Анализ стиха м. ю. лермонтов «когда волнуется желтеющая нива»

Основная идея

Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.

Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.

Образы и символы

Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.

Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.

Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.

Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

(2 вариант)

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.

Главная тема стихотворения

Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.

Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

«Весна, весна» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – главный герой, история создания, тема, год

Темы и проблемы

Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа

Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года

Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.

Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.

Письменный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: размер и рифма

Произведение создано на основе разностопного ямба (в основном поэт использует ямб шестистопный). Присутствуют пиррихии, что и создает неровный ритм стиха. Это происходит, потому что Лермонтов использует довольно длинные слова, некоторые ударения ямба выпадают.

Герой не статичен: в первой строфе он пронесся по знакомым местам, во второй – наклонился, в третьей – унесся в мирный край. В четвертой строфе лирический герой меняет траекторию своего движения, мысленно устремляясь наверх, к Богу. Эта последняя строфа написана уже четырехстопным ямбом, укорочена. Автор применяет такой прием, так как мысль довела произведение до его логического завершения.

Первые строфы написаны перекрестной рифмовкой, последняя — кольцевой. Женская и мужская рифмы чередуются на протяжении всего стиха.

Композиция стихотворения

Стихотворение представлено в виде ритмичного периода. В нем заключается одна сложная мысль. Стих состоит из четырех четверостиший. Первые 3 строфы ведут к философскому заключению, признанию героя, что творится у него на душе. Каждая из них начинается со слова «когда» и по-своему описывают пейзаж:

  • в первой строфе повествуется про 3 среды обитания человека в окружающем мире — лес, сад и поле, каждая из них вызывает восхищение у лирического героя;
  • во втором четверостишье герой произведения описывает ландыш;
  • третий катрен динамичен, в нем кратко показана душа героя, который любуется журчащим родником.

Последняя строфа, в отличие от предыдущих, начинается с союза «тогда». В ней заключается основная мысль стихотворения, ведь наблюдение за природой может подарить человеку счастье и приблизить его к Богу. Находясь в тюрьме, Михаил Юрьевич осознал всю прелесть свободы, ведь она дает возможность любоваться окружающим миром и любить бога.

История создания

Стихотворение было написано в 1837 году, когда Михаил Юрьевич находился в заключении. Против Лермонтова выдвинули обвинения за публикацию стиха «Смерть поэта», посвященному гибели Пушкина. В тексте обнаружили выражение политического мнения автора, критику современного общества и системы, которые привели к кончине Александа Сергеевича. На время следствия и до принятия решения по делу Лермонтова заключили под стражу. Поэт пробыл в тюрьме несколько недель, затем его отправили в ссылку.

Михаилу Юрьевичу запретили писать и отобрали чернила и бумагу. Но он все равно записал стихотворение. Сделал он это обгоревшими спичками на бумаге, в которой приносили еду. Удивительно, что в столь трудное время, находясь в тюрьме, Лермонтов вспоминал прекрасную природу. Именно в неволе он осознал, как же хорошо иметь возможность наслаждаться ее прекрасными видами, чувствовать единение с окружающим миром. Ведь в тот момент для поэта такая возможность была недоступна. Зато он создал произведение, в котором все говорило о свободе и спокойствии.

Первая публикация стиха состоялась в 1840 году в поэтическом сборнике Лермонтова.

Композиционные особенности

Произведение состоит из четырёх строф. Все они образуют одно предложение. Композиционный анализ стиха позволяет выявить следующие особенности:

  1. Первые 3 четверостишия начинаются со слова «когда». Оно указывает на обстоятельства, в которых автор начинает размышлять о познании себя и о том, что такое истинное счастье.
  2. Четвёртая строфа содержит главную мысль стиха — вывод, к которому автор подводит читателя через словесные рисунки.
  3. Описания леса и ландыша можно назвать статичными, а «студёный ключ» показан в динамике. Всё вместе создаёт полный образ многогранной природы. Автор показывает, что в растительном мире всё взаимосвязано.
  4. Последнее четверостишие начинается со слова «тогда». Поэт переходит от внешнего мира к внутреннему, логически завершая свою мысль. Душа успокаивается благодаря совершенству мироздания. Автор постигает счастье на земле и понимает, в чём состоит божественный замысел.

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и неповторимости Михаил Юрьевич использовал множество художественных приемов. Разбор средств выразительности:

  1. Лермонтов использовал большое количество эпитетов — «свежий лес», «сладостная тень», «малиновая слива», «смутный сон», «таинственная сага», «студёный ключ», «душистая роса», «румяный вечер», «серебристый ландыш», «златой час», «мирный край». За счет этого стихотворение значительно выделяется на фоне других его произведений того времени.
  2. Поэт не скупится на олицетворения — «когда желтеет волнующая нива», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет».
  3. Метафоры делают стихотворение более объемным и своеобразным — «тревога смиряется», «морщины на челе расходятся». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.

Лермонтов очень точно подбирал слова, делая произведение мелодичным, в нем через звуки передаются эмоции и настроение лирического героя. Поэт использовал ассонанс, аллитерацию, что добавило музыкальности и воздушности.

В последнем четверостишии Лермонтов провел синтаксический параллелизм между первой и второй строкой.

Написанное Михаилом Юрьевичем стихотворение — уникальная работа с яркими, неповторимыми образами и глубокой философской мыслью. Оно создано в лучших традициях русской пейзажной и философской лирики.

Структура стихотворения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» невозможен без изучения его структуры. Произведение состоит из четырех строф (шестнадцать строк), написанных одним сложным предложением с тремя разными придаточными частями

Этот прием позволил показать целостность текста и важность каждых строк

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять нутро человека, способного оценить и передать невидимые оттенки природы. В основе сюжета заложена пейзажная зарисовка. Кажется, что это стихотворение – описание природы, создающее спокойствие и умиротворение души, но если вчитаться и понять смысл, то оно пропитано трагизмом, характерным для творчества Лермонтова.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает отреченность Лермонтова от внешнего мира, он не видит ничего светлого и радостного. Он думает, что сможет найти гармонию с природой, а значит и с самим собой.

Описание природы не точное, а образное. Лермонтов показывает не определенное время года, а фрагменты осени и весны. Первые три строфы показывают взаимоотношения человека с природой. В первой человек видит природу, во второй пытает найти контакт с природой, в третьей – диалог природы и человека. А вот в четвертый строфе человек осознает себя и Бога.

Авторский почерк Лермонтова – его одиночество – есть и в этом стихотворении. Перед тем как познать Бога, он познает природу. Анализируя стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», становится ясна его тема — роль природы в духовном становлении человека.

Стихотворение насыщено различными приёмами и тропами. Лермонтов использует эпитеты, которые придают особую загадочность эпитеты («смутный сон», «час златой», «Румяным вечером»), олицетворения («Ландыш… кивает», «Прячется малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»). Анафора указывает на движение вверх, движение к Богу, к небу («И в небесах я вижу Бога»).

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Тематика и проблематика

В своем стихотворении Михаил Юрьевич затрагивает сразу несколько тем и проблем. Краткое описание каждой позволит читателям понять основную мысль и глубже проникнуться в суть произведения:

  1. Пейзаж. Последовательно в стихотворении Лермонтова прорабатывается природная тематика. В каждой строфе окружающий мир представляется по-особенному. Примечательно, что меняется время дня и года, место действия. В результате все вокруг постоянно движется и обновляется.
  2. Вечный поиск гармонии. Наблюдение за окружающим миром и общение с ним насыщает персонажа энергией и жизненными силами, дарит чувство счастья и истинной свободы. Все изменения в полной мере описаны в последней строфе. Примечательно, что меняется внутренний мир и внешний вид персонажа. У него появляется возможность возвыситься до понимания основ мироздания.
  3. Настроение произведения передает умиротворение писателя, его просветление. Окружающий мир продемонстрировал ему суть мироздания и помог рассмотреть божественный промысел.

Темы и проблематика

Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.

Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.

Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.

История создания

Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.

Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.

Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.

Жанр и литературное направление

Традиционно Михаила Юрьевича считали автором-романтиком. Лирический персонаж его произведений одинок, отрезан от окружающего мира, является полной его противоположностью. Идеал героя — гармония, недостижимость которой приводит его к терзаниям и духовному поиску. В уединении он общается с природой, любуется ее красотой.

Одновременно произведение «Когда волнуется…» можно отнести к философской и пейзажной лирике. Постоянно изменяющиеся природные картины автор изображает в первых строфах: лес, овраг, нива. В заключительной части наблюдения переводят автора к философским обобщениям — он плавно переходит к познанию себя и Творца.

Сначала в трех строфах писатель применяет перекрестную рифмовку, затем в последней части она сменяется кольцевой.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром

Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит

Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector