Протоиерей григорий григорьев: «человек сотворён для радости!»
Содержание:
- Начало биографии
- В Сирии идёт война за Россию
- НАВИГАТОР И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ
- Марихуана против алкоголизма?
- Навязчивые мысли как духовная зависимость
- Валериана плюс причастие
- Принудительное лечение зависимостей: не от хорошей жизни
- «Сатанинская прелесть»
- МЕДИКО-ЦЕРКОВНОЕ СОРАБОТНИЧЕСТВО
- Зрелый возраст
- Два вида депрессий
- Я алкоголик, не пью уже 30 лет
Начало биографии
Родился 23 декабря 1956 года в Ленинграде в семье служащих.
Отец — Григорьев Игорь Николаевич (17.08 1923 — 16.01.1996). Уроженец Псковской области, партизан-разведчик, один из руководителей Плюсского подполья на Псковщине в период Второй Мировой войны. Награжден государственными наградами. Выпускник филологического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Член Союза писателей СССР. Мать — Григорьева Дарья Васильевна. Родилась в городе Городок Витебской области БССР, 27 июня 1933 года. Выпускница филологического факультета ЛГУ.
В 1973 году Григорий Григорьев окончил среднюю школу в городе Городок, где жил с 5 лет у бабушки и дедушки, и поступил в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в Ленинграде. Окончил военно-морской факультет в 1979 году. Проходил службу на Краснознамённом Тихоокеанском флоте (ТОФ) во Владивостоке. Был начальником медицинской службы подводной лодки, начальником кабинета психоневрологии поликлиники флота, старшим психоневрологом ТОФ. Участник дальних походов. Принимал участие в ликвидации трех аварий на подлодках (1980 год). В 1982 году, будучи флотским офицером, Григорий Григорьев крестился и воцерковился.
После демобилизации с флота вернулся в Ленинград, где продолжил профессиональную и научную деятельность. Работал врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом Клинической больницы Управления делами Академии наук СССР. Занимался решением проблем алкогольной, наркотической и других зависимостей методом эмоционально-эстетической и духовной ориентированной стрессовой психотерапии.
В Сирии идёт война за Россию
— Насколько вы оптимистично смотрите на происходящее в мире, в той же Сирии? — Сбываются древние пророчества, и в этом смысле видно, как достойно ведёт себя наша страна на международной арене. Мы всегда спасали другие народы, мы всегда ко всем приходили на помощь. Кстати, когда сбили наш самолет — это был день рождения Александра Васильевича Суворова. Радостно, что всё-таки одного летчика спасли. Если бы я не был священником, а был военным, я бы был там обязательно, потому что любой российский офицер — там, где он больше нужен Родине. В принципе, в Сирии идёт битва за Россию. Мы защищаем свои рубежи. Многие люди, может быть, пока ещё недооценивают эту опасность. Я думаю, что это вразумление у нас начинает наступать, придёт время, оно наступит и в Европе, и в Америке, и в других местах.
— А что, на ваш взгляд, вообще происходит?
— Пришло время, когда всё тайное становится явным, время, когда снимаются маски, время, когда враги России обнажаются в своём подлинном облике, и время, когда мы опять предстаём в облике воинов-миротворцев. Мы всегда будем миротворцами. Здорово это всё!
— А не есть ли это ещё и знаки последнего времени? Умножающиеся слухи о войнах, сами войны, стихийные и иные бедствия, оскудение любви…
— Нет, это, с моей точки зрения, не есть знаки последнего времени. Это знаки возрождения России. Я вообще к «знакам последнего времени» отношусь с сомнением. Думаю, что последние времена наступят достаточно неожиданно. Пока есть в мире праведники, пока есть люди, которые молятся Христу, не наступят последние времена. Они наступят тогда, когда придёт их время, но о дне сём не знает никто: ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Небесный. Даже Христос не знает, и Ангелы небесные не знают, какие могут быть знаки последних времён.
— Но Христос Сам же об этом говорил, Он перечислял все эти признаки: войны, бедствия, голод, «восстанет народ на народ, царство на царство». Есть святые, которые говорили, что перед концом света Россия воскреснет, укрепится.
— И всё-таки это придёт неожиданно. Я лично считаю, что каждый человек должен быть готов, что вот этот Апокалипсис для него лично придёт в любой момент. Вот к этому надо быть готовым. Под машину, к примеру, можно попасть при переходе улицы, поэтому я не вижу никаких апокалиптических предвестников
Я думаю, что то, что сейчас происходит в Сирии, это очень важно, идёт становление новой российской государственности, нашей политической независимости. Это важный момент
У нас нет пока экономической независимости, но вот наступает независимость политическая, ну, а, может быть, за этим придёт и экономическая независимость.
НАВИГАТОР И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ
— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?
— У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное — значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.
— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?
— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.
— Как возникает расстройство?
— Сначала снижается психологическая защита — наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», — говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.
— Можно ли остановить развитие психического расстройства?
— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.
Марихуана против алкоголизма?
— Есть мнение, что алкоголизм и наркомания – это проблемы принципиально разные: алкоголизм от невоздержанности в винопитии, наркомания — употребление изначально запрещенного…
— Это не просто одного поля ягоды, это разные ступени одного и того же. Сначала человек курит, потом пьет, потом принимает наркотики. Не бывает такого, чтобы человек не пил, не курил и начал сразу принимать героин. И так же, когда он перестает принимать героин – он начинает пить. Эти вещества заменяют друг друга, чем и доказывается, что зависимость от них — одно и то же явление.
Более того. Вообще все зависимости переходят одна в другую. Любой наркоман знает, что бутылка водки снимает героиновую ломку. Перестаешь принимать наркотики – будешь больше пить. Станешь меньше пить – начнешь больше курить. Перестаешь курить – начинаешь объедаться.
На этом построена так называемая «метадоновая программа», когда героиновых наркоманов «пересаживают» на метадон.
— И как Вы относитесь к такому методу лечения?
— Крайне отрицательно. Это не лечение – один наркотик заменяется другим.
А была еще марихуановая программа, о ней сейчас мало кто помнит. Не задумывались, почему травка легализирована в Европе? А это было сделано под флагом борьбы с героином. Предполагалось, что если начать продавать травку, то снизится потребление тяжелых наркотиков. Этого не произошло, а вот употребление марихуаны возросло на 45%.
Но лечить зависимость от одного зависимостью от другого недопустимо. А сейчас в мире присутствует такая тенденция: поставить на учет и давать наркотик у врача. И назвать это борьбой с наркоманией. А на самом деле, это просто перевод наркомафии на легальное положение.
photosight.ru. Фото: Вениамин Костицын-Тетерин
— А на какие медикаменты можно переключать зависимого?
— Ни на какие. Все лекарства в какой-то степени наркотики. Собственно, поэтому их курсами проводят, и со времен Гиппократа после медикаментозного лечения всегда проводилась очистка организма. А сейчас человека только накачивают.
Конечно, разница между анальгином, аспирином и героином есть. Они все-таки в разной степени повреждают организм. Но вообще, если мы обратимся к истории медикаментов и наркотиков, то увидим: что сегодня считается наркотиком, вчера было медикаментом. Например, героин выпускала в таблетках немецкая фирма «Bauer», как лучший антидепрессант начала XX-го века.
И это важный нюанс. Сегодня таблетка, завтра психоактивное вещество, послезавтра наркотик.
Все, что называется наркотиками, наиболее точно отслеживает антидопинговый олимпийский комитет. Вот то, что там есть – это и есть наркотик.
В лечении наркомании важно понимать: линия обороны должна проходить как можно дальше от крепостных стен. Подобное подобным не лечат
Навязчивые мысли как духовная зависимость
— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?
— Один из центральных нейрогормонов радости жизни называется «внутренний алкоголь». Он отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если у человека он хорошо вырабатывается, тот быстро забывает все плохое и, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, воспринимает мир, как пчела, которая видит цветы и мед.
А если «алкоголь» вырабатывается плохо, начинают накапливаться плохие воспоминания, и человек уже видит мир, как муха, которая повсюду ищет помойку. Никому не хочется быть мухой, и чтобы стабилизировать себя, приходится вводить вещества извне.
— Как вовремя понять, что наступила зависимость, и провести границу? Я люблю, когда все мое время занято. Таким образом я путаюсь в сетях работы, дел и избегаю пустоты существования. Что хорошего в моем трудоголизме?
Тружусь через «не могу»: почему трудоголизм – болезнь, а не достоинство
— Дьявол кроется в праздности. Когда человек стремится к Богу, у него есть готовность бежать на крик и оказывать помощь. По другую сторону расположен хаос. Как известно: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Мир создан так, что, заполняя время, мы либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся. Приближение к Богу опьяняет человека.
Ваш трудоголизм — нормальное свойство. Как раз вот такие положительные зависимости человек получает, приближаясь к Богу. Надо еще приложить усилия, чтобы их получить. Но их легко и потерять, даже ломки не будет. Дьявольские же зависимости получить легко, но избавиться от них трудно.
Ситуация стара, как мир. Адаму было предложено быть садовником — возделывать Божий сад, то есть наполнять форму содержанием. Но Адам выбрал предложение сатаны. Предпочел взять плод, съесть и получить все сразу. Ваши вопросы о зависимостях на самом деле — наисложнейшие, и они — о взаимоотношении человека с Богом, с миром, с самим собой. Эти вопросы невозможно рассматривать не в контексте грехопадения.
Зависимость всегда происходит на трех уровнях: духовном, психическом, физическом.
Духовная зависимость — это мысли, которые лезут в голову, когда появляется свободное время. Психическая — отвечает за изменение физиологии мозга, за его неестественное раздражение. А формирование тяги происходит на физическом уровне. Нарушение заповеди — это грех. Многократно умножаемый грех становится страстью. Страсть переходит в болезнь, меняется физиология человека. Есть дух, душа и тело, и есть — грех, страсть и болезнь. Поэтому в лечении необходим и врач, и священник.
— То есть когда я зависаю в соцсетях, отстраняясь от близких, мне требуется настолько тяжелая артиллерия помощи?
— Механизм лечения зависимостей тяжелых и не тяжелых один для всех
Важно помнить, что Господь никогда не будет делать за человека то, что может сделать сам человек. Надо попросить Бога о помощи, об исцеляющей благодати: «Господи, я обещаю Тебе больше этого не делать, если Ты мне дашь силы».
Лечит врач, а исцеляет Господь. Врач разбирается с физиологией мозга, с тем, как снять тягу. Но любое лечение, по моему мнению, должно заканчиваться причастием. Божья помощь происходит на уровне таинства, на уровне чуда.
Протоиерей Григорий Григорьев на богослужении
Валериана плюс причастие
ВО ВРЕМЯ Литургии
— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?
— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.
— Что можно предпринять в таком случае?
— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.
— А как же тогда увидеть свои грехи?
— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.
Принудительное лечение зависимостей: не от хорошей жизни
— То есть первая беседа алкоголика или наркомана может быть и не по его инициативе?
— Она почти всегда будет не по его инициативе. Чаще всего человек приходит по настоянию родных.
— А насильно лечить можно? Как вы относитесь к деятельности Евгения Ройзмана и Егора Бычкова?
— Нельзя сказать, что это недопустимо. А если зависимый хулиганит, ведет себя безобразно? На принудительное лечение идут не от хорошей жизни.
Единственное, что нужно понимать: результат при принудительном лечении будет ниже, чем при добровольном, как в лечебно-трудовом профилактории – человек из него выходит и снова начинает пить. Но когда речь идет о жизни и смерти, то хоть какой-то результат — уже положителен.
Если же с человеком, переставшим пить или употреблять наркотики насильно, провести реабилитационную работу, то можно достигнуть успеха.
Что же касается Егора Бычкова, то я не думаю, что он и его коллеги применяли настоящее насилие. Помните, как Одиссея привязывали по его просьбе, когда проплывали мимо сирен? Ведь пациентов не в мешке к нему привозили. Значит, с их стороны было некое добровольно изъявленное желание.
Мне кажется что на него наехали не из-за того, что он плохо реабилитировал, а из-за того, что хорошо. Видимо, задел много кого… Потому что всем, на самом деле, наплевать и на насилие, и на наркоманов.
Единственная ошибка, которую совершил Бычков — не оценил ситуацию, в которой находится, и таким образом подставил под удар все свое дело. Было понятно, что рано или поздно он на этом погорит. Ему стоило сказать, что, в принципе, ты все делаешь правильно, но прекращай, закончится плохо.
Думаю, перегибал он по молодости, по горячности. Надеюсь, сейчас откорректировал свою программу.
Реабилитационный центр «Город без наркотикотиков». Фото: Павел Мальцев
«Сатанинская прелесть»
— Больным себя человек начинает считать через несколько лет после того, как перестает принимать психоактивные вещества. В этом состоит драматизм ситуации: желание лечиться возникает в процессе трезвой жизни. И чем больше не употребляешь, тем больше себя считаешь больным.
— Как в духовной жизни: чем сильнее человек кается, тем сильнее видит свой грех…
— Да, и в связи с этим еще важно помнить, что зависимость идет рука об руку со грехом – всегда высока опасность возвращения. У каждого человека есть слабое место, своя Ахиллесова пята
Если есть предрасположенность к диабету, то даже если ты диетой его преодолел, то надо всю жизнь себя ограничивать. Если ты забудешь об этом, то сразу споткнешься.
— А почему вообще возникает потребность пить, употреблять наркотики, курить?
— Давайте посмотрим на это вот с какой стороны. Какова основная цель православия?
Помните: преподобный Серафим Саровский — о цели христианской жизни? Стяжание Святого Духа, получение благодати. Потому что благодать дает мир в душе, радость, покой, свет. Но получить ее очень трудно – надо жить по заповедям, прилагать усилия. Царствие Небесное берется силою.
Так вот, всякая зависимость – это манипулирование радостью жизни, своего рода попытка прельщенного украсть «благодать» с черного хода. Бес приходит к человеку и говорит: а что тебе в большой очереди стоять, трудиться, платить? Ты смотри: вот сюда можно зайти, дверца открыта, там можно взять то же самое, только без очереди и бесплатно.
Человек идет и берет. А потом оказывается, что за удовольствие надо платить. Бес знает физиологическое устройство человека и подсказывает человеку, как включить при помощи химии механизмы, которые святые отцы включают при помощи благодати Божьей и огромного труда.
Включить-то можно, но потом включаются и другие механизмы возмездия.
Вначале человек «балдеет». А потом надо употреблять не для того, чтобы стало хорошо, а чтобы не было плохо. Как это у Берроуза было в «Голом завтраке» — «откупиться от обезьяны».
То есть зависимость от Бога – это когда все люди хотят быть счастливыми в Боге. Божью благодать трудно получить и легко потерять. А «сатанинский» кайф получить легко, зато потом никак не отвязаться от нечистой силы.
— У преподобного Симеона Нового Богослова радость от богообщения сравнивалась с вином.
— А есть, есть сходные черты. Только это то вино, от которого нет ни опьянения, ни похмелья, ни ломки, а есть только состояние внутреннего счастья.
Профессор Григорий Григорьев
МЕДИКО-ЦЕРКОВНОЕ СОРАБОТНИЧЕСТВО
— Что в таком случае окормление душевнобольных?
— Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение — лишь «наложение изоленты на искрящиеся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.
— А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?
— Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таинства, смотрели — изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам — а вдруг». Батюшка помолился в алтаре — и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет — не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.
— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?
— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.
Зрелый возраст
Григорий посвятил себя помощи людям. Более 20 лет он возглавляет Международный институт резервных возможностей человека.
Сочетание медицинского подхода и религиозной точки зрения на физическое и духовное здоровье человека делает методы его работы по-настоящему уникальными.
Объединение двух начал является необходимым условием для лечения любой вредной прихоти. К сотрудникам института предъявляются особые требования. Помимо профессиональных данных, опыта, знаний, научные работники должны в первую очередь любить людей, быть с ними терпеливыми.
Терапия начинается с предоставлении информации с научной и религиозной стороны. Подробно объясняется смысл покаяния — врачи призывают начать именно с него. Пострадавшие должны искренне принять тот факт, что они больны, после этого начинается основное взаимодействие с сознанием. Пациенты, прошедшие курс лечения, могут в любой момент снова обратиться за помощью. Индивидуальный подход, исповеди, беседы, наложение церковного зарока освобождают человека сначала внутренне, а затем и внешне.
Церковная служба в Юкках
В поселке Юкки Церковь Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии должны были построить еще в 1994. Однако долгое время намеченный план не осуществлялся. В 2009 году настоятелем Юккской церкви Рождества Иоанна Предтечи становится Григорий Игоревич. Вместе с этим началось непосредственное строительство, которое закончилось в 2011 году.
Службы в храме проводят несколько раз в неделю. Большинство прихожан – молодые мужчины (недалеко от храма находится военная часть), но приходят и молодые женщины, зрелые люди, старшее поколение. Нередко за помощью обращаются родители, чьи дети попали в алкогольную или наркотическую зависимость.
В своих проповедях протоиерей Григорий Григорьев указывает, что потребность в алкоголе появляется тогда, когда человек желает получить немного счастья без труда и стяжательства.
Таким образом, сначала он пьет, чтобы впасть в состояние внутреннего удовлетворения, а затем выпивает, чтобы не стало еще хуже, чем было, попадая в зависимость.
Организация занятий и лектория
Храм в Юкках имеет свои особенности. Как и во всех других православных церквях, священники общаются с прихожанами через проведение служб, организуют исповеди. А для тех, кто нуждается, либо готов помочь окружающим людям, служители храма организуют специальные лектории. Инициатором создания лекториев выступил настоятель храма протоиерей Григорий, который заручился поддержкой Российской христианской гуманитарной академии.
Отец Григорий лично читает лекции об алкоголизме для всех желающих. Огромный опыт работы в лечении наркотической и алкогольной зависимости способствует достижению хороших результатов. В качестве основного настоятель храма предлагает метод доверительных бесед, налаживания контакта. Он считает, что кодирования не существует в природе, это лишь средство манипуляции врачебных практик. На беседы с батюшкой Григорием каждый день приходят сотни людей.
Храм постепенно развивается. В 2021 году была открыта социальная служба «Утешение», которая занимается благотворительностью, собирает материальные средства для нуждающихся.
Передача Точка опоры
Транслируется по православному телеканалу «Союз».
В этой программе протоиерей ведет проповеди о разносторонних проблемах:
- о любви;
- о принятия Бога;
- о семейных отношениях;
- вопросах совести.
Каждый аспект человеческой жизни отец Григорий объясняет через призму христианского мировоззрения.
Источником бед человека, по мнению доктора Григорьева, становятся:
- отсутствие самоконтроля;
- самокритики;
- помощи со стороны окружающих людей;
- собственные заблуждения.
Именно людское слабоволие доводит человека до горькой судьбы.
Своими действиями зависимый разрушает не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. В своей передаче автор дает различные практические советы, как избежать соблазнов, укрепить свою волю и веру.
Основная концепция телепередачи — рассказать о построении человеком внутри себя точек опоры, с помощью которых он может выбраться из трудных жизненных ситуаций. Акцент ставится на внутренних, моральных и духовных причинах тех или иных поступков людей. На данный момент программа выходит уже более четырех лет.
Два вида депрессий
ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриархнаградил о. Григория крестом доктора богословия
— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?
— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.
— Как можно различать депрессии и психические заболевания?
— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.
— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы…
— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.
Я алкоголик, не пью уже 30 лет
— Как вы считаете, проблема зависимости — социальная или индивидуальная?
— Она стала социальной, потому что это не эпидемия и даже не пандемия — это состояние общества.
Я думаю, что распространение зависимостей связано с тем, что в нашем обществе разучились различать добро и зло. Все так живут, все что-то принимают – вроде как это и не страшно.
Это особенно видно на алкоголе. Если человек в какой-то компании отказывается от выпивки, то ему обязательно зададут вопрос: «Почему не пьешь? Ты болен?»
Я не принимаю спиртные напитки тридцать лет, и меня часто спрашивают:
— Не пьешь?
— Не пью.
— Совсем?
— Совсем.
— И на Новый год?
— И на Новый год.
— А почему?
— Больной.
— А чем?
— Алкоголизмом.
— А как это?
— Ну вот ты можешь немного выпить и остановиться, а я, когда немного выпиваю, – у меня крышу срывает, я становлюсь злобным, агрессивным, могу стулом тебя по башке ударить. Не контролирую себя.
— Ну, значит, не надо пить.
— Я тоже так решил.
— А давно с тобой такое?
— 30 лет уже.
— Понятно…
Ещё никто не сказал мне: «Какой ты алкоголик? Ты не пьешь 30 лет, ты просто над нами смеёшься!» Наоборот, то, что 30 лет не пьешь, – это окончательный диагноз. Потому что пьянство считается нормой жизни.
Так же с наркотиками: «все принимают». Большая часть наркоманов принимает вещества, которые они не считают наркотиками: героин – это наркотик, а, скажем, амфетамин – нет.
Конечно, у нас в нашем обществе – это глубоко социальная проблема.
Конкретный человек, конечно, имеет возможность сопротивляться этой пропаганде. Вот я и не пью. И все мои знакомые, глядя на меня, не пьют — не потому, что я кого-то призываю к этому, а просто видя на моем примере, что, оказывается, можно жить и без алкоголя. Я буду сидеть за праздничным столом, и у меня будет хорошее настроение. Я вон чай пуэр себе заварю, и мне будет очень хорошо, значительно лучше, чем от алкоголя.