Владимир андреевич фаворский

(иллюстрация к «Слову о полку Игореве»)

Владимир Фаворский.
Плач Ярославны.
Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
1954

В 1954 г. выходит издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Фаворского. Работу над книгой художник начинает еще в 1937-м, четыре раза приступает к оформлению «Слова…» и все переделывает заново.
Издание 1954 г. готовилось с двумя параллельно идущими текстами — древнерусским и русским в переводе Д.С. Лихачева. Иллюстрации должны были идти «в разворот», то есть охватывать две страницы. По мнению Фаворского, такая удлиненная форма способствует передаче эпического характера всей вещи.
«Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» — наверное, самый знаменитый памятник древнерусской литературы. «Трудно, по-моему, — говорил Фаворский, — даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное «Слову…». Оно датируется концом XII века и повествует о походе русских князей под предводительством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Поход обречен на неудачу, затмение, которое наблюдает войско Игоря, сулит несчастья. И действительно, войско Игоря разбито, князь попадает в плен к половцам

На фронтисписе книги представлен «автор» — далее следуют семь сюжетных гравюр: «Начало похода (затмение)», «Первая битва», «Битва Буй-Тура Всеволода», «Святослав в Киеве», «Плач Ярославны», «Разговор Игоря с Донцом», «Возвращение Игоря».
Особо важной проблемой стал выбор стилистики иллюстраций. Главным для Фаворского было понять стиль произведения древнерусской литературы и передать его в оформлении книги

Художник решает проблему таким образом: это взгляд на события с точки зрения современного человека. Иллюстрации Фаворского мало напоминают миниатюры средневековых рукописей или иконопись, но в то же время прекрасно отражают текст произведения и передают дух эпохи, каким его представляет себе современный читатель.
Самый известный фрагмент «Слова…» и, наверное, самая известная иллюстрация Фаворского из всего цикла — «Плач Ярославны». Недаром литературоведы в один голос называют этот фрагмент самым поэтическим в «Слове…».
Ярославна, жена князя Игоря, стоит на крепостной стене. В мольбе протягивает она руки, обращаясь к солнцу:

Плачущая Ярославна — символ всех русских жен, ждущих своих мужей с войны и оплакивающих свою участь. Фигура Ярославны на гравюре Фаворского очень выразительна, молящий жест сильно акцентирован (пропорции ладони заметно увеличены по сравнению со всей фигурой), что придает особую экспрессию образу.
Очень интересно показан другой «персонаж» этого эпизода — ветер, — к нему Ярославна тоже обращается с упреком. Ветер дан с помощью белой продольной штриховки и изображения гнущихся от его порывов деревьев. В иллюстрации к этому, как и к другим эпизодам, пейзаж сказочно хорош — в древнерусской литературе немалая роль уделяется описанию природы и природных явлений, и художник искусно отражает это в своих гравюрах.

Литература

  • А. М. Эфрос. В. Фаворский и современная ксилография // Русское искусство : журнал. — 1923. — № 1. — С. 38.
  • В. Г. Власов. Московская школа ксилографии // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2006. — Т. 5. — С. 648—653. — 758 с. — ISBN 5-352-01922-5.
  • В. Г. Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве : Учебник для вузов. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 88—98. — ISBN 978-5-288-05732-8.
  • Лазарев С. Е. Фаворский Владимир Андреевич // Россия в Гражданской войне. 1918—1922: Энциклопедия: в 3 т. / отв. ред. А. К. Сорокин. Т. 3: Р—Я. М.: Политическая энциклопедия, 2021. С. 527—529.

Семья и потомки

  • Жена — Мария Дервиз (1887—1959), дочь художника В. Д. Дервиза (1859—1937); по материнской линии внучка известных педагогов Я. М. Симоновича и А. С. Симонович, племянница В. А. Серова. Их дети:
    • Никита Владимирович Фаворский (1915—1941). Погиб.
    • Иван Владимирович Фаворский (1924—1945). Погиб.
    • Мария Владимировна Фаворская-Шаховская (р. 1928) — художник-керамист, её муж, крестный сын В. А. Фаворского — Дмитрий Михайлович Шаховской (1928—2016), скульптор, автор часов на фасаде Театра кукол имени С. В. Образцова, сын православного священника Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году, и представительницы старинного дворянского рода Наталии Дмитриевны Шаховской, авторов книги о М. Фарадее «Загадка магнита». На сём род Фаворских (по линии В. А. Фаворского) пресёкся.

      • Иван Дмитриевич Шаховской, художник. Его супруга Елена Николаевна, профессиональный художник

        • Николай Иванович Шаховской, художник, компьютерный график
        • Софья Ивановна Касьян, художник
      • Наталья Дмитриевна, поэт и переводчик

        Елизавета Александровна Журавлева

        .

      • Дарья Дмитриевна, мастер декоративно-прикладного искусства.

        • Михаил Владимирович Сарабьянов, правнук художника (сын Дарьи и Владимира Сарабьянова), художник-ксилограф
        • Иван Владимирович Сарабьянов, художник-реставратор
        • Мария Владимировна Сарабьянова, живописец

Биография[ | код]

Владимир Фаворский родился в Москве, в семье адвоката Андрея Евграфовича Фаворского.

Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903—1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии № 5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене обучался рисунку и живописи в школе Ш. Холлоши. Вначале хотел пойти к более известному А. Ашбе, но тот в 1905 году скончался. В 1930-х годах в Московском институте изобразительного искусства (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у художника возникнет конфликт с И. Э. Грабарем, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), А. Фуртвенглера, К. Фолля. Ш. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Х. фон Маре — члена «римского кружка», в который входил и А. Гильдебранд. На уроках у Ш. Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.

В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве) и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.

Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

могила на Новодевичьем кладбище

В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский. Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства, в 1943—1948 — в Институте прикладного и декоративного искусства (все в Москве). Профессор.

В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.

Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).

Член Союза художников СССР.

Умер 29 декабря 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Художники школы В. А. Фаворского[ | код]

Среди первых учеников «круга Фаворского», сформировавшегося к 1929 году, были М. М. Аксельрод (1902—1970), А. Д. Гончаров, Б. В. Грозевский (1899—1955), П. Я. Павлинов, Н. И. Падалицын, М. Л. Фрам, И. А. Шпинель.

В декабре 1921 года при Петроградском университете было основано издательство Философского общества. Его деятельность началась с издания сочинений Платона, отсюда возникло название (в латинской транскрипции): «ACADEMIA». С 1923 года издательство размещалось при Институте истории искусств графа В. П. Зубова («Зубовском институте») на Исаакиевской площади в Петрограде. В 1929 году его перевели в Москву. В 1932 году в СССР из Италии возвратился «пролетарский писатель» А. М. Горький. В советской истории он считается организатором московского издательства «ACADEMIA». Директором в 1933 году назначили Л. Б. Каменева, который вместе с А. М. Горьким задумал и осуществил издание серии «Сокровища мировой литературы». Для оформления и создания иллюстраций были приглашены лучшие художники, в том числе ксилографы школы В. А. Фаворского. Учениками художника были С. Д. Бигос, А. Д. Гончаров (1903—1979), А. А. Дейнека, Г. А. Ечеистов, Ф. Д. Константинов, Л. Р. Мюльгаупт, М. И. Пиков, Ю. И. Пименов, М. И. Поляков, А. Г. Тышлер. А также в той или иной степени испытали влияние графики, вышедшие из ВХУТЕМАСа: Меер Аксельрод , Александра Билль (1914—1992), Евгений Бургункер (1906—1966), Михаил Горшман (1902—1972), Людвиг Квятковский (1894—1977), Фёдор Константинов (1910—1997), Гершон Кравцов (1906—1981), Александр Малушин (?-?), Лев Мюльгаупт (1900—1986), Михаил Пиков (1903—1973), Михаил Поляков (1903—1978), Вадим Ростовцев (1906—1977), Павел Рябов (1899—1971), Георгий Туганов (1902—1941).

Творчество и теория искусства[ | код]

В 1923 году А. М. Эфрос назвал художника «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство.

«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е».

Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956)
  • Народный художник РСФСР (1959)
  • Народный художник СССР ()
  • Ленинская премия () — за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы («Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина)
  • Георгиевский крест 4 степени
  • Гран-при Всемирной выставки декоративных искусств в Париже (1925)
  • Гран-при Всемирной выставки в Париже (1937)
  • Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
  • Золотая (1959), Золотая коллективная и Серебряная (1965) медали на Международной выставке искусства книги в Лейпциге
  • Дипломы Всесоюзных конкурсов на лучшее издание года (1960, 1961, 1962, 1965).
  • Почётный член Академии дизайна (Флоренция, 1963)
  • Член-корреспондент Немецкой академии искусств (1964).

Книги и публикации о В. А. Фаворском[ | код]

  • Халаминский Ю. Владимир Андреевич Фаворский / Редактор Т. А. Савицкая — М.: Искусство, 1964.
  • Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера. — М.: Детгиз, 1965.
  • Фаворский В. А. О рисунке, о композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966.
  • Vladimir Favorsky. Progress Publishers. Moscow. 1967.
  • Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге. — М.: Молодая гвардия, 1966. Составитель Е. С. Левитин
  • Книга о Владимире Фаворском / Составитель Ю. А. Молок. — М.: Искусство, 1967.
  • В. Г. Азаркович. Лирика Данте и Шекспира в книжной графике В. А. Фаворского. // Очерки по русскому и советскому искусству. Ленинград: «Художник РСФСР», 1974. С.323-343.
  • Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976.
  • Климов Р. Заметки о Фаворском, в сборниках: Советское искусствознание (74, М., 1975 и 75, М., 1976)
  • Адаскина Н. Л. В. Фаворский — педагог-теоретик // Советское искусствознание `77.2. М. 1978.
  • Голицын С. М. Слово о мудром мастере. Повесть / Оформление В. Федяевской. Макет иллюстраций Е. Мордковича. — М.: Детская литература, 1977.
  • Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Книга, 1986.
  • Фаворский в театре / Составитель и автор вступительной статьи Г. И. Морозова — М.: Союз театральных деятелей РСФСР. 1988
  • Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / Составители Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; Вступительная статья: Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — М.: Советский художник, 1988. — ISBN 5-269-00094-6.
  • Фаворский В. А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. — М.: Книга, 1991.
  • Чегодаева М. Владимир Андреевич Фаворский / Совет по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме Российской Академии Наук; Институт научной информации по общественным наукам РАН; Государственный институт искусствоведения. — М.: ГЕОС, 2004. — 68 с. — (Природное и культурное наследие Москвы). — ISBN 5-89118-399-4.
  • Герчук Ю. Я. Фаворский. — М.: РИП-холдинг, 2018.

Произведения

  • Групповой портрет с лежащими фигурами. 1910. Гравюра на дереве.
  • Святой Георгий. 1911. Гравюра на дереве.
  • Автопортрет. 1912. Индийская тушь, гуашь.
  • Портрет художника К. Истомина. 1918. Гравюра на дереве.
  • Вид Москвы с Воробьёвых гор. Из «Московской серии». 1918. Гравюра на дереве.
  • Буквицы к книге Анатоля Франса «Мнения господина Жерома Куаньяра». 1918.
  • «Октябрь 1917», 1928,
  • «Ф. Достоевский», 1929,
  • «Пушкин-лицеист», 1935,
  • серия «Великие русские полководцы», 1945—1947

Иллюстрации и книги

  • «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса, 1918,
  • «Мнимости в геометрии» П. Флоренского (изд. 1922)
  • «Данте. Vita nova» (1934),
  • «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923),
  • «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934),
  • «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941),
  • «Сонеты» Шекспира (изд. в 1948),
  • сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950),
  • «Слово о полку Игореве» (изд. в 1954),
  • «Борис Годунов» (1955, изд. в 1956),
  • «Маленькие трагедии» (изд. в 1961)
  • «Джангар»

Театр

«Давид». М. Королькова. Театр марионеток, петрушек и теней. 1918.

«Липанюшка» (по сказке А. Афанасьева).Театр марионеток, петрушек и теней. 1918.

Куклы-марионетки к неизвестному спектаклю. 1918.

«Двенадцатая ночь» У. Шекспира — МХАТ II. 1933 — Эскизы.

«Ложь» («Семья Ивановых») А. Афиногенова — МХАТ II. 1934 (не осуществлено) — Эскизы.

„Испанский священник“ Д. Флетчера — МХАТ II. 1935 (художник А. Лентулов)

„Мольба о жизни“ Ж. Деваля — МХАТ II. 1935 — Эскизы.

„Моцарт и Сальери“, „Каменный гость“ А. Пушкина — Театр имени МОСПС. 1937 — Эскизы.

„Скупой рыцарь“» А. Пушкина — Театр имени МОСПС. 1937 (не осуществлено) — Эскизы

«Собака на сене» Лопе де Вега — Театр Революции. 1937 — Эскизы

«Виндзорские проказницы» О. Николаи — Ленинградский театр музыкальной комедии. 1938 (не осуществлено) — Эскизы

«Орфей» («Орфей и Эвридика») К. Глюка — Государственный ансамбль оперы под руководством И. С. Козловского. 1938 (не осуществлено) — Эскизы

«Орестея» С. Танаева — Московская государственная консерватория, Малый зал. 1939

«Великий государь» В. Соловьёва — Государственный театр имени Евг. Вахтангова. 1945 — Эскизы

«Орестея» С. Танаева — Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества. Большой зал Дома актёра ВТО. 1946 — Эскизы

«Фархад и Ширин» С. Варгуна — Калининский областной театр драмы. 1946 — Эскизы декораций — В. Фаворский, В. Элькоин, костюмы — В. Фаворский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector