Что такое светская этика? основы светской этики

Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?

Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.

Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.

Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.

Данный документ четко регламентирует:

Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.

Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.

В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской
философии лишь со второй половины XIX века, а термин
«светская этика» вообще не имеет традиции в русской
философской мысли. В европейской традиции теория морали,
начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой
(философией морали), но никогда — светской этикой. В
школах Германии, например, имеется предмет «Этика»,
однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не
противопоставляется основам религиозной культуры и
религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой
«светской этики» в одном ряду с основами религиозных
культур — это не что иное, как попытка идеологов атеизма
представить свою секулярную «светскость» как неорелигию.
Тогда атеисты получают возможность продолжать
воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё
время подчеркивают, что «Основы православной культуры»
должны иметь только информативно-культурологический
характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может
и не должна быть альтернативой основам религиозной
культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде
всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети
должны иметь возможность изучать основы православной
культуры, а не основы православной этики (или основы
иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за
некую отвлеченную «светскость» (без атеистического
содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль
«Основы светской культуры». Однако они назвали свой
модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить
монополию на атеистическое воспитание школьников. И в
этом им усердно помогают солидарные с ними средства
массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного
и дисциплинарно внятного учебного предмета не
существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах
социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко
сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то
в современном секулярном обществе нет никаких четких
конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в
силу собственной исторической ситуации России, сколько в
силу общих нравственных и социальных проблем мирового
сообщества.

Так называемая «светская этика» при её
изучении превращается в «универсальную этику»,
«глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см.
«Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет
смысл сама этика, как учение, отличающееся от
вседозволенности. Постепенно «светская этика»
превращается в этику одного человека. Согласно учению
Ницше, человек сам «может стать источником своих
собственных ценностей и проверять эти ценности своим
«собственным огнем»». Так и в учебном пособии для
учащихся «Основы светской этики» содержится учение,
вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает,
что человек сам может определить, что такое добро, а что
такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)

Поскольку само представление о добре в
«истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к
нему становится не только безосновательным, но и
бессмысленным. Возникает вопрос — что же на самом деле
существует: «Основы светской этики» или «этика
отсутствующих основ»? …

В «Рабочей тетради для учителя»
содержатся такие вопросы (для учащихся), что их
задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам
подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без
достаточного разъяснения была рекомендована «светская
этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной
культуры». В модуль-предмет «Основы православной
культуры» (как и в модули по другим религиозным
культурам) усиленно внедрялась так называемая
толерантность.

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет — соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика – это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Примеры светских этических кодексов

Гуманистические манифесты

В Гуманистические манифесты три манифесты , первый опубликованный в 1933 году, что контурные философские взгляды и позиции по гуманистов . Неотъемлемой частью манифестов является отсутствие сверхъестественного руководства.

Закон о девушках-скаутах

Закон о девушках-скаутах гласит:

Я сделаю все возможное, чтобы быть

честный и справедливый,
дружелюбный и услужливый,
внимательный и заботливый,
мужественный и сильный, и
ответственность за то, что я говорю и делаю,
и чтобы

уважать себя и других,
уважать авторитет,
разумно использовать ресурсы,
сделать мир лучше, и
Будь сестрой для каждой девушки-скаута.

Концепция чести Военно-морской академии США

«Гардемарины — честные люди: они отстаивают то, что правильно.

Они говорят правду и гарантируют, что вся правда станет известна. Они не лгут .
Они придерживаются справедливости во всех действиях. Они гарантируют, что работа, представленная как их собственная, является их собственной, а помощь, полученная из любого источника, санкционирована и должным образом задокументирована. Они не обманывают .
Они уважают собственность других и гарантируют, что другие могут получить выгоду от использования их собственной собственности. Они не воруют «.

Миннесотские принципы

Миннесотские принципы были предложены «Миннесотским центром корпоративной ответственности в 1992 году в качестве руководства для международной деловой деятельности»:

Деловая деятельность должна характеризоваться справедливостью. Мы понимаем, что справедливость включает справедливое отношение и равенство возможностей для всех участников рынка.
Деловая деятельность должна отличаться честностью. Под честностью мы понимаем откровенность, правдивость и выполнение обещаний.
Деловая деятельность должна характеризоваться уважением к человеческому достоинству

Мы понимаем это так, что в деловой деятельности следует уделять особое внимание менее влиятельным и обездоленным.
Деловая деятельность должна характеризоваться уважением к окружающей среде. Мы понимаем, что это означает, что деловая деятельность должна способствовать устойчивому развитию и предотвращать ухудшение состояния окружающей среды и нерациональное использование ресурсов.

Роторный четырехходовой тест

Четырехсторонний тест — это «стержень этической практики Ротари Интернэшнл». Он действует как проверка мыслей и действий. Он спрашивает: «О том, что мы думаем, говорим или делаем»:

  1. Это правда?
  2. Справедливо ли это по отношению ко всем, кого это касается?
  3. Сможет ли это укрепить доброжелательность и дружбу?
  4. Будет ли это выгодно всем заинтересованным сторонам?

Военные кодексы

Поскольку Конституция Соединенных Штатов запрещает установление государственной религии, военные кодексы поведения США обычно не содержат религиозного подтекста.

Кодекс чести Вест-Пойнт

В Вест — Пойнт честь код государства , что « курсант не будет лгать, обманывать, воровать, или терпеть тех , кто это делает.» Положение о недопустимости является ключевым в отличии его от множества других кодексов.

Природа и этика [ править ]

Могут ли отношения между животными, встречающимися в природе, и между людьми на раннем этапе эволюции человека стать основой человеческой морали — это постоянно нерешенный вопрос. Томас Генри Хаксли писал в « Эволюции и этике» в 1893 году, что люди совершают серьезную ошибку, пытаясь сформировать моральные идеи из поведения животных в природе. Он заметил:

Известный биолог и писатель Стивен Джей Гулд заявил, что «ответы не будут считываться пассивно из природы» и « фактическое состояние мира не учит нас, как мы, обладая своими способностями к добру и злу, должны изменять или сохранять это самым этичным образом ». Таким образом, он пришел к выводу, что идеи морали должны исходить из формы высшего ментального разума, при этом природа рассматривается как независимое явление.

Эволюционная этика — не единственный способ связать природу с этикой. Например, существуют этически реалистические теории, такие как этический натурализм . С этическим натурализмом связана также идея о том, что этику лучше всего изучать не только через призму философии, но и через науку ( науку о морали ).

Дорогие родители и учителя!

Первый этап очень важного педагогического начинания по
преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов
Российской Федерации комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) близится к
завершению. По официальным данным многие родители
выбрали для своих детей-школьников «Основы православной
культуры» (ОПК)

Но получается так, что большая часть
родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли
этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

По официальным данным многие родители
выбрали для своих детей-школьников «Основы православной
культуры» (ОПК). Но получается так, что большая часть
родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли
этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного
курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко
сформулировано условие: сторонники того, или иного
модуля не должны критиковать содержание другого модуля.
Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же
нарушают этот принцип, систематически противопоставляя
верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что
«духовно-нравственная культура не равняется и не
является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО
Н.Ф. Виноградова. «Учительская газета» № 44,
01.11.2011г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение
противоречит науке и «может обладать деструк­тивным
потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение»,
2010. -С. 3, 8). А сторонников «Основ православной
культуры» при этом постоянно призывают к толерантности.
Приход православного священника в школу называют прямым
нарушением Конституции («Книга для родителей«, изд.
«Просвещение», 2010. -С.5), как будто мы живём по
Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой
Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и
духовных служителей церквей и религиозных культов»).
Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936
года священнослужителей нельзя считать деклассированным
элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать
людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские
школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается
идеологическая война атеистов-секуляристов со
сторонниками духовно-нравственного воспитания своих
детей на основе традиционного для России
культурно-исторического и духовно-нравственного
наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так
называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда
прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета
комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики».

Принципы светской этики [ править ]

Несмотря на широту и разнообразие своих философских взглядов, специалисты по светской этике обычно разделяют один или несколько принципов: необходима цитата

  • Люди, благодаря своей способности сочувствовать, способны определять этические основания.
  • Благополучие других является центральным элементом принятия этических решений.
  • Люди с помощью логики и разума способны вывести нормативные принципы поведения.
  • Это может привести к поведению, предпочтительнее того, которое пропагандируется или оправдывается на основе религиозных текстов. В качестве альтернативы это может привести к отстаиванию системы моральных принципов, с которой может согласиться широкая группа людей, как религиозных, так и нерелигиозных.
  • Люди несут моральную ответственность за то, чтобы общество и отдельные люди действовали на основе этих этических принципов.
  • Обществу следует, если это вообще возможно, перейти от менее этичной и справедливой формы к более этичной и справедливой.

Многие из этих принципов применяются в науке о морали , используя научный метод для ответа на моральные вопросы. Различные мыслители рассматривали мораль как вопросы эмпирической истины, которые следует исследовать в научном контексте. Наука связана с этическим натурализмом , разновидностью этического реализма .

В как хорошие люди делать трудный выбор: Устранение Дилеммы Ethical жизни , Rushworth Киддер выделяет четыре общие характеристики этического кодекса:

1. Это кратко
2. Обычно это не объясняет
3. Может быть выражено в нескольких формах (например, положительное или отрицательное, отдельные слова или список предложений).
4. Центры моральных ценностей

Гуманистическая этика править

Гуманисты поддерживают универсальную мораль, основанную на общности человеческой природы , и что знание о добре и зле основано на нашем лучшем понимании наших индивидуальных и совместных интересов, а не проистекает из трансцендентного или произвольно локального источника, поэтому полностью отвергая веру как основу. для действий. Целью гуманистической этики является поиск жизнеспособных индивидуальных, социальных и политических принципов поведения, оценка их способности повышать человеческое благополучие и индивидуальную ответственность, тем самым в конечном итоге устраняя человеческие страдания.

Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) является всемирно зонтичной организацией для тех , кто придерживается к жизненной позиции гуманистов.

Гуманизм — это демократическая и этическая жизненная позиция, которая утверждает, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей собственной жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования через человеческие способности. Он не теистический и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность.

Известно, что гуманизм принимает принципы Золотого правила .

Светская этика и религия править

Есть те, кто заявляет, что религия вовсе не нужна для нравственного поведения. Далай — лама сказал , что сострадание и любовь является человеческими ценности , независимыми от религии:… «Нам нужны эти человеческих ценности я называю эту светскую этику, светские убеждения Там нет никакой связи с какой — либо конкретной религией Даже без религии, даже неверующие , у нас есть возможность продвигать эти вещи «.

Те, кто недоволен негативной ориентацией традиционной религиозной этики, полагают, что запреты могут только установить абсолютные пределы того, что общество готово терпеть от людей в худшем случае, а не вести их к достижению наилучшего. необходима цитата Другими словами, кто-то, кто следует всем этим запретам, едва избежал того, чтобы стать преступником, не оказал положительного влияния на мир. Они приходят к выводу, что рациональная этика может привести к полностью выраженной этической жизни, в то время как религиозные запреты недостаточны. необходима цитата

Это не означает, что светская этика и религия исключают друг друга. Фактически, многие принципы, такие как Золотое правило , присутствуют в обеих системах, и некоторые религиозные люди, так же как некоторые деисты , предпочитают применять рациональный подход к этике. необходима цитата

Ссылки [ править ]

  1. ^ . 82
  2. . Проверено 15 сентября 2010 года .
  3. . 83–84
  4. . Проверено 16 марта 2010 года .
  5. ^ Стивен Джей Гулд . . . Проверено 5 января 2009 года .
  6. Веттряжаган (2015). Патинен Килканакку Ноолгал (на тамильском). 1 (5-е изд.). Ченнаи: Саратха Патиппагам. стр. iv – vi.
  7. Папа, Джордж Углоу (1886). (Первое изд.). Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN
  8. Sundaram, PS (1990). Тируваллувар Курал . Гургаон: Пингвин. С. 19, 157–158. ISBN 978-0-14-400009-8.
  9. Эдвард Джуитт Робинсон (2001). . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. С.  .
  10. ^ Лал, Мохан (1992). . В . Нью-Дели: Сахитья Академи. С. 4333–4334. ISBN
  11. . Дата обращения 13 августа 2016 .
  12. Камиль Звелбил (1973). . БРИЛЛ. С. 156–. ISBN
  13. Holyoake, Джордж J. (1896). Английский секуляризм. Чикаго: Издательская компания Open Court.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector