Византийское искусство, живопись, скульптура, архитектура

мозаика

Мозаики являются наиболее выдающимися художественными произведениями византийского периода. Этот художественный стиль был развит из христианских верований позднеримского искусства; Это считалось визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.

Великие церковные конгломераты нанимали художников византийской сцены для посещения районов, удаленных от их мегаполиса, и создания мозаик, связанных с религией..

Как и в живописи, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всему византийскому и другим европейским регионам..

Было два религиозных центра, где византийское мозаичное искусство выделялось больше всего. Первым и, по-видимому, самым внушительным, был Софийский собор. Несмотря на то, что этот собор сохранился до наших дней, многие из его оригинальных мозаичных работ со временем утрачены..

Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был Кафедральный собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, сохранил до наших дней самые важные мозаики, созданные в византийский период..

Византийские мозаики вошли в историю как одно из самых красивых художественных произведений, созданных человечеством.

Иконоборчество и эволюция

Одним из периодов, которые больше всего повлияли на сохранение мозаики, был иконоборчество, которое распространилось по всей Европе. Это было общественное убеждение, которое придавало значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях..

Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и был представлен массовым уничтожением произведений искусства (в частности, росписей и мозаик), произошедшим в восьмом веке. На этом этапе власти плохо видели мозаику фигур.

Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены различными изображениями. Однако после конца 18-го века мозаики всплыли на поверхность и вновь обрели свое значение в византийском искусстве..

В последующие периоды был разработан новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Их было довольно сложно создать, и их главной целью была личная преданность. То есть они принадлежали конкретному человеку.

Упадок мозаики в Византии

Отойдя от эпохи иконоборчества, в истории Византии было два момента, когда мозаичное искусство переживало упадок. Первый был в начале 13-го века, когда Константинополь был разграблен захватчиками.

Это заставило мозаичное искусство прекратить производство в течение почти 50 лет. Когда город был восстановлен в 1261 году, собор Святой Софии был восстановлен, и мозаика снова засияла.

Второй упадок этого искусства был окончательным. В последние годы Византийской империи, в пятнадцатом веке, Империя больше не имела экономических возможностей для производства дорогостоящих произведений, таких как мозаика. С этого периода и после турецкого завоевания церкви были украшены только фресками и фресками.

Влияние Византии на культуру Древней Руси

Московский собор в Кронштадте – продолжение византийских традиций фото с сайта gov.spb.ru

Византия оказала значительное влияние на развитие культуры многих стран христианского мира. Но ее влияние в Древней Руси было особенно заметным.

Отношения молодого княжества и крупной цивилизации начались с вражды и военного противостояния. Но с момента Крещения Руси по греческому образцу, ориентиры изменились. С развитием христианизации в крупные города устремились иконописцы, зодчие, священники.

Монголо-татарское иго приостановило отношения между Русью и Византией. Оценить влияние захватчиков Вы можете в статье Правда и вымысел о “Монголо-татарском иге”

Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.

Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы – духовность, выразительность, сакральность.

Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.

Мозаика

фото с сайта 7iskusstv.com/

Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.


Иконы в византийском стиле

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.


Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.

Архитектура

Важное место в искусстве Византии занимает её архитектура. Её храмы значительно отличаются от классических античных храмов

Храм в эпоху античности выступал как обитель Бога, в то время как обрядовые действия и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей к нему территории. Поэтому в античных священных сооружениях главным был не интерьер, а экстерьер, т.е. внешний вид. Христианская же церковь строится как место, где собираются верующие, поэтому в ней главное значение имеет интерьер, но при этом внешний вид не теряет своего значения. В таком ключе был возведён храм св. Софии в Константинополе (532-537 гг.). Этот храм стал самым выдающимся и самым знаменитым творением византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. На первый взгляд может показаться, что это священное строение не выглядит слишком монументальным, однако его отличают великолепие форм, строгость и стройность композиции. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт прежде всего огромный купол, диаметром 31 метр, и находящийся на высоте 55 метров.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Византийские архитекторы прославились и за пределами своей страны. В этом плане стоит отметить собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции, постройка которого датирована XI в. Это сооружение представляет собой пятинефную базилику, в которую удачно и органично вписан равноконечный крест. Каждый отрезок креста перекрыт собственным куполом, и повторяет в общей конструкции единую тему креста в квадрате. Самый большой купол находится в центре постройки. Интерьер собора поражает своим великолепием, он украшен полихромной мозаикой и облицован мраморными плитами.

В последний период существования Византии (XIII-XV вв.) её архитектурные творения становятся всё более сложными. Монументальные строения распадаются как бы на несколько небольших самостоятельных построек. Кроме этого, всё больше значения придаётся наружной декорации построек. Яркий пример тому монастырь Хора в Константинополе, который впоследствии был перестроен в церковь Кахриз Джами.

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д’ОроИконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

  • < Prev
  • Next >

Из Рима — в Византию

Константин I Великий перенес столицу Римской империи в Византий (Константинополь, ныне Стамбул) и заложил основы нового государства

Архитектура Византии — наследница умений римских зодчих. Зодчие молодого еще государства не стали изобретать ничего нового — они возводили великолепные сооружения, уже бывшие популярными в Вечном городе: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки. Но для новой религии — христианства — требовался другой тип храма. Поэтому новым типом зданий стали церкви.

Период высшего расцвета культуры Византии пришелся на время царствования императора Юстиниана. При нем строились храмы двух типов: купольные базилики и центрические церкви с куполом на восьми опорах.

Впоследствии широко распространилась другая система храмов — крестово-купольная. Однако период, когда появились подобные храмы, окончился для Византийской империи печально: Константинополь, ее столица, был взят и разграблен крестоносцами, среди которых преобладали венецианцы. Они хозяйничали в византийской столице в течение нескольких десятилетий. В результате венецианская архитектура вобрала в себя многие черты византийской.

Империя была восстановлена, но просуществовала после этого сравнительно недолго — до взятия Константинополя турками в 1453 году. Но несмотря на трагическую историю, византийская архитектура оказала огромное влияние на строительное искусство всего христианского мира, в том числе Древней Руси.

Император Юстиниан. Фрагмент мозаики. Базилика Сан-Витале. Равенна. VI в.

Сообщение Культуры Византии доклад

После распада великой Римской Империи, образовалась новая империя. Она вобрала в себя культуру и наследие Рима а также определенные черты Востока. Будучи смесью Европейских цивилизаций и колорита Восточных культур, Византийская Империя сумела расцвести в полную силу и создать множество шедевров, которые потрясают нас до сих пор. Замечательные иконы, картины, песни и книги можно увидеть на выставках и музеях и в наши дни.

В чем же ее особенность? Почему Византийская империя имела такую оригинальность и величие? Ответом на этот вопрос может стать неопределенность самой ее культуры. Порожденная в Европе, но отличающаяся от нее. Имевшая много общего с Востоком, но не являющаяся мусульманской культурой. Она сумела стать неким проводником в духовный мир, в следствие чего она сумела развить свое искусство до невообразимых высот.

Художники Византии подарили миру чудесные картины. Рисуя не то, что окружало их повсюду и не пытаясь выразить в картине лишь свои чувства и видения, художники стали создателями некой особенной духовности.

Византийская культура была пропитана религией и можно сказать в самой ее основе лежало Христианство. Именно Византийцы подарили нашему миру иконописное искусство.

Также, многие ее особенности были позаимствованы в другими народами и странами, в том числе и Киевская Русь. После крещения Руси, многие храмы строились по подобию великих божественных домов, которые произвели впечатление на Государя, посетившего Константинополь.

Стоит отметить что Византийская Культура сыграла в истории очень важную роль. Она стала не только естественным продолжением распавшейся империи, но и вобрав в себя восточных особенностей, оказала огромное влияние на развитие других культур и их формирование в том числе.

Это интересно: 193,Доклад на тему — Древняя Индия

картина

Значки в Дечани монастырь в царя Душана , около 135

Византийская масляная лампа для освещения икон

В византийском искусстве живопись, как фреска или панно , играет видную роль, и поэтому икона представляет собой эмблему византийского искусства.Изображения были связаны с теологической связью христианства с верующими. почти так же старо , как и сама религия. Первые высказывания о изображениях были сделаны в 4 — м века, когда христианство выросло , чтобы стать государственной религией в . Впервые, похоже, возникла потребность в представительстве. В VI веке поклонение изображениям началось в христианстве как преобладающий и одобренный церковью обычай.

Первоначально идеальной концепцией иконографически обученной фигуры в религиозной сфере было истинное лицо Христа на « платке Вероники », которое было создано как символ истины архетипа. Эта Вера Икон (от латинского: vera = истина и греческого: εικόνα = образ, т.е. «истинный образ») названа потому, что, согласно традиции, она была создана не людьми, а дана Богом. Эти архетипы абсолютной красоты повлияли на художественный мир как идеальные формы портрета. Культовая история иконы начинается с этих чудотворных образов, которые кажутся способными к неземным выражениям милости. Таким образом, в раннем христианстве требовалось, чтобы изображения объясняли себя совершением чудес. В то же время есть возможности для художественной экспертизы концепции нечеловеческого образа.

Посредством прямого взаимопонимания между человеком и Богом без участия третьих сторон и без интеллектуальных усилий был стандартизирован канон изображений, таких как изображения святых, что стало фундаментальной важностью для византийской церкви.

Иконки

Византийская двойная икона (Константинополь, начало XIV века) с прокламацией. Охрид , Музей икон

Византийская двойная икона (Константинополь, начало 14 века) с изображением Пресвятой Богородицы Психострии. Охрид , Музей икон

см. также основной значок статьи

Икона как панно не может быть отдельно отделена от фрески и мозаики, поскольку иконы, как правило, не ограничиваются определенным носителем. Таким образом, икона может быть выполнена в виде панно, мозаики или фрески.

Иконы приобрели огромное значение с VI века и далее. Император Гераклей (годы правления 610–641 гг.) Приписывал свое восхождение на престол благодаря иконе Марии, которую он впоследствии нес на своем корабле. Изображение этой иконы было написано на городских воротах для защиты от авар 626 г. Начиная с VII века, изображения Марии с младенцем были широко распространены в частной жизни. Вы зажгли ладан и лампады перед иконами, преклонили колени перед ними, омыли, одели и поцеловали их.

Более точная информация о распространении икон, выполненных в виде панно в ранневизантийское время, затруднена. С одной стороны, многое было разрушено во время иконоборчества ( иконоборчества ), а с другой стороны, органические материалы этого периода (например, дерево) не сохранились должным образом. Есть некоторые сохранившиеся панно этой эпохи (например, икона Святого Петра из монастыря Святой Екатерины ), некоторые из которых стилистически отличаются от поздних и поствизантийских типов.

Иконы как особые религиозные изображения в наосе церкви между Бемой и алтарем были описаны еще в VIII веке. Деревянные иконы, которые помещались между колоннами перед алтарем, не использовались до периода . Из-за потребности в религиозных иконах для появляющегося иконостаса , производство икон неуклонно увеличивалось в период с 12 по 15 века.

Помимо широкоформатных икон, существовали также и частные иконы малого формата, сделанные из ценных материалов, таких как золото, серебро, драгоценные камни, слоновая кость и перегородчатая эмаль. Материалы были настолько драгоценными, что их делали только в миниатюрах. Большие панно редко сохраняются с раннего периода, и только в XII веке и в последующий период количество больших деревянных икон быстро увеличивалось. В XIV и XV веках они часто достигали размеров более одного метра.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.  Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Интерьер

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.


Базилика Сан-Витале

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.


Церковь Сан-Витале

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Окна

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами

Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени

Священный образ

Когда и как родилось искусство иконописи? Что такое икона? Чем, например, икона Богоматери отличается от ее изображения на стене храма?

В широком смысле икона — это практически любой священный образ. Даже в некоторых искусствоведческих изданиях вы можете увидеть, например, фразу «иконы на стенах римских катакомб». Но все же это не совсем верно. В отличие от храмовой фрески или мозаики, икона — самостоятельное произведение, которое может как находиться в интерьере храма или другого здания,так и использоваться во время религиозного праздника или крестного хода, а также сопровождать, например, своего владельца в путешествии.

Благовещение. XIV в. Церковь Св. Климента в Охриде

В христианской традиции первым иконописцем считается евангелист Лука, создававший образы Богоматери и апостолов. Если же говорить о первых дошедших до нас святых образах, то они относятся к VI столетию. Классический пример — изображение «Христос Пантократор», находящееся ныне в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, — древнейшее известное нам отображение Спасителя. Оно было создано в Константинополе — возможно, по личному распоряжению императора Юстиниана, который вскоре отправил образ в основанный им же монастырь. Икона выполнена в технике энкаустики (от греч. έʏκαuσтıκἠ— «выжигание»): красочный пигмент смешивается с восковой базой и наносится на основу (в данном случае — доску) в расплавленном виде. Эта техника — еще одно доказательство глубины и синтетичности византийской культуры: энкаустика была популярна, в частности, в Римском Египте в первые века нашей эры. Пример — так называемые «фаюмские портреты».

Что же касается изображения Спасителя из Синайского монастыря, то оно стало основой для всей последующей иконографии такого типа. И ценность этого произведения — прежде всего в том, что оно написано без оглядки на каноны: оно само по себе стало живописным каноном на многие века, оставшись в истории как акт запечатленной чистой веры.

Христос Пантократор. VI в. Монастырь Святой Екатерины (Синайский)

…Именно в ранней византийской иконописи складываются характерные черты этого вида искусства: условность и символизм изображения, обратная перспектива, представление в одном живописном поле событий, относящихся к разному времени, «светоносность» (то есть в произведении нет видимого источника света, его как бы источают сами изображенные фигуры).

«Сто тысяч полутонов»

Рукопись. С выставки “Шедевры Византии”. Фото Юлии Маковейчук

— Бытует мнение, что византийская икона никогда не отражала реалии той или иной эпохи. Что по ней, например, нельзя узнать, как одевались византийцы, в каких домах жили и так далее. Это так?

— Нет, это неверно. Художник — это же не какая-то абстрактная величина. Он живой человек, который, создавая икону, вписывал в нее то, что видел вокруг. Например, по изображениям императоров на фресках или иконах вполне можно получить представление о костюмах, принятых при дворе. Более того, можно даже распознать из каких тканей их шили.

Я много лет занимаюсь древними византийскими рукописями. Когда открываешь старинное Евангелие, перед началом каждого текста изображен евангелист, его написавший. Рассматривать эти миниатюры очень увлекательно. Вот, скажем, один сидит в кресле за столиком и пишет. На столике лежат разные предметы, необходимые для работы: ножики, перышки, краски. А в самом столике есть открытая дверца, за которой видны запасные пергаменты, колбы с разноцветными чернилами, краски, другие кодексы (книги. — Прим. ред.). Есть еще свитки, которые лежат в специальной корзине. Все эти предметы художник не нафантазировал. Он, как человек, который работал в скриптории, прекрасно знал, каким образом и с помощью каких инструментов создавались и писались книги.

— Книжная иллюстрация была распространенным жанром?

— Да, книжной культуре в Византийской империи всегда уделяли большое внимание. Были даже периоды, когда рукопись как вид искусства доминировала над всеми остальными

До нас дошло достаточно много рукописей второй половиной XI века с иллюстрациями, над которыми работали лучшие художники того времени. Они пользовались тоненькими кисточками, благодаря чему им удавалось создавать очень маленькие фигуры и лица. Приходишь в изумление, когда рассматриваешь их через увеличительный прибор — они выполнены как полноценные фрески. Для того, чтобы передать виртуозность таких изображений, я использую выражение «сто тысяч полутонов».

Димитрий Солунский, св. вмч.; Византия.; XIV в.

Такое внимание к книжной культуре в Византии неслучайно. Практически на протяжении всей истории империи влияние интеллектуальной элиты было очень весомым

Бывало, что трон занимали императоры, которые покровительствовали наукам, культуре, книжному делу. На личные средства они заказывали в скрипториях манускрипты, которые затем дарили монастырям.

Вообще, византийское общество было очень образованным, с каким-то внутренним духом элитаризма и интеллектуализма. В таком обществе художник просто обязан был становиться мастером: его творчество должно было соответствовать рафинированным вкусам византийцев.

— А что в этом уже таком далеком от нас искусстве может найти для себя современный человек?

— Если человек восприимчив к этим формам искусства, если его притягивает смысловое пространство, то я думаю, чем глубже он будет погружаться в него, тем больше будет думать о Боге. Византийское искусство устремлено к святости, к Божественному. Оно открывает путь человеческой души к Богу. Но если вы равнодушны к Создателю, боюсь, вам не найти себя в пространстве Святой Софии.

Соприкосновение с византийским искусством — это глоток чистого, свежего воздуха: на душе становится легче, светлее. Но нельзя забывать и о главном: христианство утверждает, что человек призван стать богоподобным. Как сказал знаменитый богослов, святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Византийское искусство тем и дорого для каждого верующего, что постоянно настраивает ум на Богомыслие.

Изображения икон с сайта – ruicon.ru

Тихон Сысоев

Ольга Попова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector