Оценка, продажа и реализация картин к. петрова-водкина

Живописные работы

«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ«Купание красного коня», 1912, ГТГ«Материнство», 1925«Театр. Фарс», 1907«Театр. Драма», 1907«Портрет », ГРМ«Утро. Купальщицы», 1917«Дочь рыбака», 1936«Жаждущий воин», 1915, ГРМ«Смерть комиссара», 1928«Портрет В. И. Ленина», 1934«Богоматерь Умиление злых сердец» (1914—1915), ГРМ«Черёмуха в стакане», 1932, ГРМ«Рабочий», 1926, ГРМ«Утренний натюрморт», 1918, ГРМ-Сеятель. Эскиз к мозаике в мавзолее Эрлангеров, 1914«В детской», 1925«Весна в деревне», 1929«Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937«Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937

  • «Берег», 1908, ГРМ;
  • «Купание красного коня», 1912, ГТГ;
  • «Автопортрет», 1918;
  • «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ;
  • «После боя», 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва;
  • портрет А. А. Ахматовой, 1922;
  • «Девушка в сарафане», 1928;
  • «Мать», 1915
  • «Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937
  • «Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937
  • «Скрипка». 1916. В собрании Одесского художественного музея.

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск, Саратовской губернии. В 1893 году окончил городское училище. В 1897 году окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица, а в 1905 году — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1916 год преподавал в художественной школе-студии Званцевой в Санкт-Петербурге. С 1918 по 1933 г. преподавал в различных художественных учебных мастерских. В 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер­ 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Главные картины: «Купание красного коня», «Сон», «Смерть комиссара», «Черёмуха в стакане», «Портрет Татули» («Девочка с куклой»), «Новоселье», «Утренний натюрморт», «Полдень» и другие.

Лучшие произведения

Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.

  • «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
  • «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
  • «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.

Биография и интересные сведения о художнике

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.

  1. Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
  2. Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
  3. Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
  4. В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
  5. Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Утренний натюрморт (1918)

Картина «Утренний натюрморт» — работа полная радости и утреннего оптимизма. Кажется, что аромат чая вырывается за рамки картины. Необычен ракурс натюрморта. Как будто оторвавшись от подушки, художник оглядывает небрежно накрытый к завтраку стол. Гранёный стакан с чаем, серебряная ложечка, скромный букет из полевых цветов, гранёный чайник, отварные яйца — создают необычайный домашний уют и вызывают здоровый аппетит, который бывает только по утрам.

Прекрасные вещи, окружающие художника, были мастерски написаны для того, чтобы показать, что и обыденный мир может быть красивым и живописным.

Утреннее солнце освещает стол, и по комнате разлился ровный розовый свет. Предметы стоят на столе обособленно, не перекрывая друг друга, но этот приём добавляет в натюрморт только гармонию и сбалансированность. Зрителю предоставляется возможность внимательно рассмотреть каждый предмет на столе.

Такая обособленность, наоборот, сплачивает предметы натюрморта. В зеркальных гранях чайника отражаются перламутровые яйца, также в них можно заметить рыжего кота. По бокам яиц горят оранжевым рефлексы от стакана с чаем. Сквозь грани стакана видно, как трижды преломляется серебряная ложечка, подчёркивая этим трёхмерное пространство. Оставленные на столе спички и, выглядывающая из-за стола собака, напоминают о близком присутствии человека.

8

Творчество

Самостоятельная жизнь художника началась с поездки за границу. Биография Петрова-Водкина в этот период недостаточно достоверна, даже несмотря на то, что художник писал ее сам. Талант писателя-фантаста Кузьма выражал, как мог, поэтому свои мемуары дополнял забавными эпизодами, которые явно были преувеличены. Например, художник писал, что в Сахаре он сражался с кочевниками, а в Риме был похищен. Его подъем на действующий Везувий также вызывает сомнения. Но все же читать такие заметки интересней, чем скудный на события мемуарник.

Вернувшись в Россию, художник решил поделиться с согражданами впечатлениями от поездки, которые он изобразил на холстах. Так, в 1909 году была открыта его первая персональная выставка.

Нужно сказать, что она имела большой успех. В следующем году Кузьма пишет картину «Сон». Вокруг этого полотна разразилось много споров, которые только подожгли интерес общества к живописцу. В 1912 году Петров-Водкин написал самую свою известную картину «Купание красного коня».

Послереволюционная жизнь самобытного художника сложилась как нельзя лучше. Он стал профессором Академии художеств, а также председателем Ленинградского союза художников. Многие коллеги не понимали стиля Кузьмы и поэтому не одобряли его работы. Действительно, художник часто перегибал палку, заставлял своих учеников идти по своим стопам и рисовать всего в трех цветах.

Творческий путь

  1. 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
  2. 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
  3. 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
  4. 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
  5. 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
  6. 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
  7. 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
  8. 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
  9. 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
  10. 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
  11. 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
  12. 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
  13. 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.

Обучение

Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.

Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.

Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова

Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования

Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.

Художник или писатель?

В процессе учёбы Петров-Водкин решил набраться впечатлений и отправился во Францию, а оттуда занесло его в Африку. Там, в Европе и Африке, проявился второй талант Кузьмы — сочинять истории. Читавшим его письма хвалынским и петербургским приятелям оставалось только гадать: в самом ли деле их товарищ соблазняет итальянских красоток, попадает в плен к бандитам и отстреливается из револьвера от кочевников или сидит себе на лавочке где-нибудь в Риме или Париже и «пули льёт» для забавы? До сих пор неизвестно, что именно из приключений Петрова-Водкина правда, а что — для красного словца. Не исключено, что всё — правда.

Истории свои Кузьма принёс как-то в одно издательство (уже почти твёрдо решив стать писателем, а не художником), и там произошла, можно сказать, его историческая встреча с Максимом Горьким, который тоже принёс в издательство свои сочинения. Хотелось бы сообщить здесь, как высоко оценили друг друга два «матёрых человечища», но так как Горький и Петров-Водкин встретились, будучи конкурентами, да и характер у обоих был не ангельский, дружбы не сложилось. Скорее, наоборот. Горький, проникнув в недра издательства раньше Кузьмы, начал оттуда «войну», поливая «несостоявшегося богомаза и писаку» не совсем приличными для будущего «буревестника революции» пасквилями. Возможно, это окончательно решило судьбу Петрова-Водкина. Почитав, что о нём пишет уже довольно известный сочинитель, он решил не связываться и не лезть в литературу, а остаться при своей живописи.

Россия – дом родной

Поселившись с семьёй под Ленинградом, художник окунается в работу. Для этого периода характерны картины Петрова-Водкина с названиями, от которых уже веет теплотой: «За самоваром» (так и сквозит любовь к семье), «Ленушка в кровати» (обожание дочери).

Тем временем перемены в Академии 1926-го и последующих лет расстраивают Петрова-Водкина, там теперь много говорят и мало делают. Он пытается вернуть устоявшуюся систему обучения (были ликвидированы преподавательские мастерские, и студенты стали контролировать работу профессоров!), пламенно выступает с прямолинейными протестами. Но система сильнее человека, кроме того, на художника обрушивается критика, что мастер воспринимает болезненно.

Снова дома

В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.

Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.

В этот период Петров-Водкин загружен работой по воплощению собственных художественных замыслов, преподаванию, росписи храмов. В картинах определяется влияние русской иконописи, самым ярким примером чего является полотно «Купание красного коня» (1912) – дореволюционный стиль живописи Петрова-Водкина утвердился.

Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…

Ученики

  • Аб, Павел Ефимович (1902—1974)
  • Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006)
  • Белаковская, Виктория Марковна (1901—1965)
  • Горб, Владимир Александрович (1903—1988)
  • Деблер, Александр Адольфович (1908—1981)
  • Дмитриев, Владимир Владимирович (1900—1948)
  • Дормидонтов, Николай Иванович (1898—1962)
  • Захарьян, Рубен Агасьевич (1901—1993)
  • Зернов, Алексей Иванович (1891—1942)
  • Калмыков, Сергей Иванович (1891—1967)
  • Купреянов, Николай Николаевич (1894—1933)
  • Лизак, Израиль Львович (1905—1974)
  • Малагис, Владимир Ильич (1902—1974)
  • Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
  • Пестинский, Борис Владимирович (1901—1943)
  • Порет, Алиса Ивановна (1902—1984)
  • Приселков, Сергей Васильевич (1892—1959)
  • Прошкин, Анатолий Николаевич (1907—1986)
  • Прошкин, Виктор Николаевич (1906—1983)
  • Самохвалов, Александр Николаевич (1894—1971)
  • Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна (1907—1997)
  • Чупятов, Леонид Терентьевич (1890—1941)
  • Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987)
  • Якобсон, Александра Николаевна (1903—1966)

Особенности творчества мастера

Трехцветная система в живописи

В период неспокойных в стране революционных настроений художник продолжал глубокое изучение теории, которая помогала ему стать более искусным в живописи. Одной из них была теория трехцветия, которую Кузьма Сергеевич описал в своей книге «Пространство Эвклида». Ее суть заключается в том, что чистыми являются только красный, желтый и синий цвета, все остальные — смешанные, то есть их можно получить из этих трех цветов.

Изучая существующие к тому времени научные трактаты по теории цвета и проводя собственные эксперименты, художник пришел к выводу, что названные цвета должны быть базовыми в любой картине. Например, если сделать на белом холсте красный мазок, то вокруг него появится зеленоватое обрамление. Многие художники воспринимают это обрамление и дорисовывают вокруг красных фигур. Однако Петров-Водкин необходимости в этом не видел. По его мнению, добавление в этом случае зеленого не только дает зрителю самому наслаждаться эффектом, но и приводит к новому смешению красок, грязнит цвета и саму картину. Он призывает отказаться от сложных цветов, что открывает возможность зрителю любоваться чистыми цветами, чистой гармонией.

Система трех цветов в картине Петрова-Водкина «Полдень. Лето». 1917 г.

Сферическая перспектива

Петров-Водкин является автором так называемой сферической или наклонной перспективы. Этот подход предполагает влияние на человека его шарообразной планеты. Это влияние художник передает с помощью особых художественных приемов: наклонного изображения персонажей, уходящего вдаль пространства и создания ощущения связи человека с планетой. При этом сам автор метода предлагает в большей мере учиться планетарному видению, а не приемам переноса этого видения на бумагу. Сферическая перспектива отчетливо наблюдается в его картинах «Полдень. Лето», «Смерть комиссара», «Весна» и ряде других произведений.

Картина со сферической перспективой «Весна». К. Петров-Водкин. 1935 г.

Наклонная перспектива в картине Петрова-Водкина «Смерть комиссара». 1928 г.

Символизм в творчестве

Кузьму Сергеевича считают одним из последователей символизма, для которого символ приобрел особое значение. Он видел в нем силу, которую можно противопоставить техническому прогрессу, силу, позволяющую увидеть за реальностью более глубокий смысл природы. Художник наделял символическим смыслом все компоненты живописи от эскиза до цвета. Символизм ярко прослеживается в картинах «Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Мать» и многих других.

К. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». 1920 г.

Известные картины

Произведения Петрова-Водкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также в частных коллекциях.

Самые известные работы:

  • «Купание красного коня» (1912);
  • «Девушки на Волге» (1915);
  • «Селёдка» (1918);
  • «Натюрморт с сиренью» (1928);
  • «Смерть комиссара» (1928);
  • «Весна» (1935);
  • «Пушкин в Петербурге» (1937);
  • «Новоселье» (1937).

По воспоминаниям друзей Кузьма Петров-Водкин был не только художником и писателем, но и мыслителем, пламенным, прямолинейным и глубоким. Всматриваясь в его картины, понимаешь это в полной мере.

Купание красного коня – Многозначное пророчество

Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России

Биография Константина Коровина

Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.

В 1893 году он окончил училище.

Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).

В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Почему Водкин?

Начнём с фамилии, на удивление редкой в России. По некоторым сведениям, не факт, что правдивым, среди предков художника была женщина, гнавшая самогон такого высокого качества, что он даже имел собственное название, так сказать, бренд, — «Девья водка». Откуда вторая часть фамилии и пошла.

Другой вариант (тоже не претендующий на истину в последней инстанции) предлагает нам деда живописца, пившего запоем в своём родном Хвалынске и тем выделявшимся даже среди прожжённых алкоголиков. Этому деду, зарезавшему по пьяной лавочке собственную жену, и дали прозвище, ставшее второй частью фамилии его потомков. Что интересно, отец Кузьмы, проработав всю жизнь сапожником, и помня папашины «подвиги», капли спиртного в рот не брал, чем тоже был знаменит в Хвалынске.

Заключение

Вместе с набросками и эскизами сохранилось около 1000 работ живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Несмотря на то, что художник еще при жизни получил признание, многие его работы подвергались критике. Особенности его манеры рисования (например — трехцветная гамма, черты иконописи, сферическая перспектива) вызывали много споров. Однако художник упорно продолжал поиски своего пути, не желая следовать общепринятым традициям. Из-за этого в течении многих десятилетий после его смерти советские музеи не желали приобретать картины Кузьмы Сергеевича.

Сейчас наследие Петрова-Водкина – общепризнанное культурное достояние в России и за рубежом, выделяющееся индивидуальным, неповторимым стилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector