Христианский креационизм

Что такое креационизм

Креационизм — это философское учение, согласно которому все, что окружает человека, и сам человек, было создано Высшими Силами, единым Творцом. В широком смысле слова креационизмом можно считать религиозную веру в сотворение мира каким-то духовным началом, высшей сущностью.

Важно! Это учение прослеживается в одной из главных молитв православных христиан — в Символе Веры, которая начинается словами: «Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого»

Эту концепцию в свое время поддерживали многие религиозные и философские течения. Несмотря на то, что теория божественного происхождения была признана антинаучной, она нисколько не теряет своей популярности.


Стороннники креационизма считают, что земля создана Богом

Согласно последним статистическим данным, по состоянию на 2019 год число последователей христианства выросло до 2,3 миллиардов человек, что составляет 33% жителей земного шара. Вторая по численности религия — мусульманство, охватывает 22% населения Земли. Обе эти религии придерживаются теории божественного создания мира.

Следует так же не забывать, что в определенной мере концепции креационизма придерживаются и другие религиозные течения, такие как иудаизм, индуизм и многие другие. В некотором смысле, креационистом можно читать человека, признающего авторитет Священного Писания и верящего в создание мира Богом.

Плюсы концепции

Данная концепция объясняет довольно просто все мироустройство, центральной фигурой которого выступает человек. Вся деятельность человека, связанная с искусством, научной работой или духовными стремлениями объясняется волей Творца.

На стороне креационизма выступает ряд современных ученых. Теория значительно развилась вместе с его основоположниками, представляющими научный креационизм.

Ими являются:

  • Жорж Леопольд Кювье, живший в начале 19 века. Он был исследователем и естествоиспытателем. Проводил многочисленные раскопки и внес большой вклад в палеонтологию. Ставил эксперименты, и делал вскрытия. Стал основоположником сравнительной анатомии. Он старался подогнать научные открытия под креационизм.
    Различия между найденными ископаемыми и современными животными он объяснял периодическими глобальными катастрофами на всей планете. Когда под влиянием масштабных сдвигов земной коры происходило полное уничтожение всего животного и растительного мира. Оставались лишь небольшие территории, которые не затронула катастрофа. Выжившие ни них животные и фауна постепенно мигрировали на свободные участки. А исчезнувшие виды остались в виде ископаемых.
    По его рассуждениям было не менее 30 произошедших катастроф.
  • Его теорию позже дополнили Жан Луи Родольф Агассис и Альсид Дессалин Д’Орбиньи. Они придерживались мнения, что после каждого полномасштабного уничтожения всего живого вмешивалась божественная сила. Некоторые животные и растения с ее помощью воссоздавались и значительно дополнялись.

Все, что нужно знать приверженцам данной теории мироустройства написано в Библии. В ней собраны все ответы, которые объясняют устройства мира. Те необъяснимые явления, которые отрицает наука имеют место в данной теории.

Человек и вся его деятельность имеют определенный смысл, заложенный и находящийся в ведении Творца.

Принципы креационизма

Три типа креационизма пересекаются двумя фундаментальными принципами, чтобы аргументировать исследования, которые надеются продемонстрировать божественное происхождение вселенной или, по крайней мере, отрицать теорию эволюции..

Во-первых, существует принцип причинности, который предполагает, что каждое явление подчиняется причине, и, во-вторых, считает, что явление неизбежно тесно связано с причиной..

Эти два принципа основаны на предположении, что каждая структура отражает разумный замысел и, следовательно, разумную причину, являющуюся ничем иным, как божественной силой.

Таким образом, исходя из рациональной логики, делается вывод, что если вселенная, жизнь и человек представляют собой структуры, которые были разработаны разумным образом, эти структуры были созданы Богом..

Такие законы, как термодинамика, биогенез и законы Менделя о генетическом наследовании, служат для научной поддержки креационизма..

Общее описание

В настоящее время есть несколько философских и мировоззренческих концепций, объясняющих происхождение всего живого на земле, в том числе человека, а также окружающий мир и космическое пространство, включая нашу планету. Одна из них — Креационизм, от лат. creationis — творение. Данная концепция возникла во времена зарождения религий и стала ее неотъемлемой частью.

Суть концепции:

  1. Центральной фигурой является Творец. Он своей волей совершил акт творения и создал все вокруг из ничего. Вся живая и неживая природа была сотворена законченной и больше не менялась. В настоящее время Создатель продолжает управлять всеми процессами.
  2. Креационизм отвергает процесс эволюции и ведет свое летоисчисление. Согласно данной концепции возраст Земли насчитывает не более 10 тыс. лет.
  3. Основной книгой, объясняющей суть мировоззрения считается Библия, которая является надежным источником по вопросам естествознания.

Креационизма также придерживаются все ведущие религии мира.

В конце 18 века стала развиваться наука. Первопроходцы зарождающегося ученого мира стали изучать морфологию человека и животных, простейшие физиологические процессы, а также размножение и развитие организмов.

Тогда теория Креационизма разделилась на две ветви:

  1. Ортодоксальная — сторонники придерживаются основных положений, верят в сотворение из ничего, игнорируют научные данные и отрицают их доказательства. Отрицают современную науку о космосе, эволюцию и теории о геологии земли.
  2. Эволюционная — концепция попыталась соединить религиозное учение и теорию эволюции. Допускает процесс изменения видов, но объясняет их с точки зрения целенаправленной волей Всевышнего. Также не исключает происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Только сознание и духовная часть его все же является результатом божественного творения.

Креационизм свое доминирующее влияние на науку утратил к середине прошлого века в связи с бурным развитием всех направлений науки.

критика

Вот видео дебатов между эволюционным биологом Ричардом Докинзом и кардиналом Джорджем Пеллом, католическим священником. Они обсуждают эволюцию, творение, Адама и Еву и первых людей, а также существование Бога. Вопрос конкретно об эволюции находится около 28:40.

Основным принципом науки является научный метод, который утверждает, что

Это говорит о том, что научные гипотезы должны быть проверяемыми. Критики разумного замысла утверждают, что креационистская гипотеза не проверяется, т. Е. Существование Бога не может быть доказано. Хотя наука не может проверить вопросы веры, научные исследования опровергли многие элементы креационизма, в том числе возраст Земли, ее геологическую историю и взаимоотношения живых организмов. Антропология, геология и планетология показывают, что Земле примерно 4, 5 миллиарда лет, оспаривая заявления креационистов о том, что Земля была создана 6000 лет назад. Креационизм также подвергался критике со стороны нескольких религиозных организаций, поскольку они утверждают, что христианская вера не противоречит науке об эволюции.

Многие креационисты утверждают, что эволюция — это «теория», а не факт, и поэтому ее следует преподавать как таковой. Однако это основано на неправильном понимании научного использования «теории», которое означает не «возможность», как в обычном использовании, а «научно приемлемый общий принцип объяснения явлений». Креационисты также утверждают, что нельзя исключать сверхъестественные объяснения, и обвиняют в том, что эволюция также является религией, а не наукой. Креационизм также критикует идею «общего происхождения» — теорию, что существа со сходством в их генах должны были развиться от общего предка — утверждая, что такие сходства предполагают, что существа имели общего дизайнера, иначе Бога.

Полемика

Креационистское мировоззрение является антагонистическим к атеистическому. Атеисты, основываясь на данных науки, пытаются логически доказать, что «Бога нет», креационисты — напротив, видят в научных данных неоспоримое присутствие Творца. Нельзя потому сказать, что атеизм более научен, чем креационизм. Бытие Бога лежит за пределами экспериментальной проверки, поэтому оба мировоззрения являются религиозными по сути. Вопрос лишь в том, какая теория — эволюционистская или креационистская лучше объясняет тот экспериментальный опыт, который накопила современная наука.

С другой стороны, наука должна прежде всего служить инструментом анализа фактов, а не инструментом защиты мировоззрения, когда неудобные факты замалчиваются, а нужные — служат основанием гипотез, так как удобно авторам. В этом смысле, подлинная наука должна быть беспристрастной.

Критерии научности

Некоторые утверждают, что креационизм «не научен» на основе методологических концепций «проверяемости» (или фальсифицируемости) любой научной теории и «бритвы Оккама». Ещё одним аргументом служит то, что работы по креационизму не публикуются в рецензируемых научных журналах и т.п. Однако, последний аргумент имеет проблемы — креационизм не признаётся научным атеистами и потому не имеет публикаций в атеистических научных журналах. Тем не менее, многие креационисты имеют общепризнанные научные степени и издают собственную переодику, организовывают собственные симпозиумы, научные конференции и т.п. мероприятия.

Критерий фальсифицируемости гласит, что «теория научна только тогда, когда есть ненулевая возможность признать её ложной». В этом и заключается принцип Поппера, и абсурдность этого принципа очевидна. Утверждается, что креационизм не фальсифицируемая теория, то есть якобы имеет ответы на все вопросы и по мнению её сторонников никогда не может ошибаться (критерий Карла Поппера).
Однако, всё равно, не смотря на противоречивость принципа, даже формально, креационизм не противоречит критерию проверяемости К. Поппера. У креационистов есть вопросы на которые нет достоверных ответов (например, нет точной информации в какой момент у животных появились органы защиты и нападения), и так же как и остальные учёные — они вынуждены строить предположения и гипотезы. И также, как представители «мейнстримного» направления науки, учёные — креационисты призывают не использовать опровергнутые факты, принятые на вооружение в защиту креационизма ранее (примеры: аргумент лунной пыли и т. п., см. также статью о соответствующем фильме).

Утверждают, что креационизм легко подвергнуть «методологическому редуционизму», согласно которому «Не следует множить сущее без необходимости» — то есть не стоит придумывать новые гипотезы, если существующая теория или гипотеза и так хорошо всё объясняют (в этом суть рационализаторской «Бритвы Оккама»)

Однако следует принять во внимание, что:

во-первых, в атеистических гипотезах очень много проблем и несостыковок (в происхождении жизни и вселенной, в геологии, в эволюционной биологии и т. п.) и потому назвать их исчерпывающими сложно
во-вторых, атеистическое направление науки появилось гораздо позже религиозного, известно что 150 лет назад большинство учёных рассматривали вселенную только с позиции Сотворения.

Таким образом, фигурально выражаясь «бритвой Оккама» вполне можно «резануть» и по атеизму.

Креационистов и верующих учёных нередко подвергают критике и высмеиванию, утверждая, что христиане ничего не привнесли в науку и от верующих в научной среде нет никакой пользы. Однако, как было отмечено большинство учёных в истории человечества, развивали науку будучи уверены в Сотворении. К ним относятся Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Грегор Мендель, Луи Пастер и многие другие, в том числе современные, например Артур Уайлдер Смит (см. также статью верующие учёные).

Показательным и парадоксальным является то, что методология науки «Бритва Оккама», к которой апеллируют критики креационизма, сформулирован верующим человеком, христианином и философом, монахом Уильямом Оккамом. Таким образом, атеисты используют методологии разработанные верующими людьми, утверждая, что верующие люди не принесли никакой пользы в науку и в какой-то мере используя труды авторов, против самих же авторов.

На научность претендуют теория разумного замысла и научный креационизм

Креационная теория имеет ответвления, претендующие на научность, это теория разумного замысла и научный креационизм. Они пытаются объяснить сотворение мира в рамках методологии естествознания XVIII — начала XIX веков с некоторыми оговорками.

Так их приверженцы признают изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы.

Алхимики в своей лаборатории. Гравюра на дереве Г. Вейдница. Креационисты для подтверждения своей концепции используют методологии естествознания XVIII — начала XIX веков. Фото: istoriia.ru

Теория разумного замысла заключается в том, что сложность и целесообразность живых существ объясняется замыслом творца или некоего его «агента».

При этом сторонники этой теории от религии дистанцируются и делают акцент на телеологических и теленомических аспектах концепции. Наличие субъекта замысла они сохраняют, но могут делать это не в религиозном смысле.

Креационная теория основывается на методологии науки XVIII — начала XIX веков.

Научный креационизм или «наука о сотворении» приставляет собой ту ветвь креационизма, которая утверждает, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии.

При этом сторонники этого течения настаивают на правдивости версии сотворения мира, предложенной Книгой Бытия, рассматривая её как с научных, так и богословских последствий.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Сторонники «научного креационизма» признают правдивость версии сотворения мира, предложенную Книгой Бытия, пытаясь объяснить этот процесс с научных позиций. Фото: pravoslavie.ru

«Научные креационисты» обычно выдвигают следующие постулаты:

  1. Необходимость противопоставить «операционной науки» о явлениях природы в настоящее время «исторической науке», которая говорит о прошлых событиях. Связанно это с тем, что только такая наука может проверить экспериментальным путем гипотезы, о явлениях природы происходящих сейчас, а события прошлого проверить невозможно никак.
  2. «Первоначально сотворённый род», или «барамин». Смысл этого постулата состоит в том, что якобы существуют изначально созданные Богом виды животных и растений, которые могут изменяться в процессе эволюции.
  3. «Потопная геология», говорящая об одномоментном отложении большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя. На этом основании отрицается стратиграфическая геохронологическая шкала.
  4. Гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, постоянна Планка, масса элементарных пространств и т.д. Такие понятия используются для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной. Ведётся также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.
  5. Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или, по крайней мере, абиогенез).

Креационизм Нового времени

Новое время дало современной философии понятие «научного креационизма».

Важно! Научный креационизм — это такое течение теологического учения, апологеты которого стараются найти научное подтверждение всем фактам, описанным в Библии, опровергнув таким образом теорию эволюции. Основными положениями научного креационизма считаются:

Основными положениями научного креационизма считаются:

  • вера в создание всего сущего из ничего;
  • вера в то, что Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания;
  • утверждение, что все живые организмы не эволюционируют, а были созданы изначально в «законченном», совершенном варианте;
  • вера в то, что первоначальная жизнь в сотворенном Богом мире была идеальной, а все негативные события, такие как смерть, болезни и страдания, возникли с течением времени в результате изменений в первоначальном порядке.

Основателем нового течения считается Георг Прайс, который первым описывал подобные суждения в своих трудах. Ранние работы в этой сфере не привлекали особого общественного внимания, так как были очень религиозными. Они были направлены на буквальное понимание Библейских заветов, и изучались лишь в отдельных протестантских сообществах.


Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания

С развитием нового течения, догматы научного креационизма стали рассматриваться в христианских школах и других учебных заведениях. Особую популярность новое учение приобрело в Соединенных Штатах Америки.

Краткий обзор направлений и их отношение к науке[править]

Креационизм является широким понятием и конкретные формы креационизма существенно различаются между собой. Слово «креационизм» обычно применяется в отношении наименования учения групп, отрицающих эволюцию, но, с другой стороны, оно также употребляется для обозначения взглядов всех групп, которые верят в создание Вселенной сверхъестественным существом.

  • Младоземельный креационизм — вера в буквальное толкование повествования о сотворении (книга Бытие) и в то, что возраст Земли и Вселенной равен ~6000-10000 лет. В рамках данного учения обычно принимается микроэволюция, но не макроэволюция, а также отвергается родство между человеком и другими животными.
  • Староземельный креационизм — не характеризуется наличием у сторонников веры в буквальное толкование Бытия, последние обычно принимают микроэволюцию, но не макроэволюцию, а также могут отвергать родство между человеком и другими животными. Принимают научные оценки возраста Земли (~4,6 млрд лет).

    • Гэп-креационизм — вера в большой промежуток времени между Бытием 1:1 и Бытием 1:2, согласующийся с возрастом Земли.
    • Креационизм дня-эпохи — представители толкуют 7 «дней» создания в Бытии метафорически, подразумевая развитие Земли длительностью ~4,6 мрлд лет.
    • «Прогрессивный» креационизм — принятие науки как создание Бога, но непринятие современной биологии. Предусматривает веру в «роды» животных, которые не родственны другим «родам», каждый «род» создал Бог.
  • Разумный замысел (ID) — обычно, принятие микроэволюции, но, в то же время, вера в то, что для объяснения сложности жизни необходим «творец» (Бог). Обычно принимает научные оценки возраста Земли. Данная группа часто заявляет о том, что они отделены от креационистов, несмотря на заимствование ими многих методов младоземельцев. Многие другие группы креационистов поддерживают движение разумного замысла ввиду их атак на эволюцию.
  • Эволюционный креационизм — признание основных положений «официальной» науки, но, вместе с тем, вера в то, что Бог направлял природу и эволюцию. Обычно сторонники дистанцируют себя от других креационистов.
  • Теистическая эволюция

    Деистическая эволюция — похожая на теистическую эволюцию, но с верой в то, что Бог(и) создал(и) мир, после чего полностью самоустранились от него и никак не вмешиваются в дальнейший ход событий; и, подобно теистическим эволюционистам, деистические эволюционисты обычно полностью разделяют научные взгляды и дистанцируют себя от других креационистов.

    — обычно, принятие всех положений мейнстрима, а также вера в то, что Бог ответственен за создание Вселенной и научных законов, создав, тем самым, и эволюцию. Сторонники, обычно, дистанцируют себя от других креационистов.

Есть и другие мифы сотворения, не имеющие христианско-иудейское происхождение:

  • Индуистские мифы о создании

    Ведический креационизм — вера в то, что жизнь и Вселенная существовали вечно.

    .

  • Креационизм Раэля — вера в создание жизни внеземными учёными.
  • Уингмейкеры — современный миф, состоящий в научном открытии в человеке духовных связей с творцом.

Имеются также следующие формы антиэволюционизма, не предусматривающие творение:

  • Панспермия.
  • Хронология Великовского.
  • Лысенковщина.

Как соотносятся теория эволюции и слова Библии

К концу XIX в., несмотря на предостережения, которые не раз высказывали святые отцы по поводу рассуждений о Писании «из своего ума», появляются рационалистические  толкования, имеющие целью согласовать распространившуюся тогда теорию эволюции и слова Библии.   

Как многие столетия назад, начинаются   попытки увидеть Книгу Бытия как набор аллегорий. При этом христианские эволюционисты, по сути, не пытаются понять   Слово Божие, а приспосабливают его под общепринятые теории. Например:

  • с точки зрения знаний, которые имеют астрономия, физика, биология, трактуется сотворение неба, земли, растений, животных;
  • дни творения аллегорически толкуются как длительные периоды времени, что позволяет согласовать представления ученых о возникновении мира около 1.5 млрд. лет назад, человека – около 40000 с временем, которое определено Писанием и Преданием;
  • создание человека рассматривается в рамках так называемого антропного принципа; согласно наиболее распространенной его версии, все творение гармонично «спроектировано» Создателем ради создания его венца – человека.

Гипотеза или истина?

Среди богословов-эволюционистов большинство представляют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них:

  • П. Тейяр де Шарден, католический исследователь, монах;
  • Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству;
  • Б. Грэм, известный баптистский проповедник.

В 1950 г. Папа Пий XII разрешил исследователям, принадлежащим к католичеству,   изучать эволюционную теорию. Его энциклика именует ее «гипотезой». 

22

Октября
1996 года

В выступлении папы Иоанна Павла II  (недавно  канонизирован  католической  церковью)  в  Папской  академии  наук   было  сказано  о  необходимости  пересмотра  понимания библейских текстов согласно эволюционизму.

В православии пока нет официальной позиции по этому поводу. Однако к сторонникам подхода, близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат десятки богословов, среди которых

  • прот. В.В.Зеньковский, автор множества трудов по истории Церкви и христианской философии (1991-1962 гг.);
  • прот. Глеб Каледа (1921-1994 гг.);
  • прот. Александр Мень (1935-1990 гг.), изложивший «эволюционную» концепцию творения в 1 томе своей «Истории религии»;
  • прот. Серафим Слободской (1912-1971 гг.); в учебном пособии «Закон Божий», одном из наиболее распространенных сейчас, он пишет, что «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом».

На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами, практически не опирающимися на Священное Предание, с позицией святых отцов многие обращали внимание еще при зарождении христианского эволюционизма. Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины XX в. схиигумен Иоанн:

Плюсы и минусы креационизма

Эволюционизм критикует креационизм за методологическую ненаучность.  Дело в том, что, несмотря на все плюсы и минусы этой концепции её положения не проверяются научными методами.

Божественное происхождение человека

То же понятие Бог-Творец не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Таким образом, это скорее метафизическая концепция или же религия, чем наука.

Именно поэтому само доказательство или опровержение креационизма при помощи научного метода не имеет смысла, так как любые аргументы разбиваются о невозможность фальсификации системы, включающей чудесное как основное звено.

Уильям Дембский, математиком, философом и богословом. Научный мир не признает разработанные ими критерии, используемые креационистами в качестве научных

Плюсы креационизма:

  1. Объединяет божественный и научные подходы к вопросам сотворения мира.
  2. Позволяет использовать научный аппарат для решения некоторых вопросов богословия.
  3. Его постулаты могут быть легко преподаны в школе.

Еще одним плюсом креационизма можно назвать то обстоятельство, что философия этой концепции поднимает важные вопросы.

Например, это отличия объекта, возникшего в результате действия естественных причин, от артефакта, то есть объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала.

При этом критерии Бихи и Дембского, используемые креационистами, не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости, в связи с этим названная концепция не получила признания научного сообщества.

Научное сообщество не признает современный креационизм.

Минусы креационизма:

Современный креационизм имеет слабые стороны, которые препятствуют широкому его распространению.

  1. Отсутствие строгих критериев, что препятствует признанию идей креационизма научным сообществом.
  2. Принципиальная недоказуемость его постулатов с научной точки зрения.
  3. Богословская критика, указывающая на присутствие в креационизме идей атеизма.
  4. Негативное восприятие большинством представителей как научного, так религиозного мира.

Наиболее активны в пропаганде идей креационизма религиозные консерваторы, пытающиеся таким образом противостоять проникновению современных научных знаний религиозную среду.

Точки зрения

Эволюционная теория утверждает, что живые организмы, которые не адаптируются к окружающей среде, не выживают. Генетические вариации вводятся в виды путем случайной мутации ДНК. Эти мутации проявляются в разных фенотипах или физических характеристиках живых организмов. Организмы, характеристики которых лучше подходят для окружающей среды, выживают и размножаются, передавая свою мутированную ДНК последующим поколениям. Это часто называют «выживанием наиболее приспособленных», и это не случайный процесс. Поскольку выживающие организмы размножаются, и этот процесс повторяется в течение нескольких поколений, вид эволюционирует.

Существует множество вкусов креационистского мировоззрения. Креационизм «Молодая Земля» и креационизм «Разрыв» верят, что человечество было создано Богом, но в то время как «Креационизм« Молодая Земля »утверждает, что Земле менее 10 000 лет, и он был изменен наводнением, « Креационизм «Разрыв» »утверждает, что мир является научно признанным возрастом. Прогрессивный креационизм полагает, что человечество было непосредственно создано Богом на основе анатомии приматов, в то время как разумный замысел и теистическая эволюция включают в себя различные убеждения, основанные на идее, что божественное вмешательство привело к чему-то, что может выглядеть как эволюция.

Типы эволюции

Различная эволюция происходит, когда один вид разделяется на два вида, например, если они разделены географически и вынуждены адаптироваться к различным средам, чтобы выжить. Параллельная эволюция, с другой стороны, происходит, когда два или более вида развивают сходные черты, такие как растущие крылья, чтобы выжить в одной и той же среде. Наконец, конвергентная эволюция происходит, когда два или более вида развивают сходные черты в разных средах.

Альтеризм

Термин «альтеризм» (от лат. аlter — иной, другой) позволяет объединить множество взглядов, основывающихся на книге епископа Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера Отцов» , в основу которой положен курс лекций, прочитанных владыкой в Московской духовной академии в 1994 году. Происхождение альтеристских идей может быть связано также с такими работами русских религиозных философов начала XX века как «Философия свободы» Н.А. Бердяева и «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого.

Однако полное развитие и распространение эта концепция получила лишь в в наше время благодаря упомянутой книге владыки Василия.

Центральная идея альтеризма, пользующаяся ныне достаточно большой популярностью в Русской Православной Церкви, может быть сформулирована следующим образом. Наука, конечно, права в своем отстаивании существования эволюции. Эволюция действительно происходила в истории Земли. Но этот процесс не имеет ничего общего с процессом творения, описанным в двух первых главах Книги Бытия. Так называемый «Большой взрыв», рассматриваемый учеными как начало нашей Вселенной, должен идентифицироваться не с началом творения (см.: Быт. 1, 1), а с моментом грехопадения первых людей (см.: Быт. 3, 6–24). До этого события существовал другой (отсюда и название концепции), «райский» мир, а грехопадение явилось причиной его крушения и возникновения нового мира — того, который ныне и исследуется наукой.

Признавая существование прошлого, недоступного для исторических наук, альтеризм сближается с теориями «снежка» и «омфалоса» (особенно в интерпретации А.И. Иванова), изложенными выше, но отличается от них тем, что отодвигает это «непознаваемое время» на значительно большее расстояние от наших дней. Креационизм допускает научное исследование лишь для последних 7500 лет, тогда как альтеризм, опираясь на данные космологии, распространяет этот период примерно на 15 млрд лет.

Несмотря на то что альтеризм признает все имеющиеся научные данные, он сталкивается с большими трудностями философского характера из-за необходимости признания существования двух разных вселенных. Эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом. Тем не менее первые две главы Книги Бытия содержат, согласно альтеристской концепции, описание этого «другого» (не нашего) мира; и, что самое удивительное, в этом описании используются понятия «нашего» мира: «небо», «земля», «вода», «суша», «трава», «деревья», «птицы», «гады» и т.д. Надо обладать поистине извращенным сознанием, чтобы думать, что в словах: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла… (Быт. 2, 4) — речь идет совсем не о той земле, по которой мы ходим ногами, и не о том небе, которое мы видим у себя над головой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector