Грех любостяжания: значение и толкование слова

Раздел 2. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ НЕБРЕЖЕНИЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ?

Со вторым обстоит следующим образом.

Возражение 1

. Кажется, что небрежение не противоположно рассудительности. В самом деле, небрежение, похоже, есть то же, что и праздность и леность, которые, согласно Григорию, принадлежат апатии150. Но апатия , как было показано выше (35, 3), противоположна не рассудительности, а любви к горнему. Следовательно, небрежение не противоположно рассудительности.

Возражение 2

. Далее, любой грех упущения, похоже, происходит из-за небрежения. Но грехи упущения противоположны не рассудительности, а исполнительным нравственным добродетелям. Следовательно, небрежение не противоположно рассудительности.

Возражение 3

Девственность — это недостаток или преимущество?

Решающий момент в этом вопросе — возраст особи женского пола. Разумеется, если возраст больше двадцати пяти лет, девственная плева становится проблемой и источником комплексов. Все должно происходить в свое время. Если есть постоянный партнер, взаимная любовь между парнем и девушкой — то в акте любви нет ничего страшно. Напротив, он станет источником радости и счастья для обоих партнеров.

Заниматься воспитанием девочки должны оба родителя. Привить должную самооценку, ценить себя и блюсти свою честь невозможно в условиях постоянных семейных скандалов. Очень редко целомудренная девушка может выйти из проблемной семьи, где пьяные скандалы и рукоприкладство являются нормой.

Слова и словосочетания, годные к замене

Через синонимы легче усвоить новую информацию, но что-то подсказывает, что замены объекта исследования тоже придется растолковывать, но это не беда. Вот список:

  • сребролюбие;
  • корыстность;
  • любовь к деньгам;
  • страсть к наживе;
  • нездоровое потребительство.

Сребролюбие – это устаревший синоним словосочетания «любовь к деньгам».

Стоит, наверное, объяснить, что такое нездоровое потребительство. Мы живем в мире, где почти все очень быстро выходит из моды, но не из строя: телефоны, компьютеры, кумиры, популярные книги. Человек как будто все время живет на игле новых впечатлений, то есть ему постоянно нужно возбуждать свой разум и свои чувства. В эту же линию укладывается огромное количество разводов как в западном мире, так и в России. Доминирующая эмоция сейчас – тоска, чтобы ее развеять, человек не жалеет сил и не считается со средствами.

Мифы и высказывания великих людей

Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.

Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.

Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.

Святые о любостяжании

В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.

  • Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
  • Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
  • Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
  • Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
  • Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
  • Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
  • Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
  • Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.

Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.

Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.

Это интересно: Грех злословия в православии — разбираем обстоятельно

Любостяжание в православии

В православном учении грех любостяжания порицается и приравнивается к идолопоклонничеству.

Для такого человека объектом поклонения и служения становятся деньги. Жадность порождает другие смертные черты: зависть, чревоугодие, гордыню. Недаром священнослужители называют ее «матерью всех грехов». У православных людей, душевный застой, порожденный заботой о материальном благополучии, уничтожает благо, дарованное высшими силами. Это предательство Божьего учения.

В Библии любостяжание упоминается много раз и называется по-разному:

  • сребролюбие;
  • мздоимство, лихоимство;
  • скупость;
  • алчность;
  • корыстолюбие;
  • ненасытность.

Все эти грехи связаны с любовью к обогащению. Они осуждаются и презираются. Тот, кто «спешит к богатству», обязательно «познает бедность». Это «суета и недоброе дело».

Баптистская церковь создала проповедь на жадность. В ней рассказывается о том, откуда в нашем обществе появляется любостяжание, и почему этот грех так распространен среди молодых людей. Всему виной — пропаганда материальных ценностей, образа «успешного индивида» и навязывание информации о необходимости иметь много денег. Из-за жажды наживы случаются большинство преступлений, случаев мошенничества, нарушения прав человека, превышения должностных полномочий, а также техногенных катастроф и аварий. Жадность — это то, что губит человеческие души.

Многие святители и преподобные старцы высказывались о различных грехах, в т. ч. и о значении любостяжания.

По мнению святителя Василия Великого, корыстолюбие заключается в том, что преступается закон Божий, и человек заботится больше о себе, чем о ближнем. Христианин не должен стремиться к избыточной пышности и роскоши, нужно быть свободным от стяжательства. Жадный человек не сможет остановиться, умерить свои желания.

Григорий Нисский говорил о том, что любостяжательство — самый жестокий мучитель, который, однажды поработив человеческую душу, будет вечно заставлять ее выполнять все возрастающие потребности, постоянно принимая в себя, но никогда не наполняясь. Он сравнивает человеческую жадность с многоголовым зверем с тысячами челюстей, который поглощает пищу, но не насыщается, а требует все больше.

Антоний Великий считал: сребролюбие — удел грешного человека, который даже не задумывается о правде, справедливости и о том, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на погоню за богатством. К тому же смерть невозможно подкупить, она все-таки наступит, и человек поймет, что стяжательство было напрасным трудом.

Преподобный Ефрем Сирин призывал не обременять себя «тяжкой ношей», поскольку Богу угодно, чтобы душа являлась к нему налегке. В Его Царстве есть все, что нужно человеку. Главное в жизни — это найти Всевышнего в себе.

Епископ Игнатий называет сребролюбие идолопоклонничеством, поскольку любовь и верность Богу переносится к деньгам, делая их смыслом жизни. Недаром основным обетом монашества является нестяжание. Отвергать это означает отречься от монашества.

Подытожим

  • Многостяжание — это один из подвидов греха сребролюбия. Поддавшись ему, человек становится зависим от материальных вещей.
  • Каяться в этом грехе можно ежедневно, не допуская не только греховных деяний, но и мысленного желания накопительства.
  • Кроме многостяжания, есть и другие виды сребролюбия: лихоимство, мшелоимство, скверноприбытчество.

Все люди грешны, и даже в православной церкви есть власть имущие мужи, поддающиеся греху многостяжания. По крайней мере, в этом уверена автор данного ролика:

А вот как официальные церковные деятели объясняют появление батюшек на дорогих авто:

Это интересно: Праздник Успение Пресвятой Богородицы — дата, традиции

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников — целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели — целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Это интересно: Что такое канон в православии и как его правильно читать: поясняем все нюансы

«Мертвые души»

Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет «монстров».

Роман «Мертвые души» можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:

  1. Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец – Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую «матрицу» скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного «хлама», в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина «прорехой человечества».
  2. Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга – яркие образы чревоугодников и «прожигателей жизни». Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия – лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
  3. Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка – глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими «благами», а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
  4. Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы – это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.

Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал «мертвые души». Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием «благих намерений» решаются вопросы собственной выгоды.

Святые о любостяжании

В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.

  • Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
  • Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
  • Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
  • Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
  • Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
  • Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
  • Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
  • Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.

Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.

Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.

Это интересно: Грех злословия в православии — разбираем обстоятельно

Значение

Любостяжание – это страсть к наживе или корыстолюбие. Совсем молодому читателю, наверное, эти слова мало что сказали. Но не стоит отчаиваться. Все достаточно просто. Под этим на данный момент устаревшим определением скрывается обыкновенная у людей любовь к деньгам, собственности и обладанию вещами. Вот и вся загадка.

Любостяжание – это страсть, которая традиционно осуждается основными религиями, но, как правило, вызывает зависть и вожделение у других людей. Например, человек, снимающий или покупающий дорогую яхту для прогулки по реке, явно страдает любостяжанием. С другой стороны, почему страдает, может быть, он, как в известном анекдоте, им наслаждается. Конечно, ставить диагнозы — дело неблагодарное, особенно в мире, где многие буквально помешались на цифрах, монетах, зарплатах и достижениях, выражающихся исключительно в долларовом эквиваленте. Поэтому оставим на время эту тему и перейдем к синонимам.

Избавление от качества

Чтобы избавиться от этого греха, нужно признать его наличие, раскаяться и самому убедиться в необходимости его изжить. После этого нужно изменить образ мышления, научиться делиться с ближними, отвлечься от стремления к накоплению и сменить круг общения. Для борьбы с проблемой можно обратиться к психологу.

Грех любостяжания существует на протяжении многих веков и является неотъемлемой составляющей характеров многих людей. Библия и прочие религиозные источники считают это явление основой неблаговидных поступков, уводящих индивида от Божьих заповедей. Чтобы преодолеть любостяжание, необходима кропотливая духовная работа и борьба с собственными пороками.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.

Бойтесь чрезмерности

Причем здесь синоним любостяжания? Это довольно просто. На нужды человека с «раскормленными» потребностями работает вся машина западной цивилизации, особенно это заметно в Америке. Уклад жизни ясно свидетельствует об этом: расход воды, продуктов. Но нагляднее всего подушки для спальни. Американцы обожают огромное количество подушек, которые не играют никакой функциональной роли, они используется только как элемент декора.

Конечно, любовь к обладанию было бы легче всего проиллюстрировать на примере каждый год выходящих моделей телефонов и другой техники, которые людям с помощью маркетинга усиленно навязывают покупать, но это немного банально.

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

  1. Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие.
  2. Добиваться, достигать чего-либо (славы).
  3. Доставлять, приносить кому-либо ( уважение).

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

  • сребролюбие;
  • пристрастие к имуществу;
  • корыстолюбие;
  • страсть к наживе;
  • любовь к деньгам;
  • нездоровое потребительство.

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

Некоторые из них:

  1. Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
  2. Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
  3. Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
  4. Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
  5. Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  6. Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  7. Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
  8. Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Читатель, наверное, не понимает, к чему все это и чем так уж страшно и омерзительно любостяжание (значение слова уже рассмотрено). У него есть один существенный недостаток, который влечет за собой общий распад личности, — это забвение духовных ценностей. Понятно, что последнее словосочетание довольно размыто. А вот наглядный образ из сказки о золотой антилопе запоминается четко. Раджа — жертва как раз собственной жадности. Легко представить, как он, бедолага, не спит, не ест, а только думает, как бы изловить животное, которое принесло бы еще больше денег. Именно такими «раджами» кажутся некоторые наши современные деятели бизнеса или чиновники, состоящие на службе у государя. Но не отказываться же им от тех богатств, которые сами плывут в руки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector