Божественная литургия

Содержание:

После Великого Входа

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Совершилось торжественное перенесение Святых Даров на престол, и теперь мы уже совсем близко подошли к самому моменту святого причащения. Сейчас будет произнесена диаконом просительная ектения, а священник в это время молится, чтобы Господь избавил нас и верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела всех нас, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем… соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим.

За этим следует молитва Господня «Отче наш», завершающая всегда наше приготовление к Причастию. Произнося её, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные.

Завершается молитва, священник преподает нам мир, диакон призывает всех нас преклонить свои главы перед Господом, а в это время читается молитва главопреклонения, где священник от лица всех собравшихся просит Господа, чтобы Он сохранил народ Свой и удостоил всех нас причаститься животворящих Его Таинств.

Затем следует возглас диакона – «Вонмем», т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!».  Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Закрываются Царские врата, и наступает момент причащения священнослужителей.

После того как они причастятся, Святые Дары будут заготовлены для всех сегодняшних причастников и погружены в Чашу. Всем, кто сегодня собирается причащаться, нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными. Скоро настанет момент нашего соединения со Христом. Помогай всем Господь!

Церковные предметы для причащения

Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.

Дискос

Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.

Потир

Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.

Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.

Лжица

Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.

Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.

Вино

На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.

Просфора

В современном богослужении используют крупные круглые хлеба, называемые просфоры или просвиры. Они делятся на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса. В верхней половине на просвирах чеканят крест, по бокам имя Спасителя — «ИС ХС». В нижней части печатают слово «ника», что означает «победа», ибо Иисус — человек, победивший смерть.

На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.

Во время евхаристического канона — священник возносит молитвы Господу Богу

Далее начинается снова просительная ектенья, и затем поется «символ веры». «Символ веры» поется вместе со всеми прихожанами. После чего начинается евхаристический канон. Диакон возглашает: «станем добре, станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносите». В этот момент священник находится в алтаре, где возносит Господу молитвы. В этот момент и читается евхаристическая молитва. Далее происходит прославления Божьей Матери.


Во время евхаристического канона, священник возносит молитвы к Господу

После слова начинается просительная ектенья, а после нее молитва Господня — Отче Наш, которая поется вместе со всеми мирянами в храме. Это поздняя часть богослужения, в это время все близится к завершению.

Далее завеса над царскими вратами закрывается. Священник из алтаря произносит «святая святым». После чего хор начинай петь духовные песнопения или же чтец громко читает молитвы ко святому причащению.

После этого происходит причащение святых Христовых Тайн мирян. Завеса над царскими вратами открывается, и священник выходит с чашей и провозглашает «со страхом Божиим и верою приступите».

После чего священник читает молитву перед причащением, после чего люди по одному подходят, и принимают Святые Тайны Христовы. Затем священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол. Именно так совершается божественная литургия.


Так происходит причащение мирян на божественной литургии

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Происхождение Божественной литургии

Слово «литургия» означает общую службу, собрание верующих ради встречи с Богом. Это важнейшее христианское богослужение, когда совершается преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. «Мы участвуем в сверхъестественном», — так говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин.

Впервые Литургия была совершена Самим Христом накануне страданий. Собравшись в горнице для праздничной трапезы, Его ученики подготовили всё для совершения пасхальных обрядов, принятых тогда среди евреев. Эти обряды носили символический характер, напоминая участникам трапезы об освобождении из египетского рабства. Но когда чин пасхальной трапезы был исполнен Христом, символы и пророчества превратились в исполненные Божественные обещания: человек стал свободен от греха и снова обрёл райское блаженство.

Таким образом, происходя из древнего еврейского чина, христианская литургия в общих чертах напоминает его последование, а весь суточный круг богослужений начиная с вечерни, является подготовкой к её совершению.

В современной церковной практике литургия является утренней (по времени суток) службой. В древней церкви она совершалась ночью, что и сегодня происходит в дни великих праздников Рождества и Пасхи.

Скорее всего, Вам пригодится информация о канонах архангелу Михаилу и прочим Силам Небесным.

Элементы катехизации

Разделение задач миссионерского богослужения на миссионерские и катехизаторские подразумевает прежде всего не градацию, а объединение, поэтому диакон Антоний Данилов называет такое богослужение миссионерски-катехизаторским.

Элементы катехизации миссионерского богослужения имеют следующие виды:

Богословские комментарии (лат. сommentarius — толкование). Такие комментарии могут быть произнесены за любым богослужением с целью разъяснить смысл и значение чинопоследования службы. «Концепция» говорит о них следующее:

Типовых примеров экзегетики Таинств и обрядов пока неизвестно.

В интернет выложены типовые примеры богословских комментариев:

  • протоиерея Димитрия Карпенко к Литургии Иоанна Златоуста;
  • протоиерея Димитрия Карпенко к Литургии Преждеосвященных Даров;
  • неизвестного автора ко Всенощному бдению.

Дополняя норму «Концепции», авторы учебного пособия по миссиологии (М., 2010) говорят о примерной частоте произнесения таких комментариев на Литургии:

Однако каждый миссионерский приход вправе определить для себя форму и частоту богословских комментариев самостоятельно, исходя из местных особенностей и благословения правящего архиерея.

Брошюры для миссионерского богослужения. О таковых говорится как об альтернативе богословским комментариям:

Такие брошюры подчас становятся не только и не столько альтернативой, сколько дополнением к устным комментариям.

  • Экзегетическая проповедь после Евангелия.
  • Возможность чтения Евангелия на русском и других национальных языках.
  • Возможность совершения миссионерского богослужения на русском или другом национальном языке.
  • Возможность использования для совершения миссионерского богослужения приспособительных помещений, в частности, палаток.
  • Программы литургического обучения.

Термин

Термин «миссионерское богослужение» является официальным, однако в интернет-пространстве такие богослужения чаще называются терминами «миссионерская литургия», «литургия с пояснениями», «литургия с объяснениями», реже — «литургия с толкованиями». В частности, наиболее распространённый термин «миссионерская литургия», чаще всего применяемый к миссионерской Литургии Иоанна Златоуста, отражает только один из вариантов такого богослужения.

В связи с тем, что объём понятия «миссионерское богослужение» официально не ограничен, возможно объяснение других православных чинопоследований: литургии преждеосвященных Даров, Всенощного бдения (в том числе великопостного с повечерием), вечернего богослужения в широком смысле, полунощницы и других частей суточного круга богослужения, различных Таинств и чинопоследований Православной Церкви.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.


После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как проходит последование

Литургия оглашенных является частью общего богослужения. Она следует после подготовительной части – проскомидии. Затем дьякон, стоя на амвоне, провозглашает о начале службы. Начинается прославление священником Святой Троицы, сопровождающееся пением псалмов хористами. Обряд Литургии оглашенных включает в себя следующие этапы:

  1. Великую ектению, в которой просят у Господа мира для всех, помощи для путешествующих, больных, находящихся в плену. В совместной молитве обращаются к Господу с просьбой о милости для Церкви, Патриарха, страны, правителей, воинов.
  2. Антифоны – песнопения, произносимые попеременно двумя хорами. Различают три вида антифонов – вседневные, воскресные (изобразительные) и праздничные. Состоят из псалмов, содержащих прославляющие тексты.
  3. Малый вход – шествие, символизирующее выход Иисуса Христа на проповедь. Шествие предваряет вручение священником Евангелия дьякону. Святую книгу выносят через северные врата и вносят через Царские. Шествие завершается пением «Трисвятого».
  4. Чтение Апостола и Евангелия. Перед началом чтения дьякон, выйдя на амвон, поднимает вверх Святую книгу, призывая верующих приготовиться к слушанию Евангелия. Во время чтения священник находится позади престола, стоя лицом к народу. Верующие слушают стоя, склонив головы.
  5. Сугубую (усиленную) ектению, отличающуюся от Великой ектении дополнительными молитвами. В них упоминаются имена тех, кто подал прошение на литургию. Священник, вместе со всем народом, просит Господа даровать здравие и спасение всем рабам Божьим, поминаемым в молитвах.
  6. Ектению об умерших, во время которой молятся об усопших родных и близких людях, прося Господа простить им вольные и невольные грехи, водворив в небесной обители рядом со всеми праведными.
  7. Ектению об оглашенных, где дьяконом предлагается оглашенным помолиться о себе. Затем он просит верующих помолиться об оглашенных, моля Господа помиловать их, наставив на истинный путь.

Завершается литургия оглашенных словами «Оглашенные, изыдите». После этих слов не крещенные должны выйти из храма, так как начинается Литургия верных.

Что такое Литургия, какие виды существуют?


Литургия — основные богослужения в православной церкви

Литургией называются основные богослужения в православной церкви. Это чтение и пение молитв, таких как «Отче наш», псалмов, гимнов. Все песнопения идут в определенном порядке.

Различают следующие виды Литургий:

  • Литургия, скомпонованная Иоанном Златоустом
  • Литургия, скомпонованная Василием Великим
  • Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом
  • Литургия, скомпонованная апостолом Иаковом
  • Литургия, скомпонованная апостолом Марком

Над церковными песнопениями потрудились великие композиторы, составив музыку на них. Это такие знаменитые музыканты: Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Литургия, скомпонованная Иоанном Златоустом

Литургию, скомпонованную Иоанном Златоустом, читают во все дни богослужения, в том числе в субботние и в воскресные дни – на протяжении всего года, и в остальные праздники, не перечисленные в других Литургиях.

Литургия, скомпонованная Василием Великим


Литургия, скомпонованная Василием Великим читается на Рождество Христово

Литургию, скомпонованную Василием Великим, читают всего 10 раз в году: перед большими праздниками, приведенными ниже, и во время их (если этот праздник припадает на воскресенье, понедельник).

Это такие праздники:

  • Рождество Христово – 7 января
  • Обрезание Господне – 14 января
  • Крещение Господне – 19 января

Кроме праздничных дней эту Литургию читают в следующие дни Великого поста (перед Пасхой):

  • Первое, второе, третье, четвертое, пятое воскресенья поста
  • В четверг, в последнюю неделю поста, называемую Страстной неделей
  • В субботу на последней неделе поста

Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом


Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом, читается в Великий пост

Григорий Двоеслов составил свою версию Литургии еще в 6 веке, и до сих пор священнослужители придерживаются ее.

Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом, читается на протяжении Великого поста, в следующие дни:

  • Каждую среду в течение первых 6 недель поста
  • Каждую пятницу в течение первых 6 недель поста
  • В четверг 5-ой недели поста
  • В понедельник, вторник, среду 7-ой (Страстной) недели поста

Кроме Великого поста эту Литургию читают в праздник 1-го и 2-го Обретения Головы Иоанна Предтечи, если этот праздник не попал на субботний или воскресный день (праздник отмечается 8 марта – в високосном году, 9 марта – в обычном году).

Литургию, скомпонованную Григорием Двоесловом еще читают в праздник 40 мучеников Севастийских – 22 марта (если праздник не в субботний или воскресный день).

Литургия, скомпонованная апостолом Иаковом

В древние времена Литургию, скомпонованную апостолом Иаковом, читали все Православные церкви. Затем были составлены сокращенные литургии по Иоанну Златоусту и Василию Великому, и священнослужители начали использовать их. Теперь Литургия от апостола Иакова читается в небольшом количестве церквей России, Элладской и Иерусалимской церквах в дни памяти апостола Иакова. Это следующие дни: 8 и 17 января, 5 ноября.

Каждое чинопоследование совершается — в определенные дни года

Что такое чинопоследование? Чинопоследование — это определенное последование молитв, песнопений и действий, которое происходит в определенные дни года во время божественной литургии.

Когда какое чинопоследование совершается? Первая — это литургия Иоанна Златоуста, она совершается во все дни года, кроме будничных дней, и дней Великого поста.

Вторая — это литургия Василия Великого, она совершается 10 раз в году. Это накануне праздников Рождества Христова, Богоявления Господня, а также в день памяти Василия Великого — 14 января. Литургия совершается в первое и пятое воскресение великого поста, а также в великий четверг и в великую субботу.


Литургия Василия Великого совершается десять раз в год, в том числе и с день памяти святого

Третья литургия — преждеосвященных даров. Такая литургия проводится по средам и пятницам великого поста. Во время этой литургии верующий принимает святые дары — Тело и Кровь Христовы. Они освещены прежде, в воскресенье. Именно поэтому у них такое название.

Что такое богослужение

Первые богослужения люди поводили на открытых местах и возносили те молитвы, которые подсказывало им собственное сердце, не имея определенного чина. В общем понимании богослужением называется почитание Бога, угождение Ему через исполнение Его воли добрыми мыслями, словами и поступками. Первые люди в раю свободно славили Господа, и в этом заключалось богослужение того времени. После человеческого грехопадения люди стали больше молиться, просить милости и спасения.

Суточный богослужебный круг 

В православии богослужение совершается только священником, получившим благодать священства через рукоположение. Оно представляет собой определенный чин, последовательное чтение и пение молитв, псалмов, песнопений, а также выполнение священнодействий в установленном порядке. Благодаря богослужению люди входят в общение с самим Спасителем через святые церковные Таинства, питают свои души.

Элементы, необходимые для совершения миссионерского богослужения

Благословение правящего архиерея. Юридически правильнее будет получить его в письменном виде, например, в виде подписанного архиереем прошения. Поскольку форма прошения на совершения таких богослужений еще не утверждена, она свободна. Однако при желании правящего епископа такое благословение может быть получено в устной форме.
Подготовленные тексты богословских комментариев, брошюр, переводов и другие материалы, необходимые для реализации тех или иных элементов катехизации.
При совершении миссионерского богослужения под открытым небом необходимо иметь палатку (над престолом и жертвенником) или храм-палатку

Ввиду наличия в такой палатке горящих свечей, при её эксплуатации важно соблюсти меры пожарной безопасности.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Источники

Миссионерское богослужение утверждено общецерковным документом — «Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Документ был принят на заседании Миссионерского отдела Священного Синода Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г. Положения о данном богослужении находятся в параграфе документа под названием «3.7. Миссионерское богослужение» и относятся к разделу о практике церковной миссии. Сам документ является нормативным актом органа высшей власти РПЦ, подписан митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном и заверен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В связи с этим, его действие распространяется на всю каноническую территорию РПЦ. Законность совершения служб с объяснением в различных странах и регионах, входящих в юрисдикцию РПЦ, после принятия «Концепции» не подлежит сомнению.

«Концепция» заложила основу развития теоретической базы и практических форм миссионерского богослужения. В этом документе очерчены границы главной задачи миссионерского богослужения. Такой задачей является «приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников». На миссионерское богослужение возлагается задача помочь в понимании православного богослужения как нецерковным людям, так и воцерковленным, поскольку его учреждение является следствием непонимания православного богослужения обеими группами людей. В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано, что Собор усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том, чтобы сделать смысл богослужения и его текстов более доступными для понимания людей.

Рекомендации и указания к совершению миссионерских богослужений, изложенные в «Концепции», были сформулированы как базовые и общие, обладая определенной гибкостью. Элементы катехизации предстают в документе гибкими, и каждый миссионер может адаптировать их к условиях своего прихода. Именно поэтому при единстве идеи возможны различные формы таких элементов.

После принятия «Концепции» практику миссионерских служб конкретизировал ряд авторских статей (протоиерея Дмитрия Карпенко, протоиерея Сергия Стаценко и других).

В 2013, а затем в 2015 году диакон Антоний Данилов защитил научно-богословские работы по тематике миссионерского богослужения (дипломную работу на тему «Гомилетическое расширение миссионерского богослужения» и магистерскую диссертацию на тему «Методология, практика и история миссионерского богослужения» соответственно). В научных работах диакона Антония проанализированы различные аспекты миссионерской службы: смысл, содержание, элементы катехизации, методология, методика, версии авторства, типология, значение такой традиции и др. Есть ряд методических разработок. В число научных изысканий автора входит получение эмпирических данных о понимании богослужения различными людьми (исследование проведено в г. Сергиев Посад Московской области в мае 2013 г).

История появления и значение в православии

Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».

Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.

Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.

Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа

За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств

Толкование проскомидии в том — оно посвящено событиям евангельской истории

Из чего состоит проскомидия? Рассмотрим ее толкование. Проскомидия — посвящена событиям евангельской истории, именно поэтому все слова и действия этой части службы имеют двойной смысл. С одной стороны, это рождение Господа Нашего Иисуса Христа, а с другой его страдания и смерть.

В церкви искупительная жертва Иисуса Христа на горе Голгофе и совершаемая в храме евхаристия — это одно и то же, то есть одна и та же жертву.


Так совершается литургия проскомидия

Проскомидии совершается на жертвеннике, которая находится в алтаре. В это время идет подготовка просфор. Священник вырезает частицы в честь патриарха и правящего епископа, а также всех православных христиан, которые упомянуты в церковных записках, подданных прихожанами до начала богослужения.

Затем он выходит из алтаря и начинает хождение по храму. Он обходит с кадилом весь храм и читай про себя 50-й покаянный псалом.

А что же такое литургия оглашенных? Рассмотрим порядок богослужения здесь. Перед началом священник с диаконом молятся в алтаре у одного престола. Диакон просит у священника благословение. Это означает, что в литургии сделано все, что в человеческих силах. Далее священник громко говорит: «…благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Далее в храме зажигаются все светильники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector