Что такое летопись? русские летописи. первая русская летопись. кто был первый летописец?

Особенности жанра летописи в древнерусской литературе

Определение жанра древнерусской летописи

Историки насчитывают около 5 тысяч летописных литературных памятников, сохранившихся до наших дней. Они делятся на три основных типа: синхронные погодные (то есть по годам) записи, ретроспективные хроники (описывание событий прошлого относительно самого летописца) и летописные своды. У большинства из них есть ряд характерных особенностей:

Начало летописи со слов «Въ лѣто …», то есть «В год …».
Изложение русской истории с самого её начала. Иногда древнерусские летописи начинаются с библейской, античной или византийской истории.
Наличие в их составе документов – международных договоров, указов, частных и публичных актов и т. д.
Наличие в их составе отдельных литературных произведений в жанрах житие, слово, повесть и т

д.
Основное внимание уделяется жизнеописанию правителей (князей и царей) и церковным иерархам, а также войнам и прочим конфликтам.
Минимальное количество сведений о культуре и о широких слоях населения.

Примеры древнерусских летописей

  • Повесть временных лет
  • Лавреньтевская летопись
  • Новгородские летописи
  • Киевская летопись
  • Московско-Академическая летопись
  • Псковские летописи

Новгородские летописи[править]

Летописи в Новгороде начались рано: в рассказе о крещении Новгорода видны следы записывания современников; ещё важнее известие: “преставися архиепископ Аким новгородский и бяше ученик его Ефрем, иже ны учаше”. Это мог сказать только современник. До нас дошло несколько новгородских летописных сборников – так называемые летописи I, II, III, IV, Софийская летопись, Супрасльская Летопись и сходная с нею, вошедшая в так называемую «Летопись Абрамки»; в этой последней драгоценны сведения о последнем времени независимости, прерываемые незадолго до падения Новгорода, а также «Летопись архангелогородская». Большая часть новгородских известий записаны при церквах и монастырях; в одном из летописных новгородских сборников (Новгородский II) есть указание, что “игумен смотрел в монастыре на Лисей Горе летописец”. Есть также несколько известий, принадлежащих, очевидно, частным лицам, которые могли быть занесены в списки готовых летописей или с полей рукописи, куда вносились в виде календарных заметок, или могли быть перенесены из каких-нибудь частных записок. Новгородские летописи отличаются (по замечанию С. М. Соловьева) особой сжатостью, слогом как бы деловым. Составители так дорожат временем (а может быть, и пергаментом), что пропускают слова: “а вы братия, в посадничестве и в князех”, говорит в летописи Твердислав, не добавляя “вольны” — и так поймут. Ни поэтических красок, ни драматических разговоров, ни обильных благочестивых размышлений — отличительных черт киевской летописи — нет в новгородских сводах; событий неновгородских в них мало, и те попали случайно.

Немного литературы

  • Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. — СПб., 1856.
  • Алексей Шахматов . Исследование по древнерусской летописи Сводс. — СПб: Типография М.А. Александрова, 1908. — ХХ, 686 с. — Репринт из Хроники работы Императорской археографической комиссии . — Т. 20. ( Русский : ).
  • Алексей Шахматов. Обзор Русской летописи сводов XIV — XVI вв. Москва / под ред. А.С. Орлова, Бориса Грекова ; АН СССР , Институт литературы. — Москва, Ленинград : Издательство АН СССР , 1938. — 372 с. ( Русский : А.С. Обозрение русских летописных сводов XIV — XVI вв. / Отв. Ред .: А.С. Орлов, акад. Б.Д. Греков; АН СССР, Институт литературы. — М .; Л .: Издательство АН СССР, 1938. — 372 с. ).
  • Приселков М.Д. История русского летописания XI — XV вв. — Л., 1940.
  • Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. — 2-е изд. — СПб .: Наука, 2002. — 512, с.
  • Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М .; Л., 1947.
  • Дмитриева Р.П. Библиография русского летописания. — М .; Л., 1962
  • Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. — М., 1969.
  • Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI — XIII вв. / Истоки русской беллетристики: Возникновение сюжетного повествования в древнерусской литературе. — Л .: Наука, 1970. — С. 31–66.
  • Лурье Я.С. К изучению летописного жанра // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1972. — Т. 27. — С. 76–93.
  • Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV — XV вв. — Л., 1976.
  • Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII века. — М., 1986.
  • Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. — СПб., 1994.
  • Литература Древней Руси. Биографический и библиографический словарь / под ред. Олега Творогова. — Москва: Просвещение, 1996. ( Русский : ).
  • Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. — СПб .: Дмитрий Буланин, 2000. — 287 с.
  • Гиппиус А.А. К характеристике новгородского владычного летописания XII – XIV вв. // Великий Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В.Л. Янина. — М .: Русские словари, 1999. — С. 345–364.
  • Гимон Т.В. События XI — начала XII в. в новгородских летописях и перечнях // Древнейшие государства Восточной Европы: 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства / отв. ред. серии Е.А. Мельникова. Институт всеобщей истории РАН. — М .: Рус. Фонд Содействия Образ. и Науке, 2012. — С. 584–706.

Эпический стиль

Дмитрию Лихачеву, исследовавшему «Повесть временных лет», жанр и композиционное своеобразие памятника, принадлежит разграничение монументального и эпического стилей. Последний особенно характерен для тех частей летописи «Повесть временных лет», жанр которых определяется как воинская повесть. Эпический стиль отличается тесной связью с фольклором, использованием образов, почерпнутых оттуда. Яркий тому пример – княгиня Ольга, представленная в летописи мстительницей. Кроме того, они становятся более реалистичными (настолько, насколько такая характеристика может применяться для персонажей древнерусской литературы).

Поучение

Система жанров древнерусской литературы выделяла его в качестве разновидности древнерусского красноречия. В поучении летописцы пытались выделять эталон поведения для всех древнерусских людей: простолюдина, князя. Наиболее ярким образцом данного жанра считается «Поучение Владимира Мономаха» из «Повести временных лет», датируемое 1096 годом. В то время максимального накала достигли споры за престол между князьями. В поучении Владимир Мономах дает рекомендации относительно организации своей жизни. Он предлагает спасение души искать в затворничестве, призывает помогать нуждающимся людям, служить Богу.

Мономах подтверждает необходимость молитвы перед военным походом примером из собственной жизни. Он предлагает выстраивать общественные отношения в гармонии с природой.

Где начальная летопись

Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел.

Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Киево-Печерский монастырь – центр летописания

Фото с сайта hostingkartinok

Это место всегда было главной святыней и гордостью. Именно здесь жили, облачаясь в иноков, после подстрига, отстраняясь от мирской суеты и жизненных благ, полностью отдав себя делам божьим, многие светлейшие и достойнейшие люди. Это не только святыня, но и сосредоточение просвещения. А позже – главное сосредоточение летописания. Именно в этих стенах длительное время составлялась и записывалась летопись «Повесть временных лет». А инок Нестор, создавший это и целый ряд иных значимых произведений, прожил здесь, сделав немало святых дел, 41 год. Он вместе с другими иноками составил писание о старорусской церкви, описал все важные церковные события и дал описание ее особенностям на Руси. После его кончины нетленное тело перенесено и до сих пор покоится в пещере Лавры. Особую роль играет и Выдубецкий монастырь. В стенах Выдубецкой святыни иегумен Матфей занимался ведением Киевского свода, в нем хронолизировал события в период 1118-1198 года. Дал им очень точное описание и раскрытие, без искажения фактов. Это произведение тоже одно из письменных памятников, которое играет важную роль в изучении истории наших предков. Стало логическим продолжением ведения летописи «Повесть временных лет».

Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.

Как назывались центры летописания в Древней Руси:

  • Новгородский
  • Владимиро-Суздальский
  • Галицко-Волынский

Новгородский центр летописания

Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.

Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:

  • Краткое описание «Русской правды»
  • Краткое описание юридического сборника
  • Описание происходящих событий и процессов

Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.

Владимиро-Суздальский центр летописания

Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.

Галицко-Волынский центр летописания

Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.

Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:

  1. Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
  2. Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.

Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению

Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.

Летописи и центры летописания в Древней Руси

Фото с сайта hostingkartinok

Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян. В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.

Где логика?

Учитывая, что всю нашу историю вновь правили в 17-18 веке Романовы, с их немцами академиками, под диктовку иезуитов Рима — достоверность нынешних «источников» невелика.

Источник

Это интересно: 414,Деятельность Симеона Гордого (кратко)

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице: Русские летописи

Название летописи Период описываемых событий Время создания самого раннего известного списка
Повесть временных лет От сотворения мира до начала XII века Начало XII века
Ипатьевская летопись От сотворения мира до конца XIII века XV век
Лаврентьевская летопись От сотворения мира до начала XIV века XIV век
Воскресенская летопись От родословной Рюриковичей до середины XVI века XVI век
Строгановская летопись XVI век XVII век

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Авторы

Нестор является наиболее известным летописцем, но были, естественно, и другие.

Так, списками «Повести временных лет» считаются Лаврентьевская и Ипатьевская ведомости. Полагают, что Лаврентьевская летопись написана монахом Лаврентием, а Троицкая летопись — монахом Троице-Сергиевой лавры Епифанием Премудрым. Хранились летописи в монастырях.

Хотя автором большинства летописей были монахи, некоторые документы написаны явно светским языком. Примером является Киевская летопись, язык которой приближен к народному. В ней много пословиц и цитат, а также описаний живописных мест. В то же время чисто церковным вопросам уделено очень мало внимания.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Галицко-волынские летописи

С «Киевской» тесно связана «Волынская» (или галицко-волынская), ещё более отличающаяся поэтическим колоритом. Она, как можно предположить, была писана сначала без годов, а годы расставлены после и расставлены весьма неискусно. Так, мы читаем: «Данилови же приехавшю с Володимера, в лето 6722 бысть тишина. В лето 6723 Божиим повелением прислаша князи литовстии». Ясно, что последнее предложение должно быть соединено с первым, на что указывает и форма дательного самостоятельного и отсутствие в некоторых списках предложения «бысть тишина»; стало быть, и два года, и это предложение вставлены после. Хронология перепутана и применена к хронологии Киевской летописи. Роман убит в 1205 году, а волынская летопись относит его смерть к 1200 году, так как киевская оканчивается 1199 годом. Соединены эти летописи последним сводчиком, не он ли расставил и года? В некоторых местах встречается обещание рассказать то или другое, но ничего не рассказывается; стало быть, есть пропуски. Летопись начинается неясными намёками на подвиги Романа Мстиславича — очевидно, это обрывки поэтического сказания о нём. Оканчивается она началом XIV века и не доводится до падения самостоятельности Галича. Для исследователя летопись эта по своей сбивчивости представляет серьёзные затруднения, но по подробности изложения служит драгоценным материалом для изучения быта Галича. Любопытно в волынской летописи указание на существование летописи официальной: Мстислав Данилович, победив мятежный Брест, наложил на жителей тяжкую пеню и в грамоте прибавляет: «а описал есть в летописец коромолу их».

Псковские летописи[править | править код]

Летописи псковские начались позднее новгородских: их начало можно отнести к XIII веку, когда сочинена повесть о Довмонте, легшая в основу всех псковских сборников. Псковские летописи (особенно Вторая) богаты живыми подробностями об общественном быте Пскова; мало только известий о временах до Довмонта, да и те заимствованы. К летописям новгородским по происхождению долго относили «Повесть о граде Вятке», касающуюся только первых времен вятской общины, но подлинность её подвергнута сомнениям: рукописи её слишком поздны, а потому лучше не считать её в числе достоверных источников.

«Псковские летописи», тт. 1-2 (в формате DJVu) на сайте «Псковская держава.
Краеведческий архив»

Древнерусские летописцы

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении

Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net

Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.

Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com

Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным

Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона. Если армия противника имеет арбалеты или воюет верхом на лошадях, то сократить расстояние, особо не пострадав, она сможет достаточно быстро. Следовательно, стрелять у лучников уже не будет возможности, так как велики риски поразить своих же товарищей. Таким образом, преимущество будет утрачено.

Нестор Летописец

Это один из наиболее известных летописцев, который считается автором первой истории Руси. Дата его рождения точно не известна. Историки полагают, что это приблизительно 1056 год. Имя, данное при рождении, также неизвестно. Нестор – это имя, принятое при постриге.

Известно, что Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Послушником он стал в 17 лет.

Главный труд летописца – «Повесть временных лет», которую иногда называют «Несторовой летописью». Документ относится к спискам. По версии историка и филолога академика А.А. Шахматова, это переработанный Начальный свод 1093 года. Полагают, что автором свода был игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн.

Кроме летописей, Нестор писал художественные произведения о жизни святых. Наши современники даже называют его первым русским журналистом.

Точная дата смерти Нестора Летописца неизвестна. Историки считают, что это приблизительно 1114 год. Похоронен он в Киево-Печерской лавре. Нестор канонизован Православной церковью.

9 ноября считается Днем памяти Нестора Летописца. В современной Украине этот день отмечается как День письменности и украинского языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector