Зачем постятся христиане?
Содержание:
- Евхаристический пост
- Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение
- Как подготовиться
- О послаблении в пост
- Иссоп — священная трава
- Популярное за 7 дней
- Супружеские отношения во время Великого поста
- Зависят ли от мяса отношения с Богом?
- Нужен ли такой пост?
- Зачем нужен пост?
- Особые дни Великого поста
- В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?
- Посты в Церкви
- Пост для православных – что это?
- Держите в уме одно Евангельское напоминание
- Постимся как монахи: может, хватит?
Евхаристический пост
Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, дóлжно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.
Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.
Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) — прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».
Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.
Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение
Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение. Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто. Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.
Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.
Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.
Как подготовиться
Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:
- помолиться соборно на литургии;
- исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
- причаститься Святых Христовых Таин;
- послушать проповедь священника.
Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.
Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.
О послаблении в пост
Не все люди по состоянию здоровья могут придерживаться строгого поста. Кому разрешаются послабления во время поста и как определить свою меру строгости поста? Великий пост, как и всякую христианскую добродетель, нужно совершать с рассуждением.
1. Поститься необходимо по возможности строго, но строго в меру. Преподобный Исаак Сирский говорил: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным».
2. Пост не навредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и благодать. Если постящийся постоянно испытывает страх. тревогу и беспокойство, то ему следует отказаться от строгого поста нужно поститься умеренно. Паисий Святогорец говорил: «Желудок от постов не портится. Однако вели человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».
3. Если здоровье не позволяет человеку соблюдать строгий пост, ему рекомендуется придерживаться лишь некоторых ограничений в пище. Святитель Нектарий Эгинский писал по этому поводу одной монахине: «..Будучи в бобром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».
4. Церковь допускает послабления в посте для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяется строгий пост и на детей.
Определяя меру своего поста, нужно помнить, что пост — это не цель, а лишь средство. Цель — это приближение к Богу, соединение и общение с Ним. Блаженный Диадох говорил: «Пост имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Так что, если пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, а напротив, удаляет от Него. О степени возможных послаблений, исходя из состояния своего здоровья или условий работы. нужно посоветоваться с духовником и испросить у него на это благословение.
Иссоп — священная трава
Тысячелистник, полынь, ромашка, иссоп… каждое из этих растений дарит неповторимую ноту горечи и тепла. В мире произрастает множество трав и цветов с более тонким и сильным ароматом, с более красивыми цветами и, наверное, более ценных с медицинской точки зрения. Но ни одно растение не удостоилось такого внимания священнослужителей и эзотериков, как эта – священная трава иссоп.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01
Христианские основания науки
15.09.21 10:30
Супружеские отношения во время Великого поста
Вопрос о брачных отношения в пост…
— Вопрос этот непростой.
Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.
Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.
Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.
Священник Михаил Немнонов
Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?
Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.
Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.
Протоиерей Александр Ильяшенко.
Зависят ли от мяса отношения с Богом?
Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»
Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.
Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!
Нужен ли такой пост?
Бывает так, что ограничения постной кухни загоняют маму в состояние изнеможения. Каждой хозяйке известно, что на приготовление полноценного постного меню уходит больше времени и сил, чем на приготовления не постного. У меня подход, может быть, сверхлиберальный, но если вы знаете, что делая бесконечные салаты, овощные рагу и овощные котлеты, просто сляжете, то тут вопрос: нужен ли такой пост?
Что тут можно придумать? Нужно очень хорошо посмотреть на меню. И как-то разбавиться приготовлением простых питательных блюд.
Опять же, легко поститься, когда много денег, прекрасно можно поститься: икра, рыба, морепродукты, фрукты, свежевыжатые соки, любые овощи, любые салаты. Можно составить многообразное меню даже в наших широтах. Если бюджет семьи ограничен, то пост может привести к нездоровью, к снижению гемоглобина, особенно весной. Народные рецепты утеряны, ту же черную редьку не найти. Я знаю лично многих людей, которые ограничивая себя в мясе, не могут даже ползать. Но одно дело — мясо, другое — сырокопченая колбаса.
У меня такое ощущение, это моя точка зрения, не истина, что в нынешней ситуации избыточности еды не в пищевых ограничениях основное дело во время поста. Алкоголь — да, безусловно, деликатесы — да. Но в целом, современный человек гораздо больше удовольствий получает от всяких других вещей, чем от еды. Сто лет назад питание было как фактор выживания, сейчас все иначе. Нужно подходить к посту разумно: это медийная среда, это книги, развлечения, Интернет, в первую очередь, для городских людей. Это игры, шопинг. Это что то, не связанное со здоровьем, а связанное с удовольствием.
Мне не кажется, что только пищевые ограничения дадут какой-то результат. Хотя, конечно же, если мы никак не меняем свою еду, какая нам потом Пасха?! Сами себя накажем.
Зачем нужен пост?
Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.
Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.
Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.
Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.
Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию
Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному
Особые дни Великого поста
Если в период Великого поста выпадают праздники великих святых, то в эти особые дни допускаются послабления в пище. Разрешается употребление горячей еды с добавлением растительного масла и виноградное вино. В 2021 году это Благовещение и Вербное воскресенье. Но если Благовещение выпадает на Страстную неделю, то рыбу есть нельзя.
Благовещение
Великий праздник Благовещение празднуется всегда 7 апреля и знаменует день, когда Богородица получила Благую весть о скором рождении Спасителя. В этот день верующие могут кушать рыбу и морепродукты, горячие и холодные блюда с растительным маслом, а также пить вино. Вся еда готовится заранее, потому что в этот праздник запрещены все дела по хозяйству.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье не имеет определенной даты празднования, оно отмечается за неделю до Пасхи. В 2021 году Вербное воскресенье выпадает на 25 апреля. Неделя перед Страстной Седмицей называется вербной. Послабления в пище на этой неделе допускаются в субботу и воскресенье. В эти дни подают рыбу, морепродукты, горячую постную еду с растительным маслом и немного вина. 24 апреля — в Лазареву субботу допускается рыбная икра.
В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?
Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.
— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.
Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье
Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться
Что можно читать Великим постом?
Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы, которую полезно читать в дни поста.
Можно ли в пост смотреть телевизор?
Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним
Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют
Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.
Личный опыт
Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:
— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.
Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.
Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть здесь.
Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»
В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.
Читать в Яндекс.Новости
Посты в Церкви
Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:
- Великий пост;
- Петропавловский (Апостольский) пост;
- Успенский пост;
- Рождественский пост.
Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:
- Светлого Христова Воскресения;
- Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла;
- Успения Пресвятой Богородицы;
- Рождества Христова.
В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.
Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.
Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу – в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.
В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.
Пост для православных – что это?
Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».
В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.
В Православии существует четыре многодневных поста:
Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.
Среда и пятница.
Однодневные посты:
• 18 января – Крещенский сочельник.
• 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи.
• 27 сентября – Воздвижение Креста Господня.
Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.
Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.
Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост. Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.
Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.
Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.
Держите в уме одно Евангельское напоминание
– И в завершение беседы, владыка, дайте совет, как непостящимся не раздражаться на постящихся и наоборот.
– Насчет непостящихся мне сложно сказать – в моей жизни не было времени, чтобы я жил рядом с тем, кто постился, сам не постясь.
Если же смотреть наоборот, мы знаем, что у неофитов, пламенно верующих людей бывает такой задор – все вокруг должны жить так, как положено, всех они должны научить «правильной жизни». Но это абсолютно бесперспективное занятие.
Если видим, что кто-либо не постится и не хочет, для нас это только повод помолиться об этом человеке Утешителю Святому Духу, Который каждого наставляет на всякое благое дело. Помолиться, чтобы Святой Дух его просветил, коснулся его сердца, сделал христианином, дал понимание, что нужно жить по-церковному.
Относительно себя необходимо помнить, что пост – это не что-то особенное, сверхъестественное, а всего лишь одна из составляющих нашей духовной жизни, обязательная для всех христиан. Это наша, так сказать, норма, и мы обязаны её выполнять. Так мать кормит и воспитывает ребенка, не считая, что совершает нечто необычное. Так пожарный спасает человека, просто исполняя свой долг. Так для офицера быть под огнём – его обязанность по защите Родины.
И в Евангелии Христос нам прямо сказал: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Беседу вела Юлия Коминко
Постимся как монахи: может, хватит?
В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый – для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде.
Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны – мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.
Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении.
Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно – для всех.
Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17, 10).
Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность – возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее.
Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.