Биография клайва льюиса: ученый, богослов, фантазер
Содержание:
- ***
- Число имени Льюис
- Значение букв в имени Льюис
- Совместимые с именем Льюис английские имена
- Известные люди с именем Льюис
- Книги христианской тематики
- The Silver Chair
- Early Life
- Книги
- Критика
- Эксперименты Клайва С.Льюиса. Хроники Нарнии
- Все еще друзья?
- Медовый месяц на тонущем корабле
- Угроза счастью и чудо исцеления
- Больше не Джой Грэшем
- Примечания
- Христианская фантастика
***
Еще до конца того года Джерри Ли Льюис снова влюбился без памяти, а в 1984-м женился на Кэрри Маккарвер и развелся с ней лишь через 21 год. Дело о возможном убийстве Шоун не превратилось в скандал даже после подробного расследования корреспондента Rolling Stone Ричарда Бена Крамера. Наоборот, Льюис наконец отвоевал статус одного из основоположников рок-н-ролла и прервал выступления только в прошлом году после инсульта. По его мнению, он расплатился за грехи прошлого смертью двух любимых сыновей: трехлетний Стив Аллен утонул в бассейне в 1962-м, а 19-летний Джерри Ли-младший, игравший в группе отца, разбился на машине в 1973-м.
Сейчас за 84-летним стариком ухаживает седьмая жена и бывшая сиделка Джудит Браун. Ему больше не грозят новые расследования и проблемы с женщинами. Убийцу беспокоит лишь суд, который грозит ему после смерти: «Я всегда размышлял, что меня ждет: рай или ад. Это очень серьезная ситуация. Она беспокоит меня, когда я ложусь в кровать. Где ты окажешься, когда сделаешь последний вздох?».
Число имени Льюис
Число имени пять (5) символизирует личность независимую, преисполненную стремлением к свободе. Скептически относятся к мнению окружающих, больше всего ценят свой личный жизненный опыт и нередко опираются на интуицию. Имя Льюис означает склонность к риску и даже авантюрам, поэтому нередко испытывают как успех, так и неудачу. Льюис любит путешествовать и делать новые открытия. Склонны к размышлениям, обладают аналитическим складом ума, находят выход из любых ситуаций…
Подробнее: число имени Льюис
Значение букв в имени Льюис
Л — общительный, разговорчивый, сдержанный, умный, креативный, усердный.Ь — инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, нерешительный, мрачный.Ю — инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, умный, нерешительный.И — страстный, отзывчивый, умный, креативный, нерешительный, мрачный.С — амбициозный, порывистый, сдержанный, умный, прагматичный, осторожный.
Совместимые с именем Льюис английские имена
Моника, Каролина, Дейзи, Марлена, Конан, Лир, Том, Розмари, Тиарнак, Шэй, Эдгар, Натил, Омега, Прунелла, Петуния, Рона, Рони, Ринна, Санди, Унаг…
Проверьте также совместимость других имен с именем Льюис.
Известные люди с именем Льюис
- Льюис Кэрролл — Кэ́рролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж До́джсон (традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил…
- Хэмилтон, Льюис — Сэр Карл Дэ́видсон Хэ́милтон MBE (англ. Lewis Carl Davidson Hamilton, иногда имя транскрибируют как Гамильтон; род. 7 января 1985) — британский…
- Абдул-Джаббар, Карим — Кари́м Абдул-Джабба́р (Kareem Abdul-Jabbar, урожд. Фердинанд Алсиндор-младший (англ. Ferdinand Lewis Alcindor, Jr.); 16 апреля 1947 года, Нью-Йорк…
- Рид, Лу — А́ллан Рид (англ. Lewis Allan Reed; 2 марта 1942 (1942-03-02) — 27 октября 2013) — американский музыкант, певец и автор песен, признанный одним…
- Армстронг, Луи — Терри/Лестер Боуи 2001: Джо Хендерсон/Милт Хинтон 2002: Антониу Карлос Жобин/Джон 2003: Рэй Браун/Уэйн Шортер 2004: Маккой Тайнер/Рой Хайнс 2005: Херби Хэнкок/Стив…
- Стивенсон, Роберт Льюис — Ро́берт Бэлфур Сти́венсон (англ. Robert Louis Balfour Stevenson; 13 ноября 1850 (1850-11-13), Эдинбург — 3 декабря 1894, Уполу, Самоа) — шотландский…
- Свифт, Льюис — Свифт (Lewis A. Swift) — американский астроном. Свифт обнаружил несколько комет, например, короткопериодическую комету Свифта-Таттля, а также более…
- Льюис, Карл — Фре́дерик Ка́рлтон «Карл» (англ. Frederick Carlton «Carl» Lewis, род. 1 июля 1961, Бирмингем, Алабама, США) — американский легкоатлет. Девятикратный…
- Льюис, Клайв Стейплз — Клайв Стейплз (англ. Clive Staples Lewis; 29 ноября 1898 (1898-11-29), Белфаст, Северная Ирландия, Британская Империя — 22 ноября 1963, Оксфорд…
- Дэй-Льюис, Дэниел — Сэр Дэ́ниел Майкл Блейк Дэй- (англ. Daniel Michael Blake Day-Lewis; род. 29 апреля 1957, Кенсингтон, Лондон, Англия, Великобритания) — британо-ирландский…
- Миро, Луис — 1913 (1913-03-03), Барселона — 1991), в некоторых источниках его называют Миро Доньяте (кат. Lluis Miró Doñate) — испанский футболист, вратарь, после…
- Мартинес Систак, Льюис — Мартинес Систак (исп. Lluís Martínez Sistach; род. 29 апреля 1937, Барселона, Испания) — испанский кардинал. Титулярный епископ Альесиры и вспомогательный…
- Лики, Луис — Раттледж (1934) Ральф Багнолд (1935) Джордж Мюррей (1936) Клинтон (1937) Джон Раймилл (1938) Артур Чэмпион (1939) Дорин Ингрэмс / Гарольд…
- Стимсон, Генри Льюис — Ге́нри Сти́мсон (англ. Henry Lewis Stimson, 21 сентября, 1867, Нью-Йорк — 20 октября, 1950) — американский государственный деятель, занимавший пост…
- Льюис, Джерри Ли — ведущих исполнителей рок-н-ролла. Джерри Ли родился в бедной семье Элмо и Мами . Играть на пианино начал в раннем возрасте вместе со своими…
- Горам, Энди — Э́ндрю (Э́нди) Го́рам (англ. Andrew «Andi» Lewis Goram; 13 апреля 1964, Бери, Большой Манчестер, Англия) — шотландский футболист, тренер. Выступал…
- Фарид, Кеннет — Кеннет Бернард Фарид (англ. Kenneth Bernard Faried Lewis; род. 19 ноября 1989, Ньюарк, Нью-Джерси) — американский профессиональный баскетболист…
- Льюис, Леона — Factor в 2006 году. Леона родилась в лондонском боро Излингтон в семье Орала Джозии , афро-гайанца, и Марии валлийско-ирландско-итальянского…
- Льюис, Артур — Сэр Уильям Артур (англ. Sir William Arthur Lewis; 23 января 1915, Кастри, Сент-Люсия, Британская Вест-Индия — 15 июня 1991, Бриджтаун, Барбадос) —…
- Льюис, Леннокс — Википедии существуют статьи о других людях с именем Леннокс и фамилией . Леннокс (англ. Lennox Lewis; 2 сентября 1965 года, Вест Хэм, Великобритания) —…
Книги христианской тематики
«Расторжение брака» — это повествование на извечные темы о существовании рая и ада. Здесь автор показывает, насколько безлик и гнетущ город призраков, выступающий в книге прообразом ада. И Льюис подводит читателя к сравнению с безграничными и славными небесами, куда можно войти через покаяние.
«Чудо», труд созданный Льюисом в 1947 году, рассказывает читателю о том, что чудо есть, но люди своим неверием, гордыней не замечают его, и оно проходит мимо них. «Просто христианство» — книга, которая давно стала настольной для многих христиан, независимо от конфессии. В ней Клайв Льюис раскрывает сущность христианства и отвечает на вопросы, связанные с верой.
В «Размышлении о псалмах» автор раскрывает суть и сущность псалмов. Книга «Четыре любви» рассказывает о видах любви и ее понимании христианами. Эссе «Исследуя скорбь» было написано, когда умерла жена Льюиса. Здесь он рассказывает об отчаянии, отрицании веры, непонимании Божьего промысла, страхе, боли.
The Silver Chair
C. S. Lewis
#4) Jill and Eustace must rescue the Prince from the evil Witch. NARNIA. . . where owls are wise, where some of the giants like to snack on humans, where a prince is put under an evil spell. . . and where the adventure begins. Eustace and Jill escape from the bullies at school through a strange door in the wall, which, for once, is unlocked. It leads to the open moor. . . or does it? Once again Aslan has a task for the children, and Narnia needs them. Through dangers untold and caverns deep and dark, they pursue the quest that brings them face and face with the evil Witch. She must be defeated if Prince Rillian is to be saved.
Early Life
Clive Staples Lewis was born in Belfast, Ireland, on November 29, 1898, to Flora August Hamilton Lewis and Albert J. Lewis. As a toddler, Clive declared that his name was Jack, which is what he was called by family and friends. He was close to his older brother Warren and the two spent much time together as children.
Lewis was enraptured by fantastic animals and tales of gallantry, and hence the brothers created the imaginary land of Boxen, complete with an intricate history that served them for years. Lewis’ mother died when he was 10, and he went on to receive his pre-college education at boarding schools and from a tutor. During WWI, he served with the British army and was sent home after being wounded by shrapnel. He then chose to live as a surrogate son with Janie Moore, the mother of a friend of Lewis’ who was killed in the war.
Книги
Писательской деятельностью Льюис занялся, будучи преподавателем английской литературы в оксфордском колледже Магдалины, а затем в Кембриджском университете. Дебютные книги он опубликовал под псевдонимом Клайв Гамильтон: сборник стихов «Угнетенный дух» и поэму «Даймер». Его перу принадлежали сочинения по истории литературы, в частности «Предисловие к “Потерянному раю”» Джона Мильтона, и филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции», награжденный премией имени Израэля Голланца.
Первым крупным художественным произведением Клайва стал роман «Кружной путь, или Блуждания паломника», написанный в 1933 году. Книга, описывавшая опыт Льюиса-христианина, была плохо воспринята критиками, и писатель на время оставил религиозную тематику.
Он вернулся в мир детских фантазий и начал работу над первым произведением цикла «Космическая трилогия», в который вошли романы «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Прообразом главного героя, филолога Элвина Рэнсома, стал друг и коллега Льюиса, Джон Толкин – проповедник религиозных и духовных ценностей.
Книги Клайва Льюиса
Путешествия по галактике писатель заимствовал из ранних образцов фантастической литературы. Он дополнил классический сюжет элементами фэнтези, мастерски вплетая их в канву космического повествования. Параллельно с трилогией в 1940-х годах Льюис работал над повестями на религиозные темы.
«Письма Баламута» — произведение эпистолярного жанра, открывшее читателям двери в мир христианской веры и морали. Престарелый бес Баламут, прислужник Сатаны, обучал молодого племянника Гнусика хитрым приемам обработки представителей рода человеческого. Проповеди лукавого, преследовавшие цель соблазнения и низвержения в ад праведных граждан, впервые напечатали в 1941 году в периодическом издании «Гардиан». Хитрые советы задумывались как нравоучительные проповеди, поднимавшие боевой дух солдат, участвовавших во Второй мировой войне.
Клайв Льюис
Короткая повесть «Расторжение брака» посвящена размышлениям писателя на тему рая и ада. Произведение перекликается с «Божественной комедией» Данте Алигьери и «Путешествием Пилигрима» Джона Баньяна. Автобусная экскурсия на небеса, предпринятая главным героем, отражает мысли Льюиса о покаянии и неземной радости, на смену которой приходит серая реальность сущего бытия.
Оба произведения, популярные среди современников, обрели вторую жизнь в начале 2000-х годов. «Расторжение брака» стало театральной постановкой, с успехом прошедшей на Бродвее в течение нескольких сезонов. Кроме того, было объявлено о работе над экранизациями повестей, но точные даты премьер не назывались.
Книги цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса
Самый известный цикл в библиографии Льюиса, «Хроники Нарнии», создавался в течение 7 лет, начиная с 1956 года. Книги, написанные для детей в жанре фэнтези, были переведены на 47 языков и проданы миллионными тиражами.
Фантастический мир Нарнии и ее окрестностей, созданный богоподобным львом Асланом, отражал религиозные представления автора. Основываясь на мифологических сюжетах, он хотел в доступной форме преподнести маленьким читателям мысли о боге и вере, поэтому в книге ясно просматривались параллели с библейским повествованием. Положительные персонажи ассоциировались с пророками и праведниками, отрицательные – с предателями и последователями Сатаны.
Иллюстрация к книге Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»
Льюис придумал историю о путешествии четверых детей в сказочный мир, полный чудес и опасностей, встречи по дороге с новыми друзьями и непримиримыми противниками. В каждой из 7 книг саги главные герои попадали в волшебные ситуации, преодолевали трудности на пути к цели и находили новых друзей.
В цикл вошли романы «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель Зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и «Последняя битва». Порядок их написания не соответствовал хронологическому порядку повествования, сюжетная линия выстроилась только в 1956 году, когда все книги были опубликованы.
Экранизация книги Клайва Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на край света»
Серия стала популярной и быстро обрела поклонников среди детей и взрослых, но были и критические отзывы, обвинявшие Льюиса в расизме и женской дискриминации. Став культовым произведением литературы жанра фэнтези, «Хроники Нарнии» неоднократно экранизировались на телевидении и в полнометражном кино. Первый фильм по мотивам произведений Льюиса вышел на экраны в 2005 году и стал началом эпопеи из 7 картин.
Критика
Стивен Т. Дэвис, описывая «почти полное отсутствие аргументов в дискуссиях о статусе Иисуса со стороны профессиональных богословов и исследователей Библии», отмечает, что он «часто подвергается жесткой критике как со стороны людей, которые верят в это, так и со стороны людей, которые не верят в божественность Иисуса «.
Заявления Иисуса о божественности
Часто критикуют то, что трилемма Льюиса зависит от правдивости библейских описаний заявлений и чудес Иисуса. Трилемма основана на интерпретации изображения Иисуса авторами Нового Завета : широко распространенное возражение состоит в том, что утверждения Иисуса, записанные в Евангелиях, неправильно интерпретируются и не претендуют на божественность. Согласно Эрману, исторически неверно, что Иисус называл себя Богом, поэтому посылка Льюиса о принятии этого самого утверждения является проблематичной. Эрман заявил, что это просто легенда, что исторический Иисус назвал себя Богом; это было неизвестно Льюису, поскольку он никогда не был профессиональным исследователем Библии.
В Честное слово , Джон AT Робинсон , затем епископ Вулвиче , критикует подход Льюиса, ставя под сомнение идею , что Иисус намеревался искового божественности: «Это, действительно, вопрос открытый утверждал ли Иисус Сыном Божьим, не говоря уже Бог» . Джон Хик , писавший в 1993 году, утверждал, что эта «некогда популярная форма апологетики» была исключена изменениями в новозаветных исследованиях, ссылаясь на «широкое согласие» с тем, что сегодня ученые не поддерживают точку зрения о том, что Иисус объявил себя Богом, приводя в качестве примеров Майкл Рэмси (1980), CFD Moule (1977), Джеймс Данн (1980), Брайан Хебблтуэйт (1985) и Дэвид Браун (1985). Ларри Уртадо , который утверждает, что последователи Иисуса за очень короткий период развили чрезвычайно высокий уровень религиозного почтения к Иисусу, в то же время говорит, что нет никаких доказательств того, что сам Иисус требовал или получал такое культовое почитание. По словам Герда Людеманна , современные исследователи Нового Завета сходятся во мнении , что провозглашение божественности Иисуса было развитием первых христианских общин.
Необоснованная логическая форма
Другая критика высказана в том, что Льюис создает ложную трилемму , настаивая на том, что возможны только три варианта. Крейг Эванс пишет, что трилемма «лжец, сумасшедший, лорд» дает хорошую аллитерацию, может быть, даже хорошую риторику, но это ошибочная логика ». Он продолжает перечислять несколько других альтернатив: Иисус был мессией Израиля , просто великим пророком, или мы действительно не знаем, кем или чем он был, потому что источники Нового Завета изображают его неточно . Философ и теолог Уильям Лейн Крейг также считает, что трилемма является необоснованным аргументом в пользу христианства. Крейг предлагает несколько других логически возможных альтернатив: утверждения Иисуса о своей божественности были просто добросовестными ошибками, возникшими в результате его искренних усилий по рассуждению, Иисус был введен в заблуждение относительно конкретного вопроса о своей собственной божественности, в то время как его способности к моральному рассуждению оставались в неприкосновенности, или Иисус не понимал, что заявления, которые он делал о себе, равносильны притязанию на божественность. Философ Джон Беверслуис комментирует, что Льюис «лишает своих читателей многочисленных альтернативных интерпретаций Иисуса, которые не несут с собой таких одиозных подтекстов».
Питер Крифт и Рональд Тачелли, SJ, оба профессора философии в Бостонском колледже , также расширили этот аргумент до тетралеммы («Господь, лжец, сумасшедший или легенда») — или пенталеммы, учитывая вариант, что Иисус был гуру , который считал себя Богом в том смысле, что все божественно.
Эксперименты Клайва С.Льюиса. Хроники Нарнии
Нарния — страна, придуманная Клайвом Льюисом
Думаю, что сразу нужно отдать должное смелости Льюиса в литературных экспериментах. Его имя не зря стоит рядом с именем Джона Р. Толкиена, автором «Властелина колец». Их справедливо признают, как отцов жанра фэнтези. Но мало кто знает, что Клайв Льюис годами вдохновлял своего друга Толкиена написать монументальный фэнтези-эпос. И каково же было удивление самого Толкиена, узнав, что Джек (а такое прозвище Льюис имел в писательских кругах) вдруг сам разродился светлой сказкой – «Хроники Нарнии», ставшей очень популярной среди детей.
Надо сказать, что создавать книги, ориентированные на детей и подростков – тоже из разряда смелости, не зря есть такая шутка, что писать для детей, так же легко, как женщине их рождать. А чтобы эту грань смелости Льюиса понять лучше, то нужно вспомнить из биографии писателя, что он женился далеко за 50, и никогда в жизни не имел детей собственных. К тому же, по свидетельству современников, дедушка Джек не очень-то ладил с любыми детьми вообще.
Но удивительно, что Льюис не ограничивал себя зарождающимся в то время жанром фэнтези. Он, заразившись примером своего современника – фантаста Герберта Уэльса, попробовал себя и в космической теме, причем весьма успешно, положив начало научно-фантастическому произведению «Космическая трилогия».
Карта Нарнии
Клайв Льюис не раз дерзал облачать уникальные ветхие сюжеты греческих мифов и поэзии, в новые красивые одежды, тем самым подарив миру великолепные философские шедевры
А сколько богатого наследия для христианской церкви оставил этот великий писатель! Тут и апологетика, и книги-аллегории, лекции, эссе, и важно отметить, что труды Льюиса воспринимаются во всех христианских конфессиях, что на самом деле – редкость!. Наверное, потому что это – Льюис!
Наверное, потому что это – Льюис!
Вообще личность Льюиса весьма занимательна для изучения. Немного о нём.
Все еще друзья?
В 1956 году не произошло непредвиденное: британские власти отказались продлевать миссис Грэшем вид на жительство. Ей надлежало покинуть страну. Остаться она могла лишь в качестве жены гражданина Великобритании. Как человек благородный, Льюис немедленно предложил ей брак. Для Льюиса это был второй брак, его первая жена умерла от деменции.
Льюис помог преодолеть формальности и получить развод, точнее, признать ее церковный брак с Уильямом недействительным. Ведь для мистера Грэшема Джой была второй по счету женой – до нее Уильям уже был обвенчан с другой женщиной. Это означало, что по-настоящему Джой выходила замуж впервые.
Англиканская церковь согласилась с доводами писателя и богослова не сразу. Пока длилось разбирательство, Клайв Льюис и Джой Грэшем зарегистрировали брак в мэрии, скрыв этот факт от знакомых. Отношения с Джой и после регистрации брака оставались дружескими – Клайв и подумать не мог о близости с возлюбленной, пока их не обвенчает Церковь.
«Хорошая жена соединяет в одном лице всех, кто тебе необходим на жизненном пути, — рассказывал Льюис. — Она была мне дочерью и моей матерью, моей ученицей и моим учителем, моей слугой и моим господином. И всегда, соединяя в себе все эти качества, она еще была мне верным товарищем, другом, спутником, однополчанином. Моей возлюбленной; и в то же время она давала мне все то, чего мне не могла дать никакая мужская дружба (а у меня было немало друзей}. Более того, если бы мы никогда не влюбились друг в друга, мы все равно были бы всегда вместе и наделали бы много шуму. Это я имел в виду, когда однажды похвалил ее за «мужские достоинства». Она немедленно заставила меня замолчать, спросив, как мне понравится, если она сделает комплимент моим женским качествам.
Это был хороший ответный выпад, моя дорогая. Но тем не менее было в ней что-то от амазонки, от Пентесилии и Камиллы. И ты, как и я, гордилась этим и была рада, что я заметил и оценил это. Соломон называл свою жену Сестрой. Можно ли считать женщину совершенной женой, если хоть один раз, в определенный момент, в определенном настроении, мужчина не почувствует потребности назвать ее Братом?»
Медовый месяц на тонущем корабле
Последующие два года прошли в относительном спокойствии. Джой наслаждалась ролью жены и матери, а Клайв — обществом Джой. Его восхищало в ней все, даже своенравие: «Самый ценный дар, который мне дала женитьба, — это то, что рядом со мной всегда было существо, очень близкое, тесно связанное со мной и в то же время отличное от меня и даже сопротивляющееся, одним словом — сама реальность».
Друзья посмеивались над Льюисом, когда выяснилось, что он специально проконсультировался у знакомого врача, может ли мужчина в его возрасте и женщина в ее состоянии заниматься любовью. Ответ был утвердительным. Друзья подозревали, что Льюис оставался девственником до брака с Джой, и советы врача ему понадобились потому, что он был абсолютно неопытен. Однако любовь — лучший учитель… В одном из интервью Джой открыто заявила журналисту: «Джек — отличный любовник». Более стыдливый, Льюис тоже не смог сдержать восторгов: «Эти несколько лет, что мы были вместе, мы наслаждались любовью во всех ее проявлениях: временами серьезные и веселые, романтически-приподнятые и приземленные, иногда — иногда драматические, как гроза, временами — удобные и уютные, как домашние шлепанцы. Ни единая крупица тела и души не осталась неудовлетворенной».
Клайв называл жену ее первым именем: Хелен. Для него она была подобна Елене Прекрасной. Той самой, из-за которой произошла Троянская война. Клайв не сомневался: его Хелен не менее желанна и прекрасна, чем та легендарная Елена. В его мемуарах и книгах жена упоминается с одним инициалом: «X.».
В феврале 1957 года Льюис писал другу: «Ты не поверишь, как счастливы мы вместе, как нам весело — медовый месяц на тонущем корабле».
Вместе с сыновьями Джой поселилась в имении Килнз в пригороде Оксфорда, которое Клайв унаследовал от миссис Мур и с тех пор жил в нем вместе с братом.
В 1959 году супруги решили, наконец, устроить медовый месяц и уехали в Грецию. Это было самое счастливое путешествие Льюиса — уже хотя бы потому, что он в первый раз со времен войны выехал за пределы Великобритании. И это было путешествие с любимой, чьим удивительным жизнелюбием он не переставал восхищаться: «Ее вкус ко всем удовольствиям чувства, разума и духа никогда не притуплялся. Она наслаждалась всеми радостями жизни, как никто другой, кого я знал». Он беспрерывно благодарил Бога за чудесное исцеление Джой, однако не мог унять подспудную тревогу: а вдруг болезнь все же вернется? Он молился, он надеялся, временами даже верил, что Джой исцелена по-настоящему. И все же не переставал бояться за нее. Он безумно любил жену и не скрывал святотатственных мыслей: «Она практически могла быть для меня важнее Бога, я бы мог сделать то, чего хотела она, а не Бог, если бы возник вопрос выбора».
И этот вопрос возник, когда они вернулись в Англию: ремиссия закончилась так же внезапно, как и началась…
Джой умирала в ужасных мучениях, однако она находила в себе силы поддерживать мужа. Льюис вспоминал о ее последних днях: «Незадолго перед концом я спросил ее: «Ты могла бы прийти ко мне — если это разрешается — когда придет моя очередь умирать?» «Разрешается, — сказала она. — Если я окажусь в раю, меня трудно будет удержать, а если в аду, я там все разнесу на куски». Она понимала, что мы говорили на условном мифологическом языке с некоторым элементом комедии. И она даже подмигнула мне сквозь слезы».
Джой скончалась 13 июля 1960 года. «Она сказала не мне, а исповеднику: «Я в мире с Богом». Она улыбалась, но не мне. Poi si torno ail’eterna fontana. Она припала к вечному источнику», — писал Льюис.
Угроза счастью и чудо исцеления
По-настоящему понять, что значит для него эта женщина, Льюис смог, только когда жизнь Джой оказалась под угрозой. Ломота в костях, которую Джой принимала за ревматизм, оказалась симптомом костного рака. В июне 1956 года она легла на обследование, а в июле ее ожидали три операции. Страдание Джой лишь усилило любовь Льюиса. Как признавался он сам, «я никогда еще так не любил ее, как с тех пор, когда ее постигло несчастье».
Льюис уже не хотел держать в тайне свой брак. В Сочельник 1956 года в «Таймс» появилось скромное объявление: «Профессор К.С. Льюис, Кембридж, сообщает, что вступил в брак с миссис Джой Грэшем, ныне пациенткой больницы Черчилль, Оксфорд. Супруги просят не присылать поздравительных писем».
Им, наконец, удалось обвенчаться. Нашелся смелый и совестливый священник, как оказалось, бывший студент Льюиса, который провел церемонию прямо в палате. И случилось чудо: после обряда Джой вдруг резко пошла на поправку.
Было и еще одно чудо, порожденное безмерной любовью Клайва к Джой Дуглас Грэшем: «Еще одно необычное происшествие случилось, когда мать страдала от невыносимых болей. Джек начал молиться, чтобы этот крест перешел к нему, чтобы он принял на себя всю ту боль до тех пор, когда ее анальгетики не начнут действовать. Внезапно боль оставила мою мать, а у Джека страшно разболелись ноги». Вскоре после выписки Джой из больницы врачи диагностировали у Клайва остеопороз. Его кости истончались, зато ее бедро заживало.
Фильм «Страна теней», 1993, в роли Клайва С. Льюиса Энтони Хопкинс. (англ.)
Больше не Джой Грэшем
Две недели пролетели, и Джой пришлось вернуться в Америку. Она уже знала, что любит Льюиса и собиралась разорвать отношения с Грэшемом, ожидая, что это будет нелегко. Однако судьба преподнесла ей сюрприз: муж первый объявил, что полюбил другую женщину — молодую племянницу Джой Рене Родригес. Джой забрала сыновей и уехала с ними в Англию.
Они поселились в Оксфорде. Дэвид и Дуглас пошли в школу. Клайв Льюис помогал оплачивать их образование. Выходные проводили вместе, вчетвером, как семья: Клайв, Джой и два мальчика. Льюис посвятил сыновьям Джой одну из книг «Хроник Нарнии»: повесть «Конь и его мальчик». Дэвид и Дуглас полюбили Льюиса, правда, не как отца, а скорее как эксцентричного старого дядюшку. Они называли его детским прозвищем Джек и считали, что это он нуждается в опеке с их стороны, поскольку, как и все англичане, плохо приспособлен к реальной жизни. Когда Льюис принял предложение преподавать литературу в Кембридже, Джой с мальчиками осталась в Оксфорде: они ведь только привыкли к новому месту и новой школе. Но Льюис по-прежнему проводил с ними все выходные. Он уже не мыслил себе жизни без Джой — без нее ему было просто неинтересно. Позже он вспоминал: «Ее ум был сильный и гибкий, как леопард. Ни страсть, ни нежность, ни боль не могли разоружить ее разум. Он чуял первые признаки слюней и сентиментальности, вспрыгивал и валил тебя с ног, прежде чем ты успевал сообразить, что произошло. Сколько моих мыльных пузырей она моментально прокалывала своей острой булавкой! Я быстро научился не нести вздор, разве только из чистого удовольствия наблюдать ее реакцию — горячий раскаленный толчок, из удовольствия быть ранимым и смешным в ее глазах. Ни с кем другим я так не боялся показаться смешным».
Друзья Льюиса отнеслись к его американской подруге по-разному. У кого-то Джой вызывала симпатию, но некоторые — например, Толкиен — приняли ее в штыки. Толкиен вообще не любил американцев, к тому же у него было четкое представление о том, как должна себя вести приличная женщина, и поведение Джой его возмущало. Будучи ревностным католиком, он содрогался при мысли, что его друг свяжет жизнь с разведенной женщиной. Зато Эдит Толкиен, которая не ладила с женами профессоров, сразу же подружилась с Джой, хотя самого Льюиса она не жаловала.
Толкиен опасался зря. Какими бы теплыми ни были отношения между Джой и Льюисом, писатель не собирался на ней жениться. Во-первых, он опасался «охотниц за мужьями», а Джой порою вела себя уж слишком настойчиво. У Льюиса уже имелся негативный опыт такого рода: ему нередко писали поклонницы, а одна из них даже начала его преследовать — забрасывала письмами, бродила вокруг его дома и даже написала в газете о своем тайном венчании с писателем. Во-вторых, хотя Джой развелась с мужем, англиканская церковь не признавала разводы. Сын Джой, Дуглас Грэшем, вспоминал: «Мне кажется, что Клайв довольно скоро стал испытывать к маме любовь, а не просто дружбу, но ему потребовалось много времени, чтобы осознать свои чувства и особенно, чтобы принять их».
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Lewis 1997, p. 6.
- , p. 10.
- , p. 56.
- World Archipelago. (недоступная ссылка). www.cslewis.com. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- ↑ Lewis, C. S. (1955). Surprised by Joy: The Shape of My Early Life. Orlando, FL: Harvest Books. p. 186—188. ISBN 0-15-687011-8.
- , p. 24.
- Wayne Martindale, Beyond the Shadowlands: C. S. Lewis on Heaven and Hell, Crossway, 2005. p 52.
- Lewis 2000, p. 59.
- Lewis 2004, p. 564—565.
- King, Francis (1978). The Magical World of Aleister Crowley. New York: Coward, McCann & Geoghegan, ISBN 0-698-10884-1.
- Thomas C. Peters, Simply C. S. Lewis: A Beginner’s Guide to the Life and Works of C. S. Lewis, Crossway, 1997. p 70.
- Lewis 2004, p. 310.
- Clare 2010, p. 21—22.
- The Old Inn 2007.
- Lewis 1993, p. 93.
- ↑ Sayer, George (1994). Jack: A Life of C. S. Lewis (2nd ed.). Wheaton, IL: Crossway Books. p. 122—130. ISBN 0-89107-761-8.
- Arnott, Anne. «The Secret Country of CS Lewis», 1974.
- Edwards 2007, p. 133.
- Sayer, George (1997). Jack: A Life of C. S. Lewis. London: Hodder & Stoughton, p. 154.
- (недоступная ссылка). Impala Publishers Blog Page. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- , p. 115.
- , p. 65.
- , pp. 66—67.
- , p. 229.
- , pp. 228, 229.
- Carpenter 2006.
- Wilson 2002, p. 147.
- Bingham, Derick (1999). The Story Teller. C. S. Lewis (Trail Blazers series). Christian Focus Publications. p. 85—87. ISBN 978-1-85792-487-9.
- The Story Teller. C. S. Lewis. p. 88.
- The Story Teller. C. S. Lewis. p. 91—93.
- The Story Teller. C. S. Lewis. p. 93.
- The Story Teller. C. S. Lewis. p. 94.
- (англ.). C. S. Lewis Foundation. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- The Story Teller. C. S. Lewis. p. 96.
- CS Lewis — His Conversion, Lamblion.
- ↑ Haven 2006.
- Hooper & Green 2002, p. 268.
- . www.oxfordhistory.org.uk. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- Schultz and West (eds), The C. S. Lewis Reader’s Encyclopedia (Zondervan, Grand Rapids, Michigan, 1988), 249.
- . www.theage.com.au. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- . www.theage.com.au. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- McGrath, Alister (2013). «C. S. Lewis — A Life: Eccentric Genius, Reluctant Prophet». Tyndale House Publishers, Inc. p. 358.
- FoHTC.
- John Visser. (англ.). cslewis.drzeus.net. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- Kreeft 1982.
- . usatoday30.usatoday.com. Дата обращения: 19 февраля 2016.
Христианская фантастика
Религиозные проповеди, философские и богословские работы — пожалуй, самая весомая часть литературного багажа Клайва Льюиса — и вместе с тем имеющая меньше всего отношения к фантастике. В этих произведениях писатель продолжает литературную традицию 17—18 веков: облекать идеи и рассуждения в зачастую фантастические одежды аллегорий и метафор. Вот, например, первая работа Льюиса после обращения — «Возвращение паломника» (название отсылает читателя к аллегорическому роману Джона Беньяна «Путь паломника», самой известной христианской книге в британской истории). Главный герой льюисовского романа, Джон, странствует в поисках зачарованного острова. Ему предстоит познакомиться с господином Богатство, матерью Церковью и мистером Просвещение, пройти через город Трепета и долину Унижения. За фэнтезийной оболочкой скрываются душевные искания самого Льюиса.
Рыцарь Благой Вести сражается с Драконом Неверия. |
Самый интересный представитель «богословской» фантастики Льюиса — «Письма Баламута», тридцать одно послание высокопоставленного черта своему племяннику Гнусику, приставленному к новообратившемуся христианину. За исключением самого факта «адской почты» и одного упомянутого превращения Баламута в большую сороконожку, здесь нет ничего фантастического. Зато подробно разобраны искушения, подстерегающие современного христианина на каждом шагу его духовной жизни. Несмотря на советы опытного наставника и сотрудничество с другими искусителями, Гнусик терпит поражение — душу его подопечного, погибшего во время бомбежки, забирают ангелы.
Льюис планировал написать вторую книгу о Баламуте, в которой показал бы колледж для чертей-искусителей. |
Интересно и «Расторжение брака» — перекликающаяся с дантовской «Божественной комедией» экскурсия по Аду и Раю. Впрочем, Льюиса, в отличие от великого итальянца, интересует не физическое устройство этих местностей, а то, каково находиться в Аду или в Раю. Интересно, что льюисовский Ад неизмеримо меньше Рая. Именно поэтому возможно Спасение: грешнику можно возвеличится до праведника, но праведник не может умалиться настолько, чтобы уместиться в Аду.
Это интересно |
|