Где в россии находится самый древний христианский храм?

Благовещенский собор в Казани

Среди самых красивых церквей и храмов России невозможно не упомянуть Казанский Благовещенский собор.

Осенью 1552 года Иван Грозный, триумфально въехавший в покоренную Казань, велел соорудить в резиденции татарских ханов Благовещенский храм в честь окончания многолетней войны между Русским государством и Казанским ханством.

Место для будущего собора царь выбрал лично, и собственноручно установил крест, на то место, где должен был расположиться главный алтарь.

Первоначально Благовещенский храм был выстроен из дерева, а спустя 9 лет заменен на каменный. Освещенная в 1562 году белокаменная пятикупольная церковь выстроена из волжского известняка, и была в 2 раза меньше нынешней.

Благовещенский храм за свою историю подвергался многократным изменениям. Это происходило из-за пожаров, которые в те времена были не редкостью, а также из-за дополнительных пристроек. Все эти строительные и реставрационные работы изменили со временем облик и размеры храма относительно его первоначального вида.

Узкие окна были заменены на широкие, боковые шлемовидные главы сменили на луковичные, а центральную главку выполнили в грушевидной форме, напоминающую барочный стиль.

От XVI века сохранились лишь аркатурные пояса на апсидах и барабанах главк, да ярко выраженный орнамент. Подлинные фрески на внутренних стенах со временем были затерты, а к концу XIX века интерьеры храма выполнили масляной живописью.

В советское время судьба одного из красивых храмов России сложилась предсказуемо трагично. Храм был разграблен и разрушен после революции. В конце 1970 годов начались реставрационные работы, которые растянулись на несколько десятилетий.

Благовещенский собор в Казани был открыт для богослужений в 2005 году.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Значение церкви — от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа

Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Храм Хатшепсут

Другое его название – Десер-Джесеру, что в переводе с древнеегипетского означает «Священный священных». Он построен в честь Амона и Хатшепсут вблизи заупокойного храма Ментухотепа II.

Хатшепсут была мачехой Тутмоса III и его регентшей. После 21-летнего правления она умерла, и в ее честь был возведен огромный храм. Пасынок, ненавидящий свою мачеху, приказал уничтожить все, что связано с ней. В том числе и Джесер-Джесеру. На стенах разрушенного здания высекли проклятия в адрес Хатшепсут, которые должны были настигнуть ее в загробном мире.

Современным археологам удалось раскопать храм и восстановить его. Сейчас он является популярным туристическим местом и памятником архитектуры Древнего Египта.

Храм Георгия

В Старой Ладоге можно увидеть один из первых каменных храмов Руси – Храм Георгия, построенный в XII веке. Это одна из самых старых построек всего Русского Севера. Точной даты основания храма найти не удалось. Все письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, самое первое из которых относится к середине 15 века. Долгое время церковь стояла разрушенной и заброшенной.

Имеется предположение, что обитель была построена по заказу князя как военная церковь и в честь победы над врагами. Если учесть, что кладка соответствует XII веку, то самое вероятное это битва ладожан и новгородцев под предводительством князя Святослава Ростиславича со шведами в мае 1164 года.

Храм очень сильно пострадал в Смутное время. В 1609–1617 годах он, как и многие другие окрестные церкви был разграблен и разрушен. Если принять строительство церкви в честь победы над шведами, то это было сделано еще и целенаправленно. Глава была разломана, а кровля сожжена. Восстановление было произведено уже после окончания Смуты за счет казны и пожертвований благодетелей.

К моменту Революции храм находился в довольно ветхом состоянии, так как никто не заботился о его сохранении. Интересно, что послереволюционное правительство повсеместно закрывавшая и разорявшее храмы, пошло на нетипичный для себя шаг и поддержало инициативу реставраторов по восстановлению фресок и проведению работ по восстановлению старинного здания. Правда как исторический памятник а не храм. Реставрация шла около 30 лет с 1926 по конец 1950-х с перерывом на войну.

На протяжении веков к храму постоянно пристраивались множество дополнительных элементов, довольно сильно исказивших его первоначальный облик. Реставраторы ориентировались в своей работе на оригинальный архитектурный облик и постарались вернуть зданию изначальный вид. Попутно проводились раскопки, выявившие целых шесть полов разного периода и наличие четырехскатной кровли. Многие окна были на новых местах, а на месте одного раньше был вход в храм. С запада пристроена каменная паперть, а затем и колокольня. Кропотливая работа ученых позволили разобраться во всем этом беспорядке и фактически возродить храм заново. И теперь посетители могут увидеть подлинный облик храма XII века.

По архитектуре храм имеет форму куба. Он достаточно массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами и шлемовидным куполом, увенчанным барабаном с восемью окнами. Пояс барабана и полукружия выступов украшены декоративными зубцами из красного кирпича. Общая высота строения составляет 15 метров. На фасадах имеются полукруглые выступы с узкими щелевидными окнами по 4 с севера и юга.

Внутренне пространство храма не очень большое и предназначенное для небольшого сообщества. На втором ярусе располагаются хоры, куда можно подняться по лестнице, скрытой в толще стены. Например дружины. Здесь во время службы размещались князь с семьей и приближенными и важные гости.  Местные жители считают, что здесь молился сам Александр невский, отправляющийся на битву, давшую ему это прозвище. В честь этого поверья один из двух новых престолов, построенных в 1867 году, был освящен в честь святого Александра Невского.

Кладка стен представляет собой чередование рядов кладки из известняковой плиты и плинфы на специальном известковом растворе. Фасады украшались таким же раствором, выравнивающим стены и придающим им особый матово-бурый оттенок.

От исторического интерьера до наших времен дошла фреска, являющаяся главной особенностью храма. Это «Чудо Георгия о змие», посвященная знаменитому подвигу святого, нашедшему отражение даже в гербе Москвы. Росписи более восьми веков. Она пережила нашествие Батыя, Смутное время, Революцию и Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. И, несмотря на это дошла до наших дней. Сюжет несколько отличается от традиционной картины, где Георгий Победоносец поражает копьем змея. На фреске в руках у героя знамя, а пленного змея ведет на поводке освобожденная царевна.

Самая древняя католическая церковь в России: Юдиттен-кирха, Калининград

Калининград был основан в 1255 году крестоносцами Тевтонского ордена на месте прусской крепости Твангсте. Он был назван Кёнигсбергом и постепенно стал столицей прусского княжества. Сначала оно было вассалом Речи Посполитой, в XVIII веке образовалось собственное королевство.

Город несколько раз менял главенствующую религию. До XVI века господствовало католичество. После того, как в 1525 году земли Ордена попали в зависимость от Польши, там утвердилось лютеранство. В XX веке, после присоединения к России, основной религией стало православие.

Кирха Юдиттен — самое древнее сохранившееся здание города и единственное в готическом стиле. Точная дата постройки неизвестна, но считается, что это приблизительно 1288 год. То есть основали ее рыцари Тевтонского ордена.

Слово «кирха» означает «церковь», а о происхождении названия «Юдиттен» до сих пор спорят. Постройка неоднородна: неф и хоры выполнены из необработанного камня и потому кажутся значительно старше башни из необожженного кирпича. Это действительно так, разница между ними около 200 лет. Изначально звонница с двумя колоколами стояла отдельно. Чуть позже оба здания соединили проходом. Кирха была ярко расписана в 1394 году художником Петером. Помимо изображения святых и пророков, на стенах были тщательно выписаны гербы рыцарей Тевтонского ордена.

В 80-х годах XX века, когда Кёнигсберг уже стал Калининградом, кирху отдали Свято-Никольскому женскому монастырю, и церковь стала его основным и одноименным собором.

Адрес: Калининград, Тенистая аллея, 39б.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи: непростая судьба

До XV века храм Иоанна Предтечи пользовался большой популярностью. Расположенный рядом город был переименован в порт Святого Иоанна, так же назывался и пролив. В XV веке с приходом Крымского ханства православная история церкви заканчивается. Из храма сделали мечеть, что, конечно, спасло его от разрушения, но нанесло непоправимый ущерб. Так, сильно пострадали древние фрески, которые удалось восстановить лишь частично. Православным храм снова стал в 1774 году, когда Российская Империя отвоевала Керчь.

Но и на этом неожиданные повороты в судьбе церкви не закончились. В XIX веке храм многократно переделывался. В 1832 году началось сооружение трёхфанерного придела, для чего была демонтирована западная стена. Пристройку выполнили в псевдовизантийском стиле, так что она отлично слилась с общим архитектурным обликом. Благодаря модернизации пространство внутри храма значительно увеличилось.

Колокольня XIX века

Никольский монастырь

На Южном конце Старой Ладоги располагается старинный Никольский монастырь, в котором идет комплексная реставрация.

Это огромный комплекс, среди построек которого выделяются затейливые, вполне светского облика Святые ворота, выходящие к Волхову, которые сами по себе уже являются памятником зодчества. Неподалеку от ворот церковь св. Иоанна Златоуста, удивляющая знатоков своей архитектурой. Дело в том, что постройка объединяет в себе черты старорусского и романского стилей, что встречается довольно редко. Три удлиненные нефа, центральный — более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. И, вместе с тем, характерные для православных храмов золоченые купола.  

Еще одним знаменательным элементом, который можно здесь увидеть, является недавно перестроенная шатровая колокольня конца XVII в. Это высокое восьмигранное строение со строгими пропорциями  и несколькими ярусами. Весь облик колокольни как бы устремлен к небесам и освобожден от притяжения земли. Внутри имеется отдельно помещение для звонаря.

Это один из старейших монастырей в Старой Ладоге, по легенде основанный князем Александром Невским после его сражения со шведами в устье Ижоры в 1240 году. Возможно на возникновение легенды повлияло то, что неподалеку находится  урочи¬ще Победище, где в старину произошла кровавая битва ладожан с врагами. На то время это было единственное пригодное для битвы место в окрестностях. Со временем битвы смешались в умах местных жителей и монастырь стал ассоциироваться с Невской битвой.

Как бы то ни было, перовое задокументированное упоминание монастыря относится к переписи Водской пятины в 1401 году. В этом документе указывается сколько земель принадлежало монастырю.

Это большой монастырь со множеством построек, центральное место в котором занимает четырех-столпный, трехапсидный, со сводчатым подцерковьем и луковичной главой Никольский собор. Как считается, собор появился здесь раньше монастыря и изначально был посадским. Об этом говорит список создателей обители и расположение фундамента храма в гуще культурного слоя X-XII веков с остатками городской застройки.

В Смутное время, Ладога была захвачена шведскими войсками и монастырь подвергся разорению и многие храмы были разрушены почти до основания. Однако нижняя часть Никольской церкви все же уцелела и в 1668 г. храм был вновь восстановлен на средства горожан. Причем строители ориентировались на его первоначальный облик и возвели как бы двойник ушедшей постройки. Внутри обитель расписана фресковой живописью, характерной для соборов XII века. В ХVII-XIX в.в. к зданию пристроили паперть и два крыльца с севера и запада.

После Революции, в 1927 году монастырь был закрыт. Братия смогла просуществовать здесь до 1937 года, основав рыболовную артель. Однако позднее на территории монастыря разместили складские помещения, моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.

Только в середине прошлого века, на волне интереса к родной истории было принято решение о возвращении монастырю исторического вида. Однако реставраторы несколько перестарались. Во время реставрации 1958 года было принято решение вернуть храму первоначальный облик, что привело к уничтожению элементов XVII века.

Обнажив штукатурку реставраторы выяснили, что большие части кладки стен составляют целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Это послужило еще одним поводом для датировки строительства 1160-ми гг.

Восстановительные работы были заморожены из-за отсутствия средств. В трещины и сколы была залит раствор под давлением. Блоки кладки склеены. Собор был законсервирован.

В 2002 г. монастырь был вновь передан Православной церкви и  23 ноября сюда были привезены частицы мощей святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая-Чудотворца, в честь которого и назван этот собор. Ларец с мощами помещен в монастырской часовне. До полного восстановления монастыря во всем его великолепии еще далеко, однако работы в этом направлении не прекращаются.

Использование белого камня

С XI века получило распространение каменное строительство. Сначала возводили только церкви, но потом из этого материала стали создавать дворцы и дома богатых жителей городов. Первым архитектурным памятником того времени считается Софийский крестово-купольный тринадцатиглавый собор Киева.

Русь тогда была раздроблена на мелкие княжества, и столица не всегда занимала ведущее место. По всему государству открывались новые архитектурные школы. В XIII веке главным стало Владимиро-суздальское княжество, где зодчие обогатили византийский стиль западными элементами.

Европейскую технику впервые опробовал Юрий Долгорукий, который возглавлял строительство храмов в Переславле, Суздале, Юрьеве-Польском и Владимире. С тех пор до сегодняшнего дня сохранились Золотые ворота и Успенский собор. Хотя многие знатоки истории первый памятник отказываются причислять к какому-либо европейскому стилю.

Во время строительства свод ворот обрушился, но никто не пострадал. Князь Андрей Боголюбский из-за этого заказал благодарственный молебен и заменил всю архитектурную бригаду. Новые зодчие прибыли из Италии, их прислал Андрей Фридрих Первый Барбаросса. Работа мастеров понравилась русскому князю, поэтому он оставил команду при себе. Они возвели еще несколько сооружений:

  • церковь Покрова на Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитриевский храм.

Но нашествие татаро-монгольского войска положило конец белокаменной архитектуре. Было разрушено много церковных шедевров.

Средневековое священное место Лалибела (Эфиопия)

Лалибела – одно из самых священных мест в Эфиопии (Церковь Святого Георгия).

11 пещерных церквей Лалибелы, возведенных в самом сердце Эфиопии в XII-XIII вв., считаются одними из главных святынь страны. Они расположены на высоте более 2,5 тыс. м над уровнем моря в горной окрестности. Их строительство приписывается королю Лалибеле, который намеревался построить в XII веке «Новый Иерусалим» после того, как мусульманские завоеватели остановили паломничество христиан в Святую землю.

По этой причине в главной церкви можно увидеть реплику Голгофы, копии гробницы Христа, Адама и колыбели Рождества. На сегодняшний день Лалибела привлекает множество туристов, а также христианских паломников, которые устремляются к священным местам поклонения.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях

Одно из древнейших религиозных сооружений в России, дошедших до наших дней в хорошем состоянии. Находится Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле. Она включена в состав Большого Кремлевского дворца и признана памятником архитектуры, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идея строительства церкви принадлежит княгине Евдокии, супруге Дмитрия Донского. Предположительно, она возведена в честь погибших во время на Куликовом поле. День памяти о павших воинах, согласно церковному календарю, совпадает с Рождеством Богородицы. Именно поэтому церковь так и назвали.

Премудрость Божия

Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.

Шире шаг: путеводитель по историческим местам столицы

Где выпускалась первая газета, кто устроил «электрический бал» и чем расстроил дом Филатова актера Егора Бероева

Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:

Автор цитаты

Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.

Собор_1


Софийский собор в Киеве

Фото: commons.wikimedia.org/Rbrechko

Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.

Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками

Автор цитаты

Культ личностей: питерский Большой драматический и его легенды

С историей театра связаны имена Блока, Горького и, конечно, Товстоногова

Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.

Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.

Собор_7


Вид на Софийский собор в Великом Новгороде

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Автор цитаты

Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.

Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы

Автор проекта здания Ярославского вокзала так и не получил диплома архитектора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector