Отлить в бронзе. кто и зачем делает колокола на руси

История создания

Царь – колокол какой мы знаем сейчас, был не первым колоколом. С шестнадцатого века в России пытались создать огромный колокол, который и стал бы царем всем колоколам. Первая попытка отлить гиганта была в 16 веке и его вес составлял 40 тонн. Прослужил этот колокол не долго, около 40 лет. После чего он разбился. Но Россияне не отчаялись и приняли решение отлить новый колокол, гораздо большего размера, новый колокол получился весом 130 тонн. Установили его неподалеку от колокольни Великого Ивана.

вид Ивановская площадь

Но к сожалению, и этому колоколу не пришлось долго звонить. И в 1654 году на рождественском перезвоне он упал и раскололся. Но на этом не закончилась история создания царя – колокола. Решили заказать создание нового гиганта профессиональному мастеру литейщику по фамилии Григорьев. Григорьев подошёл со всей ответственностью к заказу и отлил прекрасный колокол весом 160 тонн. Но к сожалению, и этот колокол звонил не долго и при пожаре в 1701 году сорвался с колокольни и раскололся. И лишь спустя 30 лет после этого происшествия всеми известная императрица Анна Иоановна решила поставить точку в создании Царя – колокола и своим указа приказала создать по-настоящему великолепный колокол.

чеканка на колоколе

фото чеканка на колоколе

чеканка на колоколе образа

Типы звона

За всю историю развития колоколов появилось множество вариантов их звучания. Хотя простой слушатель практически не различает этот красивый мелодичный звук, церковные служители в нём разбираются. Основные виды звона:

  • благовест;
  • перезвон;
  • перебор;
  • трезвон;
  • набат.

Благовестом называются размеренные одиночные удары в большой колокол. Звонарь сначала старается выводить три длительных, протяжных звона. А затем он бьет в колокол с равномерными интервалами. Услышать такой звук прихожане могут во время Пасхального поста или по большим церковным праздникам.

Перезвон — это торжественная, переливающаяся музыка. Ее церковные служители применяют только перед особыми священными действиями. Можно наслаждаться этой мелодией во время Божественной литургии или крещенской службы. При этом легко различить звоны всех трёх видов колоколов. В них бьют по очереди, в результате чего образуется радостная музыка.

Перебором называется скорбный звон, он обладает минорным ладом. Его применяют во время печальных мероприятий — погребальных богослужений или панихиды. Звонарь сначала медленно бьёт по очереди в каждой из трёх типов колоколов. Первый удар приходится на зазвонный, а последний на благовестник. А после стихания мелодия повторяется.

Трезвон по звуку напоминает перебор, так как в нем также задействованы все инструменты сразу. Простой народ называет такую мелодию «Во все тяжкие». Звонарь должен три раза ударить в карильон, а между сессиями он делает небольшую паузу. Трезвон вызывает у прихожан радость и ликование, ведь он возвещает о наступлении светлых праздников.

Сегодня набат встречается достаточно редко. Еще во время Киевской Руси его использовали для предупреждения о страшных событиях. Но в современной России и иных странах для этого уже существуют другие устройства.

Колокола делятся на 3 основные группы — большие, средние и малые

Из чего состоит колокол? Любой колокол состоит из хомута, короны, головы, пояса, талии, звукового кольца, губы, устья, языка и заплечников. На фото ниже можно увидеть строение колокола. Какие бывают колокола? Как называются?


На данном фото можно увидеть строение колокола и его детали

В русской православной церкви колокола делится на 3 основные группы:

  • большие — благовестники;
  • средние — подзвонные;
  • малые — зазвонные.

Большие колокола бывают:

  • праздничными — они используются в двунадесятые праздники, например, в праздник Святой Троицы;
  • воскресными — они используются в воскресные дни;
  • Постовыми — они используются обычно в великий пост;
  • Будничными — они используются в будние дни обычной недели.


Так выглядят большие колокола — благовестники Подзвонные колокола — используется для украшения звона. Их может быть любое количество.

Зазвонные колокола — предназначены для совершения определенных частей или моментов богослужения.


Так выглядят малые зазвонные колокола

Украшения и чеканка на колоколе

После возрождения Царя – колокола он был установлен на специально подготовленный постамент (где он находится и посей день). Люди того времени увидев колокол были удивлены и поражены его величественностью и красотой. На колоколе присутствует изящная чеканка с внешним видом императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича и имена мастеров литейщиков Ивана и Михаила Моториных. Так же на барельефе присутствуют образа святых: Христос с Богоматерью, Иоанн Предтечи и апостол Перт.

во всю красу

Так же не забудьте посмотреть интересную статью фото Павловский Посад.

царь-колокол и туристы

Если вы будите в Москве, обязательно посетите Ивановскую площадь и посмотрите на Царь — колокол. Так же вы можете его потрогать, тем самым прикоснутся к многовековой истории нашей страны.

Какие есть виды колокольных звонов?

Обыкновенный или частый.

Постный или редкий – производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Трезвон — выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу.

1 8 · Хороший ответ

Нобор колоколов?

Если вам нужно название набора колоколов, то это «Карийон». Представляет собой набор колоколов, которые звучанием образуют диатонический или хроматический звукоряд.

Какие существуют виды колокольчиков?

Существует около 400 видов колокольчиков. Некоторые из них одно- или двулетние, но большинство многолетники.

Также колокольчики можно разделить на лесные, луговые (полевые, степные), горные.

Лесные довольно крупные, как сами кусты, так и чашка венчика. Любят полутень, цветут ближе к середине лета: колокольчик крапиволистный, персиколистный.

Луговые обычно среднего размера, любят открытые солнечные участки: колокольчик средний, крымский.

Горные самые маленькие, отлично растут в небольшом объёме не самого плодородного грунта, поэтому их часто используют в озеленении альпинариев и рокариев: колокольчик Шейхцера, березовалистный, гарганский.

Форма и цвет венчика бывают самые разные от простых одновенчиковых белых (колокольчик карпатский), до темно фиолетовых «махровых» (сорта «чашка с блюдцем» вида колокольчик средний).

Различаются они и по размеру куста: от крошечных в 5-7 см в высоту (колокольчик Райнера) до гигантов в 1,5 метра (широколистный колокольчик).

В садах и на участках зачастую встречаются многолетние и двулетние виды, которые широко культивируются и могут быть представлены несколькими десятками сортов.

Из небольших до 30 см в высоту выращивают колокольчик карпатский, колокольчик Кемулярии, колокольчик Камарова, колокольчик Пожарского, колокольчик Портеншлага.

Из более высоких: колокольчик скученный, круглолистный, раскидистый, персиколистный, точечный, средний.

Самые высокие: болонский, широколистный, молочноцветковый.

Что Вы коллекционируете и почему?

Сахар в пакетиках, который дают в кафе, ресторанах, самолетах, и т.д. На данный момент в коллекции 70+ штук из разных стран (на фото не все). Просто увидела фотографию огромной аналогичной коллекции, загорелась идеей. Да и это оказалось хорошим поводом ходить каждый раз в новые места, искать сахар.

Какие бывают колокольные звоны

С любовью к церковным звонам колоколов православный народ соединил все свои жизненные события, как торжественные, так и печальные. Потому он служит не только мерой церковного времени, но и выражением душевного состояния православного человека. Это и стало причиной появления различных видов звона, каждый из которых имеет своё определённое название и смысловое назначение.

Полезные статьи:

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ВЕРИЛ В БОГА!
Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми … Читайте далее

СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ
Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей

Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали

Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет… Когда Мишка … Читайте далее

Правила христианской жизни
1. В постели пробуждаясь, прежде всего, помяни Бога и знамение Креста положи на себя.
2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.
3. В течение всего дня везде, при каждом деле молись короткими молитвами.
4. Молитва — крылья души, она делает душу престолом Божиим, вс… Читайте далее

Как молиться Ангелу-хранителю
Мудрые поучения старца — схиамандрита ИанникияЕще в постели, с утра, призывайте, молитесь — Ангелу-хранителю: 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». На десятке: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек — �… Читайте далее

Какие бывают колокольные звоны и названия их:

благовест;собственно звон.

Благовест, в свою очередь, делится ещё на два:

обыкновенный или частый;постный или редкий.

 Собственно звон также бывает нескольких видов:

трезвон;двузвон;перезвон;перебор.

 Какие разновидности колокольных звонов

Благовест – самый главный колокольный звон для каждого православного. Это мерные удары в один большой колокол. С помощью него верующие созываются в храм к Богослужению. А название его пошло от того, что им возвещается благая весть – начало служения.

Порядок совершения благовеста:

три удара (редкие, медленные, протяжные);мерные удары.

Собственно звон – это звучание сразу всех или нескольких колоколов.

Какие разновидности благовеста

Как известно, благовест бывает двух видов:

обыкновенный или частый – производит самый большой колокол;постный или редкий – исполняется колоколом меньшим по величине в дни Великого Поста.

Само звучание колоколов делится на такие виды:

трезвон – звон во все колокола, затем небольшой перерыв, далее второй и третий звоны аналогично, также с маленьким перерывом. Другими словами, звон в три приёма. Он является выражением христианской радости и торжества;двузвон – звон во все колокола в два приёма;перезвон – звон в каждый колокол поочерёдно, с большого до самого малого, и так несколько раз;перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно по одному разу, с самого малого и до большого, после чего удар во все колокола сразу, и так множество раз.

Обязательно к прочтению:  Отличие греко-католической церкви от православной

Если же при храме есть несколько больших колоколов, тогда соответственно своему назначению они различаются на следующие:

праздничный;воскресный;полиелейный;будничный;малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших по размеру колоколов не более двух-трёх. Большее количество бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах.

Колокол

Колокол ( ст.- слав. кла’колъ) или Кампан ( ст.-слав. ка’мпанъ) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола ( источника звука ) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.

Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх, в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола ( точнее основания, на котором он закреплен ), либо языка.    

В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола ( «Царь-Колокол» ). Известны также колокола без языка, по которым бъют снаружи металлической либо деревянной калатушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.  

Версии повреждения

По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн.

Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.

Популярные темы сообщений

  • Астероиды Астероиды это космические тела, каменистой породы, вращающие по своим орбитам вокруг солнца, другое название астероидов метеориты, различия между этими определениями заключаются только в размерах самих тел. По сути это блуждающие куски камня
  • Планета Венера На втором месте по отдаленности от Солнца, в Солнечной системе расположилась планета Венера. Несмотря на то, что планета долгие годы не была досконально изучена, она всегда манила любопытных. Ее легко было обнаружить на ночном небосклоне.
  • Дерево Абрикос Все хотя бы раз в жизни ели спелые и медовые абрикосы, курагу или абрикосовое варенье. В российских широтах это очень популярный фрукт летнего сезона. Эти вкуснейшие плоды растут на дереве, которое носит одноименное название,

Колокола фермы

В то время как церковные и храмовые колокола призывали к мессе или религиозной службе, колокола использовались на фермах для более светской сигнализации. Крупные фермы Скандинавии обычно имели небольшую колокольню, покоящуюся на вершине амбара . Колокол использовался для вызова рабочих с поля в конце рабочего дня.

В Глазго «Мертвый или Deid колокол» из 1642

В народной традиции записано, что каждая церковь и, возможно, несколько ферм имели свои особые рифмы, связанные со звуком определенных колоколов. Примером может служить песня Пита Сигера и Идриса Дэвиса » The Bells of Rhymney «.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Попытка номер один. «Прадед» Царь-колокола, XVI—XVII века

По приказу Бориса Годунова в конце XVI века решают отлить колокол небывалого масштаба — более чем в 1000 пудов (по некоторым данным — даже 2000 пудов), то есть более 16 тонн. За дело берётся литейщик Иван Чохов. К слову, отливать большие колокола на Руси начали ещё в первой половине XVI века, но Большой Успенский колокол, который изготовили в 1599 году и повесили на двухсаженной деревянной башне в 1611 году, превосходил самый крупный до той поры в два раза. Современники рассказывают, что для раскачки языка колокола требовалось 24 человека. Во время одного из пожаров он упал с колокольни и распался на сотни мелких кусков.

Виды колоколов

Детали звучания и строение инструментов позволили разделить их на несколько видов:

  • подзвонные – их может быть разное количество, между собой языки соединяют веревкой, прикрепленной к звонарному столбику;
  • зазвонные – бывают в виде связанных между собой 2,3 4 экземпляров;
  • средние – виды колоколов, служащие для украшения основного звона;
  • говестники – сигнальный инструмент, служащий для созыва людей на разные службы (праздничные, будничные, воскресные).

В старину появлялись собственные имена колоколов: «Переспор», «Сокол», «Георгий», «Господарь», «Медведь».

Куранты – еще один, обособленный вид, используемый в звонницах с часовым механизмом. Это набор разноразмерных с отличающейся формой колоколов, настроенных в соответствии с хроматической или диатонической гаммой.

Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы

Колокольный православный звон нужен для того, чтобы:

  • известить верующих перед началом церковной службы;
  • выразить торжество церкви и ее богослужений;
  • возвестить не присутствующих людей о том, что начинается совершаться важнейшая часть богослужения в храме.

Ранее бой колоколов значил довольно много. Звоном созывали народ на народное собрание, а также звоном указывали путь людям, которые заблудились.

Звоном оповещали о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре.

В некоторых случаях церковный звон созывал народ на защиту нашего Отечества. Поэтому можно сказать, что колокольный звон очень часто участвовал в жизни нашего русского народа. Колокола обычно развешивали на колокольне или звали ее по-другому звонницей. Но стоит отметить то, что колокола стали употребляться не с появлением христианства.

В ветхозаветной церкви верующих созывали на богослужения не колоколами, а звуками из труб. Так как в то время было активно развито язычество, христиане не могли просто открыто созывать верующих на начало богослужения. Богослужения проводились в тайне. Обычно это делалось так: один из диаконов или каких-либо вестников сами объявляли о времени очередного богослужение, и к тому времени люди и приходили.

После того, как прекратились гонения на христиан стали созывать верующих самыми разными способами. Так же стали употреблять била и клепала. Била — это специальной деревянные доски, а клепала — это железные или медные трубки, которой были согнуты. И тем самым усовершенствуемым способом созывать людей на богослужение — это был колокольный звон.


На фото мы видим била и клепала, то есть тем, чем созывали народ на богослужения после того, как прекратились гонения на христиан. Во многих монастырях эта традиция сохранилась и по сей день

Малые колокола

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

  • Назад

  • Вперед

Другие большие колокола

До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.

  • Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
  • В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
  • В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.

Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М., 2009. — С. 511.
  • Колокол // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 283—290. — 786 с.
  • Валенцова М. // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая; РАН. Институт славяноведения. Отд. этнолингвистики и фольклора. — М.: Индрик, 1999. — 332 с. — (Библиотека Института славяноведения РАН; Вып. 11).
  • Духин И. А. Колокольные заводы Москвы / Предисловие Юрия Роста. — М.: Грошев-дизайн, 2004. — 122 с.
  • Кавельмахер В. В. // Колокола: История и современность. — М.: Наука, 1985. — С. 39—78.
  • Пухначёв Ю. В. Загадки звучащего металла / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Н. Моисеев. — М.: Наука, 1974. — 128 с. — (Научно-популярная серия).
  • Соловьёв Н. Ф. Колокола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Исторические сведения

Праобразом современных колоколов считаются китайские инструменты небольших размеров. Они были изготовлены в 23−17 веках до н. э. Мастера Поднебесного государства использовали их для музыки. Такие устройства стали праобразом для карильона, известного в Европе.

Старый Свет долгое время запрещал использовать эти инструменты, так как связывал их с язычеством. Хотя в Средневековье колокола стали символизировать религию и церкви. Их поверхность покрывали гравировками с краткими притчами из евангелия. А некоторые детали носили названия частей человеческого тела: язык, губа, уши, тулово. В Византии появилась традиция освящать колокол. Её позаимствовала и Киевская Русь.

У всех устройств сходное строение, основные детали:

  • хомут — основа, на которой держится колокол;
  • корона — своеобразная ручка, за которую его подвешивают;
  • голова — верхняя часть;
  • талия — середина устройства;
  • губа — самая широкая часть;
  • язык.

Звонки и организации звонков

Следующие организации содействуют звону, изучению, музыке, сбору, сохранению и реставрации колоколов. Охваченные нации указаны в скобках.

  • Международная ассоциация американских колоколов (США с зарубежными отделениями)
  • Associazione Suonatori di Campane a Sistema Veronese (Италия)
  • Австралийско-новозеландская ассоциация Bellringers (Австралия, Новая Зеландия)
  • Beratungsausschuss für das Deutsche Glockenwesen (Германия)
  • Центральный совет звонарей церковных колоколов (во всем мире) — продвигает полный цикл смены звонков в английском стиле.
  • Колокольчики Америки (США) — ранее известная как Американская гильдия английских колокольчиков (AGEHR)
  • Колокольчики Великобритании (Великобритания)
  • Société Française de Campanologie (Франция)
  • Verband Deutscher Glockengießereien eV (Германия)
  • Lietuvos kampanologų draugija «Societas campanarum Lituaniae» (Литва)

Глава I

Одна­жды, в конце Вели­кого поста, в наш город при­везли новый мед­ный коло­кол и пове­сили его на самом почет­ном месте в собор­ной колокольне.

О коло­коле гово­рили, что он неве­лик, но зву­чит так пре­красно, что вся­кий слы­шав­ший уми­ля­ется душой и пла­чет от рас­ка­я­ния, если совер­шил что-нибудь скверное.

Впро­чем, и неуди­ви­тельно, что про коло­кол ходили такие слухи: он был отлит на заводе по пред­смерт­ному заве­ща­нию и на сред­ства одного масти­того веру­ю­щего бел­ле­три­ста, весь век писав­шего пас­халь­ные и рож­де­ствен­ские рас­сказы, герои кото­рых рас­ка­и­ва­лись в своих пре­ступ­ле­ниях при пер­вом звуке празд­нич­ных колоколов.

Таким обра­зом, писа­тель как бы воз­двиг памят­ник сво­ему кор­мильцу и поильцу – и отбла­го­да­рил его.

Назначение и история колоколов

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.=)

Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

История

Вероятнее всего самые первые колокола могли появиться в Китае. Об этом свидетельствуют находки, датируемые XVII веком до н.э. Первый музыкальный инструмент из нескольких десятков экземпляров тоже был создан китайцами. В Европе такие конструкции появились двумя веками позднее.

На Руси история колокола началась с приходом христианства. С древности люди верили, что звон, шум, бряцанье отгоняют нечисть, колокольчики на долгие века стали атрибутом шаманов.

С начала XI века появились сигнальные колокола в Новгороде, Владимире, Ростове, Москве, Твери. Они были привозными. Происхождение названия относят к древнерусскому слову «кол», которое означало «круг» или «колесо».

А в 1579 году в Новгороде появился литейный завод, на котором стали лить колокола. Мастера смогли найти идеальную формулу сплава, в нем должно было быть 80 процентов меди и 20 – олова.

В России 18 века эти инструменты имели разную массу и габариты. Размеры некоторых были настолько внушительными, что давали имя устройству. Известны такие названия колоколов, как «Царь-колокол», «Благовестник», «Годуновский».

Царь-колокол

Есть разные интересные файлы о колоколах:

  • На заре зарождения христианства их считали языческими атрибутами.
  • В разных странах инструмент мог служить далеким от православной веры целям: в Италии звонил, когда пора было ставить тесто для хлеба, в Германии звучание могло означать начало уборки на улицах, а в Польше сообщало жителям, что открылись пивные заведения.
  • При смене капитана на Международной космической станции обязательно звонят в колокольчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector