Кто такие неофиты?
Содержание:
- Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни
- 13 ошибок неофитства
- О неофитах — важно!
- Итак, определение: «Неофит — новообращенный верующий, новичок в каком-нибудь деле».
- Не потерять искренность, жертвенность, а возрастить ее
- Однако воцерковляющиеся зачастую совершают одни и те же ошибки.
- «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов»
- Начни с себя и не лечи других, лечи себя!
- Благоговение не потерять и духовный опыт приобрести
- Синдром неофита
- Что такое синдром неофита
- Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания
- История неофитства
- неофит
- Время для посещения
- Стать неофитом
- Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть
Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни
Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.
Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.
Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории
Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.
13 ошибок неофитства
- Горделивость. Чувство своей исключительности по отношению к непосвящённым людям толкает к греху — гордости. А это уже очень далеко от христианства.
- Пресыщение. Неофит очень быстро пресыщается новой сферой. Он нахватал из неё всего понемногу, вряд ли что-то действительно усвоил, но обилие информации было такое, что эта область ему уже надоела.
- Ложные цели. Новая аура может очаровать неофита. Желая быть к ней ближе, он бежит на все службы, на все таинства, общается со священниками, молится любой найденной молитвой, скупает иконы, подвески, пьёт святую воду, собирает дома церковную библиотеку. Всё это атрибуты, но не суть учения. Однако так много людей считают, что если у них дома будет не одна, а семь Библий, причём подороже, то это более благочестиво.
- Навязчивость. В поиске знаний неофит бежит к их источнику — батюшке. Дабы показаться более пресвящённым, неофит осыпает священника десятками заученных терминов: теофания, эпифания, литургика, апофатия. Не факт, что служитель храма, который учил это лет семь назад в семинарии, сходу припомнит, о чём речь. Неофит очень цепляется за внешнюю сторону религии, пренебрегая сутью. Но вот неофит так просто не отстанет, ибо, по его мнению, в религии не может быть второстепенных вещей. Надо вычитать что-то ещё и прийти обсудить с батюшкой проблематику израильской археологии или творения гностиков IV века. Конечно, всё это интересно, но уместно в академиях, а не в церкви. У священника же свои функции. Отвлекать его не хорошо.
Прозелитизм
стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения
Отсутствие смирения. Если уж дорвался до истины, то другого авторитета и чужого мнения быть не может. Неофиту сложно сказать что-то поперёк. Он будто бы и сам всё знает.
Конфликты. Что-что, а конфликтовать неофит будет. Есть же атеисты, иноверцы, учёные, грешники. Всех надо вразумить
Не так важно, что сам ещё не всё понимаешь. Главное — это отстаивать своё мнение, даже если никто не пытается с ним спорить.
Слепость к себе
Духовное учение — это наука о саморазвитии. Но неофит занят чем угодно, только не духовным преображением. Во-первых, некогда. Во-вторых, он и так хорош.
Разделение духовной и материальной жизни. Для неофита есть учение о загробной жизни. Оно интересно, красиво, но совершенно бесполезно. Понять, что есть причинно-следственная связь между нынешними поступками и посмертной судьбой может только опытный верующий.
Пренебрежение спасением. Уверенность в том, что раз ты христианин, тебе всё и так дано, — это бич многих неофитов. Ведь они же уже покрестились, что ещё надо?
Осуждение всех. Как же без этого? Ведь есть Библия. В ней описано полно грехов. Соседка ведёт себя как блудница, священник в церкви не лучше новозаветных фарисеев, да и друзья — далеко не апостолы. Стремление сделать мир идеальным в конце концов очень больно разочарует.
Эйфория. Это волнительное состояние. Оно близко к возбуждению, но ничего не имеет общего с верой. Увы, сравнивать неофиту не с чем. Он наслаждается новым для себя опытом, полагая, что уже достиг духовных вершин.
Стремление учить. «Так красиво говорит священник в интернете, такой умный. Хочется быть как он. Ведь всё же понятно с христианством. Пойду-ка, расскажу друзьям о Боге», — думает неофит и совершает большую ошибку. Учить должен тот, кого спрашивают. Это важный принцип. Если люди не обращаются к тебе за советом, значит, ты ещё не готов проповедовать.
Нехристианские идеи. Увы, без достаточной базы знаний сложно отличить заблуждение от истины. Неофиту сложно разобраться, какие наставления христианских деятелей согласуются с учением Христа, а какие — личное мнение или ошибка. К сожалению, в христианской литературе много ложных утверждений. И неофиты рискуют им довериться.
О неофитах — важно!
В современных книгах и Интернет-ресурсах можно встретить такое понятие, как «неофит», данное определение в тематике воцерковления очень важно, оно скрывает в себе взлеты и падения, потому как новообращенным Господь дает много благодати, но до поры до времени. И от того, как человек пройдет этот этап, будет зависеть дальнейшее его духовное развитие
Итак, определение: «Неофит — новообращенный верующий, новичок в каком-нибудь деле».
В действительности Господь дает человеку при начальном этапе воцерковления много сил и Божественной благодати, которая покрывает его от искушений
Но через некоторое время Господь начнет испытывать твердость человеческой веры, и наступит пора искушений, поэтому важно на этапах воцерковления знать о типичных состояниях и ошибках новообращенных
Не потерять искренность, жертвенность, а возрастить ее
Воцерковляющиеся люди полны искренности, ревности в вере, жертвенности, готовности отказаться от своих привычек, грехов и исполнять волю Божию, много молиться, дабы угодить Богу и послужить Церкви. И это очень хорошее рвение, но столько сил появляется у человека неспроста, это Господь ему дает с большим авансом столько Божественной благодати, чтобы тот окреп в вере и потратил благополучное время именно на укрепление в ней.
Однако воцерковляющиеся зачастую совершают одни и те же ошибки.
Так, неофит не подозревает: то, что он сейчас испытывает, это не человеческие силы, сколько благодати дал человеку Господь, и когда Господь начнет испытывать, то сам человек может быстро растерять все то, что он сейчас чувствует.
Внимание и еще раз внимание, под контролем духовника
Святые отцы говорят, что бесы в период воцерковления затягивают человека на большие подвиги: кто-то рвется на служение в монастырь, хочет быть священником, кто-то берет непосильные подвиги поста по максимуму, продает и раздает все свое имущество и так далее. Воцерковляющийся думает, что он делает дела Господни, но он на мушке у беса и совсем скоро, когда Божественная благодать оставит человека, ему будет очень больно падать с высоты таких деланий, человеческую душу быстро заполнят уныние, разочарование и прочие сопутствующие греховные страсти, после такого взлета некоторые выпадают из Церкви навсегда, потому что неверно понимали, не знали и не думали, какова духовная жизнь.
Именно поэтому прежде, чем человека рукополагать во священники, его зачастую долго испытывают, около 10 лет.
«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов»
Вторая особенность — неофиты очень требовательны не только к себе, но и к другим, они требует много от окружающих людей, тем самым являются полной противоположностью более духовно опытным людям. Опытный человек много требует с себя и очень снисходительно относится к немощи и ошибкам других людей.
Начни с себя и не лечи других, лечи себя!
Третья особенность новообращенных — это желание изменить ближних. Кто-то не успел окрепнуть, а уже начинает сам учить, такое делание вредно не только учителю, но и ученику, потому как первый может сильно заблуждаться пока во многих вопросах, а второй смотрит на него, как на пример, и бывает даже такое, что положительного примера и не находит.
Благоговение не потерять и духовный опыт приобрести
Что же посоветовать людям, переживающим сейчас такие прекрасные чувства ревности во Христе. Я бы порекомендовал отбросить всякую торопливость и поспешность и понять, что Вы новичок, Вы еще ничего не знаете, многое остается неизведанным, поэтому не делайте раньше времени выводы, не лечите и не учите других, будьте разумны, общайтесь со священниками и сконцентрируйтесь не на глобальных вещах и не на изучении догматических истин, не на поиске смысла жизни и прочих высоких определениях. Как пишет Паисий Святогорец, это очень вредно для новоначальных и может привести к очень опасным состояниям.
Синдром неофита
Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».
Что собой представляет
Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.
Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.
Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.
От чего возникает
В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.
У младохристианина появляются:
- горячая вера;
- стремление творить добро;
- свойственный возрасту максимализм;
- ревность по вере.
Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.
Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.
Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.
Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.
Опасность синдрома
Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.
Вот некоторые из них:
- отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
- нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
- состояние хронического конфликта с социумом;
- невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.
Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.
Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.
Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок
Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика
Что такое синдром неофита
Синдромом неофита или неофитства в теории религии называют излишнее рвение, импульсивность, которое наблюдают именно у новообращенных последователей. Это в какой-то мере психическое расстройство радикалов, которые, обретя другой смысл жизни, готовы ради него пожертвовать всем, что у них есть — имуществом, семьей, благополучием, любимой прежде деятельностью, интересами и даже собственной жизнью.
Такой неофит — это человек, считающий, что именно ему открылся смысл религиозного учения, что именно он обязан пролить свет знания на более размеренных и спокойных последователей веры или культа. Однако это ему, в отличие от мирных верующих, не хватает опыта, знаний, гибкости ума, которые помогают в полной мере постичь учение, догму.
Данный неофит — это прежде всего максималист, впадающий в крайность. Сегодня такие люди жертвуют огромные суммы нищим, нуждающимся, являются образцами меценатства, а завтра «сжигают» силой своей ненависти и агрессии всех, кто в чем-то не согласен с их взглядами.
Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания
Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.
Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.
Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.
История неофитства
Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.
Появление и распространение
История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.
Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.
Внешняя предполагала суровые экзамены:
- воздержание от пищи;
- задержка дыхания под водой;
- восьмидесятикилометровый бег.
Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:
- честность;
- праведность;
- любовь к окружающему миру.
Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.
На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.
Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.
Современное положение
Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.
Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.
Вот эти качества:
- пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
- преувеличение собственных сил;
- максимализм;
- желание всех спасать;
- нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
- строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.
Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.
неофит
НЕОФ’ИТ, неофита, ·муж. (·греч. neophytos, ·букв. недавно насажденный) (·книж. ).
1. Новообращенный в какую-нибудь религию.
2. Новый приверженец какого-нибудь учения (ирон.).
| Новичок в каком-нибудь деле (ирон.).
Значения в других словарях
- неофит — (Греч.) Начинающий; готовящийся к посвящению или кандидат на Мистерии. Методы посвящения были разными. При испытаниях неофиты должны были пройти через все четыре стихии, появляясь в пятой как величественные Посвященные. Теософский словарь
- неофит — НЕОФИТ, а, м. Новый последователь какой-н. религии (спец.), а также (перен.; книжн.) новый сторонник какого-н. учения. | ж. неофитка, и. Толковый словарь Ожегова
- Неофит — А, муж. Стар. редк. Отч.: Неофитович, Неофитовна. Производные: Неофитка; Нефита. Происхождение: (Греч. neophytos — вновь насажденный; перен. новообращенный.) Именины: 3 февр., 24 авг., 2 сент., 4 сент., 22 нояб., 2 дек., 16 дек. Словарь личных имен
- Неофит — Неофит иеромонах нач. XVIII в., полемист с раскольниками, авт. «Вопросов», † 1727. {Венгеров} Неофит дух. писатель, архиманд. (Сергиев Посад, 1910). {Венгеров} Неофит дух. писатель, архим. (Вологда, 1912). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
- неофит — см. >> новый Словарь синонимов Абрамова
- неофит — НЕОФИТ м. греч. новичок, новобранец, новоприемеш, новик; новокрещен. Толковый словарь Даля
- неофит — Новичок, новобранец, новообращенный; недавно принятый в члены какого-либо общества Ср. Искательный светский неофит от своей роли (выходной, лакея без слов) не уклонился и показывал, что он этим не обижается… Лесков. Захудалый род. 2, 4. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
- Неофит — (neophytus, польск. neofit) — так назывались в Польше и Литве евреи, обращенные в христианство и получившие этим путем дворянское достоинство (Статут Литовский. Разд. I, арт. 7). В 1764… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- неофит — НЕОФИТ а, м. néophyte < neophytos < neos новый + phyton растение. 1. Новый последователь какой-л. религии. Крысин 1998. Новообращенный в христианскую веру, новоокрещенный. КСИС 1846. // Петрашевцы 1953 220-221. 2. Новый сторонник какого-л. Словарь галлицизмов русского языка
- неофит — орф. неофит, -а Орфографический словарь Лопатина
- неофит — -а, м. книжн. 1. Новый приверженец какой-л. религии. Сам прежде был раскольником и, как всякий неофит, относился с фанатическою нетерпимостью к бывшим единоверцам. Мельников-Печерский, Счисление раскольников. 2. Новый сторонник какого-л. Малый академический словарь
- неофит — неофит м. 1. Новообращённый в какую-либо религию. 2. Новый последователь какого-либо учения или общественного движения. 3. перен. Новичок в каком-либо деле. Толковый словарь Ефремовой
- НЕОФИТ — НЕОФИТ (от греч. neophytos — новообращенный) — 1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Большой энциклопедический словарь
- Неофит — (греч. neophitos – новообращенный) 1) новый приверженец какой-либо религии; 2) новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Словарь по культурологии
- неофит — НЕОФИТ -а; м. . Книжн. 1. Новообращённый в какую-л. религию. // Новичок. 2. Новый и горячий приверженец, сторонник чего-л. (общественного движения, социального учения и т.п.); прозелит (2 зн.). Толковый словарь Кузнецова
- неофит — Неофита, м. [греч. neophytos, букв. недавно насажденный) (книжн.). 1. Новообращенный в какую-н. религию. 2. Новый приверженец какого-н. учения (ирон.). || Новичок в каком-н. деле (ирон.). Большой словарь иностранных слов
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2021 Gufo.me
Время для посещения
В пик туристического сезона, с мая и до конца октября, двери обители открыты с 9.00. Перерыв – с 13.00 до 14.00. Осмотр заканчивается в 18.00. С ноября до апреля время посещения сокращено на 2 часа: до 16.00.
Особой популярностью у паломников пользуются храмовые праздники:
- День Успения Богородицы – 15 августа;
- 28 сентября – почитание основателя монастыря;
- 24 января – день памяти Неофита Затворника.
15 августа в монастыре всегда много людей, желающих присутствовать на богослужении в престольный праздник.
24 января на территории монастыря проводится ярмарка, организованная монахами. Паломники, туристы могут приобрести продукты питания и товары, изготовленные в обители, в том числе мед, иконы, ладан, свечки. Расписание богослужений можно узнать на сайте монастыря.
При посещении монастырей и церквей на Кипре не требуют строгого соблюдения дресс-кода, например, платка на голове, но брюки и шорты надо прикрывать подобием юбки.
Стать неофитом
Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение. Мы живём в век подмены понятий. Эта фраза набила оскомину, но не потеряла актуальности. И не потеряет, пока солдат с оружием в руках в чужой стране называется миротворцем. Или пока блудное сожительство называют гражданским браком. Не должна терять…
Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?
Ортодоксия подразумевает традицию. У Церкви нет лишних слов. Более того — лишних букв тоже нет. Первые расколы и жестокие споры породила всего одна маленькая йота. От одной буквы зависела судьба Церкви и судьба европейской культуры…
Традиция — это верность наследию. Когда наследство растрачивается, остаётся лишь корыто со свиным кормом. Немалая доля наследства христиан приходится на слова. Их много, слов, которые нам переданы на хранение. Собственно, весь этот разговор — об одном из них. Красивом и лёгком, как дыхание ребёнка, — слове «неофит».
У негативной информации есть свойство быстро распространяться и претендовать на истину. Это следствие одной давней катастрофы, произошедшей в Эдемском саду, когда в мир вошла смерть. Сорняки растут быстрее, чем розы и примулы.
Понятие «неофит» сегодня имеет негативную окраску. С ним постепенно, но прочно связали множество пороков. Гордыня, склонность к поучениям, неразумие, ненависть к ближнему, ревность не по разуму — это ещё не полный перечень. О неофитах пишут разгромные статьи. Неофитам ставят диагнозы. Клинически описывают «синдром неофита», «болезнь неофита». Чётко указываются симптомы и сроки, в которые протекает эта болезнь. В общении между ходящими пять или даже целых десять лет к обедне нет более тяжкого оскорбления, чем обвинение в неофитстве. Но так было не всегда…
Слова о том, что появление нового христианина сродни рождению ребёнка, когда‑то были не просто словами. Готовили и готовились к этому событию порой не один год. Молитвой, постом и словом. Точнее — словами.
Огласительные беседы, которые проводили с готовящимися к Крещению, составили немалую часть святоотеческого наследия. И это были не простые посиделки за чашкой чая. Святитель Кирилл Иерусалимский, например, проводил трёхчасовые огласительные занятия по будним дням. Его курс предполагал около двадцати таких занятий. Всё было серьёзно: будущие неофиты сдавали самый настоящий экзамен.
Христиане вместе с оглашенными стремились участвовать в подготовке к Крещению. Так родился Великий пост. Не потому, что было желание кого-то в чём-то ограничить. А потому, что хотелось вновь и вновь переживать радость Воскресения и победы над смертью. Крещение для христиан — это воскресение из мёртвых. Слово «неофит» было тесно связано с другим словом — Пасха.
В пасхальную ночь можно вспомнить об этом, если присмотреться и прислушаться. Наш ночной крестный ход когда-то начинался как шествие новокрещёных неофитов. С горящими свечами в руках, в белых одеждах они шли в храм Святой Софии на литургию.
Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Дети — создания шумные. Шумели они и тогда, когда их подводили ко Христу. Ученики из соображения дисциплины шикали на них, останавливали. Наверное, не обошлось без подзатыльников. Но слова Спасителя расставили всё по своим местам.
Неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды. Рядом с неофитом не должен стоять равнодушный и скучающий в своей вере «дембель», отпуская едкие шуточки. Иначе следующими словами, которые подменят и испоганят, уже будут слова «брат» и «сестра».
Когда-то авансом мне был выдан талант. Новенький, сверкающий. Я радовался ему, как ребёнок. Лучи щедрого солнца согревали меня, играя в складках белой одежды. Приумножил я его? Или давно закопал втихаря, прошептав заклинание «крекс-пекс-фекс»?
Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает, — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути.
Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть
Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).
Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.
Формализм не должен быть впереди учения.
Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:
- Изучить список ошибок новичков, чтобы не повторять их.
- Довериться мудрому и опытному христианину, который, если что, подскажет, что исправить в себе.
Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение