Икона «тайная вечеря»
Содержание:
- Распятый Христос
- Молитва и акафист иконе «Тайная Вечеря»
- Тайная вечеря
- Другие предположения
- До скончания века
- «Нас же всех соедини друг ко другу»
- Молитва Христа
- Реальность наполняется смыслом вечности
- Символы на картине
- Граффито Алексаменоса
- История святого лика
- Огонь в моем животе
- Кто автор?
- Как посетить церковь
- Билеты, время работы
- Двусторонняя икона-таблетка
- Черный Христос
- Последнее искушение Христа
- Преображение
- Невероятные цвета
- Предпосылки создания образа
Распятый Христос
Художник : Диего Веласкес
Год: 1632
Распятый Христос, Диего Веласкес
Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».
Молитва и акафист иконе «Тайная Вечеря»
Молитва иконе «Тайная Вечеря»:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь».
Тропарь на Великий Четверг глас 8:
«Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».
Кондак на Великий Четверг глас 2:
«Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец».
Икона «Тайная Вечеря» олицетворяет переломный момент, после которого ученикам откроется божественная природа Иисуса Христа и пример жертвенной любви к Всевышнему. События того вечера помогают праведным христианам укреплять свою веру в сложных ситуациях, превращая печаль в надежду.
Тайная вечеря
Художник: Леонардо д’А Винчи
Год: 1498
Тайная вечеря (1498) — Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» самое известное художественное достижение Леонарда да Винчи после Моны Лизы. Эта картина представляет сцену Тайной Вечери Иисуса со своими учениками. В ней Леонардо мастерски изображает замешательство, которое возникает среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Подробные знания Леонардо в области анатомии, света, ботаники и геологии; его интерес к тому, как люди передают эмоции в выражениях и жестах и его тонкая градация тона; все собралось вместе, чтобы сделать эту картину одной из самых почитаемых и известных религиозных картин всех времен. Некоторые люди считают, что человек справа от Иисуса на картине — не Апостол Иоанн, а женщина по имени Мария Магдалина. Эта вера играет центральную роль в фантастическом романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Тайная вечеря является, по всей вероятности самой известной картины с участием Иисуса Христа.
Другие предположения
Фрагмент изображения «любимого ученика» справа от Иисуса, идентифицированного историками как апостола Иоанна, но в книге 2003 года « Код да Винчи» и других подобных работах предполагалось, что это Мария Магдалина.
Тайная вечеря была объектом множества спекуляций как писателей, так и историков-ревизионистов , обычно сосредоточенных на предполагаемых скрытых сообщениях или намеках, обнаруженных в картине, особенно после публикации романа Дэна Брауна « Код да Винчи» (2003), в котором один из персонажей предполагает, что человек справа от Иисуса (слева от Иисуса с точки зрения зрителя) на самом деле является Марией Магдалиной . В нем также говорится, что в центре картины была буква «сверкающая в центре» (М), обозначающая Матримонио или Марию Магдалину. Это предположение возникло в более ранних книгах «Откровение тамплиеров» (1997) Линн Пикнет и «Святая кровь и Святой Грааль » Майкла Бейджента , Генри Линкольна и Ричарда Ли (1982). Историки искусства считают, что фигура — это апостол Иоанн, который кажется женственным только из-за характерного для Леонардо увлечения стиранием границ между полами, качества, которое можно найти в других его картинах, таких как Святой Иоанн Креститель (написано около 1513 года). –1516). Кристофер Л. Ходапп и Алиса фон Каннон комментируют: «Если он выглядит женоподобным и нуждается в стрижке, то же самое делает Джеймс, вторая фигура слева». По словам Росс Кинга, эксперта по итальянскому искусству, появление Марии Магдалины на последнем ужине не было бы спорным, и у Леонардо не было бы повода замаскировать ее под одного из других учеников, поскольку ее широко почитали за роль «Апостол апостолов» и был покровителем Доминиканского ордена , для которого была написана Тайная вечеря . Для этого был бы даже прецедент, поскольку более ранний итальянский художник эпохи Возрождения Фра Анджелико включил ее в свою картину Тайной вечери.
Картина содержит несколько возможных числовых отсылок, в том числе цифру три. Апостолы сидят группами по три человека, за Иисусом есть три окна, а форма фигуры Иисуса напоминает треугольник. Его руки расположены в золотом сечении, равном половине высоты композиции. Картина также может быть интерпретирована с использованием серии Фибоначчи : один стол, одна центральная фигура, две боковые стены, три окна и фигуры, сгруппированные по три, пять групп фигур, восемь панелей на стенах и восемь ножек стола и тринадцать отдельных фигур. Среди историков искусства до сих пор ведутся споры об использовании ряда Фибоначчи, поскольку некоторые утверждают, что его целенаправленное использование не применялось в архитектуре в полной мере до начала 19 века.
Джованни Мария Пала, итальянский музыкант, указал, что положение рук и буханок хлеба можно интерпретировать как ноты на нотном стане и, если читать справа налево, как это было характерно для сочинений Леонардо, они образуют музыкальную композицию.
До скончания века
Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.
Но в церковном году есть один единственный день – Великий Четверг Страстной Седмицы, когда совершается воспоминание этого священного исторического события, которое произошло в Сионской горнице.
Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь.
И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.
«Нас же всех соедини друг ко другу»
Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать
Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых
Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.
Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.
А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.
Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.
Молитва Христа
После этого, чувствуя совсем скорое приближение страшных страданий, Христос начинает Свою молитву. Он сначала молится за столом перед всеми учениками, прося Отца сохранить их в вере и укрепить. Потом, когда все встали изо стола, Он направился с тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном в Гефсиманский сад. Велев им молиться, Он признался, что душа Его скорбит перед смертью.
Отойдя от них, Христос повергся на землю, прося Отца пронести эти страдания мимо. Но Сам Он понимал, что это – невозможно, поэтому Он смирился и сказал: «Да будет воля Твоя». Спаситель молился до появления каплей пота, которые напоминали кровь. Трижды Он вставал и будил заснувших учеников, прося их молиться, но их глаза были скованны сном. Они проснулись, только когда появилась толпа. Это были фарисеи с воинами, пришедшие схватить Иисуса.
На этом описание Тайной вечери заканчивается в Евангелии и начинается период страшных мук Христа за род человеческий.
Митрополит Иларион «Тайная вечеря. 10 фактов»
Реальность наполняется смыслом вечности
Попробуем внимательнее вглядеться в некоторые важные элементы иконы. Мы видим, например, стол, а над ним – сень. В то время в реальности был такой стол? Нет, конечно. Тогда, наверное, стола, как такового, и не было в Сионской горнице.
На иконе мы видим то, что мыслится уже как Престол, необходимый для совершения Евхаристии. Спаситель причащает своих учеников, жителей самого начала нашей эры, но у Престола, за которым мы сейчас совершаем Божественную литургию. Изображаемое на иконе выходит из понятия исторической правды – это уже Священная история. Реальность в иконе через символизм переплавляется, преображается, наполняется смыслом вечности.
Мы знаем примеры большей повествовательности на иконах русских, балканских и поздних греческих изображений, где на столе Тайной Вечери изображено множество приборов с ножами и ложками, разнообразные яства с рыбой, горькими травами и прочими подробностями, характерными для того времени, когда создавалась фреска или икона.
Но мы помним икону преподобного Андрея Рублева, где он символически изобразил Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Там на столе находится одна единственная Чаша с главой жертвенного Ангца.
Это и есть та самая Чаша, со спасительными Телом и Кровью, которую Господь Иисус Христос заповедал пить своим ученикам и всей Церкви. Так исполнился Предвечный Совет о спасении мира через Жертву Христову за каждого из нас.
Символы на картине
Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.
Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
http://jj-tours.ru/articles/Italy/italy-pi-milan-last-supper.htmlhttp://trip-point.ru/2016/05/17/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE-%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8-10-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5/http://art.mirtesen.ru/blog/43329846822/Nepostizhimaya-%C2%ABTaynaya-vecherya%C2%BB-da-Vinchi-i-ee-sekretyi
Граффито Алексаменоса
Картины, на которых Иисус Христос изображается в компрометирующем свете, известны давно. По большому счету, наиболее ранний рисунок, изображающий распятого Иисуса, имеет полное право считаться возмутительным и оскорбляющим чувства христиан. Во время проведения раскопок в Риме, был найден странный рисунок на гипсовой стене неподалеку от Палатинского холма. Рисунок имел подпись: «Алексаменос в процессе поклонения богу». Над подписью нацарапан человек, молящийся на коленях, а перед ним распятая фигура с человеческим телом и головой осла.
Историки определили, что Граффито Алексаменос сделано примерно в 200 г н.э. Выяснить, кто такой Алексаменос, наверное, уже не получится, однако, понять мотивы такого изображения Христа мы можем. Римляне считали распятие унижением, поэтому поклонение человеку, казненному столь позорным образом, было для них абсурдом. Также в то время среди римлян ходили сплетни, якобы у Бога христиан была голова осла. Они считали христианство глупым, так как его последователи поклонялись не только распятому человеку, но и предмету его казни.
10
История святого лика
На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.
Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя
В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.
В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.
Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.
К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».
Огонь в моем животе
Видео-арт зачастую не попадает на первые полосы газет, особенно по прошествии 20 лет после его создания. В начале 2010-х работа Дэвида Войнаровича стала одним из самых обсуждаемых событий в мире культуры США. Работа была выставлена в галерее Смитсоновского института. Она включала в себя видеоролик длиной в 13 минут, о котором наверняка никто бы и не узнал, если бы не одно обстоятельство, вызвавшее праведный гнев у католиков всей страны. Все дело в небольшом отрывке, показывающем распятие, по которому ползают муравьи.
Один из руководителей Католической Лиги не смог стерпеть такой обиды, назвав работу артхаусного художника нападением на все христианство. Члены Конгресса с правыми взглядами высказывались за то, чтобы видео-арт был убран из галереи. Так как институт финансировался именно этими политиками, работа снята с показа, что вызывало обратную волну протеста со стороны деятелей искусства. Многие художники, чьи работы также были представлены на выставке, попытались забрать их из галереи. В итоге цензура привела к обратному эффекту. Благодаря запрету никому не известный ролик стал достоянием мировой общественности.
8
Кто автор?
Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.
Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.
Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.
Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св
Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.
Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи
«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.
Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.
Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).
Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.
Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).
End of insertion
#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом
Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.
Статья в этом материале
- В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
- #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом
Как посетить церковь
Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.
Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.
Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.
Билеты, время работы
Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.
Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон с апреля до ноября билеты необходимо бронировать не менее чем за 4 месяца.
Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.
Покупать билеты на Вечерю (CENACOLO VINCIANO) выгоднее всего на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it , который доступен на итальянском и английском, но по факту билетов там никогда нет. По состоянию 2021 год взрослый билет стоит 12 евро + 3,5 евро сбор.
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
- Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
- Трифонова 2013: Конец XV в.
24 × 19.5 см
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 3093
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест.
См. в «Галерее»:
- Взятие Иисуса Христа под стражу. Предательство Иуды
- Моление о чаше
- Тайная вечеря
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 |
14а. Четыре сцены, разделенные графьей.
Тайная вечеря.
За овальным столом слева на высоком престоле с подножием — Христос, вокруг стола двенадцать апостолов. Юный апостол Иоанн склонился к Христу, Иуда протянул руку к чаше. В глубине по сторонам две палаты, соединенные стеной.
Надпись:
Омовение ног.
Слева Христос в коричневом хитоне, опоясанный полотенцем — лентием, у чаши с водой. Перед ним двенадцать апостолов, восседающих по кругу. Христос концами полотенца утирает ногу апостолу Петру. Архитектурный фон из двух зданий, соединенных стеной. Надпись:
Моление о чаше в Гефсиманском саду.
Христос представлен дважды. Слева вверху он в позе моления, из сегмента «неба» нисходит ангел. В основной, нижней зоне клейма — Христос и одиннадцать спящих апостолов.
Надписи:
Предание Иуды.
Христос стоит с апостолами слева. К нему приближается толпа вместе с воинами, их ведет Иуда, который указывает на Христа.
Надпись:
Подробное изображение страстного цикла (таблетки 14а, б, 15а, б) соответствует тенденциям русской иконописи XV в. Именно в конце этого столетия, а также в начале XVI в. изображения страстей, до того помещавшиеся лишь в настенных росписях, включаются в состав праздничного ряда иконостаса. Ср.
- иконы 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (МиАР),
- иконы 1508–1509 гг. из Софийского собора в Новгороде66 (илл. стр. 338).
66 В. В. Филатов. Иконостас новгородского Софийского собора. (Предварительная публикация.) — «Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода». М., 1968, с. 78–81.
Литература:
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (14а), стр. 301-320, илл. с. 515.
Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XIV.
Новгородская икона 1983.
Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — № 155, стр. 313-314.
Русская икона 1992.
Русская икона из собрания Новгородского музея = The russian icon of the Novgorod Museum collection. — СПб.: Мэдок, 1992. — Илл. 101.
Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.
Иконы Великого Новгорода 2008.
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 56, стр. 354-356, 359-360, 363, илл. с. 378, 380.
Трифонова 2013.
Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 99.
Черный Христос
В начале 60-х годов XX века художник из ЮАР Рональд Харрисон написал картину, которая была представлена общественности в кейптаунской церкви Святого Луки. На картине был изображен Иисус, но не в классическом представлении, а в образе активного борца против Апартеида (южноафриканская диктатура, ущемляющая темнокожих граждан в правах) Альберта Лутули. Как вы понимаете, кожа импровизированного Иисуса была темного оттенка. Римских солдат заменили политики ЮАР, активно продвигавшие Апартеид. Лутули известен тем, что получил Нобелевскую премию в 1960 году за активную борьбу против режима южноафриканской республики. Его выпустили из страны всего на 10 дней, чтобы он мог забрать свою награду. Икона с Черным Христом привела к волнениям в обществе.
Как только режим узнал о картине, ее тайком вывезли из ЮАР. Она долго «путешествовала» по Европе, выставляясь в различных галереях, после чего осела в Великобритании, где хранилась до середины 90-х годов. За незаконную картину власти арестовали Харрисона, в заточении он подвергался допросам и пыткам в течение недели. В свое оправдание художник заявлял, что правительство, объявляющее себя христианским, физически не может совершать преступления, причиняя боль своим гражданам, основываясь только на расовом различии. Картину вернули на выставку около 10 лет назад, и она снова была встречена враждебно.
2
Последнее искушение Христа
Скандально известная картина Мартина Скорсезе была выпущена 1988 году под неодобрительные возгласы общественности, которые позже переросли в настоящие протесты, требующие отменить показ «Последнего искушения Христа». Картина показывает Иисуса обыкновенным человеком, которому не чужды плотские желания. Кроме того, он сотрудничает с римскими солдатами, выдавая им евреев, которых потом предают распятию. В Америке некоторые кинотеатры наложили вето на показ этого фильма. В Нью-Йорке собирались акции как против, так и в защиту картины Скорсезе. Мнение людей разнилось от «богохульство» и до «это обыкновенный фильм». Во многих странах он был запрещен к показу, а в некоторых азиатских государствах запрет до сих пор в силе.
Но наибольшие волнения происходили во Франции и в особенности в ее столице. В один из кинотеатров было брошено воспламеняющееся вещество, разгорелся пожар, в результате которого 13 человек получили серьезные ожоги. Кинотеатр закрыли на ремонт, продлившийся несколько лет. По всей стране происходили столкновения между противниками и сторонниками фильма.
7
Преображение
Художник: Рафаэль
Год: 1520
Преображение (1520) — Рафаэль
Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.
Невероятные цвета
В те времена художники не могли просто так взять любые краски и написать ими фреску — в работу брались лишь те пигменты, которые были способны держаться на штукатурке. Чаще всего, оттенки были достаточно сдержанными. Но, взявшись за свою работу, да Винчи хотел добиться яркости красок. И, работая над повышением яркости цветовых оттенков, мастер подошёл к значимому до сих пор открытию — закону дополнительных цветов. И в наши времена ему учат художников! Леонардо не был тем, кто изобразил цветовой круг (его автор — Мишель-Эжен Шеврёль), но его рассуждения напрямую описывают эти законы колористики. Эта работа привела к тому, что фреска, окрашенная экспериментальными методами, оказалась не самой прочной и быстро стала разрушаться, но действительно была яркой и цветистой для тех времён.
Предпосылки создания образа
В христианской культуре этот образ символизирует начало нового пути в истории человечества. События Великого четверга положили начало новым отношениям между Господом и людьми.
На иконе отражены последние дни земной жизни Иисуса Христа. В тот день Спаситель собрал за одним столом всех Своих учеников и последователей. В качестве угощения для апостолов Спаситель приготовил хлеб и вино, символизирующие Его тело, страдающее за грехи всего человечества, и кровь, которую Сыну Божьему предстояло пролить для их искупления.
Ужин был устроен тайно, ведь Христос уже знал о том, что Его разыскивают фарисеи. Знал Он и о предательстве Иуды. Сын Божий собрал своих последователей в горнице, чтобы последний раз вкусить с ними пищу, почтить праздник иудейской Пасхи и поведать им о таинстве Евхаристии.
Перед началом трапезы Спаситель собственноручно омыл ноги каждому из своих учеников, Своим примером показывая, как должны они служить друг другу. Во время вечери Спаситель напомнил Своим ученикам о том, что Ему многое предстоит претерпеть и многие муки придется вынести ради людей. Он объяснил ученикам значение таинства Евхаристии и рассказал о том, какое значение будет иметь причастие для всех будущих поколений: тем верующим, кто придет к покаянию и причастию, будут прощаться их грехи.
После Спаситель Сам преломил хлеб и подал ученикам чашу с вином. Всем людям Он заповедовал поступать также, памятуя о той жертве, которую Сын Божий принес ради нас. Так Господь установил в христианстве новую Пасху, единственной жертвой в которой стал Он Сам.