Радоница и молитва: как поминать усопших правильно

Тексты молитв

Молиться об усопших не возбраняется и своими словами: если речь идёт из глубины души и с искренним чувством, Богу она угодна. С другой стороны, написанные задолго до нас святыми деятелями Церкви поминальные молитвы на Радоницу, пожалуй, будут более уместны: они взвешены, выверены в каждом слове и успели верно послужить многим поколениям христиан.

Поэтому знание традиционных текстов, которыми долгие века просят Бога за своих любимых и друзей верующие, вам точно не помешает. Они могут быть общими, касающихся всех усопших, или предназначенными для поминовения одного конкретного человека. Ниже вы найдёте молитвы и для того, и для другого варианта.

Даже обычной молитвы из ежедневного утреннего правила может оказаться достаточно

Простые слова молитвы укрепляют души и успокаивают сердца

Молитвы могут быть общими и для особых случаев

Молитвы приносят пользу усопшим и успокоение молящимся

Испокон века в горе люди взывали к Богу

На всякий случай найдётся своя молитва

О том, что такое Радоница, какие подобает читать молитвы за усопших в родительский день и где их найти, а также о многом другом смотрите на видео от Павла Ильинского:

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Почему нужно молиться за усопшего

Часто люди задаются и вопросом о том, нужно ли молиться за усопших? Ведь их уже нет с нами, и есть ли им польза от нашего поминания? Ответ здесь однозначный – да, молиться, подавать милостыню, поминать близкого непременно нужно.

Может показаться, что мы делаем это как будто для себя – чтобы утешиться и отвлечься от грустных раздумий. Если в этом и есть доля правды, то пусть так.

Но и для души покойного наше поминовение имеет смысл. Дело в том, что это единственный канал, который связывает человека с миром потусторонним. Мы же, например, молимся Христу, которого физически нет на земле уже почти 2000 лет. Но твердо верим, что дух его жив – с ним мы и общаемся.

С умершими общаться напрямую нельзя, а вот произнести молитву за них можно практически в любой день и в любое время. Когда мы поминаем усопшего, это значит, что мы пытаемся помочь его душе

И, разумеется, основное внимание следует уделить именно духовному, что понятно даже на интуитивном уровне. Этому же учит и церковь

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Какие молитвы необходимо читать у могилы усопшего

Верующие миряне справляются со скорбью и печалью разлуки с помощью обращения к Господу. Горе тяжело переживают родители, потерявшие детей. Чтобы найти утешение, представители церкви советуют прибегнуть к помощи Господа, обращаясь к нему. Произнесение священных слов дает возможность душе ребенка обрести покой и царствие Господне. Необходимые молитвы при посещении кладбища для скорбящих членов семьи:

  1. Отче наш.
  2. 90-й псалом.
  3. Кондак и глас 8.
  4. Святый Боже.
  5. Заупокойные тропари.

Не зная текста нужной молитвы, прочтите Отче наш или слова за упокой души почившего раба Божьего, чтобы Господь простил вольные и невольные согрешения покойного. После кончины человека произнесение специальных текстов на кладбище или дома является единственной возможностью помочь усопшему на небесах.

При захоронении

Согласно традициям и правилам православной церкви, служители провожают покойного в последний путь на кладбище. Произнесение определенных молитв наставляет уходящую душу на истинный путь. В момент отхода батюшка совершает канон на исход. Покинув тело, дух встречается с Ангелом Хранителем и бесами, которые пугают сущность, переманивая на свою сторону.

Отходную молитву произносит священник и родня усопшего.

Процесс отпевания продолжается во время обмывания тела, при прощании с почившим дома, на кладбище. Православные христиане хоронят усопших в земле. Считается, что человек взят из глины и должен туда вернуться после смерти. Прочтенный текст молитвы – благодать для души покойного. Близкие люди и друзья не могут самостоятельно прочесть слова из-за тяжелого удара судьбы. Для проведения необходимых обрядов родственники вызывают батюшку для совершения литии. Священнослужители читают 90-й псалом, Кондак и глас 8.

На кладбище члены семьи произносят молитвы, помогая душе найти успокоение. В течение 40 дней после смерти дух проходит мытарства перед определением места в загробном мире. После захоронения запрещено распивать спиртные напитки. Действие является оскорбляющим жестом.

При посещении


Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Родственники занимаются обустройством места захоронения на кладбище, регулярно убирают земельный участок, обращаются к Господу с молитвами об упокоении души усопшего. Могила – символ будущего воскресенья.

Родители, потерявшие ребенка, пытаются выразить свое чувство утраты разными способами. Они приносят любимые игрушки малыша, сладости. Прочтение священных слов помогает новопреставленным рабам Божьим обрести Царствие Небесное. Для взрослых людей, покоящихся на кладбище, родные просят Всевышнего об отпущении вольных и невольных согрешений. Для детей просят Господа даровать покой в Царствие Небесном. Молитва на могиле православного человека является единственной помощью со стороны живых членов семьи.

При посещении погоста священники советуют прочесть Отче наш, акафист об упокоении или Святый Боже.

Тексты могут произноситься батюшкой, близкими усопшего. Слова читаются дома, в церкви или на кладбище. Воспоминания живых людей и их обращение ко Всемогущему за упокой души умершего через молитвы могут звучать в любой день. Важными датами считаются дни поминовения – 3, 9 и 40-й день после смерти. Родственники организовывают трапезу, заказывают в храме панихиду или сорокоуст, ставят свечи.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использованием материалов zavet.ru

Радоница в 2021 году – 11 мая, в этот день рекомендуется вспомнить об усопших, посетить кладбище и помолиться.

  • Радоница: день уставших ног и большого веселья
  • Радоница: о тайне, требующей уважения

Нужно ли идти на Радуницу в церковь

Конечно, в такой день предпочтительно побывать в церкви. Можно прийти на вечернее богослужение накануне в понедельник, а можно отправиться в храм и с утра, т.е. непосредственно в родительский день.

Личное присутствие в собрании верующих помогает человеку настроиться и в каком-то смысле даже утешиться. Ведь все усопшие когда-то воскреснут, а значит, и скорбь по ним не вечна.

Однажды Христос личным примером доказал эту истину. Вот почему даже в день Радоницы мы можем почувствовать этот светлый, приятный отголосок праздника Пасхи.

И, конечно, нет ничего зазорного в том, что человек все-таки не смог по объективным причинам побывать в церкви. Да, лучше быть в собрании верующих, но жизнь порой сильно вмешивается и меняет наши планы.

Священнослужители говорят о том, что помолиться дома вполне допустимо – напоследок приведем официальный комментарий протоиерея Андрея Ефанова.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Значение молитв об усопших родителях

Участь усопших родителей после схождения на них Божьего милосердия может быть изменены искренними молениями и горячим прошением. Когда человек умирает, то умирает лишь его физическая оболочка, но душа его всегда жива, однако находится теперь в ином измерении. При жизни каждый может молиться сам за себя, за спасение своей души, а возле Творца новопреставленные души ждут своей участи, и смягчить ее могут живые дети своими молитвами.

Часто у людей, оставшихся сиротами, возникает чувство вины, тревоги. Если они не молились за усопших родителей, те часто снились им. Легче становилось, когда дети начинали читать молитвы за умерших отцов и матерей.

Как вести себя во время посещения кладбища

Наших умерших мы называем усопшими и верим, что они не погибли и не обратились в небытие, но некогда восстанут из гробов в жизнь вечную. Они лежат в земле, потому что то, что взято из земли, в землю же и возвращается. Помня об этом, мы должны относиться к местам их упокоения бережно.

60-м правилом Карфагенского собора на кладбищах запрещается производить пиршества и пьянство, и потому нельзя оскорблять память почившего распитием спиртных напитков, лить водку на могилу. Лучше затеплить свечку, прибрать могилу, посадить цветы. При желании можно позвать священника, чтобы он отслужил панихиду, или же самому прочесть литию, чин которой может совершать и мирянин.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Что следует делать на кладбище

На могиле усопшего зажгите свечу. Свеча символизирует бескровную жертву Богу за упокоение души усопшего.

Молитва об усопшем

На кладбище можно пригласить священника для совершения чина Литии (усиленного моления) о душе усопшего. Краткий чин Литии может совершить мирянин. Его текст приведён ниже в статье.

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.Подробнее читайте в статье Молитвы об усопшем.

Чего не следует делать на кладбище

На кладбище не следует есть или пить.Не нужно лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного.Не следует оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” эта традиция является пережитком язычества и не должна соблюдаться в православных семьях.Не следует оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Почему надо подавать милостыню за усопших

Милостыня, по словам праведного Товита, «избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» (Тов. 4, 10).

Еще в ветхозаветные времена творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам» (Тов. 4, 17).

Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а преподобные Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Святитель Иоанн Златоуст так говорит о пользе поминовения милостыней:

«Есть, есть, братие, средства облегчить мучения души грешника, если захотим. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню, то хотя бы он и не был достоин милостей Божиих, но нами Бог умолен будет. Если Он ради Павла других спас, если ради других пощадил многих, как же ради нас Он не сделает того же? От имений его, от собственных стяжаний, откуда восхощь, помоги. Чем большим грехам повинен брат твой, тем больше требует милостыни за себя».

Милостыня может быть разнообразной— и деньгами, и едой, и в том, что вы раздадите неимущим одежду усопшего.

Усердная помощь ближним, окружающим тебя людям также умилостивляет Господа нашего Иисуса Христа и вменяется Им как милостыня за усопшего.

Нужно ли идти на Радуницу в церковь

Конечно, в такой день предпочтительно побывать в церкви. Можно прийти на вечернее богослужение накануне в понедельник, а можно отправиться в храм и с утра, т.е. непосредственно в родительский день.

Личное присутствие в собрании верующих помогает человеку настроиться и в каком-то смысле даже утешиться. Ведь все усопшие когда-то воскреснут, а значит, и скорбь по ним не вечна.

Однажды Христос личным примером доказал эту истину. Вот почему даже в день Радоницы мы можем почувствовать этот светлый, приятный отголосок праздника Пасхи.

И, конечно, нет ничего зазорного в том, что человек все-таки не смог по объективным причинам побывать в церкви. Да, лучше быть в собрании верующих, но жизнь порой сильно вмешивается и меняет наши планы.

Священнослужители говорят о том, что помолиться дома вполне допустимо – напоследок приведем официальный комментарий протоиерея Андрея Ефанова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector