Тайная вечеря леонардо да винчи

Содержание:

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ?

Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами.

Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Загадки и тайны картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Леонардо долго искал натурщиков для главных действующих лиц, Иисуса Христа и Иуды. Однажды в церковном хоре художник заметил молодого человека с одухотворенным и чистым лицом. Именно его он изобразил, рисуя Спасителя. С натурщиком для Иуды, все обстояло намного сложнее. Из-за отсутствия подходящего образа для Иуды работа с фреской встала, монахи проявляли все больше беспокойства по этому поводу.

Дошло до того, что настоятель пожаловался герцогу Сфорцу на Леонардо, на его бездействие. Они боялись отрешенности и задумчивости да Винчи, он мог не выходить на обед или ужин, заниматься  другими проектами.

Леонардо был вызван к герцогу для дачи объяснений своего поведения и этапам проведения работ. В результате перебранки между настоятелем монастыря и да Винчи в присутствии герцога, Леонардо сказал настоятелю следующее: «Если вы так сильно спешите, я могу взять как образ для Иуды, ваш лик». На этом обсуждение закончилось.

После трёх лет поисков он случайно обнаружил подходящего мужчину, который спал пьяный в канаве. Леонардо велел доставить любителя выпить в свою мастерскую.

эскиз «Тайной вечери»

Когда картина была закончена, пьяница удивил всех, заявив, что картина ему уже знакома. Выяснилось, что три года назад этот человек вел иной образ жизни, пел в церковном хоре и позировал художнику для изображения Иисуса Христа. Историки подтверждают вероятность этой версии. То есть изображение Христа и Иуды, Леонардо взял с одного и того же человека, но в разный период его жизни, и в этом есть определенный смысл. Борьба добра со злом в одном человека. В пользу этой версии, говорит определенное сходство в чертах лица Христа и Иуды.

В разное время помещение трапезного зала использовалось в качестве конюшни, казармы, оружейного склада, тюрьмы. Картина не раз подлежала реставрации. Во время бомбардировки Милана английской авиацией в годы Второй Мировой войны здание доминиканского монастыря было практически полностью разрушенными. Уцелела лишь стена с росписью да Винчи. Это было поистине чудесно! Возможно это знамение свыше и поэтому сегодня люди могут в полной мере оценить монументальную роспись.

Пять столетий «Тайная Вечеря» серьезно реставрировалась как минимум восемь раз. Новые слои красок, которые наносились во время реставраций, сильно исказили подлинник. От оригинального цвета осталось примерно половина. Это послужило основой причиной того, что девятая по счету реконструкция продолжалась почти 21 год, и это при том, насколько далеко шагнул технический прогресс. Закаменевшая за много веков пыль, грибок снимались крайне тщательно.

Легендарное творение Леонардо да Винчи вновь начало вдохновлять и поражать туристов со всего мира 26 мая 1999 года. Посетители снова могут увидеть путь, на который указывает людям Иисус Христос.

16.02.2019 15:08

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Estetico — для увлеченных красотой

  • Неизвестные ранее фотографий Дэвида Боуи со съемочной площадки.
  • 30 Июля 2018
  • 1657
  1. Тенденция грусти — это следствие субкультур, несущих скорбь в массы посредством тинейджеров
  2. 16 Июля 2018
  3. 1889
  • Работы GORILLAZ не могут оставить безразличным слушателя, а в комплексе с анимацией погружают в целый виртуальный мир вымышленных персонажей.
  • 13 Июня 2018
  • 1031

Секта Бога Кузи – не зарегистрированное религиозное движение основанное на православных постулатах, существует с конца 90-ых годов.

25 Июля 2018

Но кто именно из безумцев, носящих эту фамилию предпочитает делать себе больно?. Вы удивитесь, но это Ширли Мэнсон, вокалистка группы Garbage.

13 Июля 2018

1218

Под Пекином планируется постройка целого города площадью 400 гектаров посвященного только искусству. Приблизительная стоимость такого проекта — 2,8 млрд долларов.

22 Июня 2018

1305

  1. Мистицизм вокруг полотен — распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
  2. 08 Июня 2018
  3. 7534
  • Виртуальная реальность набирает обороты и вот она добралась до искусства.
  • 20 Июля 2018
  • 1150
  1. Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина — это по сути плагиат с других.
  2. 20 Июня 2018
  3. 1070

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

Как Леонардо писал Тайную вечерю

Благодаря писателю Маттео Мария Банделло, современнику Леонардо, мы знаем всё о том, как Леонардо писал свою знаменитую работу. Банделло в тот период как раз находился в Милане, а посмотреть на то, как мастер создаёт свой шедевр мог абсолютно каждый в реальном времени, зайдя в Трапезную церкви Санта Мария делле Грацие.

По впечатлениям писателя, работы походили скорее на праздник, чем на строительство. Банделло оставил об этом событии весьма тщательное описание, своего рода хронику, помогающую воссоздать весь творческий процесс художника. Например, он пишет, что Леонардо любил, когда, заходя в церковь, люди смотрели на его работу и оставляли свои комментарии, к которым он всегда прислушивался. Он пишет, что часто Леонардо приходил чуть свет, взбирался на леса и начинал работать целый день, до позднего вечера, не прерываясь даже на обед и не выпуская ни на минуты кисти из рук, вовлечённый полностью в процесс. А в другие дни он мог не подходить к работе по 2, 3, 4 дня, мог просто ходить вокруг неё часами и всматриваться. Мог стремглав лететь в церковь, в каком-то порыве, а взяв кисть сделать два мазка и остановиться.

Гений Леонардо был анархическим. Он шёл на поводу у своего вдохновения и не подчинялся никаким законам техники. Он работал исключительно когда у него было желание, нарушая все временные нормы фресковой живописи. Именно поэтому он создал шедевр, который дошёл до нас полуразрушенным, но и именно благодаря этому его «Тайная Вечеря» стала шедевром.

В массовой культуре

{Список примеров|дата=9 марта 2013}}

  • Фреска показана в документальном сериале «Жизнь после
    людей» — через четверть века многие элементы фрески сотрутся
    со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15
    процентов краски, да и то они зарастут мхом.
  • В эпизоде «Чудесная пасхальная история» мультфильма «Южный
    парк» картина используется как пародия на фильм «Код да Винчи» и
    для высмеивания меркантильного подхода к Пасхе и богословию.
  • В клипе на песню «The Sacrilegious Scorn» группы Dimmu Borgir
    есть фрагмент, в котором показана пародия на картину, где
    «изображены» участники группы.

А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.

Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.

Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”. 1516-1518 гг. Лувр.

Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.

Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.

О других шедеврах мастера читайте в статьях:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Предпосылки создания образа

В христианской культуре этот образ символизирует начало нового пути в истории человечества. События Великого четверга положили начало новым отношениям между Господом и людьми.

На иконе отражены последние дни земной жизни Иисуса Христа. В тот день Спаситель собрал за одним столом всех Своих учеников и последователей. В качестве угощения для апостолов Спаситель приготовил хлеб и вино, символизирующие Его тело, страдающее за грехи всего человечества, и кровь, которую Сыну Божьему предстояло пролить для их искупления.

Ужин был устроен тайно, ведь Христос уже знал о том, что Его разыскивают фарисеи. Знал Он и о предательстве Иуды. Сын Божий собрал своих последователей в горнице, чтобы последний раз вкусить с ними пищу, почтить праздник иудейской Пасхи и поведать им о таинстве Евхаристии.

Перед началом трапезы Спаситель собственноручно омыл ноги каждому из своих учеников, Своим примером показывая, как должны они служить друг другу. Во время вечери Спаситель напомнил Своим ученикам о том, что Ему многое предстоит претерпеть и многие муки придется вынести ради людей. Он объяснил ученикам значение таинства Евхаристии и рассказал о том, какое значение будет иметь причастие для всех будущих поколений: тем верующим, кто придет к покаянию и причастию, будут прощаться их грехи.

После Спаситель Сам преломил хлеб и подал ученикам чашу с вином. Всем людям Он заповедовал поступать также, памятуя о той жертве, которую Сын Божий принес ради нас. Так Господь установил в христианстве новую Пасху, единственной жертвой в которой стал Он Сам.

История написания образа

Событие, изображенное на иконе, описано в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка.  Действие происходит в Иерусалиме во время празднования Пасхи (даты возвращения евреев из египетского рабства). Иисус собрал на ужин (вечерю) своих самых близких учеников (12 апостолов), чтобы отметить этот праздник и проститься с ними.

Первосвященники нашли апостола, который согласился выдать Учителя. Иисус знал, что Иуда предаст его, и сказал об этом ученикам. Его будущее было предопределено Богом-Отцом.

Перед трапезой Иисус омыл ноги учеников. Во время вечери Христос раздал апостолам хлеб и вино и пояснил, что это символы Его плоти и крови. Кто попробует хлеб и вино, тот духовно станет един с ним. Этим обрядом Спаситель установил Новый Завет – Евхаристию (благодарение), таинство Причастия.

Иуда причастился, как и остальные апостолы, и покинул вечерю. В Гефсиманском саду этой же ночью он выдал Иисуса страже первосвященников. Дальше были унижения, крестный путь, распятие, страдания, смерть и воскресение Христа.

После тайной вечери и искупительной жертвы Спасителя апостолы наполнили Пасху другим содержанием. Теперь это праздник Воскресения Христа, победы над смертью. Православная церковь события этого дня поминает в Великий (чистый) четверг и на ежедневных литургиях в молитве Иоанна Златоуста.

Тайная вечеря и богослужение

Православная церковь вспоминает установление таинства Евхаристии, которое произошло во время Тайной вечери, в Великий Четверг.

Кроме того, в течение года (а не только в Великий Четверг) на литургии перед причащением читается молитва, составленная Иоанном Златоустом и начинающаяся словами: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Таким образом, события Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения каждой литургии. Слова Иисуса Христа «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» произносятся священником на литургии во время Евхаристического канона.

Анализ картины

Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Эскиз

По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае,  не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей

Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине  представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо

Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи

Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения

Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации

И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

В материале использованы: фото spbpda/flickr.com; Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891; Сыны Израиля мажут косяки дверей кровью агнца /фрагмент/ — Джеймс Тиссо; gwen; Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447 год; Сионская горница, священник Александр Тимофеев; Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.

Тихон Сысоев

10 фактов и тайн «Тайной вечери»

  • Искусствоведы много спорят о символах, заключенных в работе Леонардо. Например, отдельные ученые отмечают рассыпанную соль возле локтя Иуды. Они считают, что этот знак может символизировать неудачу или предательство.
     
  • Ученые спорят, какое значение имеет изображенная пища. Неясно, что за рыба стоит на столе — селедка или угорь. Обе в переводе на итальянский язык обозначают человека, отрицающего религию. Однако, они имеют разный символический смысл.
     
  • По словам итальянского музыканта Джованни Марии Палы, Леонардо да Винчи зашифровал ноты на «Тайной вечере». В 2007 году Пала создал 40-секундную мелодию из записей, которые якобы были скрыты на фреске.
     
  • В 2010 году Сабрина Сфорца Галиция провела работу над математическими и астрологическими индикаторами на фреске. Она считает, что в изображении содержится послание Леонардо да Винчи о конце света. Согласно ее показаниям, апокалипсис состоится в 4006 году.
     
  • В конце 20-го века реставратор Панин Брамбилла Барчилон и его команда удалили лишние слои краски и написали заново места, не подлежащие восстановлению. Работа продолжалась 21 год. Критики заметили, что в отдельных местах фрески тона, цвета и очертания лиц изменились.
     
  • В начале XVI века три ученика Леонардо да Винчи написали репродукции «Тайной вечери». Джампиетрино сделал полномасштабную копию, которая теперь находится в Королевской академии искусств Лондона. Работа Андреа Солари выставлена в музее Леонардо да Винчи в Бельгии. Третья репродукция, работы художника Чезаре-да-Сесто, хранится в церкви Святого Амброгио в Швейцарии.
     
  • Церковь и фреска стали символами благородной миланской семьи Сфорца.
     
  • Роспись поддавалась реставрации 7 раз — в 1726, 1770, 1853, 1903, 1924, 1928 и 1978 годах.
     
  • Доступ к «Тайной вечере» ограничен 1300 посетителями в день из-за влияния на роспись мелкой пыли, которую приносят туристы.
     
  • На итальянском языке название картины звучит, как «Ultima Cena», то есть «Последний ужин». Есть и второе имя — «Il Cenacolo», в переводе на русский «Трапезная».

Желаем незабываемых эмоций от встречи с шедевром.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Милан — город Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение

Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.

Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.

Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.

История написания образа

Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.

Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя.  Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.

Празднование и народные приметы

Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.

  • «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
  • У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
  • Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
  • Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.

На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.

Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.

В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.

Икона Тайная Вечеря

Описание образа

Взглянув на икону «Тайная Вечеря», вы можете буквально прочувствовать атмосферу таинства и спокойствия, которая царила в этот вечер. Во главе стола находится Сын Божий, а апостолы разбиты на группы. Взгляды присутствующих устремлены на Иисуса Христа. Никто не догадывается, что среди гостей присутствует предатель, из-за которого вскоре Спаситель подвергнется страшным мучениям. Автор изобразил Иуду, сидящего в нелепой позе и сжимающего в руке мешок с серебром. Одним из элементов, бросающихся в глаза, является локоть, которым предатель опирается на стол, чего не сделал ни один апостол. Апостол Петр сжимает в руке нож, направленный на Иисуса Христа.

Икона «Тайная Вечеря» имеет несколько вариаций. Это сказывается лишь на некоторых элементах образа, но его смысл и значение остаются неизменными.

Выводы

С виду – церковь как церковь, таких в Милане очень много. Но, внутри скрыто настоящее сокровище. Оказалось, что вход в саму церковь бесплатный, но нужно приходить в определенное время.

Билеты на Тайную вечерю лучше покупать за 3 месяца в высокий сезон, и за месяц в низкий сезон (зима).

Лучше на сайте Getyourguide, если не успели — можно попробовать в день посещения прийти с самого утра (у тур.агентств могут остаться нереализованные билеты).

Думаю, сходить нужно обязательно – это возможность увидеть этот ценнейший мировой шедевр кисти Леонардо да Винчи.

А вы бы пошли посмотреть на фреску? Или заказывать билеты за 3 месяца, а потом спешить к определенному времени на сеанс – не ваш стиль путешествий?

Кстати, если вы только собираетесь в Милан, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector