Священник константин пархоменко. «православие в деталях»

Ну вот я поняла, что грешная, падшая – а что дальше

– Отец Константин, а какие параллели с самооценкой можно привести из религиозного опыта?

Священник Константин Пархоменко. Фото: azbyka.ru

Священник Константин Пархоменко: Вообще, надо отметить, что у нас в Православной Церкви очень сильно разработано монашеское направление духовности, которое подразумевает осознание себя как человека недостойного и грешного. Но это только одна сторона монеты. Самая правильная диалектика обозначена в оде Державина «Бог»: «Я царь – я раб – я червь – я бог!» Это значит, что в человеке есть и низкое, и высокое. Так как наше богослужение и молитвы создавались монахами, вот эта негативная сторона «я раб – я червь» преобладает. И человек, который приходит в Церковь со своими комплексами и низкой самооценкой, получает этого с избытком.

Проблема в том, что у нас духовность мирян, мирских людей практически не развита. Как мы, например, не имеем стройного учения о браке христианском, – ну что могут по этому поводу сказать даже святые отцы, но монахи, аскеты, подвижники, которые реально не воспитывали детей? – так же не очень разработана система социального отношения человека к миру и к себе. Вот этого негативного аспекта много – «я плохой», а позитивного – «каким я должен быть, чтобы стать хорошим, что нужно делать», – этого недостаточно. Это мы можем почерпнуть в Евангелии, в Посланиях апостола Павла, в раннехристианской литературе, но не в монашеской, которая по преимуществу, повторю, сформировала нашу духовность.

И когда молодые люди приходят в церковь, сначала это их привлекает, а потом они же мне говорят: «Отец Константин, ну вот я поняла, что грешная, падшая, плохая и так далее. Ну а дальше что? Выход-то какой? Где тексты, где молитвы, в которых будет что-то позитивное утверждаться, что будет меня мотивировать к другой жизни?»

Я говорю: «Читайте Священное Писание, там всё есть». Потому что Священное Писание сформировалось до всей этой монашеской духовности, до негативного аспекта. Так что, действительно, человек может «застрять» в этом состоянии, осознавая себя «тварью дрожащей», и самооценка у него всегда будет низкой.

– Означает ли это, что самооценка у монашествующих и мирян должна быть разной?

Священник Константин Пархоменко: В идеале должно быть так: человек приходит в монашество от негатива, а потом достигает совершенно другой степени духовности. Почему монахи уходят от мира? Не потому, что они лучше, а потому, что считают себя хуже всего мира. Они уходят, молятся, каются в своих грехах, ищут связь с Богом и строят с Ним отношения. После этого монах возвращается в мир уже на новом витке и приносит что-то позитивное.

Как, скажем, отец Паисий Святогорец, который сначала лет тридцать был отшельником, и никто про него ничего не знал, затем он вернулся и вел самую что ни на есть активную деятельность – окормлял мирян, тысячи и тысячи людей, строил монастыри и так далее.

Повторю: читайте Священное Писание и Послания апостола Павла. Все это сформировалось в здоровых, так сказать, условиях, когда Христос приходит на землю и посылает Своих учеников, чтобы они мир меняли, преображали. Ведь никто не скажет, что апостол Павел не обладал активной жизненной позицией. Он знал языки, был блестяще образован.

Я вспоминаю эпизод из Книги Деяний, как однажды саддукеи с ним поругались, после чего римский офицер пришел арестовать апостола Павла и тот заговорил с ним на таком чистейшем правильном красивом греческом языке, что офицер в изумлении воскликнул: «Ты так говоришь по-гречески?!» То есть он думал, что это какие-то иудейские разборки, и вдруг он видит человека абсолютно интеллигентного, открытого.

Апостол Павел путешествовал, у него было много миссионерских приключений, часто грустных, часто интересных. И он был трезв в своей самооценке, у него она не была, как мы сейчас говорим, заниженной. Он сам говорил: «Я потрудился больше всех». Потому что апостол Павел принадлежал к той античной домонашеской традиции, где главным критерием считалось разумное отношение к себе. Не заниженное, а адекватное.

Когда ко мне приходят люди и говорят: «Батюшка, я делаю много хорошего, но в разных текстах все время встречаю, что я “тварь падшая”, хуже меня никого нет – как с этим быть?», я обычно отвечаю: «Это такая ступенька, чтобы мы поняли свою слабость, свою зависимость от Бога. А теперь давайте посмотрим, что апостол Павел нам говорит: я потрудился больше всех. Так что если вы трудитесь – радуйтесь своим успехам!»

Священник Константин Пархоменко с Елизаветой Пархоменко. Фото: eparhia-saratov.ru

Читайте современных подвижников

Елизавета Пархоменко: Я бы хотела тут добавить вот что. Если вспоминать ранних святых отцов, то они говорили, что человек – это животное, которое призвано стать богом. Это высокая планка, но это и очень трезво. Потому что человек может двигаться как в одну сторону, так и в другую. Но, конечно, никто не говорит, что он – Бог с большой буквы.

А если посмотреть на древние религии, то там человек – либо воплощенное божество (вспомним императоров), либо разница между тем и этим миром такая колоссальная, что ее никогда ни при каких обстоятельствах не преодолеть. То есть, по сути, их можно назвать религиями неадекватной самооценки. А вот христианство приносит нечто совершенно новое. «Возлюби ближнего как самого себя» – это же прямое указание на ценность себя самого как личности.

Христианство пришло, окунулось в ветхозаветный мир и начало постепенно свою работу с тем, что есть, с людьми, которые жили в тех жестких условиях. Нужно понимать, что вся монашеская традиция – это все-таки еще и традиция той культуры, того времени. Даже в средние века люди еще были другими, и христианство их понемногу меняло. Поэтому когда сейчас мы говорим, что какие-то молитвы нам не так уж и нравятся, не так уж и откликаются – так это как раз и есть результат той работы, которая проделана в том числе монашеством.

Пройдя этот долгий путь, мы снова можем вернуться к истокам. То же самое касается, например, практики частого Причастия. Иоанн Кронштадтский начал, а Шмеман, наверное, активнее всех стал возвращать это отношение к Евхаристии, которое было у ранних христиан. И мы сейчас говорим примерно о том же.

Священник Константин Пархоменко: Дело в том, что в средние века именно эта монашеская ориентация на то, чтобы человек осознал себя плохим, была очень важна. Потому что люди действительно часто несли на себе звериный образ. Люди и сейчас-то, если честно, не всегда соответствуют высокой планке, замыслу Божию о них. Но, тем не менее, мне кажется, что человек сегодня стал как-то порядочнее и нравственнее. Этичнее, чем был тысячу лет назад.

Потому что в том формате, в котором оно еще сто лет назад работало, сегодня оно уже пробуксовывает – не удовлетворяет людей активных и целеустремленных, которые хотят идти как воины Христовы в мир, чтобы нести что-то позитивное. У нас нет святоотеческих творений, которые мотивировали бы людей так действовать, так поступать. Что мы можем посоветовать?

Современных подвижников, начиная с отца Иоанна Кронштадтского, целый сонм новомучеников, которые занимали активную позицию, уже упомянутого нами преподобного Паисия Святогорца. Когда ко мне приходят люди и спрашивают, с чего начать свою христианскую жизнь, я предлагаю также почитать митрополита Антония Сурожского – вот у него есть позитивное измерение. И не советую начинать со святых отцов.

– Может быть, такая ситуация сложилась из-за того, что в своих молитвах люди передавали свой покаянный опыт, а то, что было, как вы говорите, позитивное – оставалось уже «за кадром»?

Священник Константин Пархоменко: Ну, вот я – человек активный. Говорю это адекватно, без похвальбы, во славу Божию, это Господь таким меня создал, и родители потрудились. Но когда я читаю покаянные молитвы – они меня не удовлетворяют. То есть я чувствую, что для меня лично – это фальшь. Вот это постоянное сравнение себя с прахом и пеплом, «яко свиния в калу лежу» – для меня это необъективно, я не считаю себя свиньей, лежащей в калу. Где вот эта мотивация? Я ее черпаю в Священном Писании.

Конечно, когда я пришел к вере, можно сказать, с завышенной самооценкой, нагловатый, самоуверенный такой комсомолец, то для меня все эти покаянные мотивы были очень важны, они меня отрезвили. Это был как ушат холодной воды. Но потом в нас происходит какая-то работа, мы до чего-то дорастаем, двигаемся дальше, мы просто не можем вращаться все время на одном уровне.

Елизавета Пархоменко: Я тоже вспоминаю, что в какой-то момент у меня лично произошел переход на любимые молитвы, в общем-то очень древние, как Акафисты Божией Матери и Иисусу Сладчайшему, которые несут позитивный компонент. Еще можно привести в пример молитву Оптинских старцев.

И это не значит совершенно, что я себя считаю какой-то внутренне очень хорошей. Когда восстанавливается более или менее зрелое, трезвое отношение к себе и окружающему миру, ты начинаешь понимать, что все так, как есть, ты растешь.

В Церкви человек находит целое направление: он грешник, раб и червь

– Начиная разговор, хотелось бы первым делом услышать от психолога, что такое «здоровая самооценка»?

Елизавета Пархоменко. Фото: azbyka.ru

Елизавета Пархоменко: Мне кажется, мнение психолога не будет сильно отличаться от мнения пастыря. Если в двух словах, то самооценка – это то, как я воспринимаю себя. Однако нельзя относиться каким-то образом к себе в отрыве от других людей и от всего мира. То, как я отношусь к себе, связано с тем, как я отношусь к ближним и дальним людям, как я их оцениваю и как выстраиваю взаимоотношения с ними. Поэтому говорить отдельно о самооценке как таковой не совсем правильно.

Себя можно воспринимать в том числе и в отношениях с Богом – это крайне важно для верующего человека. Тем более, что Бог – для нас родительская фигура

И это непосредственно связано с самооценкой, с восприятием себя в мире. Все это – важная часть нас, которая закладывается в детстве. И то, как человек себя воспринимал и формировался в отношениях с родителями, будет очень сильно влиять на то, как он видит себя в отношениях с Богом и что в дальнейшем выберет в религии – сознательное бегство от мира или созидание чего-то доброго в окружающей действительности.

Когда приходят люди на консультацию, это становится особенно очевидно: у человека как будто закрыты глаза на одну часть веры, а другое, то, что откликается в нем, можно сказать, в связи с его самооценкой, он охотно принимает.

Однако очень мало кто может сказать: «Я хороший просто потому, что я есть. Я живу и радуюсь, потому что для этого был создан Богом». Подобное чувство испытывают лишь единицы.

Для того, чтобы человек мог однажды это сказать, у него в детстве должна быть фигура взрослого, который и себя ценит, и целиком принимает малыша, который родился. По сути – это залог дальнейших нормальных отношений с миром и с самим собой. Но, к сожалению, такое восприятие себя встречается редко в нашем поколении, тех, кому сейчас от 35 до 45. Мы выросли часто с огромным чувством вины и стыда, – это то, с помощью чего нами управляли, причем невольно, ведь наши родители тоже имели не лучший опыт.

Обычно люди на консультациях говорят: «Я какой-то не такой и делаю все неправильно, я должен стать другим, чтобы нравиться своим родителям». Человек с этим живет, вырастает, и это так глубоко и болезненно в нем укореняется, что потом он считает, будто заслуживает только наказания. Он приходит в Церковь и тут находит для себя целое направление, ворох молитв о том, что ты плохой, раб, червь, Господь тебя накажет.

На определенном этапе это полезно и необходимо, но со временем, когда происходит духовный рост, человек постепенно начинает переходить от положения раба к другим состояниям – наемника, а в итоге – сына. А многие в этом состоянии застревают, и тогда страдают окружающие, ведь если я – плохой, значит, и все вокруг – тоже плохие. Это закономерность. Низкая самооценка всегда связана с обесцениванием других людей, даже если внешне декларируется противоположное.

Протоиерей Константин Пархоменко о книге Латыниной: «Нас надули!»

«Она металась, как стрелка осциллографа…» Ю. Латынина

Когда открываешь страницу Википедии, посвящённую Юлии Латыниной, в памяти невольно всплывает: «Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю…», и вот почему:

Несмотря на столь широкую специализацию, до 2021 года журналистка и писательница не получала профильного исторического образования и в каких либо серьёзных исторических исследованиях не отметилась. Это так, к сведению. А теперь предоставим слово отцу Константину Пархоменко.

«Уже, наверное, лет тридцать я занимаюсь библейскими исследованиями. Читаю любые книги и статьи на эту тему. Конечно, сами понимаете, как я загорелся желанием купить эту книгу, но не так всё оказалось просто. Эти книги в Петербурге были, но они были расхватаны людьми. Как горячие пирожки! Ничего не было в магазинах. И я в интернете нашёл, что только в одном магазине в городе есть эта книжка. Один экземпляр!», — рассказывает отец Константин о том, как услышал об этом «сенсационном» произведении.

Далее священник отметил, что многими трудами всё же приобрёл эту книгу. С учётом расходов на такси, она обошлась ему в 3000 рублей. В итоге, прочитав «расследование», отец Константин остался глубоко разочарован.

«Как то, когда мыли голову, моя маленькая трёхлетняя дочка сказала мне: «Папа, нас надули! Нам вместо бесслёзного слёзный шампунь продали!». У меня возникла мысль — нас надули! То что мы получили, конечно, не тянет не то что ни на какое историческое, богословское (исследование — ред.), это тянет на какую-то абсолютно тенденциозную книжку, в которой автор делится своими высосанными из пальца мыслями, не подтверждёнными и не подкреплёнными никакими документами. Ничем», — рассказал священник об итогах ознакомления с текстом.

«Вы думаете: «О чём же книга?» Я, кстати, интригу-то раскрою. Иисус Христос — это руководитель террористической организации, у которого была террористической организации, по типу современного ИГИЛа. По типу современной этакой ваххабитской организации. У которого была группа апостолов, которые прятали под своими плащами и тогами кинжалы и мечи, которые расправлялись беспощадно с людьми, которые сеяли ненависть, кровь и раздор. И которых все вокруг ненавидели. Это похоже на Евангелие?», — спрашивает протоиерей из Санкт-Петербурга.

«И если бы это было подкреплено какими-то интересными ссылками, можно было бы сказать: «Давайте подумаем над этим, может быть что-то вы этом и есть». Но ведь это ничем не подкреплено, вот что удивительно. То есть выдвигается тезис, какой угодно тезис здесь можно выдвинуть, идёт манипуляция, подтасовка каких-то выдуманных вещей и людям предлагают: «Верьте в это! Вот оно, как на самом деле было», — отвечает священник на предположение о том, что, возможно, Латыниной удалось найти какие-то новые научные факты.

В качестве комментария отца Константина Пархоменко мы привели лишь часть его оценки первого «бестселлера» Юлии Латыниной. Подробнее с его мнением о книге «Иисус: Историческое расследование» вы можете ознакомиться здесь:

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)23

Деятельность отца Константина Пархоменко сегодня

Батюшка является автором нескольких книг, ведёт активную просветительскую деятельность на просторах интернета. Имеет свои каналы вещания: ютуб канал наполнен полезной духовной информацией, где христиане найдут много готовых ответов. Батюшка щедро делится знаниями, опытом, рекомендациями.

Отец Константин транслирует чтение некоторых божественных текстов Постной Триоди, которые сокрыты от верующих по причине занятости и невозможности посетить богослужения в будние дни. Рассказывает о сути каждого дня Великого Поста.

Большая часть беседы проходит на фоне питерских улиц. Так же батюшка показывает собственную коллекцию домашних святынь, сыгравших определяющую роль в жизненных ситуациях.

Это и ответы на вопросы, и беседы о Псалтири, толкование Ветхого Завета. Практически вся информация актуальна, несмотря на то, что съёмки сделаны в разный период.

Это тот уникальный случай, когда тема православного психолога, сегодня очень востребована. Батюшка и матушка ведут совместный видео блог, который будет интересен семейным парам, людям, имеющим проблемы в воспитании детей, только желающим вступить в брак.

Отзывы о священнике Константине Пархоменко говорят сами за себя: благодарности, желания личной встречи, доброго здравия и служения. Батюшка много сил отдаёт общению со слушателями христианских радиостанций. Интересен его опыт общения с представителями протестантского направления.

Отец Константин придерживается мнения и сам его реализует, что сегодня возможности проповеди о Христе, благодаря современным технологиям безграничны, и их нужно максимально применить во славу Христа Спасителя и спасения душ человеческих.

***

Также протоиерей Константин Пархоменко считает, что
40-летнее странствование народа израильского по пустыне
связано с тем, что семитские племена просто были
кочевниками. Падение Иерихона по мнению «православного»
библейского критика произошло за несколько столетий до
описываемых в Книге Иисуса Навина событий и разрушение
стен никак не связано с трубными звуками: «Евреи тут
вообще не причем. Евреи пришли, видят развалины Иерихона
и придумали, что дескать это их предки в трубы
дудели», – заявил новоиспеченный историк и критик
Священного Писания протоиерей Константин Пархоменко.

Таким образом, в одной небольшой
проповеди в храме вроде бы православный протоиерей
Константин Пархоменко фактически отрекся от Священного
Писания Ветхого Завета, как Слова Божия, имеющего не
только непреложное историческое значение, но, что самое
важное – прообразовательное, пророческое, вероучительное
и наконец – богослужебное. Разобравшись с «библейскими ужастиками,
легендами, сказками и мифами» Ветхого Завета, в другой
своей проповеди в православном храме протоиерей
Константин Пархоменко подверг сомнению достоверность житий
православных святых с их «придуманными чудесами»: в
частности, свв

Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
св. блаженной Ксении Петербургской и святителя Николая
Чудотворца, сославшись при этом на «авторитетное» мнение
своего преподавателя в С.-Петербургской семинарии
«великого церковного историка» протоиерея Георгия
Митрофанова

Разобравшись с «библейскими ужастиками,
легендами, сказками и мифами» Ветхого Завета, в другой
своей проповеди в православном храме протоиерей
Константин Пархоменко подверг сомнению достоверность житий
православных святых с их «придуманными чудесами»: в
частности, свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
св. блаженной Ксении Петербургской и святителя Николая
Чудотворца, сославшись при этом на «авторитетное» мнение
своего преподавателя в С.-Петербургской семинарии
«великого церковного историка» протоиерея Георгия
Митрофанова.

В другой своей проповеди
«православный» протоиерей Пархоменко также
развивает безбожную теорию о происхождении человека от
обезьяны.

В заключение стоит напомнить
протестантствующему протоиерею Константину
слова преподобного Иоанна Дамаскина: «Братия, станем на
скале веры и на церковном Предании, не изменяя пределов,
которые положили святые Отцы наши, не давая места
желающим вводить новое и разрушать строение святой
кафолической и апостольской Церкви Божией; ибо если дать
свободу всякому желающему, то понемногу будет разрушено
все тело Церкви».

Несомненно, протоиерей Константин
Пархоменко об
этих словах святого Отца также скажет, что это такие же
«святоотеческие ужастики, это не более, чем легенды,
сказки, мифы» и на своей проповеди в храме изречёт о
словах преподобного Иоанна и о словах других святых
подвижников очередное протестантское кощунство и прочие
безумные глаголы.

Благодатный огонь — 07.08.2018.

иерархия

В 1987 году уверовал в Бога. В 1989-1990 годы помогал в восстановлении переданного Пермской епархии храма (Успенская церковь) и исполнял послушание пономаря и псаломщика. С 1997 года – чтец Казанского собора Санкт-Петербурга. В 1999 году рукоположен в сан диакона. Служил в Казанском кафедральном соборе.

В 2000 году рукоположен в сан пресвитера и назначен настоятелем храма свв. Константина и Елены поселка Ленинское (недалеко от Репино). В 2001 году назначен штатным священником Собора во Имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В 2010 году возведен в сан протоиерея.

Книги (7)

Ангелы и бесыРаздел: Православная книга

Книга известного миссионера, писателя и блогера, редактора портала «Азбука веры» протоиерея Константина Пархоменко в доступной форме знакомит читателя с учением Церкви о мире бесплотных существ: об Ангелах и бесах.

Автор приводит множество свидетельств их участия в жизни человека; истории взяты как из Писания, Церковного предания, так и из современной жизни, в том числе из личного опыта автора.

Далее »

Вселение и изгнание дьяволаРаздел: Православная книга

Эта книга не только о богоотступничестве и других путях проникновения нечистой силы в душу человека, но, и это самое главное — о способах исцеления души от бесовского зла. Изгнание дьявола — экзорцизм — проблема, актуальная по сей день.

Далее »

Как жить с неверующим супругомРаздел: Православная книга

Часто встречаются семьи, в которых один из супругов — верующий, церковный человек, а другой — нет. И эта ситуация становится источником постоянных скорбей, противоречий, ссор. Мы много раз видели слезы женщин, которым мужья запрещают ходить в храм.

Видели и смущение мужчин, жены которых подсмеиваются над их «фанатизмом» и «старушечьей богомольностью». Как жить вместе супругам, душевно близким, но далеким духовно? Об этом наша небольшая книга, которую мы построили в виде простых человеческих свидетельств и комментариев священника.

Далее »

Можно ли дружить с неверующими?Раздел: Православная книга

«Возлюби ближнего своего», — заповедует нам Господь. «Дружба миру — вражда Богу есть», — в другом месте Священного Писания предупреждает нас апостол. Во все времена христианство жило напряжением противоположных, казалось бы, устремлений: ухода от мира в поисках единения с Богом и обращения к миру с благой вестью о Христе.

Но внутреннего противоречия в этом нет: чтобы нести миру Христа, надо сначала обрести Его в своей душе. Церковь никогда не провозглашала принципиального «замыкания» от мира. «Отречение от мира» — это лишь отказ от дел, мыслей, желаний, враждебных Христу. Но никак не от наших ближних. Даже самые суровые аскеты уходили в затвор для того, чтобы, избавившись от страстей, посвятить себя молитве за мир и служению людям.

Далее »

Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросыРаздел: Православная книга

«Православие в деталях» — книга, в которой даются ответы на самые распространенные вопросы, возникающие у каждого, кто делает первые шаги на пути к Богу.

Далее »

Сотворение мира и человекаРаздел: Православная книга

Эта книга будет интересна и верующим, и сомневающимся.

Ее автор убедительно доказывает, что научное мировоззрение не противоречит христианству. Он рассказывает о возникновении мира, сравнивая толкования Священного Писания с данными современной науки. В книге вы найдете ответы на многие вопросы, например: правда ли, что Вселенная была создана Богом за 6 дней? Верно ли утверждение Дарвина, что человек произошел от обезьяны?..

Несомненный интерес представляет включенная в книгу работа «Древнемесопотамская космогония», рассказывающая об учении о сотворении мира и человека в древнейших ближневосточных мифах.

Далее »

Чудеса ХристовыРаздел: Православная книга

Книга рассказывает о чудесных явлениях, происходивших во времена Ветхого Завета и в дни земной жизни Иисуса Христа.

Стихийные бедствия, вода и пища в пустыне, исцеления больных и воскрешения умерших. Все эти исторические события требуют своего осмысления и понимания. Что этим явлением хочет нам сказать Бог? Какой урок преподносится нам на пути к спасению и вечной жизни?

Далее »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector