Григорий богослов

Вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Учители Церкви Василий, Григорий и Иоанн, жившие в IV-V веках, стали великими продолжателями   первоапостольского просветительского поприща, за что каждый из них получил от народа имя-звание, запечатлевшее их подвиг. Василий – Великий,  столп, опора вероучения. Много ли таких великих? Одной руки хватит перечесть. Григорий – Богослов, превзошедший все эллинское учение, поэт, мыслитель, ставший светильником Божиего слова.  Иоанн – Златоуст, блестящий оратор, горячий проповедник, мудрый наставник, нелицеприятный обличитель всякой неправды.

О, как нуждалась, да и сейчас нуждается Церковь в мудрых, образованных и талантливых просветителях, в тех, кто может словом, знанием, верой противостоять языческому суемудрию и ветийству, обличить ложь и всяческую ересь, рассеять сомнения и заблуждения.

И тогда только что обретшая свободу Церковь остро нуждалась в просветителях, т.к. без обучения и воспитания народа невозможно было очиститься от внутреннего язычества, глубоко вкоренившегося в сознание и поразившего насквозь среду народной бытовой жизни. Еще стояли идолы, на улицах сидели гадатели, смущали народ всякие колдуны и волхователи, а философы до хрипоты спорили друг с другом, блуждая в поисках умственной истины.

Чем не наше время?.. И тогда, как и сейчас кто половчей извлекает выгоду из состояния    человеческой  темноты и сомнений, страхов и заблуждений. А они, просветители – Василий, Григорий и Иоанн, каждый по-своему, противостали тьме, ересям, хаосу в мыслях и делах. Заступили людей от зла, за что и потерпели наветы, прещения, зависть, оговоры, были гонимы, осуждаемы, заключаемы под стражу. Однако, истина все побеждает: 

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин1:5). 

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Окончание земного пути

До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.

В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.

Дни памяти святого:

  • 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
  • 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.

Важно! Вселенская церковь причислила подвижника к лику святых с именем Богослов — за праведную и святую жизнь и ясное изложение учения о Пресвятой Троице

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Иконография

В каждом храме есть икона, на которой изображается Григорий Богослов. На большинстве икон святителя изображают в виде седоволосого старца с немалыми залысинами на передней части лба. У него широкая и длинная борода, усы. Одет он в крещатую фелонь, в руках держит свиток с молитвенными текстами и Евангелие. На некоторых иконах, датированных XVII веком, он изображен в митре и саккосе.

Иногда Богослова изображают как отца Церкви и величайшего автора гомилий. Первые такие иконы появились в VII веке. Он изображается фронтально в полный рост, одетый в фелони. Иногда вместе с ним изображают образ святого Василия Великого, который при жизни был близким другом священнослужителя. Чаще всего такие изображения использовались для размещения в центральной части храмов. Однако иногда их помещали и в других частях храма.

Творческое наследие

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // Богословия уме крайнейший.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 годВасилий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея РублеваСвятитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

Где можно найти мощи

Многих людей, которые собираются почитать свт. Григория Богослова, интересует, где хранятся его мощи. На протяжении нескольких сотен лет мощи святителя часто переносились. Впервые это произошло в 950 году, когда их с родного города Богослова перенесли в одну из константинопольских церквей. Пролежали они там в течение 150 лет. Затем храм разграбили римляне и перевезли остатки в Рим. Там для них была построена специальная гробница, расположенная внутри собора Петра.

В конце 2004 года часть остатков была возвращена в Константинополь, в храм святого Георгия. Также мощи Богослова можно найти и в Греции. В храме на Афоне находится левая рука святого. Десница Григория находится в городке Янина. Посетители храма утверждают, что мощи до сих пор источают благоухание. Часть мощей святого находится в Кремлевском соборе, который находится в Москве. Они были переданы в этот собор в далеком 1653 году. Тогда их лично принимал царь Алексей Михайлович. Также останки святого находятся в местном храме поселка Неа Карвали, расположенном на территории Греции.

Преставление архиепископа Григория Богослова

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Друг и единомышленник

Крестился Григорий в 30 лет от своего отца. Стремясь к созерцательной жизни, Григорий уехал в Понт, где его друг, Василий Великий основал монастырь. Он вел подвижническую жизнь, постился, молился и размышлял о Боге, часто совместно с Василием Великим. Друзья занимались составлением труда “Филокалии”, который содержал выписки из сочинений греческого христианского богослова и философа Оригена. 

В 361 году Григорий возвратился домой, выполнив настоятельную просьбу отца, и был хиротонисан им в священники в праздник Рождества Христова. Однако подвижник стремился к созерцанию, и в священстве видел препону к аскетической жизни, поэтому отбыл обратно в Понт. Спустя год Григорий все же вернулся в Назианз, и помогал отцу в управлении епархией. В первую Пасху по прибытии домой Григорий произнес первое Слово, в котором объяснил причины своего промедления и поздравил жителей Назианза со Светлым праздником, уча их быть доброй паствой, слушать голос Пастыря и стремиться во всем уподобляться Христу. 

Святитель Василий Великий

Начало священнического служения Григория совпало со временем правления императора Юлиана Отступника. Гонения коснулись и христиан города Назианз, по команде императора в город ввели войска с целью занять христианские храмы. Отец Григория организовал из христиан сопротивление правительственным войскам, и этим смог предупредить захват церквей. 

В то же время распространилась ариева ересь, и Григорий-старший, не вникнув в богословскую суть документа, подписал еретический Символ Веры, чем привел свою паству в замешательство и вызвал раскол среди пасомых. Григорий-сын выступил в защиту отца, который публично покаялся в своем заблуждении.  

Святитель поневоле

В 365 году епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской занял святитель Василий Великий. Он боролся с арианством, что вызвало недовольство императора Валента. Император, в отместку за отказ святителя Василия признавать арианскую ересь истиной, разделил Каппадокию на 2 части. Это уменьшило канонические земли Василия и отрицательно повлияло на его авторитет в Церкви. Чтобы защитить истину Православия и удержать свои позиции в церковном сообществе, святитель Василий смог продвинуть на епископские кафедры в ключевых городах епархии своих друзей — Григория Нисского и Григория Богослова. 

Таким образом в 371 году Григорий Богослов был хиротонисан в епископы и поставлен на Сасимскую кафедру. Григорий, как мог, старался избежать епископства, как суетной должности, не соответствующей его душевному расположению и стремлению к аскезе. Он долго колебался, однако, убежденный отцом, все-таки принял на себя сан архиерея и кафедру. 

На кафедре в Сасимах святитель Григорий пробыл совсем мало, и не отслужив в городе ни единой литургии, покинул его. Он описывал Сасимы как бесплодное и дикое место, наполненное бродягами и чужеземцами, как город страданий и мук. 

Три года святитель Григорий пробыл в пустыни. Он состоял в переписке со святителем Василием, и в письмах излагал свое недовольство ролью, навязанной ему святителем Василием. Он укорял друга в излишне активных мерах, признавал ненужной борьбу за распространение христианства. По мнению Григория Богослова, лучшее действие — бездействие. (письмо 32 к Василию Великому).

Святая праведная Нонна

По просьбе отца Григорий Богослов возвратился в родной город, и помогал управлять делами епархии до самой смерти Григория-старшего. На похороны приехал святитель Василий Великий и произнес погребальную проповедь, восхваляя заслуги усопшего. 

Горе Григория Богослова вновь сблизило сподвижников, и славная дружба была восстановлена. 

Вскоре после преставления отца почила и мать, причем совершенно внезапно, не поболев ни одного дня. Она посетила церковь, в которой ранее служил ее супруг, а теперь сын, чтобы помолиться, почувствовала вдруг дыхание смерти и, сотворив молитву, предала душу Богу.

Мать Григория Богослова прославлена в лике святых, память святой праведной Нонны Назиазинской совершается 5 августа. 

Кончина родителей стала причиной настолько сильной болезни святителя Григория, что некоторые не ждали его выздоровления. Он покинул родной город, частью из-за болезни, а частью из смирения, так как считал себя недостойным занять отцовскую кафедру. Святитель ожидал, что в его отсутствие будет избран другой епископ. Жители Назианза рассудили по-своему, и просили Григория Богослова заступить на епископскую кафедру. 

В 379 году умер Василий Великий. Это событие поразило святителя Григория Богослова. Позже, уже отойдя от дел, он написал “Надгробное слово”, посвященное другу. 

Высказывания и афоризмы

Выделяют несколько известных высказываний, которые многие используют даже после смерти Богослова:

  • «Изрекать могут многие, понимать— не все».
  • «Пугливый муж пугливые мысли имеет».
  • «Одного невозможно избыть человеку: стремления к женщине».
  • «Беседы, долго идущие, пожирают жизнь».
  • «Много худого теперь говоришь обо мне ты, милейший».
  • «Не заграждай источника, который готов произвести из себя большую реку».
  • «Дурная жена в доме подобна злой вьюге».
  • «Для чего представляешь из себя Пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты — нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда ты поставлен в ряду воинов?»
  • «Что в нашем учении всего превосходнее и всего полезнее? Мир. А что всего гнуснее и вреднее? Разногласие».
  • «Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, чем положит конец пороку».
  • «Выказывайте благочестие менее словом, а более делом».
  • «Мед, несмотря на то, что он мед, если принят в излишестве и до пресыщения, производит рвоту».
  • «Безопаснее слушать, нежели говорить; вожделеннее учиться, нежели учить…»
  • «От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела».
  • «Убивайте, расхищайте, злые рабы низкой корысти: никто уже не удержит вашего сребролюбия! Если ради золота и на это отважился ты, злоумышленный злодей, то на все наложишь свою хищническую руку».
  • «Бог творит все, как хочет, а человек— как может».

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Труды

Богослов известен тем, что после своей смерти он оставил немало трудов, которые актуальны и сейчас. К наиболее значимым работам святителя можно отнести следующее:

  • На богатолюбцев. Здесь святитель писал о людях, которые думают только о материальных благах и совершенно забыли о духовном богатстве.
  • На лицемерных монахов. Здесь поднимается проблема, связанная с тем, что некоторые монархи отвернулись от веры и начали думать только о себе и о своем благосостоянии.
  • Притчи Христовы. Здесь святитель писал о наиболее известных притчах Иисуса.
  • Определения. В этой работе Богослов решил поделиться определениями слов, которые должен знать каждый верующий человек.

Собор

На Собор прибыло 150 ортодоксальных епископов, среди них Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский. Председательствовал на соборе Мелетий Антиохийский, а после его смерти председателем стал Григорий Богослов. 

Первоочередным вопросом  Собора стало рассмотрение дела о назначении Константинопольского патриарха. Так как император, большая часть духовенства и народ поддерживали Григория Богослова, он был избран патриархом. 

После смерти Мелетия антиохийская кафедра требовала нового замещения. Святитель Григорий поддержал одного из кандидатов, Павлина. Обиженная противная сторона стала изыскивать повод о смещении святителя Григория с патриаршей кафедры. Египетские архиереи, прибывшие на Собор с опозданием, также не пожелали поддержать избрание святителя Григория патриархом. Поднялся спор, и противники святителя нашли формальный повод для смещения: он был обвинен в самовольном уходе с Сасимской кафедры и незаконном занятии Константинопольской. Воспользовавшись моментом, против святителя Григория стали высказываться все недовольные — одни обвиняли его в излишней мягкотелости к еретикам, другие — в слишком строгой позиции в борьбе с теми же еретиками.  

Второй Вселенский Собор

Святитель Григорий, устав от борьбы за ненужную ему власть, и желая мира Церкви, покинул Константинополь. На прощание он произнес проповедь, в которой объяснил свою позицию как христианина и пастыря, доказав при этом ее правоту.  

Окончание земного пути

До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.

В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.

Дни памяти святого:

  • 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
  • 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.

Важно! Вселенская церковь причислила подвижника к лику святых с именем Богослов — за праведную и святую жизнь и ясное изложение учения о Пресвятой Троице

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория — апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Праздник

Восточная православная церковь и Восточные Католические Церкви отмечают два праздники в честь Григория. 25 января — его основной праздник; 30 января, известный как праздник Трех Великих Иерархов , поминает его вместе с Иоанном Златоустом и Василием Кесарийским. Католическая церковь отмечает его праздник 2 января. Церковь Англии и Епископальная Церковь США празднуют День Святого Святого Григория, 2 января, в « Малом фестивале ». Лютеранская Церковь Миссури Синод отмечает Грегори, вместе с Василием Великим и Григорием Нисский (в Каппадокийские Отцов ) 10 января. и Евангелическо — лютеранская церковь в Америке почтили память Григория Богослова вместе со своими друзьями Василий Великий и Григорий Нисский 14 июня. ААЦ посвящает два дня каждый год Грегори. Его поминают вместе с одиннадцатью другими учителями церкви в субботу перед праздником Открытия Святого Креста (который отмечается в ближайшее к 26 октября воскресенье. В армянском церковном календаре также есть праздник, посвященный исключительно Григорию. Это либо суббота перед четвертым воскресеньем Преображения Господня , либо, если этот день приходится на праздник Успения , в субботу перед третьим воскресеньем после Рождества Христова .

Труды

Богослов известен тем, что после своей смерти он оставил немало трудов, которые актуальны и сейчас. К наиболее значимым работам святителя можно отнести следующее:

  • На богатолюбцев. Здесь святитель писал о людях, которые думают только о материальных благах и совершенно забыли о духовном богатстве.
  • На лицемерных монахов. Здесь поднимается проблема, связанная с тем, что некоторые монархи отвернулись от веры и начали думать только о себе и о своем благосостоянии.
  • Притчи Христовы. Здесь святитель писал о наиболее известных притчах Иисуса.
  • Определения. В этой работе Богослов решил поделиться определениями слов, которые должен знать каждый верующий человек.

О чем молятся перед иконой Григория Богослова

Молитва перед святым образом святителя и хранителя христианской веры является обязательной перед началом нового строительства или входом в новое место жительства.

В молитвенном воззвании христиане просят о проблемах, которые тревожат их в обыденной жизни:

  • исцеление души и тела;
  • указание правильного выхода из сложившейся ситуации;
  • укрепление веры и защите от ложных христианских верований;
  • дарование умения проповедовать и молиться.

Молитва святителю помогает обратить в православие и спасти от пагубных влияний души родных и близких.

Обращаясь к признанному Святой Церковью святителю Григорию, христиане просят в искренности сердца о защите душ от погибели, тел от страданий и бедствий. Никогда не переставая славить имя Великого Богослова, христиане уверенно стоят на пути истины и православной веры.

Важно!  Православная Церковь почитает память великого христианского учителя, поэта и молитвенника Богослова Григория 7 февраля. Молитвенное воззвание защитнику веры и гонителю ариан способно отогнать вражеские замыслы и нападки от домов наших и утешить сердца в дни горя. В молитве главное верить, что спасают не слова, а состояние сердце молящегося и сила веры

Молитвенное воззвание защитнику веры и гонителю ариан способно отогнать вражеские замыслы и нападки от домов наших и утешить сердца в дни горя. В молитве главное верить, что спасают не слова, а состояние сердце молящегося и сила веры.

https://youtube.com/watch?v=Q-_minMvCdo

Святитель Григорий Богослов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector