Осада иерусалима (1187)

Первые завоевания

Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.

Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.


Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)

В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!

Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.

В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.

Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.

Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству

Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.

Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.

В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.

Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.

Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.

Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.

Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.

Иерусалим должен быть разрушен

Однако римляне начали атаку на стены Иерусалима с того, что самым большим тараном пробили в стене брешь. Римлянам удалось войти в город, разрушив стены, но защитники города продолжали ожесточенное сопротивление, нападая на римских солдат. Тит хотел завладеть главной крепостью города — замком Антония, и даже построил 4 вала, на которые римляне поставили стенобитные машины. Но иудеи прокопали подземный ход под валы, положили туда дрова, облитые смолой, и зажгли их. Дрова прогорели и валы вместе с машинами и воинами провалились в ров.

Встретив ожесточенное сопротивление, Тит велел установить блокаду Иерусалима. В городе начался страшный голод. Тем временем римляне овладели замком Антония, который был взят с помощью небольшой диверсионной группы римских солдат, проникших на территорию замка и убивших часовых. Затем, разрушив фундамент цитадели, Тит двинул войска на храм Соломона, где укрылись отступавшие защитники города. Не в силах разбить стены храма тараном, он приказал поджечь храм. Здание из мрамора сгорело полностью — Тит пошел в верхний город, Сион, где сжег здание местного казначейства, в котором прятались женщины и дети.

Покончив с сопротивлением иудеев, Тит приказал разрушить город до основания. Так закончилось взятие Иерусалима.

Фото: Соцсети

Куратор: Александр Артамонов

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.


Фабр, «Навуходоносор приказывает убить сыновей Седекии». (Wikimedia.Commons)

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Государства крестоносцев: история христианских пилигримов

В 1099 году армия европейских дворян заняла Иерусалим. Ближневосточные христианские святыни оказались в руках у крестоносцев. Так и появилось новое государственное образование — Иерусалимское королевство.


Взятие Иерусалима. 1099 год. (Pinterest)

Коронация Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, станет отправной точкой в истории новой монархии. Конечно же, это было не единственное государство крестоносцев на Ближнем Востоке: также появились княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское. Но именно Иерусалимское королевство стало главным оплотом христианского воинства.


Карта Иерусалимского королевства. (Pinterest)

В истории владений крестоносцев на восточном побережье Средиземноморья историки выделяют два важных этапа. Первый длился от основания королевства до захвата Иерусалима Саладином в 1187 году. Именно тогда наступил настоящий расцвет христианского Востока. Он пришелся на правление Лотарингского дома, представители которого яростно сражались за отвоёванные святыни. Но интриги местных элит и недальновидная политика по отношению к ближневосточным эмирам привели к хаосу: после потери Иерусалима подданные королевства долго не смогут собрать силы и хоть частично вернуть утраченные территории. Второй этап с конца XII до конца XIII столетия можно охарактеризовать как эпоху смут, склок и нестабильности. Финал был таков — в 1291 году крестоносцы лишились последнего опорного пункта на побережье. Пала Акра.

Осада

После краткой разведки вокруг города армия Саладина остановилась перед Башней Давида и Дамасскими воротами . Его лучники то и дело забрасывали крепостные стены стрелами. Осадные башни / колокольни были закатаны к стенам, но каждый раз их отталкивали. В течение шести дней стычки велись без особого результата. Силы Саладина несли тяжелые потери после каждого штурма. 26 сентября Саладин перенес свой лагерь в другую часть города, на Масличную гору, где не было главных ворот, через которые крестоносцы могли бы контратаковать. Стены постоянно обстреливали осадные машины, катапульты , мангонели , петериалы , греческий огонь , арбалеты и стрелы. Часть стены была заминирована , и она рухнула 29 сентября. Крестоносцам не удалось оттеснить войска Саладина от прорыва, но в то же время мусульмане не смогли войти в город. Вскоре для защиты стены осталось всего несколько десятков рыцарей и горстка солдат, так как людей больше не было даже за обещание огромного гонорара.

Мирные жители были в большом отчаянии. Согласно отрывку, который, возможно, написан Эрнулом , оруженосцем Балиана, в старофранцузском продолжении Вильгельма Тирского , духовенство организовало босиком процессию вокруг стен, во многом так же, как духовенство Первого крестового похода сделало это за стенами в 1099 году. На горе Голгофа женщины остригли волосы своих детей, погрузив их по подбородок в таз с холодной водой. Эти епитимьи были направлены на то, чтобы отвратить Божий гнев от города, но «… Господь наш не соизволил услышать молитвы или шум, который производился в городе. Ибо зловоние прелюбодеяния, отвратительной расточительности и греха против природы не могло пусть их молитвы возносятся к Богу ».

В конце сентября Балиан выехал с посланником на встречу с султаном и предложил сдаться. Саладин сказал Балиану, что поклялся взять город силой и примет только безоговорочную капитуляцию. Саладин сказал Балиану, что знамя Саладина было поднято на городской стене, но его армия была отброшена. Балиан пригрозил, что защитники разрушат мусульманские святые места, вырежут свои собственные семьи и 5000 мусульманских рабов и сожгут все богатства и сокровища крестоносцев. Саладин, который хотел взять город с минимальным кровопролитием своих собратьев-мусульман, настаивал на том, чтобы крестоносцы безоговорочно сдались, но могли уйти, заплатив выкуп в размере десяти динаров для мужчин, пяти для женщин и двух для детей; те, кто не мог платить, будут порабощены. Балиан сказал ему, что в городе 20 000 человек, которые никогда не смогут заплатить такую ​​сумму. Саладин предложил в общей сложности 100 000 динаров, чтобы освободить 20 000 крестоносцев, которые не смогли заплатить. Балиан посетовал, что христианские власти никогда не смогут собрать такую ​​сумму. Он предложил освободить 7000 из них за 30 000 динаров, и Саладин согласился.

Предшествующие события

К концу XI века, в Западной Европе в силу целого ряда причин (прежде всего экономического и демографического характера) создались предпосылки для крестового похода с целью освобождения Гроба Господня. 26 ноября 1095 года, папа Урбан II, на Клермонском соборе, призвал отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, охрану семей и имущества и освобождение от долгов. Эта идея охватила все христианские государства Западной Европы. Стихийно организованный поход бедноты окончился полным провалом — практически все его участники были уничтожены сельджуками. Чуть позже выступило феодальное войско норманнских, французских и германских рыцарей. Армия не являлась единым целым, так как каждый феодал привлекал своих вассалов, а возглавляющие их военачальники оспаривали друг у друга лидерство.

Весной 1097 года объединённое войско переправилось через Босфор и высадилось в Азии, при этом руководители похода принесли вассальную присягу византийскому императору Алексею I Комнину на те земли, которые могли быть ими завоёваны. В течение следующих двух лет армия медленно продвигалась на юг. При помощи византийских отрядов им удалось захватить Никею, а позднее разгромить армию румского султана
Кылыч-Арслана I в битве при Дорилее. Дойдя до Антиохии, густонаселённого и хорошо укреплённого города, крестоносцы осадили его, столкнувшись с большими трудностями. Поход к Иерусалиму был продолжен лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 года. За эти несколько месяцев армия понесла серьёзные потери — в августе в лагере христиан началась эпидемия тифа, которая унесла жизни нескольких тысяч человек, в том числе папского легата и духовного лидера крестоносцев епископа Адемара Монтейльского.

Продолжение похода

Армянский колофон 1099 года о взятии Иерусалима

В стане военачальников крестоносцев продолжались раздоры. Провансальский маркграф Раймунд Тулузский, верный союзу заключённому с императором Византии Алексеем Комнином, долго отказывался признать справедливыми притязяния Боэмунда Тарентского на Антиохию, но в конце концов под давлением соратников ему пришлось уступить. Боэмунд был провозглашен князем Антиохии, после чего решил остаться править в новообразованном государстве и не продолжать поход. Балдуин Булонский, который правил в основанном им в 1098 году графстве Эдесском, тоже не собирался присоединяться к походу на Иерусалим. На этом этапе поход окончили брат французского короля Гуго де Вермандуа и Этьен, граф Блуаский, которые со своими войсками вернулись на родину.

В ноябре 1098 года граф Раймунд Тулузский и подчиненные ему рыцари Прованса выдвинулись из Антиохии на юго-восток к Маарре и 23 ноября осадили город. По приказу Раймунда из вырубленного в окрестностях леса были построены осадные орудия, и в том числе башня в четыре яруса, с верхней площадки которой крестоносцы метали в осажденных камни. Гарнизон Маарры упорно сопротивлялся, в свою очередь забрасывая лагерь христиан камнями, стрелами и греческим огнём. Вскоре к осаде присоединилась норманнская армия Боэмунда Тарентского — будучи давним соперником Раймунда, он не хотел, чтобы тот взял Маарру единолично, — и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала, после чего крестоносцы разграбили город и почти поголовно истребили его население. После захвата города между норманнами и провансальцами начались раздоры, доходившие до вооружённых стычек.

К концу года простые воины начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и грозили отправиться к своей главной цели — Иерусалиму — самостоятельно, не дожидаясь, пока примут решение военачальники. Возмущение было настолько велико, что лидеры крестоносцев были вынуждены прислушаться к голосу воинов, и 13 января 1099 года продолжить поход на юг, в сторону Иерусалима. Продвигаясь по побережью Средиземного моря, армия христиан практически не встречала сопротивления (снабжение провиантом осуществлял пизанский флот). Очередная задержка произошла у Триполи, которой был осаждён Раймундом Тулузским. Осада продолжалась более чем полгода и была прекращена по требованию основной массы войска. Далее, чтобы не терять времени, крестоносцы обходили стороной Тир, Акру, Кесарею и другие хорошо укрепленные города. Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

Осада

Салах ад-Дин инициировал переговоры с Балианом Ибелином, при посредничестве Юсуф Батита, одного из православных священнослужителей, которые рассчитывали получить больше привилегий, если бы город был возвращён мусульманам. Салах ад-Дин рассчитывал взять город без кровопролития и предложил щедрые условия, однако власти города отказались капитулировать, и осада началась.

Дамасские ворота Иерусалима.

Армия Салах ад-Дина стояла перед башней Давида и Дамасскими воротами. Сарацинские лучники не прекращали обстрел крепостных стен. Осадные башни подкатывали к стенам, но защитники не позволяли мусульманам закрепиться у стен. В течение шести дней стычки велись с незначительными результатами. Силы Салах ад-Дина несли тяжёлые потери после каждого штурма, в то время как крестоносцы потеряли всего несколько человек. 26 сентября Салах ад-Дин перевёл свой лагерь на другую часть города, к Масличной горе, где не было крупных ворот, из которых крестоносцы могли бы контратаковать. Стены были под постоянным обстрелом из катапульт, баллист, требюше и арбалетов. Часть стены удалось заминировать, и она рухнула 29 сентября. Крестоносцы не смогли заделать пролом, но и сарацины не смогли войти в город через него. Между тем Балиану удалось рекрутировать всего несколько десятков рыцарей и горстку ополченцев, способных носить оружие и защищать стены, больше желающих не было, несмотря на обещанную огромную плату.

Горожане были в отчаянии. Согласно Вильгельму Тирскому, духовенство организовало босое шествие вдоль стен, как было сделано (только снаружи) в 1099 году. На горе Голгофе женщины обрезали своим детям волосы, погружая их по подбородок в бассейны с холодной водой. Эти епитимьи были направлены на отвращение гнева Божьего от города, но «…Наш Господь не изволил услышать молитвы и шума, который был сделан в городе. Зловоние от прелюбодеяний, расточительности и греха против природы не позволило их молитвам подняться к Богу».

В конце сентября Балиан отправился к Салах ад-Дину с предложением о капитуляции города. Салах ад-Дин согласился, и стороны договорились о том, что город будет передан мусульманам мирно, чтобы не допустить резни, произошедшей в 1099 году, когда крестоносцы захватили город. Для франков Салах ад-Дин установил выкуп в 20 безантов для мужчин, 10 — для женщин и 5 для детей, но те, кто не мог заплатить, должны были быть проданы в рабство. Местные христиане и православные могли остаться в городе.

После возвращения Балиана Ибелина в город было решено, что 7000 бедняков будут выкуплены из казённых денег, которые прислал Генрих II Плантагенет и которые находились под охраной госпитальеров. Эти деньги были предназначены для паломничества английского короля или на нужды крестового похода, который собирался организовать король в качестве покаяния за убийство Томаса Бекета. Но король так и не прибыл в Святую Землю, а эти деньги уже однажды использовались в качестве платы наёмникам перед битвой при Хаттине.

Балиан вновь встретился с Салах ад-Дином, и султан согласился снизить выкуп до 10 безантов для мужчин, 5 — для женщин и 1 для детей. Балиан утверждал, что это всё равно слишком много для горожан, и Салах ад-Дин затребовал выкуп в 100 тысяч безантов за всех жителей. Балиан заявил, что это не реалистично, тогда лидер сарацин сказал, что не снизит сумму выкупа ниже чем до 50 000 безантов. Наконец, было решено, что Салах ад-Дин освободит 7000 жителей за 30 000 безантов. Двум женщинам или десяти детям было разрешено занять место одного мужчины по той же цене. Брат Салах ад-Дина затем отпустил ещё 3000 человек, не способных заплатить выкуп. Наконец, Салах ад-Дин сам освободил всех пожилых людей, не имевших средств.

Взятие Иерусалима

После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.

В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.

Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.

В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.

Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).

Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».

Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.

Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…

Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима

По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.

Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.


Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)

По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.

В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.

Вперёд на османов!

В 1917 году Палестина неожиданно стала центром приложения крупных усилий Британской империи. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж разуверился в том, что войну можно выиграть на Западном фронте, где французские и британские генералы с 1915 года бросались в наступления, по итогам которых успехи приходилось разглядывать на картах крупного масштаба, зато списки жертв исчислялись сотнями тысяч имён.

На ту же тему Галлиполийский психоз, или Когда генералы сошли с ума

Если мы не можем разбить германцев в Западной Европе, может тогда стоит хотя бы добыть победу над османами на Востоке?» — справедливо рассуждал премьер‑министр.

Большими успехами в борьбе с османами британцы, впрочем, тоже не могли особо похвастаться. Попытка выбить турок из войны ударом прямиком на Константинополь кончилась печально. Сначала провалился флот, а потом — после многомесячной кровавой компании на Галлиполийском полуострове — и армия. В далёком Ираке всё шло то хорошо, то плохо, то снова хорошо. В марте 1917 года после трудных боёв даже удалось взять Багдад, но и это как-то не очень тянуло на эпических масштабов викторию.

Был ещё Палестинский фронт, но и там не всё шло гладко. Отбив попытку османского вторжения в Египет в начале 1915 года, англичане завязли в борьбе до конца 1916-го за Синайский полуостров, где темпы британского наступления равнялись скорости строительства железной дороги и водопровода для снабжения войск. К границам Палестины удалось выйти только к началу 1917‑го.

(Фото: IWM)

Несмотря на всё внимание лондонского руководства, две попытки прорыва кончились ничем — не помогло даже первое применение танков и отравляющих газов на Ближнем Востоке. Но сумма политической воли и прикладываемых военных ресурсов рано или поздно должна была принести результат

Но сумма политической воли и прикладываемых военных ресурсов рано или поздно должна была принести результат.

Примечания

  1. Заборов, Михаил Абрамович. . Дата обращения: 23 августа 2011.
  2. Раймунд Ажильский. . Дата обращения: 23 августа 2011.
  3. Эпоха крестовых походов / под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. — М.: АСТ, 2005. — С. 349—350.
  4. Харперская энциклопедия военной истории Дюпюи Р. Э. и Дюпюи Т. Н. Все войны мировой истории. Книга 2. 1000—1500 гг. — М.: АСТ, 2004. — С. 95.
  5. Егер, Оскар. Всемирная История Том 2. — М.: АСТ, 1999. — С. 271.
  6. Харперская энциклопедия военной истории Дюпюи Р. Э. и Дюпюи Т. Н. Все войны мировой истории. Книга 2. 1000—1500 гг. — М.: АСТ, 2004. — С. 97.
  7. ↑ Эпоха крестовых походов / под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. — М.: АСТ, 2005. — С. 359.
  8. Robert W. Thomson. // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / Edited by Angeliki E. Laiou and Roy Parviz Mottahedeh. — Dumbarton Oaks, 2001. — P. 72—73.
  9. Дуглас Д. Ч. Норманны от завоеваний к достижениям. — СПб.: Евразия, 2003. — С. 237—238.
  10. Успенский, Фёдор Иванович.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 сентября 2011.
  11. Харперская энциклопедия военной истории Дюпюи Р. Э. и Дюпюи Т. Н. Все войны мировой истории. Книга 2. 1000—1500 гг. — М.: АСТ, 2004. — С. 99.
  12. Большаков О. Г. Ближний Восток в эпоху крестовых походов // История Востока: В 6 т. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — Т. 2: Восток в средние века. — С. 242. — ISBN 5-02-018102-1.
  13. Ришар Ж. Латино—Иерусалимское королевство. — Санкт-Петербург: Евразия, 2002. — С. 44—45.
  14. ↑ Эпоха крестовых походов / под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. — М.: АСТ, 2005. — С. 361—363.
  15. GESTA FRANCORUM ET ALIORUM HIEROSOLYMITANORUM. . Дата обращения: 22 сентября 2011.
  16. Норманн А.В.Б. Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов. — М.: Центрполиграф, 2008. — С. 208.
  17. Гийом (Вильгельм) Тирский. . Дата обращения: 30 сентября 2011.
  18. Йегер О. Всемирная История Том 2. — М.: АСТ, 1999. — С. 273—274.
  19. Монусова Е. История Крестовых походов. — М.: АСТ, 2010. — С. 58—62.
  20. Ибн-Ал-Каланиси. . Дата обращения: 30 сентября 2011.
  21. Анна Комнина. . Дата обращения: 30 сентября 2011.
  22. Сычёв Н. Книга династий. — Москва: АСТ, 2005. — С. 350, 359.
  23. Заборов М. А. . Дата обращения: 30 сентября 2011.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector