Православная литургия

Содержание:

Молитва «Господи, помилуй»

Откуда взялось это прошение? Иоанн Кассиан говорит, что это цитата из 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Это слово, произносимое в сокращенной форме, обладает всей полнотой слова Божьего. Более того, это молитва Христа.

Когда мы слышим слово «милость», мы думаем об осуждении и
пощаде. Но в древней традиции «элеисон», милосердие — это одна из первых
реальностей, которую сотворил Бог. В начале было Слово. И слово было Бог (Ин
1:1). Бог есть любовь, и значит, «элеисон» — это реальность, на которой
держится мир. Как сила гравитации, сила всемирного тяготения, она позволяет
этому миру не рассыпаться. Поэтому молитва «Господи, помилуй» — это исповедание
того, что милость, Божественная любовь — это основа основ.

Что такое литургия в храме? Когда она бывает?

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).


Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать это таинство, вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.


В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.


Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю суть веры, и произносится в совместной любви и единомыслии.


Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

Проведение богослужения в церкви

Литургия начинается утром. В монастырях проходит поздняя литургия, которая совершается позже обычного, но в первой половине дня. Служба проводится исключительно на церковнославянском языке, который является богослужебным, в отличие от русского. Если человек не понимает смысла читаемого и хочет получить пояснения на простом и понятном языке, нужно обратиться за разъяснения к священнику или изучать «Закон Божий».

Проскомидия

С греческого «проскомидия» переводится как принесение. Это первая часть литургии, во время которой «закалается Агнец» – приносится бескровная жертва. Для совершения службы используется пять особых просфор. Священник готовит Святые Дары: вырезает из специальной просфоры куб – Агнца – и готовит в чаше вино. Его смешивают с водой. Кроме этого, вынимаются частицы из других просфор:

  • в честь Богородицы;
  • в честь девяти чинов;
  • за живых;
  • за усопших.

Имена живых и усопших подают люди на записках до начала службы. При этом Царские врата остаются пока закрытыми, клирос читает часы. Все частицы из разных просфор и разного назначения соединяются определенным образом на дискосе – небольшом блюде с подставкой. Это символично изображает всю Церковь Христову.

Проскомидия – первая часть литургии

Литургия оглашенных

Начинается после завершения проскомидии и чтения часов. Ее название говорит о том, что во время этой части службы в храме могут присутствовать оглашенные – люди, которые готовятся принять православие, а также крещеные люди, но отлученные от Причастия за грехи.

С началом второй части литургии Царские врата открываются, священник произносит возглас. В течение всего богослужения в определенных местах следуют возгласы священника, ектении, в некоторые моменты врата закрывают, затем снова открывают.

С начала литургии оглашенных начинаются антифоны. Первыми двумя являются псалмы 102 и 145, которые поет клирос. После особой молитвы поется третий антифон – Блаженны. В них перечисляются заповеди блаженства, данные Господом. После этого следует чтение Апостола и Евангелия. Все происходит по особому чину в определенном порядке.

После чтения Писания произносится сугубая ектения. По завершении поминовения живых и усопших произносится ектения об оглашенных, чтобы Бог даровал им помилование. В это время священник готовит антиминс, разворачивает его на престоле. После возгласа «Елицы оглашении изыдите» они должны выйти из храма.

После Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском в 2016 году, в православных храмах стали появляться католики, в частности, кардиналы. Они еретики и не должны присутствовать в православном храме вообще, тем более они должны покинуть его стены после возгласа «…изыдите…».

Литургия верных

Во время этой части службы совершается пресуществление Святых Даров. Хлеб и вино становятся честною плотью и кровью Спасителя Иисуса Христа. В целом ход службы можно разделить на следующие основные части:

  • перенесение Святых Даров с жертвенника на престол;
  • подготовка верующих к пресуществлению Даров;
  • непосредственное пресуществление Святых Даров;
  • подготовка людей к причастию;
  • причастие верных;
  • благодарение за причастие, отпуст.

После Великого входа – перенесения Даров – происходит подготовка к пресуществлению. Звучит возглас «Двери! Двери! Премудростию вонмем!», который:

  • призывает придверника следить, чтобы оглашенные не вошли в храм;
  • указывает людям, что теперь верным нельзя выходить из храма до окончания службы;
  • напоминает, чтобы верующие закрыли двери своих душ от праздных мыслей.

После пресуществления перед причастием верующих возможна некая пауза для исповеди.
Полезная информация

Божественная литургия – важнейшая служба в Церкви. В ходе нее происходит пресуществление Даров и заповеданное самим Господом причастие верующих. Все православные должны стараться не пропускать литургию в храме, регулярно исповедоваться и причащаться.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть — не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.. После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения

По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Читайте о Православной Церкви:

  • Какие бывают виды православных монастырей
  • Зачем и на что церковь собирает деньги
  • Кто такой викарий в православной церкви

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Служба в церкви

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Структура и практика служб

Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.

Понятие о богослужебных часах

Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток

В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы

Суточный круг богослужений можно представить так:

Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами.

Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение.

Суточные богослужения и их названия

Условно все богослужения в церкви можно поделить на:

  1. вечерние;
  2. утренние;
  3. дневные.

Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений.

В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу.

Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается.

Развитие христианского богослужения

Традиция богослужения ведет свое начало еще с ветхозаветных времен. Именно так воспринимали ее первые христиане, считавшиеся в глазах общества иудейской сектой. Это было объяснимо — Святые Апостолы были выходцами из Палестины, получили еврейское воспитание и следовали заветам предков.

Но именно тогда, в годы первых проповедей, отраженных в Деяниях Апостолов, начинается история современной службы.

Проповедь и евхаристия

Поначалу проживавшие на территории Палестины христиане свободно посещали иерусалимский Храм. Эта практика была прекращена после Иудейской войны, когда Иерусалим был разрушен римскими войсками, а между иудеями и христианами произошел окончательный разрыв.

Апостолы Павел и Варнава во время своих миссий пришли к выводу, что обращенных язычников не нужно склонять к соблюдению Закона Моисея. Это касалось как повседневной жизни, так и богослужения. Апостолы считали, что новое учение предназначено для всех людей, вне зависимости от их происхождения. В рамки иудаизма и Храма оно уместиться в принципе не могло, да это было и не нужно. Считалось, что служить Господу можно во всем мире.

Первые службы представляли собой чтение псалмов, молитвы, проповедь и воспоминание о Тайной Вечере

Последнее наиболее важно — это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню

Позже это станет таинством, называемым Евхаристией.

В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов — «сие творите в Мое воспоминание».

С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения.

Развитие в первые века

Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан. Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл. Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие:

  1. неприятие кровавой жертвы — хотя алтарь присутствует;
  2. доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона;
  3. местом служения может быть весь мир;
  4. расширились временные рамки службы — христиане молились и ночью.

Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера.

После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении. Появляется служба по часам, утверждается список таинств, систематизируются требы — Крещение, Венчание, Помазание, входит в практику всенощное бдение накануне Пасхи. Но центральным таинством так и остается Евхаристия, ставшая основой Божественной литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: «За здравие» или «За упокой». Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста

Фото: Roslavlep.ru

Литургия проводится в строгом соответствии с чинопоследованием, составленным еще самим святым. Данный порядок появился во времена раннего христианства, существует до сих пор. Единственное принципиальное изменение, которое произошло за это время, заключается в том, что много веков назад в храме не существовало разделения на клирос и народ, поэтому все присутствующие исполняли божественные песнопения вместе.

Сама литургия святого Иоанна Златоуста включает в себя три части:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

Символический смысл службы является своеобразным олицетворением земного пути, который преодолел Спаситель.

Проскомидия

Фото: Soborbrest.by

Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Для этого священнослужитель, проводящий божественную литургию, берет пять богослужебных просфор и вырезает из первой просфоры небольшой кусочек в виде кубика, который имеет название Агнец. Он олицетворяет собой тело Спасителя.

В чаше смешивается вода и вино. После этого достают символические частицы из остальных просфор:

  • в честь Божьей Матери;
  • в честь девяти чинов святых, называемая девятичинной;
  • частица за живых;
  • еще одна частица за умерших.

Все частицы, вырезанные из просфор, выкладывают на специальном блюде, называемом дискос. Их располагают в строго определенном символическом порядке вокруг Агнца. Последний покрывается звездицей, которая символизирует рождественскую звезду, появившуюся на небосклоне в ночь, когда на свет появился Спаситель. После этого чаша укрывается покровами.

На клиросе во время проведения этой процедуры не прекращается чтение третьего и шестого часов.

Литургия оглашенных

Фото: Eparhia-saratov.ru

Если священник вырезает просфоры в специально отведенном для этого месте, то на этой части богослужение допускается присутствие всех без исключения прихожан, в том числе оглашенных. Оглашенными называют тех, кто готовится принять Таинство Крещения.

Эта часть божественной литургии начинается со слов священника: «Благословенно Царство». После произносится мирная ектения, исполняются псалмы 102, 145 и гимн, посвященный Иисусу Христу «Единородный Сыне».

Когда открываются Царские врата, бывает Малый вход, который проводится под пение Блаженных. Происходящее символизирует выход Спасителя на проповедь. После исполнение тропарей праздника диакон просит о спасении благочестивых, затем хор исполняет Трисвятое.

Продолжается эта часть божественной литургии прокименом и чтением Апостола. Священник затем приступает к чтению Евангелие.

В некоторых случаях в этом месте священник произносит проповедь. Если она не запланирована, то сразу переходят к ектении. В ней упоминают прихожан, за которых молятся за здравие и упокой.

Эта часть литургии святого Иоанна Златоуста завершается ектенией об оглашенных, после чего все, кто готовится к данному Таинству Крещения, должны покинуть храм.

Литургия верных

Фото: Ump-saratov.cerkov.ru

Финальная часть литургии святого Иоанна Златоуста начинается с ектении, после которой хором исполняется Херувимская песнь. В ней прихожан призывают позабыть о земном, посвятив себя прославлению Всевышнего.

Происходит Великий вход с чашей, что символизирует крестный путь, который прошел Иисус. В некоторых случаях организуется просительная ектения с основными прошениями прихожан. Далее исполняется Символ веры, после которого начинается Евхаристический канон.

Прихожане, согласно установленному порядку, должны в этот момент положить три земных поклона. Далее звучит прославление Богородицы «Достойно есть». Когда завершается исполнение «Отче наш», священнослужитель поднимает чашу, начиная причастие со священников, собравшихся в алтаре.

Затем открываются Царские врата. Чаша выносится к прихожанам, начинается их причастие. К этому Таинству верующий должен подготовиться особым образом. Предварительно нужно исповедаться, поститься, читать особые молитвы.

Посещать храм — мое право?

Мы привыкли воспринимать посещение храма как должное, как
наше религиозное право. И для многих это ограничение было сильным ударом. Люди
с оскорбленным эго говорили: а как же я? Другие — как угодно, но я не могу без
этого, меня обделили. Иногда мы становимся потребителями Таинств, и
по-настоящему в нас говорит оскорбленное право потребителя. Можно вспомнить о
множестве христиан в других странах — Сирии, Китае, Пакистане, — которые лишены
возможности причащаться, посещать храмы, где нет священников, но при этом
общины продолжают свое существование. Вспомним опыт катакомбной Церкви, когда
не было храмов, открытого богослужения, люди молились, поддерживали братское общение,
потому что Церковь — это не только Евхаристия, но еще и братская любовь,
общение и личная молитва.

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector