Каноны ко святому причащению совмещенные
Содержание:
- КАНОН, глас 2-й
- Структура канонов
- Молитва святого Симеона Метафраста, 3-я
- К желающему Причаститься:
- Молитва первая, Василия Великого
- Песнь 6
- Песнь 3
- Псалом 23
- Причастие как главное Таинство Церкви
- ^ Начало обычное
- ^ Моли́тва 5-я, святого Васи́лия Великого
- Тропари, глас 8-й
- Таинство обряда
- ^ Моли́тва 7-я, святого Иоа́нна Златоустого
- Псалом 23.
- Песнь 6
- Молитвы перед Причащением
КАНОН, глас 2-й
Песнь 1.
Ирмос:
Гряди́те, лю́дие, пои́м песнь
Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре,
и наста́вльшему лю́ди, я́же
изведе́ из рабо́ты еги́петския,
я́ко просла́вися.
Припев:
Се́рдце чи́сто сози́жди во мне,
Бо́же, и дух прав обнови́ во
утро́бе мое́й.
Хлеб живота́ ве́чнующаго
да бу́дет ми Те́ло Твое́
Свято́е, благоутро́бне Го́споди, и
честна́я Кровь, и неду́г
многообра́зных исцеле́ние.
Припев:
Не отве́ржи мене́ от
лица́ Твоего́, и Ду́ха
Твоего́ Свята́го не отыми́ от
мене́.
Оскверне́н де́лы
безме́стными окая́нный, Твоего́
Пречи́стаго Те́ла и Боже́ственныя
Кро́ве недосто́ин есмь, Христе́,
причаще́ния, его́же мя сподо́би.
Припев:
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Земле́ блага́я,
благослове́нная Богоневе́сто, клас
прозя́бшая неора́нный и спаси́тельный
ми́ру, сподо́би мя, сей яду́ща,
спасти́ся.
Песнь 3
Ирмос:
На ка́мени мя ве́ры утверди́в,
разшири́л еси́ уста́ моя́ на
враги́ моя́. Возвесели́ бо ся
дух мой, внегда́ пе́ти: несть
свят, я́коже Бог наш, и несть
пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
Се́рдце
чи́сто сози́жди во мне, Бо́же,
и дух прав обнови́ во утро́бе
мое́й.
Сле́зныя ми пода́ждь,
Христе́, ка́пли, скве́рну се́рдца
моего́́ очища́ющия: я́ко да
благо́ю со́вестию очище́н, ве́рою
прихожду́ и стра́хом, Влады́ко, ко
причаще́нию Боже́ственных даро́в
Твои́х.
Не
отве́ржи мене́ от лица́
Твоего́, и Ду́ха Твоего́
Свята́го не отыми́ от мене́.
Во оставле́ние да
бу́дет ми прегреше́́ний пречи́стое
Те́ло Твое́, и Боже́ственная
Кровь, Ду́ха же Свята́го обще́ние,
и в жизнь ве́чную, Человеколю́бче,
и страсте́й и скорбе́й
отчужде́ние.
Пресвята́я
Богоро́дице, спаси́ нас.
Хле́ба живо́тнаго
Трапе́за Пресвята́я, свы́ше
ми́лости ра́ди сше́дшаго, и
ми́рови но́вый живо́т даю́щаго,
и мене́ ны́не сподо́би,
недосто́йнаго, со стра́хом вкуси́ти
сего́, и жи́ву бы́ти.
Песнь 4
Ирмос:
Прише́л еси́ от Де́вы, не
хода́тай, ни А́нгел, но Сам,
Го́споди, вопло́щся, и спасл еси́
всего́ мя человеќа. Тем зову́
Ти: сла́ва си́ле Твоей, Го́споди.
Се́рдце
чи́сто сози́жди во мне, Бо́же,
и дух прав обнови́ во утро́бе
мое́й.
Восхоте́л еси́, нас
ра́ди вопло́щся, Многоми́лостиве,
закла́н бы́ти я́ко овча́,
грех ра́ди челове́ческих; те́мже
молю́ Тя: и моя́ очи́сти
согреше́́ния.
Не
отве́ржи мене́ от лица́
Твоего́, и Ду́ха Твоего́
Свята́го не отыми́ от мене́.
Исцели́ души́ моея́
я́звы, Го́споди, и всего́
освяти́, и сподо́би, Влады́ко,
я́ко да причащу́ся та́йныя
Твоея́ Боже́ственныя ве́чери,
окая́нный.
Пресвята́я
Богоро́дице, спаси́ нас.
Уми́лостиви и мне
Су́щаго от утро́бы Твоея́,
Влады́чице, и соблюди́ мя
нескве́рна раба́ Твоего́ и
непоро́чна, я́ко да прие́м
у́мнаго би́сера, освящу́ся.
Песнь 5
Ирмос:
Све́та пода́телю и веко́в
Тво́рче, Го́споди, во све́те
Твои́х повеле́ний наста́ви нас:
ра́зве бо Тебе́ ино́го бо́га
не зна́ем.
Се́рдце
чи́сто сози́жди во мне, Бо́же,
и дух прав обнови́ во утро́бе
мое́й.
Я́коже предре́кл
еси́, Христе́, да бу́дет
у́бо худо́му рабу́ Твоему́,
и во мне пребу́ди, я́коже
обеща́лся еси́: се бо Те́ло
Твое́ ям Боже́ственное и пию́
Кровь Твою́.
Не
отве́ржи мене́ от лица́
Твоего́, и Ду́ха Твоего́
Свята́го не отыми́ от мене́.
Сло́ве Бо́жий и
Бо́же, угль Те́ла Твоего́ да
бу́дет мне, помраче́нному, в
просвеще́ние и очище́ние оскверне́нной
души́ мое́й Кровь Твоя́.
Пресвята́я
Богоро́дице, спаси́ нас.
Мари́е, Ма́ти
Бо́жия, благоуха́ния честно́е
селе́ние, Твои́ми моли́твами
сосу́д мя избра́нный соде́лай,
я́ко да освяще́ний причащу́ся
Сы́на Твоего́.
Песнь 6
Ирмос:
В бе́здне грехо́вней валя́яся,
неизсле́дную милосе́рдия Твоего́
призыва́ю бе́здну: от тли, Бо́же,
мя возведи́.
Се́рдце
чи́сто сози́жди во мне, Бо́же,
и дух прав обнови́ во утро́бе
мое́й.
Ум, ду́шу и се́рдце
освяти́, Спа́се, и те́ло
мое́, и сподо́би неосужде́нно,
Влады́ко, к стра́шным Та́йнам
приступи́ти.
Не
отве́ржи мене́ от лица́
Твоего́, и Ду́ха Твоего́
Свята́го не отыми́ от мене́.
Да бых устрани́лся от
страсте́й, и Твоея́ благода́ти
име́л бы приложе́ние, живота́ же
утвержде́ние, причаще́нием Святы́х,
Христе́, Та́ин Твои́х.
Пресвята́я
Богоро́дице, спаси́ нас.
Бо́жие, Бо́же,
Сло́во Свято́е, всего́ мя
освяти́, ны́не приходя́щаго к
Боже́ственным Твои́м Та́йнам,
Святы́я Ма́тере Твоея́ мольба́ми.
Структура канонов
Слово «канон» пришло к нам из греческого языка; его дословный перевод звучит как «норма» и «правило». Канон — это список положений православной церкви. Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.
Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.
Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни
Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов
Молитва святого Симеона Метафраста, 3-я
Еди́не чи́стый и
нетле́нный Го́споди, за неизрече́нную
ми́лость человеколю́бия на́ше все
восприе́мый смеше́ние, от чи́стых
и де́вственных крове́й па́че
естества́ Ро́ждшия Тя, Ду́ха
Боже́ственнаго наше́ствием и
благоволе́нием Отца́ присносу́щнаго,
Христе́ Иису́се, прему́дросте
Бо́жия, и ми́ре, и си́ло;
Твои́м восприя́тием животворя́щая и
спаси́тельная страда́ния восприе́мый,
крест, гво́здия, копие́, смерть,
умертви́ моя́ душетле́нная
стра́сти теле́сныя. Погребе́нием
Твои́м а́дова плени́вый ца́рствия,
погреби́ моя́ благи́ми по́мыслы
лука́вая сове́тования и лука́вствия
ду́хи разори́. Тридне́вным Твои́м
и живоно́сным воскресе́нием па́дшаго
пра́отца возста́вивый, возста́ви мя,
грехо́м попо́лзшагося, о́бразы мне
покая́ния предлага́я. Пресла́вным
Твои́м вознесе́нием плотско́е
обожи́вый восприя́тие и сие́
десны́м Отца́ седе́нием почты́й,
сподо́би мя прича́стием Святы́х
Твои́х Та́ин десну́ю часть
спаса́емых получи́ти. Сни́тием
Уте́шителя Твоего́ Ду́ха сосу́ды
че́стны свяще́нныя Твоя́ ученики́
соде́лавый, прия́телище и мене́
покажи́ Того́ прише́ствия. Хотя́й
па́ки приити́ суди́ти вселе́нней
пра́вдою, благоволи́ и мне
усре́сти Тя на о́блацех, Судию́
и Созда́теля моего́, со все́ми
святы́ми Твои́ми: да безконе́чно
славосло́влю и воспева́ю Тя, со
Безнача́льным Твои́м Отце́м и
Пресвяты́м и Благи́м и
Животворя́щим Твои́м Духом, ны́не
и при́сно и во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
К желающему Причаститься:
Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю.
Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канон («Яко по суху…») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержнмь…»), опуская ирмос «Воду прошед», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.
Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и всё последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.
Молитва первая, Василия Великого
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш,
Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и
невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный
Сыне и собезначальный, премногия ради благости в
последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и
погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею
Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам,
Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и
приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо,
Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин
воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою
благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих
повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив
же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со
беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты
бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением
не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти
ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити,
ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем
спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и
недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни,
всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой
осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не
отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное
благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене,
Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника,
яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя
грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия
исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и
упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя
на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа,
и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да
чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть
приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею
Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым
Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да
не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих
Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от
еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до
конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть
святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота
вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи
Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник
буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя,
Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.
Песнь 6
Ирмо́с: В бездне греховней валяяся,
неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли,
Боже, мя возведи.
Припев: Сердце чисто созижди во мне,
Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело
мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам
приступити.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего,
и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да бых устранился от страстей, и Твоея
благодати имел бы приложение, живота же утверждение,
причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое,
всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим
Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив,
разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух
мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть
праведен паче Тебе, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Слезныя ми подаждь, Христе, капли,
скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию
очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению
Божественных даров Твоих.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Во оставление да будет ми прегрешений
Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же
Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и
страстей и скорбей отчуждение.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза
Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый
живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со
страхом вкусити сего, и живу бытии.
Возвеселися бо ся — ибо возвеселился.
Внегда — когда. Несть свят, якоже Бог наш — никто не
свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе — никто
не праведен более Тебя. Отчуждение — освобождение (да
будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей).
Хлеба животнаго — Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго — сошедшего свыше по милосердию (милости ради).
Мирови — миру. Живот — жизнь.
Псалом 23
Господня земля, и исполнение ея,
вселенная, и вси живущии на ней. Той на морях основал ю
есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору
Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен
рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не
клятся лестию искреннему своему. Сей приимет
благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса
своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.
Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и
внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь
крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата
князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь
Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Той есть
Царь Славы.
Причастие как главное Таинство Церкви
Последование ко Святому Причащению — обязательная подготовка к важнейшему православному Таинству. Причащение (Евхаристия) – главная составляющая духовной жизни христианина. Это мистическое, таинственное соединение Бога и человека через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа.
Таинство Евхаристии описано в Евангелии, установил его Спаситель на Тайной Вечере в присутствии апостолов. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).
Подготовка к Причастию
^ Начало обычное
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с. (Трижды)
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Три́жды)
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Покло́н)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Покло́н)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Покло́н)
^ Моли́тва 5-я, святого Васи́лия Великого
Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но, дерзновенно уповая на сострадание Твоё, прихожу к Тебе, сказавшему: «Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем». Сжалься же, Господи, и не обличи меня, грешника, но поступи со мною по милости Твоей.
И да будут мне эти святыни во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и в освящение души и тела; в устранение всякого мечтания, и злого деяния, и диавольского воздействия, проявляющегося через помыслы в членах моих; в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление и безопасность жизни, в возрастание добродетели и совершенства, в исполнение заповедей, в общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную, и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, — не в суд или во осуждение.
Тропари, глас 8-й
Беззакония моя презри, Господи, от Девы
рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому
Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица,
без числа имеяй велию милость.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Во причастие святынь Твоих како дерзну ,
недостойный? Аше бо дерзну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти,
Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко
Человеколюбец.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Многая множества моих, Богородице,
прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:
посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога
нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина
благословенная.
[Во Святую же Четыредесятницу
(Великий пост):
Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе]
Таинство обряда
Традиция вкушать вино и хлеб произошла очень давно на Тайной Вечере. Тогда Иисус Христос благословил хлеб, находившейся на столе. Затем он разломал его на несколько ровных частей и дал отведать всем, кто там находился. После этого все участники Тайной Вечери испили вина, Иисус именовал его Кровью Своей. Он сообщил, что этот обряд является достаточно важным и он нужен для очищения верян.
Считается, что Святой Дух превращает эти два продукта в настоящую Кровь и Тело Христа, благодаря чему, после их вкушения человек приобретает множество положительных эмоций. Данная пища практически не является физической, она считается духовной. Проводить данный обряд может далеко не каждый, разрешается только:
- епископам;
- пресвитерам.
Но чтобы пройти Причастие, человеку необходимо хорошо потрудиться до его проведения. Верующий человек должен не только читать последование ко Сятому Причащению на русском языке, но ему также необходимо:
- Придерживаться поста.
- Больше времени проводить в молитвах.
- Очистить свою совесть от грехов через Покаяние.
Однако все эти пункты не будут нести никакой духовной силы, если человек просто совершает данные процедуры без какой-либо веры или же он это все делает ради какой-то корысти. Необходимо помнить, что человек должен иметь искреннее желание присоединиться к Господу. В противном случае спасения можно не ожидать.
^ Моли́тва 7-я, святого Иоа́нна Златоустого
Бо́же, осла́би, оста́ви, прости́ ми́ согреше́ния моя́, ели́ка Ти́ согреши́х, а́ще сло́вом, а́ще де́лом, а́ще помышле́нием, во́лею или́ нево́лею, ра́зумом или́ неразу́мием, вся́ ми́ прости́ я́ко бла́г и Человеколю́бец, и моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, у́мных Твои́х служи́телей и святы́х си́л, и все́х святы́х от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших, неосужде́нно благоволи́ прия́ти ми́ свято́е и пречи́стое Твое́ Те́ло и честну́ю Кро́вь, во исцеле́ние души́ же и те́ла, и во очище́ние лука́вых мои́х помышле́ний. Я́ко Твое́ е́сть ца́рство и си́ла и сла́ва, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Псалом 23.
Госпо́дня земля́, и
исполне́ние ея́, вселе́нная, и вси
живу́щии на ней. Той на моря́х
основа́л ю́ есть, и на
река́х угото́вал ю́ есть. Кто
взы́дет на го́ру Госпо́дню;
или́ кто ста́нет на ме́сте
святе́м Его́; Непови́нен рука́ма,
и чист се́рдцем, и́же не
прия́т всу́е ду́шу свою́, и
не кля́тся ле́стию и́скреннему
своему́. Сей прии́мет благослове́ние
от Го́спода, и ми́лостыню от
Бо́га Спа́са своего́. Сей род
и́щущих Го́спода, и́щущих лице́
Бо́га Иа́ковля. Возьми́те врата́
кня́зи ва́ша, и возми́теся
врата́ ве́чная: и вни́дет Царь
сла́вы. Кто есть сей Царь сла́вы;
Госпо́дь кре́пок и си́лен,
Госпо́дь си́лен в бра́ни.
Возьми́те врата́ кня́зи ва́ша,
и возми́теся врата́ ве́чная: и
вни́дет Царь сла́вы. Кто есть сей
Царь сла́вы; Госпо́дь сил, Той
есть Царь сла́вы.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся,
неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли,
Боже, мя возведи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело
мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам
приступити.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Да бых устранился от страстей, и Твоея
благодати имел бы приложение, живота же утверждение,
причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое,
всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим
Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
Неизследную — непостижимую. От тли — от
погибели. Приложение — умножение. Живота же утверждение
— и жизни укрепление.
Молитвы перед Причащением
Верую, Господь мой Иисус Христос, что в Пресвятой Евхаристии Ты пребываешь как Бог и Человек, хотя и не вижу Тебя и не понимаю, как это может быть. Верую потому только, что Ты Сам уверил меня в этом, сказав: «Примите, вкусите, это есть Тело Мое». Как на Тайной Вечери Своими руками, так и сегодня руками священника Ты даешь нам под видом хлеба то самое Тело, которое Ты предал за нас на распятие, Ту самую Кровь, которую Ты пролил за нас во оставление грехов. Верую твердо Твоему слову и подчиняю ему мой разум и чувства.
За что мне послано такое счастье, что Ты Сам, о Иисус, Господь мой и Бог мой, снисходишь ко мне? Я слаб, ничтожен, грешен. Как мне приблизиться к бесконечно святому Богу и принять Хлеб Ангелов? Я не достоин этого и никогда не буду достоин. Склоняясь перед Тобою, я желал бы так смирить себя перед Твоим Божеством, как Ты смирил Себя, став Человеком из любви ко мне.
О Иисус, безгранично меня возлюбивший! Ты приходишь ко мне, несмотря на то, что грехи мои должны были бы удалить меня от Тебя. Всем сердцем стремясь возненавидеть грехи мои, я горячо желаю исправиться и смиренно прошу у Тебя прощения. Ты уже очистил меня в таинстве покаяния, освободи же меня и от моих греховных наклонностей.
С беспредельной надеждой прихожу к Тебе, о Иисус! Ты знаешь все мои нужды, Ты хочешь и можешь мне помочь. Ты зовешь меня к Себе и обещаешь прийти ко мне на помощь. Уповаю на Твое милосердие, откликаюсь на Твой зов, хоть я и не достоин принять Тебя в мою душу. Прихожу к Тебе — слабый, слепой, нищий — в надежде, что Ты укрепишь меня благодатью и воистину возродишь меня.
Люблю Тебя, о Иисус, всем сердцем моим и всею душою моею. Сегодня Ты неизъяснимым образом являешь мне, как Ты любишь меня, ибо только из любви ко мне нисходишь Ты в мою душу. Как я желал бы, чтобы каждое мое причащение свидетельствовало о том, что я все больше люблю Тебя и все более желаю принадлежать Тебе! Молю Тебя: согрей мое бедное сердце, чтобы оно могло стать жилищем для Тебя.
Чем глубже нищета моя, тем более горячо я желаю соединиться с Тобою, о Иисус, пребывающий в Пресвятом Таинстве.
Даруй мне Себя в пищу, Господи, потому что душа моя ослабеет в пути, если Ты не укрепишь ее; ибо Ты — Хлеб живой, сшедший с небес. Даруй мне Себя, Господи, ибо Ты Сам меня ободряешь словами: «Примите, вкусите». Я желаю идти с Тобою тем путем, которым Ты ведешь нас в жизнь вечную.
Молитва св. Фомы Аквинского
Всемогущий и всевечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, одел наготу, — дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих, с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живет и царствует во веки веков. Аминь.
Непосредственно перед Причащением можно прочитать молитву св. Иоанна Златоуста:
Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, среди которых первый — это я. Еще верую, что это — само Пречистое Тело Твое и это — сама Драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, совершенные словом и делом, осознанно и неосознанно; и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таин не во осуждение, но для прощения грехов и жизни вечной. Аминь. Вечери Твоей Тайной участником прими меня сегодня, Сын Божий. Да не открою врагам Твоим тайны и не дам Тебе поцелуя Иуды, но, подобно разбойнику, исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Аминь. Да будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, не в наказание или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.
Можно также повторять краткую молитву:
Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.
Или:
Господи, я как человек согрешил; Ты же как Бог щедрый помилуй меня, видя немощь души моей.
Или:
Иисусе, Боже сердца моего, приди и соедини меня с Тобою навеки.