Игумен лука (степанов): биография, церковное служение, общественная деятельность

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 272-386 (материал использован частично)

  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» (материал использован частично)

  • Страницы сайта Русское Православие:
  • Страница календаря портала Православие.ру:

  • «Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому» на Официальном сайте Издательства Московской Патриархии:

    (молитвословия)

  Празднование внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 28 ноября 2011 года, см.:

  У о. Дамаскина — 14 апреля 1877 года.

  БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века»,

  по др. сведениям — 30 мая

  Журнал «Хирургия» 1957 г., № 8, с. 127

Общественная деятельность

Несмотря на занятость на духовной службе, у игумена Луки (Степанова) насыщенная общественная деятельность. Хотя правильнее будет говорить церковно-общественная деятельность. Ведь все помыслы и благодеяния игумена Луки устремлены в просветительское русло, на укрепление православной веры в России. Он является автором и ведущим телевизионной передачи «Душевная вечеря», которая транслируется по телеканалу «Союз» и рязанскому телевидению.

Игумен Лука (Степанов) также ведет рубрики в рязанских газетах и является автором трех книг на православную тематику «На пару ласковых», «Интернет – улов…» и «Что не ясно, родной?!». Труды его имеют формат «вопрос-ответ» и ориентированы на простых читателей, т. е. мирян. Они дают ответы на актуальные вопросы о пастырской жизни, сложности выбора жизненного пути, влиянии Интернета, социальных сетей на сознание современного человека. Авторские книги распространены в периодической печати и в интернет-изданиях.

Встретиться с игуменом Лукой (Степановым) можно не только в Рязани, но и в интернет-пространстве. Он активно участвует во Всероссийском проекте «Батюшка-онлайн», где всегда и подробно отвечает на вопросы абсолютно всех желающих.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Сентябрь 2021  (37) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (140) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (104) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (64) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (70) Октябрь 2017  (56) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (55) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (54) Февраль 2017  (35)

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Скальпель на иконе

На многих иконах, особенно греческих, святитель Лука изображен с хирургическими инструментами в руках.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания было внесено имя человека, которого знают как выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, исповедника, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.

Имея талант художника, он мог вести богемный образ жизни, пачкая руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», священником, жертвой политических репрессий. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота и гноя. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Художник в анатомии и хирургии

Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.

Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.

В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Жизнеописание святителя Луки Крымского

Святой Лука – уроженец Крымского полуострова, а именно города Керчь, где он появился на свет в 1877 году. В родительском доме его приучили к жизни по христианским канонам, а также дали всестороннее развитии и образование.

Святой Лука – уроженец Крымского полуострова

После прочтения Библии Лука Крымский решил посвятить свою жизнь служению людям. Решение поступить в медицинский институт стало определяющим в его судьбе.

Молодые годы доктора Войно–Ясенецкого

Молодой выпускник медицинского института женился и начал врачебную практику, путешествуя по российским городам. Доктор Валентин систематически оперировал и искал новые пути лечения больных с тяжелыми патологиями

Особое внимание он уделял анестезии, которая стала предметом его диссертационной работы

После этого внимание доктора было обращено на гнойную хирургию, а также рассуждения на тему атеизма и его опровержение. В 40 лет он становится главврачом больницы в Ташкенте

После смерти жены отдает детей на воспитание операционной сестре, а сам сосредотачивается на операциях и проповедовании.

Принятие священнического сана

Приглашение стать священником доктор получил после горячей дискуссии с неверующими. После этого началось стремительное восхождение по духовной стезе, которую он начал дьяконом. Спустя семь дней был повышен до иерея. После принятия монашеского обета был назначен епископом. С этого момента начался путь Святого Луки Крымского.

Репрессии и гонения

30-е годы ХХ столетия были насыщены событиями для святого Луки. Войно–Ясенецкого сослали в Туруханский край, где он не глядя на запрет продолжал врачебную практику и повышал духовное сознание прихожан. Его переводят на самый север, а позже возвращают в Туруханск. В 1926 году он приезжает в Ташкент.

До 1930 года святой Лука работал спокойно, пока у его коллеги не умер сын. Профессор Михайловский попытался оживить своего ребенка, однако безуспешно, после чего покончил жизнь самоубийством. Отец Лука похоронил его по православным законам, несмотря на совершенный грех. За это советские власти приговорили его к тюремному заключению.

Войно–Ясенецкий продолжал вести врачебную практику в Туруханском крае

При сталинском режиме большинство служителей церкви подвергались репрессиям, под которые попал и епископ Лука. По обвинению в создании контрреволюционной церковной организации его задержали и проводили круглосуточный допрос под ослепительным светом.

Разразившаяся в 1941 году война заставила руководство назначить Луку Крымского главврачом военного госпиталя. Также он нес служение в качестве епископа, а в 1943 году был посвящен в сан архиепископа. В 1944 году госпиталь вместе с врачом перемещают в Тамбов, где он продолжает свои научные труды.

Последние годы жизни

Архиепископ был удостоен ряда наград:

  • бриллиантовый крест – за архипастырскую деятельность;
  • сталинская премия – за работы «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и «Очерки по гнойной хирургии».

После войны его пригласили возглавить крымскую епархию, где он стал архиепископом Симферопольским. Сердечный недуг не позволил ему вернуться к операционной практике, но он по-прежнему давал консультации по будням. В выходные Войно-Ясенецкий читал проповеди в храме, который по обыкновению был заполнен людьми.

В 1956 году врача постигла полная слепота, которая не помешала его служению церкви. Благодаря его усилиям большинство храмов этого края остались нетронутыми. Святитель отошел в мир иной 11 июня 1961 года, в день празднования Всех Святых.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 130 601
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 87 106
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 67 399
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 63 562
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 62 732
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 53 671
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 46 357
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 44 537
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 37 862
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 001

Почитание и причисление к лику Святых

Святой Лука почитается 18 марта (обретение мощей) и 11 июня (преставление). В эти дни паломники съезжаются со всей страны в симферопольский Свято–Троицкий собор.

Дни почитания припадают на 18 марта и 11 июня

Обретение мощей

Могила архиепископа находилась в Симферополе. К ней стремились люди с разных уголков мира, чтобы получить исцеление после паломничества

Церковная верхушка обратила на них внимание, тщательно изучила жизненный путь Войно-Ясенецкого и причислила его к лику святых

Обретение мощей произошло в 1996 году, когда их расположили в кафедральном Соборе имени Святой Троицы. Впоследствии на покрывале, которым был укрыт святой, проявился отпечаток его лица. К его мощам, которые источают прекрасный аромат, прикладываются паломники со всего мира.

Иконы с ликом святого

Иконы показывают старца, чьи волосы и борода укрыты сединой. На нем архиерейское одеяние, в левой руке святой держит посох или Евангелие, а правой благословляет верующих. Грудь украшена панагией с изображением Богородицы. При жизни святитель имел плохое зрение, однако попадая в обитель Господа, людей ждет избавление от болезней. Поэтому пребывающему вместе с Христом святому Луке очки не нужны.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас той же

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти́:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «В служении Богу вся моя радость»

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»

В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.

Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.

Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»

«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».

Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.

Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет «Сам Иисус Христос».

По биографии Святителя Луки Войно-Ясенецкого можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.

Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…

В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).

В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским

Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти

Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.

Игумен Лука (Степанов) сравнил Путина с императором Юстинианом

30 октября 2020 Ахилла

Просмотры:
3 371

«Русская народная линия» публикует комментарий заведующего кафедрой теологии Рязанского госуниверситета, настоятеля Преображенского Пронского мужского монастыря, кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) по поводу слов Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента РФ, о том, что в нашей стране все конфессии живут в мире и такой журнал, как Charlie Hebdo, просто не мог бы у нас появиться.

Степанов не согласен с Песковым, по его мнению, «в России нередко проявляется неприязнь и даже вражда к Православию»:

«Я не могу согласиться с тем, что у наших среднестатистических сограждан выработан иммунитет против святотатства. Чтобы эта желаемая формулировка оказалась действительной, надо много трудиться, в том числе и законодательно».

В невежественном российском народе мало уважают святыни, сетует игумен, а в «молодежных сообществах» даже «присутствует сатанинский культ, к примеру, празднование Хэллоуина».

Решить проблему игумен Лука предлагает, обратившись к опыту византийских императоров, когда законодательно было велено чтить святыни и священников:

«Я недавно перечитывал учебник К. А. Максимовича по церковной истории, в котором отметил интересный факт, что при императоре Юстиниане законодательно утверждалось, что почтительность к священникам и к святыне должна являться одним из главных государственных направлений. Только когда благоговение к святыне будет воспитано в народе, тогда и в государстве будет порядок. Я подумал, насколько сейчас своевременно и бесконечно важны эти слова о почтительности и благоговении к святыням. Тем более это сказано таким авторитетным и святым историческим лицом, как император Юстиниан».

Ныне Юстиниана заменяет Путин — лишь он один сдерживает богохульников:

«Считаю, что у нашего народа нет иммунитета к святотатству. Только благодаря Первому лицу государства сдерживается натиск богохульства и прочей негативной информации из СМИ и Интернета. Не приходится обольщаться и думать, что наши соотечественники не готовы к богохульству и к пренебрежению святыням».

Степанов еще раз подчеркнул, что «надо воспитывать благоговение к святыням!»:

«Если будет благоговение в народе, то все остальное в государстве будет благополучно. Уважение к священству и святыням — это первое, чего должно добиться государство. Император Юстиниан правил в VI веке. Но, то, о чем он говорил тогда, прекрасно и своевременно. Его слова актуальны и для наших политиков, учитывая, что они сказаны византийским императором, известным не только верующим, но и людям, сведущим в области юриспруденции. Император Юстиниан выразил ясное видение блага для государства, в котором симфония церковного и государственного управления, в некоторой степени, уже была достигнута. Мы тоже должны к этому стремиться», — заявил игумен.

Напомним, что игумен Лука (Степанов), которого мы должны благоговейно чтить, является главным героем истории, опубликованной на «Ахилле», — «Исповедь блудницы, или Похождения игумена-доброхота».

  • Игумен Лука (Степанов): Что хорошо монахам, то хорошо и детям
  • Игумен Лука (Степанов): Теологи нужны спецслужбам
  • Игумен Лука (Степанов) о величии миссии национального лидера РФ и необходимости догматического сознания в жизни россиян

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

«Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

В апреле 2000 года Святителя Луку Войно-Ясенецкого реабилитируют, а в августе того же года прославляют в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как святой он почитается и другими Поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью. Не менее 20 храмов и часовен во имя святителя Луки построено на территории России и Украины, более 30-ти – в Греции.

Архимандрит Нектарий (Антонополус). Фото Ирины Ахундовой

В повсеместном почитании святителя Луки греками огромная заслуга принадлежит архимандриту Нектарию (Антонополусу), игумену монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшему музей в часовне святителя Луки, написавшему книги о нем, организовавшему две международные конференции в Афинах, посвященные святителю Луке.

31 мая 2012 года о. Нектарий выступит с докладом на IV научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», которая пройдет в филиале № 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (в г. Железнодорожный Московской области).

А 11 июня архимандрит Нектарий по традиции приедет в Симферополь на торжества, посвященные архипастырю-врачу.

Именно у мощей святителя Луки в Свято-Троицком соборе произошла первая встреча греческого монаха с детьми из Сибири и Крыма, которых с 2002 года он приглашал на отдых в Грецию в рамках благотворительной программы «Мост любви».

Возвести этот мост между нашими странами ему помог Святитель Лука Войно-Ясенецкий. К сожалению, из-за кризиса в Греции программа второй год не действует, и отец Нектарий продолжает молиться святителю Луке о помощи.

Если мы не хотим, чтобы «Мост любви» рухнул, вспомним завет святителя Луки Войно-Ясенецкого: «Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Любой состоятельный человек или любая благотворительная организация может поддержать программу отца Нектария или стать спонсором художественного фильма «Алмазный крест», который в настоящее время снимается по одноименной повести Юрия Чибрякова. Как это часто бывает в России, средств на окончание съемок не хватает.

«О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!»

Ирина Ахундова

Фото автора и из открытых источников в интернете

  • Святитель Лука: вся жизнь – истечение любви
  • 5 лет Отечественной войны святителя Луки
  • Я полюбил страдание

Публикации[ | ]

книги

  • На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи. — Рязань : Рязанская обл. тип., 2008. — 78 с. — ISBN 978-5-91255-017-1 На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи / Сост., оформл. Е. К. Фетисовой. — 2-е изд. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2008. — 80 с. — 3000 прим.. — ISBN 978-5-91255-020-1
  • На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи / Сост., оформл. Е. К. Фетисовой. — 3-е изд., испр. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2010. — 80 с. — 3000 прим. — ISBN 978-5-91255-055-3

Что не ясно, родной?!: ответы священника на вопросы молодежи. — Рязань : Рязанская обл. тип., 2010. — 105 с. — ISBN 978-5-91255-071-3

  • Что не ясно, родной?!: ответы священника на вопросы молодежи. — 2-е изд. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2011. — 108 с. — 3000 прим. — ISBN 978-5-91255-091-1

Интернет-улов : ответы священника на вопросы в социальных мрежах. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2014. — 112 с. — ISBN 978-5-91255-148-2
История и теория социального служения Русской православной церкви : учебное пособие / И. И. Степанов (игумен Лука) ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина». — Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2020. — 135 с. — ISBN 978-5-907266-21-6 — 100 экз.

статьи

  • Социальная деятельность РПЦ: история и современность // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: седьмые международные Покровские образовательные чтения, 21-23 октября 2008 года. — Рязань, 2009. — 272 с. — С. 150—153
  • Строители и настоятели Пронской Спасской пустыни // Рязанский богословский вестник. 2011. — № 2. — С. 146—157.
  • Затвор как форма общественного служения святителя Феофана Затворника // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. IV / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2011. — 188 с. — С. 150—156
  • Особенности затвора святителя Феофана Затворника // Парадигмы теологии в системе гуманитарного знания: сб. науч. ст. преподавателей отделения теологии, посвященный 10-летию кафедры теологии РГУ имени С. А. Есенина. — Рязань, 2012. — С. 21—25.
  • Евхаристия в жизни и учении святителя Феофана, Затворника Вышенского // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. V / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2012. — 280 с. — С. 162—166
  • Опыт приобщения студентов отделения теологии к духовному наследию свт. Феофана Затворника (на примере кафедры теологии Рязанского гос. ун-та им. С. А. Есенина) // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2014. — 220 с. — С. 142—145
  • Методические рекомендации свт. Феофана Затворника духовнику и кающемуся о достойном совершении спасительного таинства исповеди // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 146—152
  • Свт. Феофан Затворник об угрозе с Запада // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 214—223
  • Современное звучание наследия свт. Феофана Затворника Вышенского // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 416—419
  • Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния. Святитель Феофан Затворник — о совершении таинства покаяния // Журнал Московской Патриархии. — 2015. — № 3. — С. 56-59.
  • «Корень благих — страх Господень». Святитель Феофан Затворник против отчуждения от Церкви // Феофановские чтения : / под ред. д-ра филол. наук В. В. Кашириной. — Рязань : РГУ, 2021. — Вып. 11. — С. 92-100
  • Кризис религиозного сознания в России в 1917 году (по материалам опубликованных архивных документов, периодической печати, дневников) // Христианское чтение. — 2021. — № 3. — С.116-125
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector