Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла

Вместо злословия – молитва

Тем, кто оправдывает свое злословие попечением о несчастном падающем ближнем, святой рекомендует помолиться о грешнике. Тайно помолиться. «Сей образ любви приятен Богу». Ну а грех следует приписывать не человеку, а искушающему его бесу.

«Не будем не только негодовать, но и осуждать хулителей, безбожников, гонителей и подобных им людей, – вторит древним отцам святой XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит, одновременно обличая стандартную отговорку, будто отцы учат об отношении к ближним, а не к настоящим врагам. – Будем ненавидеть их слова, их зло, но человека, который сказал это, не будем ненавидеть, даже возмущаться на него. Помолимся о нем. Христианин имеет любовь и благородство и ведет себя соответствующим образом».

Авва Дорофей

Другой подвижник древности, авва Дорофей, тоже ничуть не противоречит иудейской традиции и призывает не только не верить наговору на ближнего, но еще и покрывать его явные грехи. Когда святому Аммону сообщили, что у некого брата в келье – женщина, преподобный отец пришел с обвиняющими в келью уличенного брата, сел на кадку, под которой, как он догадался, женщина была спрятана, и предложил обыскать помещение.

Никакой женщины благочестивые монахи не нашли и удалились смущенными. А вот согрешивший или, по крайней мере, собиравшийся согрешить брат – покаялся, пристыженный кротостью аввы, а вовсе не обличением братии.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 37-38 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет

Потом, (апостол) приводит крайний, самый сильный довод: и ныне, говорит, Бог повелевает это через меня. «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (1Кор.14:37–38). Для чего он присовокупил это? Чтобы показать, что он не принуждает и не хочет состязаться; так выражаются те, которые не свои желания стараются исполнить, но имеют в виду пользу других. Потому он и в другом месте говорит: «а если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16). Впрочем не везде он поступает так, но только там, где проступки были не очень велики, притом и в таких случаях более пристыжает; когда же говорит о других (преступлениях), то выражается не так, – а как? «Не обманывайтесь: ни блудники,… ни малакии Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9); и еще: «вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал.5:2). Но здесь, так как у него была речь о молчании, он не очень сильно укоряет (слушателей), и тем самым еще более располагает их к себе.

Гомилия 37 на 1-е послание к Коринфянам.

Прот. Григорий Разумовский

Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя

Умолчах (от слова «умолчати – умолчать, молчать», в смысле – «терпеть, словом не обличать») значит: «Я молчал, Я терпел». Вознепщевал еси (от слова «вознепщевати» – «подумать, предположить») значит: «ты подумал, ты предположил». Когда грешник, забыв страх Божий, не кается, не перестает грешить, то ему кажется, что грехи Богу не противны. Не встречая ниоткуда обличения в своей греховной жизни, он с нею так свыкается, что предается нечестивым мыслям (вознепщевал беззаконие), будто Бог, подобно ему, одобрит поведение грешных людей или не взыщет за грехи (Пс. 9:34). Но он жестоко ошибается: Бог всегда и все видит, но не всех вскоре наказывает за грехи потому, чтобы дать место покаянию. Он видит и молчит (не обличает), как бы не видит. Но когда настанет день Суда, тогда Господь не промолчит (ст. 3). Все эти мысли и чувства пророк и выражает в настоящем стихе, от лица Божия говоря грешнику: все это (т.е. что выше сказано) ты делал, и Я терпеливо молчал, не обличая тебя, но ожидая твоего раскаяния. А ты, вместо того чтобы раскаяться, помыслил в сердце твоем нечестивое: ты стал думать, что и Я такой же сообщник и друг грешникам, как и ты, – что Я буду подобен тебе (в этом случае). Но ныне Я обличу тебя в день Суда Моего и представлю пред лицем твоим грехи твоя: Я сделаю так, что ты увидишь всю гнусность грехов твоих и не возможешь сказать, что приговор Мой, произнесенный на тебя, неправеден.

Объяснение священной книги псалмов.

предыдущий стихследующий стих

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Глава 6.

1Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела’ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела’ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Глава 5.

1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

9Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12Ибо что’ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Не разъединить грехом, а объединить любовью

Злословие в любом его виде – если и не сознательная клевета (то есть ложь, то есть прямое потомство диавола), в конечном итоге – это желание увидеть зло в другом, рассмотреть его и обсудить, поставить себя над (ключевой предлог: не «вне», а «над», то есть — гордыня) этим злом. И это тоже – богоборчество, потому что Бог пришел соединять людей в Себе, а злословящий стремится разъединить – грехом.

Авва Дорофей свое поучение против злословия и осуждения заканчивает красивой иллюстрацией. Мир – это бесконечный круг. В центре его – Бог. К Центру стекаются радиусы – жизни человеческие. Чем дальше от Центра – тем дальше и друг от друга.

«Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Но законное и нравственное — это не одно и то же

По закону люди имеют право на развод — как допускал развод и ветхозаветный закон, «по жестокосердию» людей. Мы не можем требовать от нехристиан, чтобы они  строго руководствовались евангельской этикой в этом вопросе. Более того, бывают ситуации, когда, например, очаровательный ухажер и блистательный жених оказывается мужем-психопатом, который бьет жену смертным боем — тут уж развод всяко лучше смертоубийства.

Но «законное» и «нравственное» — это не одно и то же, мужчина, который бросает постаревшую жену ради свеженькой пассии, поступает законно — но безнравственно. И Царства Божия такой мужчина, определенно, не наследует — пока не покается во вретище и пепле.

Нарушает ли евангельское обличение его права? Никоим образом. Вернемся к примеру с американским фармацевтом — хотя его так и не принудили снижать цену, СМИ и социальные сети высказали ему много соображений о его моральном облике, и о том, что, являясь, формально, законопослушным гражданином, он является весьма плохим примером для подражания.

Социальная реклама как раз и говорит о морали — да, по закону вы имеете право безобразно напиваться, забывать о родителях, не уступать места в транспорте — но вас увещевают этого не делать, потому что это аморально, бессовестно, хорошие люди так не поступают.

Увещевание людей хранить брак, и не бросать своих жен — определенно служит общественно полезной цели. Потому что отвергая верный брак, можно не только небесного царства лишиться, но и земное уступить  народам, которые с большим уважением относятся к семейным узам.

Это, учитывая наш уровень разводов, для многих может быть болезненным и неприятным. Нам всем не нравится, когда нам напоминают о наших грехах. Но, говоря формально, люди имеют право провозглашать моральные принципы — даже если для нас это оказывается неприятным обличением.

А говоря по-христиански — Евангелие есть благая весть о прощении грехов. Никто не обязан, упав в ров беззакония, сидеть там вечно. Можно признать, что Христос был прав все это время, а мы неправы, попросить — и получить прощение, начать новую жизнь с чистого листа. Но это уже совершенно не находится в ведении УФАС.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

Были, как кажется, и у наших предков такие, которые дозволяли народу своевольствовать, приводили в исполнение дела, упомянутые у Иезекииля, даже делали то, что свойственно лжепророкам, – которые «бесславят» Бога «пред народом» Его «за горсти ячменя» (Иез. 13:19). То же, я думаю, и теперь иные делают. Так, когда мы говорим, что назвавший брата уродом подлежит геенне, некоторые спрашивают: ужели назвавший брата уродом подлежит геене? Нет! – отвечают. И когда говорим, что лихоимец есть идолослужитель, – и над этим опять смеются, говоря, что это выражение преувеличено; и все заповеди унижают подобным образом. Их-то имея в виду, и писал тогда к Ефесянам блаженный Павел, говоря: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». Потом присовокупляет: «Никто да не обольщает вас пустыми словами». Суетные слова – те, которые имеют временную прелесть, но никогда не выказываются в делах, потому что дело их – обман. «Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». За прелюбодеяние, говорит, за любостяжание, за нечистоту, или и за это и за обман, так как они недобросовестны. Непокорливыми сынами называет весьма упорных, которые не слушают (Бога).

Беседы на Послание к Ефесянам.

Блудники и прелюбодеи царства Божьего не наследуют — проблема сожительства в церквях

Эван Леноу

istina.info

Многие из нас хотели бы верить, что церковь обладает устойчивым иммунитетом к растущей тенденции сожительства (до брака или вместо брака). К сожалению, эта аморальная практика вползает и в общины, по мере того как все меньше верующих осознают, что сожительство является нарушением библейской этики отношений между полами.

Писание недвусмысленно осуждает блуд (это слово в синодальном переводе чаще всего означает добрачные сексуальные отношения). Блуд и прелюбодеяние описываются как зло, как объект Божьего гнева. Блудники и прелюбодеи царства Божьего не наследуют (Мф. 15:19; Деян. 15:20, 29; 1 Кор. 6:9; Евр. 13:4).

Кроме того, что Писание ясно высказывается против блуда, сожительство также нарушает один важный принцип библейской этики: Бог установил сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Быт. 2 как знак брачного завета. Подобно тому, как радуга служит видимым напоминанием о Божьем завете с Ноем – что человечество никогда не будет погублено потопом, – сексуальные отношения между мужем и женою указывают на эксклюзивное, нерасторжимое единство брака. Брачные отношения подразумевают такую интимность, что в Быт. 2:24 сказано, что мужчины и женщина в браке становятся «одной плотью».

Поэтому те, кто практикуют сожительство, участвуют в «удовольствии» без заветного посвящения, заветных обязательств. А это является прямым нарушением Божьего плана для брака – плана, который Он установил еще в Быт. 2, т.е. до грехопадения.

Как же нам относиться в церквях к греху сожительства? Во-первых, следует помнить, что сожительство не является непростительным грехом. После списка грехов, записанного в 1 Кор. 6:9-10 – в котором сказано, что блудники и прелюбодеи царства Божьего не наследуют, – апостол Павел подчеркивает: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11).

Необходимо проводить работу с теми христианскими парами, которые сожительствуют

Важно привести их к осознанию своего греха, исповеданию и покаянию. В идеальном варианте такое покаяние должно проходить публично в церкви

Не нужно, конечно, портить торжественную атмосферу богослужения «выставлением грязного белья», но те, кто знали об этом грехе, кто входят в круг знакомых согрешившей пары, должны знать об исповедании этого греха. Чаще всего, об этом грехе знают все члены церкви, поэтому правильней будет совершать покаяние на членском собрании. Важно помнить, что грех одной пары может разрушительно повлиять на все Тело поместной церкви.

Во-вторых, нужно помочь этим парам разделиться, чтобы они оставили греховный образ жизни. Многие пары практикуют сожительство в качестве некоего «теста» – подходят ли они друг к другу, смогут ли жить семейной жизнью? Однако такие «пробы» приводят лишь к печальным последствиям. Если сожительствующая пара намерена вступать в брак, нужно убедить кого-то из них поменять место жительства. Ничего не будет страшного в том, если женщина, например, поживет несколько месяцев у своих родителей или мужчина – у своих друзей. Если пара отказывается от этого временного разделения, значит, их покаяние теряет смысл и становится очевидным, что они не желают прославить Господа своим браком.

Мы не можем закрывать глаза на проблему сожительства в церквях

Библейский завет брака – слишком важное Божье установление, чтобы мы могли принять мирскую точку зрения на этот счет: удовольствие без посвящения и обязательств

gazetaprotestant.ru

Книга Левит: «Не ходи переносчиком в народе твоем»

Запрет на злословие – изобретение не новозаветное. В книге Левит именем Господним запрещается разносить сплетни: «Не ходи переносчиком в народе твоем… Я Господь» (Лев.19:15). В иудаизме – и ветхозаветном, и средневековом, и современном – грех злословия, лашон а-ра, считается одним из наиболее тяжелых, причем грешником становится не только тот, кто распространил порочащий слух, но и тот, кто ему поверил. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид (Рамбам) в книге «Законы поведения» писал: «Троих убивает лашон а-ра – говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего – еще больше чем говорящего».

Моисей Маймонид

Ну, хорошо, могут заметить скептики, иудейская манера цепляться к словам и оцеживать комаров еще из обличений Спасителем фарисеев известна – а при чем же тут христианство? Мы же не просто гадости говорим, мы о ближнем заботимся. О его исправлении. Мы же не такие, как эти фарисеи.

Скептики ошибутся, и дело даже не в том, что ни одного окруженного такой «заботой» ближнего сплетни еще не исправили. Дело в том, что христианская аскетика столь же прямолинейна. Иоанн Лествичник запрещает осуждать грешника, даже если он совершает грех на смертном одре и, вроде бы, не стремится к покаянию: «Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».

Свт. Феофан Затворник

Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует

«Плотию и кровию называет Апостол природу смертную. А ей, пока она смертна, невозможно улучить небесного царства. Сие-то и присовокупил Апостол: ниже тление нетления наследствует. Но явно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ» (Феодорит). Так же судит и Фотий у Экумения.

Сие же глаголю,– все это, начиная с стиха, я говорил вам для того, чтоб убедить вас, что плоть и кровь,– это тело наше, в том виде, как оно теперь есть – грубое, многостихийное, грузное, и всегда готовое распасться, негоже для царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи. Тленное должно быть отдано тлению. Наследники нетленного царства должны облещися в нетление, ибо тление нетления не наследует. Не то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит. Он смотрит на человека целостного – в полном составе. Душа одна – не человек; тело же, как оно теперь есть, грубо и негоже для царствия. Ему и положено истлеть; вместо его дастся нетленное тело. Для сего был новый Адам, который воскрес и положил основание воскресению всех. Воскресением своим Он дал возможность быть наследниками нетленного царства Его. Участие в наследии подлежит другим условиям; но не будь воскресения в нетлении, исполнение этих условий не ввело бы в наследие его. Надобно облещись в нетленное тело и тогда войти в царство, если достоин того. Так оно устроено, что иначе сему быть нельзя, хотя устроено тоже сообразно с природою человеческою.

По ходу речи Апостола может родиться мысль, что кто не присвоился новому Адаму, небесному, тот не будет иметь участия и в нетлении. Надо поиметь в мысли, что Апостол берет человечество в целом его составе и в его предназначении: оно все предназначено к перерождению в Господе Иисусе Христе. Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе. Сила воскресения Христова и не может быть инакова: ибо воскресший есть Бог. Божеское нельзя ограничить каким-либо пределом времени или места. Воскресение Христово имеет всемирное значение и ввело чин бытия, на все простирающийся.

Во всем этом отделении, стихи 45–50, святой Павел рассуждает догматически, как выражается блаженный Фотий. Но вне контекста, все эти места, особенно же последние тексты: плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, и: да облечемся во образ небеснаго, также: яков небесный, тацы же и небеснии,– могут быть принимаемы в смысле нравственных уроков, как принимались всегда и доселе принимаются. Святой Златоуст в этом смысле и толкует их; Фотий и Мефодий у Экумения параллельно проводят и догматические мысли, и нравственные уроки.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Феофан Затворник

сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужителъ, не имать достояния в царствии Христа и Бога

К укрощению гневливости и прощению неприятностей располагал Апостол тем, что самим нам прощение дается в Господе Иисусе Христе, с напоминанием, что, если не будем прощать, и нам не будет прощено. К погашению похоти плоти и очес располагает он опасностию потерять из-за них Царство Небесное, предлагая как бы на выбор: или минутную сласть похоти, или вечное блаженство в Царстве Христовом. Обоим им вместе быть нельзя. Одно из двух: или временная греха сладость и лишение вечного блаженства, или вечное блаженство и отвержение сласти похотной. Сие да весте — приговор решительный, без всяких исключений и ограничений, что те, которые имеют несчастие работать помянутым страстям, не имеют достояния в Царствии Христовом, — уже исключены из него, и те, которые впадут только в них, как только впадут, так и исключаются, самым действием падения. Так несовместно Царствие с похотствованием.

Апостол под этот приговор подводит только блуд, нечистоту и лихоимство, а сквернословие, буесловие и кощуны — пропустил. Но это не значит, что, по Апостолу, с ними можно войти в Царствие, а то, что они у него не имеют самостоятельного значения и суть орудные действия в отношении к тем главным страстям, так что их не бывает, когда не бывает тех, и наоборот, где те, там и они. С теми, следовательно, разделят они и участь

Пустословие и смехотворство на вид представляются не так важными; но как под ними кроется блудная страсть, которая и приводит язык в движение, то, судя по этому родству, важность их значительна очень. И взгляд какой тоже будто незначителен; но воззревый на жену ко еже вожделети ея осуждается как блудник.

Блудник и нечист сказаны Апостолом в том же смысле, как прежде блуд и нечистота; но лихоимец окачествован особою вескою очень чертою; иже есть идолослужитель. И в послании к Колоссеям называет он лихоимание идолослужением (Кол. 3, 5). И Господь сказал, что нельзя служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24). Следовательно, кто служит мамоне, то есть работает страсти любостяжания, тот не служит Богу. Мамона стал для него богом. Ему он предан всею душою, всем сердцем, всем помышлением и всеми силами. Как следовало ему быть расположенну к Богу, так он расположился к богатству. Такова, впрочем, и всякая страсть, что когда кого одолевает, то всего его поглощает; почему и чрево назвал Апостол богом (Флп. 3, 19), но в пристрастии к богатству есть особая черта, ставящая обладаемого им на одной линии с идолопоклонниками, именно упование на богатство. Надлежит всего ожидать от Бога и на Нем опираться всеми надеждами своими. Но обладаемый лихоиманием всего ожидает от денег и богатства, на них опирается и почивает своими надеждами. Там, где следует стоять Богу, стоит у него мамона. Стало, он прямой идолопоклонник.

Не имать достояния в царствии Христа и Бога. Достояние, — κληρονομια, — что кому определено в наследство. Неисследованное богатство Христово все распределено по добродетелям, и всякой добродетели свое место и свой удел богатства Христова. Когда наступит Царствие Христово, тогда какою кто добродетелию особенно отличился, туда и поступит, где часть на добродетель ту отряженная. Все, по вере, в добродетелях потрудившиеся будут в Царствии, и всем будет неизреченно блаженно пребывать там, но всякий в своем будет месте и чине. Посреди сих светлых обителей нет места — никакой страсти. Вне… любодеи… и идолослужители… (Апок. 22, 15).

Это очевидно само собою, но Апостол напоминает о том с особым напряжением, говоря: сие да весте. Верно, нужно было сделать на этом ударение. Может быть, ходили какие-либо мысли, подрывающие уверенность в этом. Почему и далее, остерегая верных от кривотолков, пишет:
Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Есть Царство Божие и есть государство человеческое

Некоторое время назад владелица рекламного агентства Ольга Вековшинина разместила на рекламных щитах в Екатеринбурге цитату из Евангелия от Луки: «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует, и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует».

Цитаты вызвали претензии со стороны антимонопольной службы: эксперты УФАС сочли, что библейские цитаты противоречат Семейному кодексу РФ, который предусматривает за супругами право на развод.

На фоне общей политики государства, поощряющей брак и чадородие, это решение выглядит резким диссонансом — и скорее выглядит ошибкой конкретных людей, чем проявлением какой-то общей политики. Но в чем причины такой ошибки? Похоже, в том, что люди не понимают разницы между двумя разными царствами.

Есть Царство Божие и есть государство человеческое. Их требования (например, «не укради) могут перекрываться, и, в нормальном, благоустроенном государстве они не противоречат друг другу. Но эти царства устроены принципиально по-разному. Человеческое государство опирается на принуждение — это не упрек ему, это описание реальности нашего падшего мира, где начальствующий не напрасно носит меч. Он имеет обязанность обуздывать злодеев и собирать налоги, необходимые для поддержания в порядке дорог и мостов. Царство Божие основано на любви и доверии, и в него можно войти только по доброй воле.

Христос приходит без меча, он никого не принуждает, Он только призывает тех, кто желает довериться Ему и последовать за Ним. Те, кто по своей воле признают Его своим Царем и Господом, составляют Его Царство, которое на земле представлено Его Церковью. Церковь есть сообщество принципиально добровольное. Никого невозможно принудить быть христианином.

Вы оказываетесь под властью государства независимо от вашей воли — максимум, вы можете переехать и сменить одно государство на другое. В Царство Божие вы можете войти, только захотев этого, и отозвавшись на призыв Христа покаянием и верой.

Авва Дорофей о пристрастном Суде Божьем

Авва Дорофей дает другое объяснение на простом примере. Двух девочек, сестер-близнецов, купили на невольничьем рынке две женщины: благочестивая «святая дева», воспитавшая девочку как родное дитя и добрую христианку, и блудница, воспитавшая свою рабыню соответствующе своему образу жизни. Вопрос: будет ли Бог одинаково судить этих девочек, если они согрешат?

Для автора «Душеполезных поучений» этот вопрос риторический: «Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»

Вывод: судить других нельзя, потому что мы не знаем мотивов поступков и поведения, личного «бэкграунда», а следовательно – не знаем и судов Божьих. Потому что Бог будет судить каждого по-Своему. Так что опять возвращаемся к богоборчеству: осудил – попытался присвоить себе функцию Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector