Преподобный иоанн лествичниклествица

Cкрижали Синайской горы

— Отец Варфоломей, кем был преподобный Иоанн Лествичник?

— О жизни этого святого нам известно, к сожалению, совсем немного. Мы знаем, что Иоанн жил в VI веке, что в ранней юности он пришел в Синайский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. На протяжении девятнадцати лет находился в послушании у старца, затем в течение сорока лет пребывал в безмолвии. Пройдя многие этапы монашеского искуса и преуспев в добродетелях, он был возведен в сан игумена и долгие годы начальствовал над монастырской братией. В качестве начальника преподобный Иоанн проявил себя как опытнейший духовный руководитель, что стало известно за пределами Синайского монастыря, и по просьбе монахов соседней обители игумен Иоанн приступил к написанию душеспасительных наставлений, которые назвал «Лествицей».

— В чем ценность этой книги?

— «Лествица» — это выдающийся аскетический труд, который описывает весь путь восхождения человека к Богу. «Лествица», или, говоря современным языком, лестница, состоит из тридцати «ступеней»-глав, восходя по которым, подвижник искореняет в себе страсти и стяжает добродетели. Это универсальная книга, которую использовали не только в монастырях, но и люди, живущие в миру. Другое название этого труда — «Духовные скрижали», по аналогии со скрижалями ветхозаветных заповедей, данных Моисею на горе Синай; там же, где впоследствии располагался Синайский монастырь, и была написана «Лествица».

Преподобный Иоанн много путешествовал по монастырям, общался с монахами, систематизировал полученные знания. Именно этот опыт настоящей подвижнической жизни и сумел обобщить преподобный и систематически изложить в своей книге. В «Лествице» дается большое количество примеров из жизни монахов, на которых разъясняются особенности борьбы с той или иной страстью.

«Мир ловил меня, но не поймал»

Но мы с вами понимаем, что речь-то идет о разных мирах: мир как творение Божие и человек, как вершина этого творения, Богом возлюблен. И мы и к человеку, и к миру должны относиться так, как Бог к нему относится — с любовью. Но мир как следствие человеческого отпадения от Бога, человеческого греха, который проявляется в похоти очей, гордости житейской, похоти плоти — это то, чего мы не должны любить.

И здесь очень важно именно это слово – «похоть». Что это такое? Это не просто желание, а желание обладать и желание подчинить себе, желание использовать кого-то или даже что-то исключительно под себя, для себя

Вот есть я, как субъект, и я отношусь ко всем, кто не я, как к объектам, которыми можно пользоваться. Неважно, человеком же можно пользоваться, а если нельзя его использовать для себя, то он мне вообще не интересен, я его не замечаю. Или я им пользуюсь, потому что что-то от него получаю.

Это может быть очень близкий человек, супруг или супруга, дети или какие-то люди, находящиеся от нас на большом расстоянии. Но и даже миром, в котором мы живем, мы можем пользоваться. Тут недавно была новость, которая меня поразила: в Австралии впервые река получила статус субъектности, ее признали как личность.

Это, правда, мне кажется, очень правильное отношение. Потому что мир, в котором мы живем — и наши меньшие братья, и поля, и леса — ими можно пользоваться, иной раз хищнически! Тогда мы превращаем наш мир в ужасное состояние и, в конце концов, оказываемся на помойке. Или мы относимся к нему без похоти. А без похоти — это как?

С любовью.

И в этом смысле отречение от мира — это и есть отречение от похоти к чему бы то ни было

Это иное отношение к миру! Потому что я к миру отношусь не как, чтобы от него урвать для себя, и неважно — к людям в этом мире или к тому, что нас окружает в этом мире, а вот по-другому совершенно. Тогда я буду от него и независим

И, живя в мире, не буду пленен этим миром.

На могиле замечательного христианского мыслителя XVIII века Григория Саввича Сковороды по его просьбе написано: «Мир ловил меня, но не поймал». Это совершенно другое отношение к этому миру!

Фото: optina.ru

Слово 9. О памятозлобии

1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собственных порождений его: то по порядку будем теперь об нем и говорить.

2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная.

3. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить.

4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.

5. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.

6. Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъядение.

7. Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия.

8. Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей.

9. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит.

10. Памятозлобие есть лукавый толковник писания, который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с Ним, имея памятозлобие.

11. Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть сие терние: тогда кайся и смиряйся по крайней мере на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестию, как огнем.

12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.

13. Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный.

14. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, зарождается червь; а в видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов; а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия.

15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек непомнящий зла опередил их. «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк.6:37).

16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

17. Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть свою оставили.

18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей.

Степень девятая. Вступивший на нее с дерзновением да просит разрешения грехов у Спасителя Иисуса. Источник.

Если вы хотите убрать навсегда из себя неуправляемый гнев, привычки злиться и раздражаться на детей и близких, и хотите овладеть гневом праведным в тех ситуациях, когда просто необходимо остановить зло, то пройдите мой авторский системный тренинг “УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ” (5 занятий) здесь, нажав на банер ниже

Рекомендую почитать еще:

«Причастие» История как ангелы причащают невидимо вне Чаши, если душа смиренна.

Мысль дня: Попробуйте пожить с чистыми мыслями 40 дней…

Счастье — маленький секрет

Пасхальные переживания. Страстная неделя для глубокого понимания Библейских событий

Маловерие. Новое стихотворение Романа Матюшина во время пандемии.

“Лествица” Иоанна Лествичника. 6 ступень. Память о смерти

Внешне и внутренне верующие. В чем разница. Эзотеризм и экзотеризм.

Взлети!…

Христианская аскеза — это работа с энергиями

Это практика, которая связана с энергиями человека. Всякая эмоция, любой помысел человека — это энергийная величина. Человек имеет не только внешний, физический образ, но он имеет и энергийный образ. И именно с этим образом и происходит работа на этом пути духовного восхождения — его переустройство, переформатирование.

Энергии человека могут различаться. Бывают физические энергии, душевные, эмоциональные, интеллектуальные; они могут быть разные по целям — как разные векторы. И если мы говорим об энергийном образе, то перед нами картинка, которая может быть похожа на ёжика — в разные стороны направлена его энергия.

И духовная практика, аскеза христианская — это работа с этими энергиями.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что бывает естественное расположение энергий, когда наши желания, устремления направлены совершенно в разные стороны: мы хотим кушать, мы хотим спать, нам хочется общаться, мы хотим почитать книгу или посмотреть кино, мы хотим помолиться – все это находится в таком свободном, хаотичном режиме.

Как читать мирянину?

— Как читать «Лествицу» мирянину, который решил всерьез заняться своей духовной жизнью?

— Как я говорил раньше, «Лествица» написана, прежде всего, для монахов. Поэтому воплотить в обычной мирской жизни все требования этой книги невозможно. Монашеская жизнь во многом отличается от жизни в миру — это разные пути, разная мера подвигов. Также, несмотря на то, что «Лествица» и строго систематизирована, и полна всевозможных жизненных примеров, многое из написанного нелегко для понимания обычного прихожанина. Еще одной особенностью аскетических произведений является то, что церковным Таинствам, в частности — Исповеди и Причастию — уделяется очень мало внимания, а это как раз и должно являться основой жизни христианина, стоять на первом месте. Хорошо, если при храме действует лекторий, на котором и можно было бы изучать «Лествицу», разбирать комментарии к ней, спрашивать совета у священника. Если такой возможности нет, то с рассуждением можно читать самому, также сообразуя прочитанное с советами духовника, и Господь, видя намерение человека исправиться, поможет усвоить прочитанное и пойти по пути истребления своих страстей и стяжания добродетелей. Ведь, несмотря на различие в мере подвигов для монашествующих и мирян, евангельский идеал святости одинаков, а высшей добродетелью для каждого христианина является любовь.

Подготовил воспитанник 3 курса СПДС Денис Каменщиков  Газета «Православная вера» № 5 (409) 2010 г.

Главное в послушании — это слушание

Последнее, что я хотел бы сказать о послушании… Митрополит Сурожский Антоний говорит о том, что главное в послушании — это слушание. Послушание — это не просто подчинение, это и навык слушать другого, умение слушать, хотение, желание слушать. И это тоже для нас, мирян, вполне актуальные вещи. Мы зачастую не умеем друг друга слушать. Очень часто супруги не умеют друг друга слушать, отсюда – конфликты, которые накапливаются, годами не решаются, а потом взрываются. Это очень важный навык — слушать другого человека, даже если ты с чем-то в его словах не согласен. На самом деле, это полезно для того, кто слушает, и очень полезно для того, кто говорит. Само это желание понять другого очень целительно для отношений. Даже если мы с ним в чем-то не сходимся. Но когда мы слушаем человека и хотим его понять, он это чувствует.

Она очень связана со смирением. У святителя Феофана Затворника есть удивительный образ: он говорит, что смирение похоже на чернозем, грязную землю. В нее бросают разное, а, в конце концов, всходит добрый плод.

Вот так и смиренная душа — она открыта всему, в нее все бросают, она все принимает, перерабатывает и производит добрый плод. Но она должна быть открыта! А если она черствая, покрытая коркой, сухая земля, то в нее ничего не попадает, ничего на ней и не вырастет. Без послушания, без смирения мы не сможем взрастить никакой плод…

Очень распространено понятие о послушании как о советовании с духовником и беспрекословном подчинении его советам. Желание прилепиться к духовнику, с одной стороны понятно, ведь христиане – это ученики. И желание учиться и слушаться — объяснимо. Но сложность в том, что учителей мало и учеником быть не просто.

А само это стремление к послушанию отнюдь не отменяет того, что мы должны самостоятельно принимать решения. Не какой-то дядя, даже духовник, за нас принимает решение. Потому что если за нас кто-то что-то решает, то мы за это решение не отвечаем, понимаете? А если мы не отвечаем за это, то оно и не наше – нашим становится только то, за что мы отвечаем. Наша жизнь, мой поступок, мой пути, моя судьба — я за это отвечаю. Опытный духовник, как и любой нормальный родитель, хочет, чтобы его чадо – духовное чадо – позврослело.

А в чем проявляется этот рост? В том, что человек мог самостоятельно, свободно принимать решения и за них отвечать. Может быть, делать ошибки… Это, мне кажется, очень важный навык духовнический — уметь растить свое чадо, а не просто за него принимать решения: я тебе скажу, жениться тебе или не жениться, работать или не работать, и так далее.

Опять-таки, в условиях монастыря вполне могут быть и такие отношения. Но это как раз специфика монастырского духовничества! Может быть, поэтому иногда и говорят, что святоотеческие книги нельзя читать мирянам — они могут такие моменты неправильно истолковать. Но понятно, что в лаборатории есть свои условия, всегда искусственные, специально сделанные.

Монастырь – это тоже такая лаборатория, и там все под монашескую жизнь заточено. А в миру все немного по-другому. Хотя содержание тех опытов, которые в лабораториях проходят, имеет отношение и к нам. Просто мы не можем копировать сами эксперименты буквальным образом.

ОТВЕТ Иоанн Иоанну желает радоваться

Получил я воистину достойное высокого и бесстрастного жития твоего и чистого и смиренного твоего сердца посланное тобою к нам, нищим и убогим в добродетелях, честное твое писание или, лучше сказать, заповедь и повеление, превосходящее нашу крепость. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом, ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем, скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.

Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это, ибо мы находимся еще в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах, которые превышают нашу силу, то мы, благочестно презревши нашу немощь, смиренно покусились на труд, превосходящий нашу меру, хотя и не думаем принести тебе какую-нибудь пользу или объяснить нечто такое, что и ты, священная глава, знаешь не меньше нас. Ибо не только я уверен, но и всякий, думаю, из здравомыслящих знает, что око ума твоего чисто от всякого земного и мрачного возмущения мрачных страстей и невозбранно взирает на Божественный свет и озаряется им. Но, боясь смерти, рождающейся от преслушания, и как бы движимый сею боязнью на послушание, приступил я к исполнению всечестного повеления твоего со страхом и любовью, как искренний послушник и непотребный раб превосходнейшего живописца, и при скудном моем знании и недостаточном выражении, одним только чернилом однообразно начертав живые слова, предоставляю тебе, начальник учителей и чиноначальник, все это украсить, уяснить и, как исполнителю скрижалей и закона духовного, недостаточное восполнить. И не к тебе посылаю сей труд, нет, это было бы знаком крайнего неразумия, ибо ты силен о Господе не только иных, но и нас самих утверждать в Божественных нравах и учениях, но к богозванной дружине братии, которые вместе с нами учатся у тебя, о избранный учитель! К ним-то через тебя начинаю сие слово; их и твоими молитвами, как бы некиими водами надежды будучи подъемлем, при всей тяжести невежества простираю ветрило трости и со всяким молением передаю кормило слова нашего в руки доброму нашему сокормчему. Притом прошу всех читающих: если кто здесь усмотрит нечто полезное, то плод всего такого, как благоразумный, да приписывает великому наставнику нашему, а нам да просит воздаяния у Бога за сей слабый труд, не на бедность сочинения (поистине всякой неопытности исполненного) взирая, но принимая намерение приносящего, как вдовичье приношение (У Паисия Величковского: «вдовическое предложение»), ибо Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия.

Акафист преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Преподобный Иоанн Лествичник личным примером, непрестанными трудами, смирением и кротостью явил людям путь, ведущий в жизнь вечную. Кроме укрепляющего верующих жизнеописания подвижника сохранились его труды, признанными святыми отцами ценными в деле спасения. Основная мысль наставления святого в необходимости прилагать усилия и работать над собой, борясь со страстями и пороками, что повторяет слово Спаси.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«У этой лестницы нет последней ступени»

– Сегодня среди верующих существует два условных лагеря. К первому принадлежат этакие интеллектуалы, которым интересны только богословско-философские темы, а аскетика (в том числе и «Лествица») для них нечто второстепенное. Во втором лагере позиция прямо противоположная: аскетическая литература воспринимается как прямое руководство к действию, а малейшее отступление от святоотеческих предписаний – как вопиющее преступление. Как найти «золотую середину» между этими двумя крайностями по отношению к «Лествице»? 

– Мне кажется, что примером «золотой середины» можно считать самого Иоанна Лествичника.

Был ли он интеллектуалом? Безусловно – он глубокий, начитанный, вдумчивый. В то же время, очевидно, что, он не был кабинетным богословом и сам пережил все то, о чем писал. Вообще, богословие – это не умствование, это опытное познание Бога и заключение этого опыта в слова. Поэтому другой христианский богослов и монах, Евагрий Понтийский, писал за несколько столетий до Лествичника: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов».

Кроме того, нужно сказать, что не только в христианстве, но и в классической – античной — философии приближение человека к Богу не мыслилось в отрыве от аскетического усилия. Вспомним стоиков, или учение Платона о страстях. И если бы мы спросили у святителей Иоанна Златоуста или Григория Нисского, являются ли они «догматическими» или «аскетическими» писателями, они едва ли поняли бы, о чем мы их спрашиваем. Когда человек поднимается по лестнице, то он поднимается целиком — не может голова подняться, а ноги остаться внизу, или наоборот.

Кстати, именно у Григория Нисского Иоанн Лествичник мог позаимствовать свой ключевой образ. В трактате «О Блаженствах» Григорий уподобил заповеди Нагорной проповеди лестнице, ведущей в небо. А в трактате «Жизнь Моисея» он говорит, что у этой лестницы нет последней ступени: «Моисей, всегда бывший великим, нимало не останавливается в восхождении, не полагает себе никакого предела в стремлении к горнему: но однажды вступив на лестницу, на которой, как говорит Иаков, утверждается Бог (Быт 23,13), непрестанно восходит на высшую и высшую ступень, и не престает возвышаться; потому что и на высоте находит всегда ступень, которая выше достигнутой им».

– А известны обстоятельства написания этой книги? Она действительно создавалась только для монахов? Тогда зачем ее читать мирянам? 

– Действительно, эта книга была написана монахом для монахов. Иоанн Лествичник создал ее по просьбе другого Иоанна, игумена соседнего Рифского монастыря. В то же время, даже в древности круг ее читателей никогда не был исключительно монашеским. Так, например, Симеон Новый Богослов (X-XI вв.) нашел «Лествицу» в родительской библиотеке.

В России эта книга тоже была очень популярна среди мирян. Известно, что её любил Гоголь, и

Акакий Акакиевич из «Шинели» — по одной из версий, перерождение одноименного персонажа из 4-ой главы «Лествицы». 

Зачем мирянам читать то, что написано не для них? Дело в том, что монахи не сделаны из другого теста. Они не читают другое Евангелие. Условия жизни в семье и в монастыре разные, но искривления человеческой души, обычно именуемые страстями, одни и те же. Поэтому «Лествица» к месту и в миру, и в монастыре.

Впрочем, есть две темы, в отношении которых жизнь в миру и монастыре отличаются радикально. Если семейный человек слепо примерит к себе монашеские идеалы послушания и целомудрия — это станет для него катастрофой. Никто из монахов-подвижников не говорил о том, что отношения мирянина и духовника должны быть такими же, как отношения монаха и игумена монастыря. Что касается целомудрия — оно является идеалом и в браке, но, конечно, не в том смысле, что для монаха. Семейный человек, имитирующий монаха, — это такая же катастрофа, как и обратный пример.

Скачать книгу «Лествица»

Для мирян полезной может оказаться и другая книга, написанная игуменом Германом (Осецким) — своеобразное руководство по прочтению «Лествицы»: «Лествица до врат небесных: как читать Лествицу мирянину». Скачать книгу в формате PDF.

Предупреждение: данные книги публикуются мною здесь исключительно с целью ознакомления и ее скачивание не дает тебе права распечатывать, издавать, распространять, а также использовать книги либо какие-либо их части для получения коммерческой выгоды без разрешения владельцев авторских прав на нее.

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.

Ступени

— Какая первая из ступеней восхождения человека к Богу?

— Первая глава «Лествицы» называется «Об отречении от жития мирского». То есть следует отсечь все то, что мешает на пути к святости. Для человека, который готовит себя к монашеской жизни, это может быть удаление в монастырь, а для мирянина, которому свойственна забота о семье, о своих близких, отречение от мира будет сводиться к тому, что он по возможности станет удаляться от тех ценностей, которыми живет мир, ведь если он будет жить жаждой обогащения или стремлением к власти, то какой же он христианин? 

— А какова вершина этого духовного восхождения?

— Последняя, тридцатая ступень — это любовь. Преподобный Иоанн говорит о том, что тот, кто прошел все ступени духовной лестницы, победил гордыню, леность, чревоугодие, а любви не стяжал, тот трудился тщетно, тот медь звенящая или кимвал звучащий(1 Кор. 13, 1). «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть, по действию своему она есть упование души, а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения» (Лествица, слово 30).

С чем происходит работа и борьба?

Иоанн Лествичник берет число этих ступеней по числу лет Спасителя до того момента, как Он вышел на проповедь, то есть до того, как Он стал совершенным. Вот у нас совершеннолетие когда наступает? В 18 лет — так считается по закону. В древности это было в возрасте 30 лет. Понятно, что это всегда индивидуально, но тем не менее.

Отсюда, например, по канонам Церкви только после 30 лет человек мог становиться священником, и учителем тоже. И именно поэтому Христос, когда Ему исполнилось 30 лет, выходит на проповедь. Это вещи неслучайные.

Иоанн Лествичник берет число 30, хотя оно не принципиально

Что здесь важно? Важно, что эти ступени делятся на две части

Что это за две части? Первая — это так называемые предуготовительные ступени: они связаны с тем, что внимание человека, его энергия направлены на отношения с мирской стихией, откуда он хочет удалиться, но которая его не отпускает. А вторая часть — это, собственно, уже восхождение

Можно чуть-чуть иначе подходить: это три такие градации. Первая — подвиги предуготовительные, вторая — подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, а третья часть — это подвиг, который связан с обновлением духа. Что это за подвиги, что это за борьба, в чем суть этого опыта? С чем происходит, собственно, работа?

Предисловие книги сей, именуемой скрижали духовные

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви.

Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой, достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению. А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие (преподобного) премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector