Краткое содержание и значение повести «поучение детям» владимира мономаха

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

«Повесть о Фроле Скобееве» краткое содержание произведения – читать пересказ онлайн

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Поучение Владимира Мономаха краткое содержание

Повесть «Поучение Владимира Мономаха» Мономаха по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как « «Поучение детям». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Главные герои Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям. Краткое содержание В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать. Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Заключение Сказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Поучение Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом — двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.


Цитата из письма Олегу Собственно, его цель — призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

Анализ

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

ЛИТЕРАТУРА

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…

В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна1, ни на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

Вопросы и задания

  1. В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?
  2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля.
  3. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения», например: «приветить», «молвить», «почет» и др. (предварительно объясните их).
  4. Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте, какой теме она посвящена.

1 Тиун — управляющий хозяйством.
2 Отрок — слуга.

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.


Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной

Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

Читайте о других русский князьях:

  • Князь Дмитрий Донской
  • Князь Довмонт Псковский
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Браки и дети

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты — 10 марта, скорее всего — 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака носили славянские имена, все дети от второго брака — имена греческие.

  • В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского. Мстислав Владимирович Великий (1076—1132), великий князь Киевский с 1125
  • Изяслав Владимирович (1077/1078—1096), князь курский
  • Святослав Владимирович (—1114), князь смоленский и переяславский
  • Ярополк Владимирович (1082—1139), великий князь киевский с 1132
  • Вячеслав Владимирович (—1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151—1154

(ок. 1099 г.) Ефимия, возможно гречанка (ум. 7 мая 1107)

  • Мария (Марица) Владимировна (1146/1147), замужем за Лжедиогеном II

Евфимия Владимировна (1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафия Владимировна
Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1099—1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149—1150 и с 1155
Роман Владимирович (—1119)
Андрей Владимирович (1102—1142), князь волынский, князь переяславский
(после 1107 г.) дочь половецкого хана (11 июля 1127)

Спорная генеалогия

В. Н. Татищев упоминает сына Владимира Мономаха Глеба Владимировича, князя смоленского и переяславского. Сообщения о нём в настоящее время считаются недостоверными и признаются только частью исследователей.

Существует гипотеза, что София, жена Святослава Всеславича и мать Василько Святославича, была дочерью Владимира Мономаха . Если это так, то София Владимировна должна быть дочерью от первого брака Владимира.

А. В. Назаренко на основании сведений о разорванной помолвке между венгерским принцем Белой и дочерью византийского императора Мануила Комнина Марией обосновал предположение, что у Владимира Мономаха была дочь, в западных источниках известная как Юстиция, жена Оттона II, графа диссенского, и прабабка Марии Комниной. На Руси у неё могло быть христианское имя Евпраксия или Евномия, переведённое с греческого на латынь как Юстиция. Исследователь считает, что брак между Мономаховной и Оттоном II был заключён примерно в 1094—1096 годах и был связан с переориентацией Владимира Мономаха на союз с пропапской партией Вельфов после скандального развода его сестры Евпраксии-Адельгейды и германского императора Генриха IV. Надо заметить, что гипотеза Назаренко требует пересмотра традиционной генеалогии графов диссенских.

Тема единства

Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства. Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.


Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.

Завет потомкам

Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:

Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив

Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта

Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.

Повествование Мономаха о своей жизни

Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

Важные моменты повести

В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.

Три важных добрых дела

Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.

Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:

  • заботиться о нищих и убогих, кормить их;
  • быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
  • ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
  • не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.

Вековая мудрость

Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:

  • почитать духовенство, заботиться о его представителях;
  • искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
  • старшего чтить как отца, младшего – как брата;
  • контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
  • самому расставлять стражников;
  • всегда иметь при себе оружие;
  • осматривать свои земли и пресекать бесчинство.


Наставления киевского князя потомкам

Евангельские наставления

Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.

Обязательно выполнять молитвенное правило и посещать богослужения в храме – так делали предки наши и лучшие люди. Следует учиться полезному, не забывать нужное. После утреннего правила приниматься за дела, спешить делать добро.

Важно!

Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поучение Владимира Мономаха детям

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Ярослав Мудрый самовластец Киевской Руси» — Алексеев С.В. Москва, 2006
  • «Ярослав Мудрый» — Карпов А.Ю. Москва, 2005
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector