит Кирский.
  • Блж. Феофилакт Болгарский и др.

Интересный факт

Среди многочисленных позднейших пояснений на Послания стоит выделить «Толковый Апостол» свт. Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894). Этот труд полюбился православному читателю за свою доступность, обстоятельность и полноту изложения.

Цель написания

Некоторые думают, что это послание было написано в ответ на крайности в интерпретациях учения Павла о вере. Эта позиция, называемая антиномизм, гласила, что через веру во Христа человек полностью освобождается от ветхозаветного закона, законничества, светских законов и любых нравственных порядков общества. Послание Иакова направлено на евреев-христиан, рассеявшихся среди всех народов.

Мартин Лютер, ненавидевший это послание и называвший его «соломенным посланием», не смог понять, что учение Иакова о делах дополняло, но не противоречило учению Павла о вере. В то время как учения Павла сосредотачивались на нашем оправдании Богом, учение Иакова делало ударение на делах, иллюстрировавших это оправдание. Иаков писал для евреев, чтобы побудить их продолжать расти в этой новой христианской вере. Он подчеркивает, что хорошие поступки свойственны тем, кто наполнен Духом, и выразил сомнение в том, может ли кто-то иметь спасительную веру, если плодов Духа, описанных Павлом в Послании Галатам 5:22–23, не заметно.

Послание к Колоссянам записал Тимофей, как сказано, со слов Павла

Город Колоссы находился близко от Эфеса и существовал до XIII века, когда окончательно пришёл в упадок. Здесь действовала христианская община, но Павел её никогда не посещал. И всё же от его лица написано письмо.

Очень важная тема послания — возражения против некой, по-видимому, гностической философии, которая стала известна в Колоссах.

Автор много говорит об Иисусе Христе, учит правильно молиться и даёт некоторые другие наставления. Он прямо заявляет о цели своих наставлений:

Кол. 2:1–3

Павел наполняет слово Божие всё новыми откровениями. И вот он рассказывает, как сила Божья проявляется в человеке:

1 Кор. 2:10–16


Тимофей Эфеский, апостол который помогал Павлу писать некоторые послания

В конце Павел сообщает, что подписал это послание. Вступительная фраза «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» даёт основания считать, что это послание записал Тимофей Эфеский, апостол от семидесяти. Сделал он это, разумеется, со слов апостола Павла.

Возможно, именно этим вызваны отличия в манере письма. Более того, отсюда можно сделать вывод, что Послание к Ефесянам тоже написал Тимофей. Даты сходятся, а сам апостол Павел в это время находится в римской темнице.

Жизнь апостола и создание Посланий

«Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение»

«Апостол Павел и его изображения на святых иконах»


Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До 34 года: прежде обращения в христианство

Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).

Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).

32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности

Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).

45–49: первое миссионерское путешествие

Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).

Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме

Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).

50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром

Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:

Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).

Интересный факт

Одним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.

52–58: третье миссионерское путешествие

Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).

58–63: кесарийские и первые римские узы

В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).

63–66: четвертое миссионерское путешествие

После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).

67: вторые римские узы и мученическая кончина

Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

12

Июль

67 года

Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.

Глава 1

1. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам,
находящимся в рассеянии, – радоваться.

2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в
различные искушения,

3. зная, что испытание вашей веры производит терпение;

4. терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были
совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему.

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что
сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9. Да хвалится брат униженный высотою своею,

10. а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на
траве.

11. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее
опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв
испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не
искушается злом и Сам не искушает никого,

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от
Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым
начатком Его созданий.

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на
слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20. ибо гнев человека не творит правды Божией.

21. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости
примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие
самих себя.

23. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку,
рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24. он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в
нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в
своем действии.

26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего
языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы
призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Тематическая классификация

Существует множество вариантов классификации Павловых творений – все они в значительной степени условны.

Возможно, например, такое тематическое деление посланий:

  • нравственно-эсхатологические (о последних временах и втором пришествии Христовом) – 1-е и 2-е Фессалоникийцам;
  • экклезиологические (о Церкви) – 1-е и 2-е Коринфянам;
  • сотериологические (о спасении) – Галатам, Римлянам;
  • христологические (о Христе) – Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону, Филиппийцам;
  • пастырские (священнослужителям) – 1-е и 2-е Тимофею, Титу.

Интересный факт

Для верного понимания посланий апостола Павла читателю следует помнить, что они располагаются в Библии в порядке своей значимости, а не в хронологическом порядке, а также знать, с каким побуждением они были созданы.

Послание к римлянам — главный труд апостола Павла

Это самое важное из посланий, ибо здесь мы почти со 100% достоверностью можем говорить, что написал его именно апостол Павел. В этом сходятся и богословы и исследователи

Даже дату называют приблизительно одну и ту же — 58 год. Но, как это бывает, есть те, кто не согласен с ней.

Послание к римлянам примечательно своей подробностью. Это фактически краткое изложение христианского мировоззрения Павла. Здесь важную роль сыграли обстоятельства.

Из Рима выселили всех иудеев, так что христианская община сохранялась только за счёт обращённых язычников. Это была угрожающая ситуация. Отягощалось всё тем, что Павел сомневался в том, что сможет попасть в Рим.

Гонения на христиан

В отчаянии он обращает к римлянам не только слова поддержки, но и составляет для них обстоятельную проповедь, на которую впоследствии смогла опираться христианская Церковь.

Среди прочего апостол Павел здесь пишет, что язычники смогли быть более угодны Богу, чем непреданный Израиль:

Рим. 9:30–33

А вот Павел рассуждает о праведности:

Рим. 10:1–4
До миссионерской деятельности апостол Павел был гонителем христиан, но Господь ослепил его и позволил образумиться. На этой картине ослеплённый Павел лежит и, вероятно, слышит, как Бог обращается к нему (Картина Караваджо «Обращение Савла»)

А здесь о Церкви в качестве тела Христова:

Рим. 12:4–5

Апостол рассказывать про смерть Христа и сообщает, что Тот воскрес и смерть отныне уже не имеет над Ним власти. Также именно это послание содержит известное высказывание, что нет власти не от Бога.

Деяния святых апостолов

Глава 1.

1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама’, то есть земля крови.

20В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

21Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Проповедники Христовой веры

Благодаря апостолам яркий свет истинной веры, воссиявший во Святой Земле, озарил три полуострова, являвшихся средоточием древних цивилизаций – Италию, Грецию и Малую Азию. Миссионерской деятельности апостолов посвящена ещё одна новозаветная книга – «Деяния апостолов», однако в ней пути следования ближайших учеников Христа указаны недостаточно полно.

Этот пробел восполняют сведения, содержащиеся в «Посланиях апостолов», а также изложенные в Священном предании – материалах, канонически признанных Церковью, но не вошедших в Ветхий или Новый Завет. Кроме того, роль посланий неоценима и в разъяснении основ веры.

Послесловие

В заключение следует отметить, что все послания апостолов проникнуты истинно евангельским духом, и отцы церкви настоятельно рекомендуют читать их всем, кто желает наиболее полно познать учение, дарованное нам Иисусом Христом. Для их более полного понимания и осмысления следует, не ограничиваясь лишь прочтением самих текстов, обратиться к трудам толкователей, наиболее известным и авторитетным среди которых является святитель Феофан Затворник (1815-1894), портрет которого завершает статью. В простой и доступной форме он разъясняет многие фрагменты, смысл которых подчас ускользает от современного читателя.

Тематическая классификация

Существует множество вариантов классификации Павловых творений – все они в значительной степени условны.

Возможно, например, такое тематическое деление посланий:

  • нравственно-эсхатологические (о последних временах и втором пришествии Христовом) – 1-е и 2-е Фессалоникийцам;
  • экклезиологические (о Церкви) – 1-е и 2-е Коринфянам;
  • сотериологические (о спасении) – Галатам, Римлянам;
  • христологические (о Христе) – Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону, Филиппийцам;
  • пастырские (священнослужителям) – 1-е и 2-е Тимофею, Титу.

Интересный факт

Для верного понимания посланий апостола Павла читателю следует помнить, что они располагаются в Библии в порядке своей значимости, а не в хронологическом порядке, а также знать, с каким побуждением они были созданы.

Послание к Колоссянам записал Тимофей, как сказано, со слов Павла

Город Колоссы находился близко от Эфеса и существовал до XIII века, когда окончательно пришёл в упадок. Здесь действовала христианская община, но Павел её никогда не посещал. И всё же от его лица написано письмо.

Очень важная тема послания — возражения против некой, по-видимому, гностической философии, которая стала известна в Колоссах.

Автор много говорит об Иисусе Христе, учит правильно молиться и даёт некоторые другие наставления. Он прямо заявляет о цели своих наставлений:

Кол. 2:1–3

Павел наполняет слово Божие всё новыми откровениями. И вот он рассказывает, как сила Божья проявляется в человеке:

1 Кор. 2:10–16
Тимофей Эфеский, апостол который помогал Павлу писать некоторые послания

В конце Павел сообщает, что подписал это послание. Вступительная фраза «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» даёт основания считать, что это послание записал Тимофей Эфеский, апостол от семидесяти. Сделал он это, разумеется, со слов апостола Павла.

Возможно, именно этим вызваны отличия в манере письма. Более того, отсюда можно сделать вывод, что Послание к Ефесянам тоже написал Тимофей. Даты сходятся, а сам апостол Павел в это время находится в римской темнице.

Послание впавшим в ересь коринфянам

Ещё одним замечательным творением раннехристианского эпистолярного жанра является «Послание апостола Павла к коринфянам». На нём также следует остановиться подробнее. Известно, что после основания Павлом христианской церкви в греческом городе Коринфе местную общину в нём возглавлял его проповедник по имени Аполлос.

При всём своём рвении к утверждению истинной веры, он по неопытности внёс разлад в религиозную жизнь местных христиан. В результате те разделились на сторонников апостола Павла, апостола Петра и самого Аполлоса, допускавшего личные интерпретации в толковании Священного Писания, что, несомненно, являлось ересью. Обращая к христианам Коринфа своё послание и предуведомляя их о скором прибытии с целью внести ясность в спорные вопросы, Павел настаивает на общем примирении и соблюдении единства во Христе, которое проповедовали все апостолы. Послание к коринфянам содержит, кроме всего прочего, и осуждение многих греховных деяний.

2 послания к фессалоникийцам — одни из ранних посланий Павла

Около 51 года Павел написал 1-ое послание к Фессалоникийцам, а за ним и 2-ое.

В обоих текстах силён дух потустороннего. Первое письмо, среди прочего, рассказывает о судном дне и воскресении мёртвых, а второе сообщает, что в время Второго пришествия Господа появится некий «человек греха», по-видимому, лжеучитель или антихрист.

Но в то же время тут находится место и позитивным эпизодам. В третьей главе апостол призывает:

К слову, призывы совершать доброе дело встречается и в других его посланиях.

Второе послание написано при участии учеников Павла, а возможно, и вовсе без прямого участия апостола.

Осуждение пороков, унаследованных от язычества

Речь в данном случае идёт о тех пороках, которые были широко распространены среди местных христиан, не успевших ещё побороть в себе пристрастия, унаследованные ими от их языческого прошлого. Среди многообразных проявлений греха, присущих новой и ещё не устоявшейся в моральных принципах общине, апостол с особой непримиримостью осуждает повсеместно практиковавшееся сожительство с мачехами, и проявления нетрадиционной сексуальной ориентации. Своей критике он подвергает обычай коринфян вести друг с другом нескончаемые судебные тяжбы, а также предаваться пьянству и распутству.

Кроме того, в этом послании апостол Павел призывает членов недавно созданной общины не скупясь выделять средства на содержание проповедников и по мере сил оказывать помощь нуждающимся иерусалимским христианам. Упоминает он и об отмене принятых у иудеев пищевых запретов, позволяя употреблять все продукты, кроме тех, что местные язычники приносят в жертву своим идолам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector