Почему князь владимир (980-1015 гг.) выбрал христианство (988 г.)?

Предпосылки и причины принятия христианства

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:

  • Языческих верований у наших предков, древних славян действительно было очень много. Те имена языческих богов, которые ныне у всех на слуху: Перун, Дажьбог, Велес, Ярыло и прочие, это просто самые популярные среди божеств языческого пантеона, а в действительности у каждого племени, в каждом городе и селе были какие-то свои боги-покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Как следствие это вело и к политическому ослаблению Киевской Руси.
  • Языческие обычаи кое-где были достаточно жестокими, порой даже практиковались человеческие жертвоприношения. В частности человеческие жертвы приносились верховному богу Перуну.
  • Языческая вера Киевской Руси стала крайне не выгодна во внешней политике, когда большая часть Европы уже стала христианской, оставаться язычниками было уже совсем не комильфо (где-то как пользоваться телеграфом в век Интернета).

О Владимире.

Отдельно хочу остановиться на личности князя Владимира. Он нежеланный сын Святослава, низкий по рождению. Матерью его была Малуша ключница или милостница у княгини Ольги. По одним источникам она была из древлян, по другим она была еврейкой, в любом случае её положение при дворе было низким. С детства сына Малуши попрекают низкородством, а воспитывает  дядя Добрыня. Владимира не любит отец, он раздает наделы всем сыновьям, кроме Владимира. Тогда семилетнего Владимира зовут на княжение в Новгород, зная его отношения с отцом. Святослав говорит: «Возьмите его! По Вас и князь!». Став князем Новгородским Владимир тоже не получает должных почестей, поскольку новгородцы используют его в своих целях. Достигнув определённого возраста, он сватается к дочке полоцкого князя Рогнеде. Та отказывается, ссылаясь на его происхождение. Владимир же идёт войной на полочан, захватывает Рогнеду, насилует её перед родителями, которых после убивает.

Это показывает его «характер» основанный на унижениях детства. Всё его стремление к власти, и перепады настроения легко объяснимы с точки зрения психологии. В наше время подобные люди часто становятся преступниками, маньяками, педофилами.

Владимир не любит мир своих предков, и разрушит его, когда будет такая возможность.

Он расправляется со своим братом Ярополком, заманив его в засаду, и становится правителем Руси. Владимир получает в наследство искусственно созданный союз между кривичами, полянами, ильменскими словенами, радимичами, вятичами, древлянами, северянами и другими меньшими племенами. Он замещает племенных вождей на своих людей. Которые называются боярами, каждый со своей дружиной. Так в Новгороде от Владимира правит Добрыня, в Чернигове Претич, и т.д.. Что естественно не нравится славянским племенам.

Одновременно с этим князь Владимир придумывает хитрый ход. Он решает укрепить свою власть устроив реформу языческой веры. Этим самым можно было убить нескольких зайцев, задобрить и объединить славянские племена под общим пантеоном, показать силу Константинополю и скандинавам, и усилить свою власть.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство

Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.

В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.


Князь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность

Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Общая информация о Руси 9 века

Племена славян, когда-то бывшие одним целым, расселились на территории от Дуная до Волги, от Балканского полуострова до Ладожского озера. Остались позади общие походы на Рим, совместные войны с германскими племенами и другими. Племена уже не кочуют, а ведут оседлый образ жизни. Постепенно отдаляются друг от друга и объединяются в племенные союзы по принципу проживания. То, что раньше было родом, становится племенем. Примером тому Вятичи и Радимичи, вышедшие из одного рода Ляхов.

    Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

От оседлого образа жизни и воинственности, начинаются соседские разборки. Из-за земли и различных благ. Кроме того изменяются и религиозные мировоззрения, появляются заимствования культов от соседних не славянских племён. В результате возникают различия между пантеонами севера и юга, запада и востока.

В то время Русь была объединением различных славянских племен, подчинённых одному вождю. Поляне с центром в Киеве, Кривичи (центры Смоленск, Полоцк, Изборск), Волыняне (центры в городах Волынь и Владимир-Волынский), и другие не менее достойные. У каждого племени были свои крепости и города-крепости. Крепости приходилось делать из-за постоянных междоусобных разборок между князьями и племенами, близости с соседями. Помимо славянских племен на территории занятой славянами жили различные не славянские племена. К северу и северо-востоку — финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.). К западу — Литва, к югу и юго-востоку — тюрки (хазары, печенеги, половцы). У них тоже были свои города и центры. Огромное количество городов и крепостей, которое скандинавы называли Гардарикой.

Население страны не было однородным, племена, борющиеся между собой. То древляне полянам навешают, то поляне вятичам. Кроме того, различные степняки пользовались разобщённостью, нападая на отдельные племена и делая их своими данниками. Иногда племена объединялись, чтобы отразить нападение врагов или совершить набег.

Предыстория принятия христианства в Киевской Руси

Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.

Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.

После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.

Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.

Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде

Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза

Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно

В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.

Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.

Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.

Началось вооружённое сопротивление.

Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?

Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.

Однако не все исследователи верят в эту историю.

Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами

Ещё со школьных учебников истории мы знаем, что князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015) Владимир I Святославич — это именно тот правитель, благодаря которому Русь приняла христианство. Поэтому в церковной истории его принято называть не иначе как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.

Но и князя Владимира с христианской верой связывает не простая история. Незадолго до крещения Руси, киевский князь осознал необходимость принятия какой-либо крупной религии, чтобы заручиться единоверными союзниками, а не воевать против всех, во имя своих языческих богов. В «Повести временных лет», ценном историческом источнике, говорится о том, что для осознанного выбора религии князь устроил так называемое «испытание вер».

Крещение Руси (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Владимир Святославич отправил своих послов в соседние державы, исповедующие ислам, иудаизм, латинскую (ныне — католичество) и византийскую веру (ныне — православие), чтобы по возвращении гонцы достоверно рассказали о религиозных обрядах и обычаях, принятых в этих странах.

В это же время киевского князя посещают церковники разных религиозных течений, пытаясь показать ему преимущества своих верований. Согласно летописи, первыми к Владимиру пришли представители волжских булгар, исповедующие ислам. В исламе Владимира не устроили строгие религиозные запреты, в корне несопоставимые с образом жизни обычного жителя Древнерусского государства и ограничивающие его быт.

Потом Владимира посетили посланники Римского папы с рассказом о Латинской вере. Князь отверг их предложение, по причине того, что это была уже не первая попытка отправления латинских миссионеров в русские земли, и предыдущие правители Руси всегда отказывали «немцам» (так в то время называли всех иностранцев из Европы).

После прибыли хазарские иудеи с предложением о своей вере. Помня, что ранее отец Святослав разбил Хазарию, Владимир спрашивает пришедших, где их земля. Хазары признаются, что у них нет своей земли, и иудеи разбросаны по миру. Такой ответ не удовлетворяет киевского князя, и он отказывает хазарским посланцам.

Последним к Владимиру прибыл византийский церковник, из-за своих мудрых речей прозванный в летописях Философом. Но и он окончательно не убеждает Владимира принять свою веру.

«Великий князь Владимир выбирает веру» / Художник: Иван Эггинк, 1822 г.

В 987 году Византия просит Владимира оказать военную помощь и стать военным союзником. Киевский князь ставит условие — помощь будет оказана лишь в том случае, если ему в жёны отдадут византийскую царевну Анну. Византия соглашается на предложение Владимира, но выдвигает встречное требование — русский правитель должен приять веру Христа.

С этого момента и принято вести отсчёт истории православия в сегодняшних России, Украине и Беларуси. День Крещения Руси (28 июля) был занесён в календарь праздничных и знаменательных дат для того, чтобы напомнить нашим гражданам об истории принятия христианской веры на Руси, определившей ход и вектор развития нашего государства.

Княгиня Ольга и отношения с Константинополем

Разбираясь в том, что такое крещение Руси, нужно сказать о той роли, которую сыграла в этом процессе княгиня Ольга.

Она была первым правителем в Киеве, принявшим христианство официально. Наиболее аргументированная версия называет дату – 957 год. Вместе с большим посольством и сыном Святославом она посетила столицу Византии, что известно из сочинения «Церемонии», написанного императором Константином Багрянородным, где Ольга названа архонтиссой, то есть правительницей Руси.

Она делала попытки добиться крещения своего государства и признания его Византией в качестве равного христианской империи. Крестившись, она получила второе имя – Елена. В 959 году она принимала в Киеве греческое посольство, но послать войско на помощь Византии отказалась. В тот же год Ольга направляет к Оттону I, германскому императору, послов с просьбой прислать к ней епископов, а также других священников, чтобы учредить на Руси церковь.

Попытка сыграть на византийско-германских противоречиях правительнице вполне удалась, Константинополь стал уступчивее, и с ним был заключен взаимовыгодный договор. А германские послы вернулись на родину ни с чем. В 960 году на помощь грекам было отправлено русское войско. Оно участвовало в военных действиях под руководством Никифора Фоки, будущего византийского императора, на острове Крит против арабов.

Пepвыe хpиcтиaнe

Пocлe пoлитичecких и тopгoвых дoгoвopoв Oлeгa c Кoнcтaнтинoпoлeм pуccкo-визaнтийcкиe cвязи cтaли кpeпнуть. В cлaвянcкиe зeмли aктивнo пoтянулиcь визaнтийcкиe купцы, чacтыми гocтями в Пpичepнoмopьe и нa бepeгaх Днeпpa cтaли миccиoнepы. Хoтя кpeщeниe pуcичeй и нe нocилo мaccoвый хapaктep, впoлнe вepoятнo, чтo к cepeдинe X вeкa в Киeвe ужe cущecтвoвaлa хpиcтиaнcкaя oбщинa. O пpoникнoвeнии хpиcтиaнcтвa в Киeвcкую Pуcь cвидeтeльcтвуeт упoминaниe coбopнoй цepкви Ильи пpopoкa в Киeвe в pуccкo-визaнтийcкoм дoгoвope 944 гoдa. В чиcлe пpинявших кpeщeниe былa киeвcкaя княгиня Oльгa. Этo coбытиe cтaлo знaкoвым, тaк кaк Oльгa cтaлa пepвым в иcтopии Дpeвнepуccкoгo гocудapcтвa пpaвитeлeм, пopвaвшим c язычecтвoм. «Для cлeдующeгo пoкoлeния пpимep энepгичнoй, умнoй княгини paзбивaл лeд хoлoднocти и пpeдубeждeния пpoтив хpиcтиaнcтвa, кoтopoe тeпepь ужe нe кaзaлocь тaким чуждым, нeoбычным и нeпoдхoдящим для Pуcи», – пиcaл иcтopик Влaдимиp Пapхoмeнкo. Дaтa и oбcтoятeльcтвa кpeщeния Oльги дo кoнцa нeяcны. Aвтop «Пoвecти вpeмeнных лeт» cвязывaeт этo coбытиe c пoeздкoй княгини в Кoнcтaнтинoпoль. Пoвecтвoвaниe лeтoпиcцa мecтaми нacыщeнo бacнocлoвными пoдpoбнocтями, нo caм фaкт кpeщeния нe вызывaeт у иcтopикoв coмнeния, тaк кaк пoдтвepждeн мнoгими визaнтийcкими иcтoчникaми. Oпиpaяcь нa эти дoкумeнты, кpeщeниe Oльги дaтиpуют 957 гoдoм. Пpинятиe Oльгoй (в кpeщeнии Eлeнa) хpиcтиaнcтвa нocилo cкopee чacтный хapaктep и никaк нe oтpaзилocь ни нa ee пpиближeнных, ни нa cынe Cвятocлaвe. «Кaкo aз хoчю ин зaкoн пpияти eдин? A дpужинa мoa ceму cмeятиcя нaчнуть», — oтвeчaл Cвятocлaв мaтepи нa ee пpизывы кpecтитьcя. В дoгoвope 971 гoдa князя Cвятocлaвa c визaнтийcким импepaтopoм Цимиcхиeм мы пo-пpeжнeму видим Pуcь, кoтopaя клянeтcя Пepунoм и Вoлocoм. Нoвaя вepa в пepвую oчepeдь зaтpoнулa тopгoвый люд, чacтo пoceщaвший Кoнcтaнтинoпoль, тaк кaк пpинятиe хpиcтиaнcтвa oбecпeчивaлo eму в Визaнтии гopaздo бoлee выгoдныe уcлoвия. Пoмимo купeчecтвa к хpиcтиaнcтву oхoтнo пpиoбщaлиcь и pуccкиe дpужинники, нaхoдившиecя нa cлужбe у визaнтийcкoгo импepaтopa. Имeннo o тaких «pуcaх-хpиcтиaнaх», кoтopыe пo вoзвpaщeнии дoмoй пoпoлняли хpиcтиaнcкую oбщину, упoминaeт Кoнcтaнтин Бaгpянopoдный.

Почему князь Владимир решил креститься?

Процветавшая ранее Византийская империя переживала не наилучший период. Один из византийских военачальников претендовал на престол, которым в это время правили братья Константин и Василий. Чтобы не лишиться власти, императоры обратились за помощью к киевскому князю.

Он же за свои «услуги» попросил руки их сестры — принцессы Анны. Для князя Владимира это было привычным методом налаживания дипломатии. Но принцесса Анна совсем не собиралась выходить за «варварского» правителя. Темная, непросвещенная Русь и развитая Византия с богатым культурно-религиозным наследием выглядели уж слишком контрастно. Да и сама Анна была невеста, как говорится, «не промах». Она даже успела отклонить два предложения — от немецкого и французского правителей.

Читать также:

Славная жизнь княгини Ольги

Но боявшиеся потерять престол братья приняли условия киевского князя, потребовав от него только одного — крещения в христианстве.

На самом деле христианство был для него отнюдь не экзотикой. Христианами были Аскольд и Дир, крещение приняла и его бабушка — княгиня Ольга, которая повлияла и на воспитание внука. Кроме этого, наверняка христианкой была и его мать Малуша.

Поэтому Владимир соглашается креститься и выручить византийских правителей.

Разные источники по-своему описывают контекст этого события.

  • Согласно одной версии, Владимир сначала крестился, а потом помогал византийским императорам.
  • По другой — князь согласился креститься и помогать, но в реальности исполнил только вторую часть. Союзники же не забыли о договоренности и вместе с приданным отправили ему принцессу Анну. Но внезапно Владимир ослеп. Анна, увидев в этом промысел Божий, советовала ему принять христианство. Только после крещения князь не только прозрел телесно, но и духовно.
  • По третьей версии киевский правитель согласился помогать византийцам, но при условии, что они выдадут за него принцессу Анну. Императоры же не торопились исполнять условия. Поэтому нетерпеливому князю Владимиру приходится обратиться к своему проверенному методу завоевания и подчинения. Он доходит до Херсонеса — сегодня на этом месте находится Севастополь — и берет город. Византийским императорам не остается ничего другого, как выдать сестру замуж за киевского князя. Но это было невозможно из-за религиозных различий. Вот поэтому-то киевского правителя и попросили креститься. В том самом Корсуне он и принял христианство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector