Инкерманский монастырь

Достопримечательности города Инкерман в Крыму

Карта достопримечательностей Крымского Инкермана обширна и богата. Слава о них далеко перешагнула пределы полуострова.

Свято-Климентовский монастырь

Этот мужской монастырь назван в память о проповедовавшем законы христианства епископе Клименте, сосланном в Крым на каторгу. В VIII-IX веках монахи прямо в известняковой скале начали вырубать кельи и другие культовые помещения, дав начало знаменитому Инкерманскому пещерному монастырю. Даже алтарь здесь высечен из камня. Это один из 10 самых древних монастырей мира.

Монастырь действует до сих пор. Здесь не против туристов, если они приходят с покрытой головой и в соответствующей одежде. Впрочем, женщинам в брюках для посещения монастыря выдают юбки. Вход бесплатный. Делать фото в священном месте Крымского города Инкерман тоже разрешается, нельзя фотографировать только монахов и других работников обители.

Каламита

Византийскую крепость Каламита в районе Монастырской горы время не пощадило: из пяти башен хорошо сохранилась только одна высотой в 10 метров. Но и она оставляет неизгладимое впечатление. Для гостей Крымского Инкермана фото на память в этом месте является обязательным ритуалом. Возведенная генуэзцами цитадель со временем перешла к Крымским татарам и достаточно долго обороняла западное побережье от Османской империи, но, в конце концов, Таврида была вынуждена подчиниться могуществу турков.

До сих пор можно услышать рассказы, что среди руин слышны стоны забитых насмерть пленников, которых не удалось продать на невольничьем рынке. Другие утверждали, что кто-то тут видел привидения английских солдат, попавших здесь в ловушку в дни Крымской войны.

Загайтанское укрепление

Укрепленное поселение древних жителей Крыма тавров, включающее свыше трех сотен пещерных сооружений, своим видом напоминает пчелиные соты. Уцелевшие части бывшего единого комплекса находятся южнее цитадели Каламита, на горе между левым берегом р. Черная и прилегающим шоссе.

Винный завод

Обязательное место в списке, что посмотреть в Крымском Инкермане, занимает здешний завод марочных вин. Площадь подвалов, где рождаются уникальные винные сорта, составляет 55 тысяч м². Впечатляют и стеклянные трубы, по которым струится будущее вино, и огромные дубовые бочки, и штабеля покрытых толстым налетом пыли бутылок, ожидающих конца срока выдержки.

Полуторачасовая экскурсия пролетает как один миг, настолько виноделы увлекательно рассказывают о своей работе. Побывать здесь может каждый, но на экскурсию записываться нужно заранее. Завершаются экскурсии в дегустационном зале, после чего все обычно задерживаются в местном фирменном магазине.

Белые штольни Инкермана

Званием белокаменного Севастополь обязан городу Инкерман. Именно в окрестностях Инкермана добывали для Севастополя белый камень, возрождая город-герой после войны. Сам же городок в течение 15 лет носил название Белокаменска. Вот как на фото выглядят в окрестностях города Инкерман его знаменитые белые скалы. Добывать здесь белый известняк начали еще для постройки древнего Херсонеса. А первые письменные свидетельства о штольнях Инкермана датированы 93 годом до нашей эры, когда сюда был сослан преподобный Климент.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Как добраться на машине

Автомобильный маршрут к пещерному монастырю пролегает по Симферопольскому шоссе в направлении Симферополь-Севастополь. Оставив позади г. Инкерман, нужно двигаться вперед. Не доезжая моста через речку Черная, около заправочной станции свернуть налево. С дороги храм не разглядеть, он скрыт железнодорожной насыпью и буйной растительностью.

Единственный ориентир – развалины Каламиты. На территорию обители въезжать запрещено, поэтому возле дороги обустроена бесплатная парковка для машин. Дальше нужно идти пешком до тоннеля, проложенного к монастырю под железнодорожными путями.

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря

Автобусом

Вариант 1. Доехать до монастыря можно любым автобусом, следующим от автовокзала в городе Севастополе в Симферопольском направлении.

Вариант 2. На автобусах № 103 и 117 от остановки «5-й километр Балаклавского шоссе» до остановки «Втормет».

Далее пешком. Ориентир — купола храмов монастыря и крепость Каламита.

Железнодорожный транспорт

Станция Инкерман-1. Останавливаются только электрички, следующие по маршруту Севастополь — Симферополь, с интервалом движения около 30 минут.

На автомобиле

Инкерманский пещерный монастырь находится в непосредственной близости от Симферопольского шоссе. Въезд на территорию монастыря запрещен, но имеется удобная парковка.

Координаты местонахождения44° 36? 13.32? N, 33° 36? 26.72? E44.6037°, 33.607422°

Стоимость посещения. Вход в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь совершенно бесплатный.

Правила посещения. Монастырь является действующим и правила посещения требуют соблюдения соответствующего дресс-кода. Если у вас одежда, не соответствующая случаю (короткая юбка, брюки у женщин, или шорты, касается и мужчин тоже), то на входе выдаются косынка на голову и длинная юбка с запахом.

В монастыре принято соблюдать тишину, вести себя скромно и не вызывающе.

Расписание богослужений. В монастыре литургии проходят по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. В 7:00 утра и в 17:00 вечера.

Актуальную информацию смотрите на официальном сайте.

История до основания обители

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

Что посмотреть в основном комплексе Монастырской скалы

Храм Святого Климента – трехнефная базилика длиной 10,6 м. Украшена колоннами с капителями. Названа в честь римского аристократа Климента, обращенного в христианство апостолом Петром.

Климент возглавил Римскую церковь, став четвертым папой. За распространение учения Христа он был сослан императором Рима Трояном в каменоломни Таврии, где работали сотни христианских узников. Бывший Римский Папа вдохновил последователей и учеников на создание 75 пещерных храмов в скалах Инкермана.

Это интересно. Частицу мощей мученика, впоследствии казненного, основатели славянского языка и азбуки Кирилл и Мефодий преподнесли папе Адриану II. За дарение святыни папа дал разрешение вести службы на новом языке, помимо канонических: греческого, еврейского и латинского языков. На Руси Климент был почитаем более прочих святых. Его мощи вновь вернулись на крымскую землю в 1991 году.

Церковь Святого Апо­стола Андрея Первозванного – самый древний из пещерных храмов

Внутри прямоугольного зала привлекает внимание вырубленная стена и престол в алтаре из цельного камня

Церковь Святого Мар­тина Исповедника, восстановленная в 1861 году. Называется по имени Папы Римского Мартина, борца за чистоту веры. В херсонесскую ссылку Мартин был отправлен императором Константином II в 665 году.

Наземные постройки: храм Святой Троицы, где хранятся частицы мощей св. Климента, и Пантелеймоновский храм – прекрасный образец византийской архитектуры. Скальный алтарь церкви Пантелеймона Целителя вырублен в толще известняка, на обрыве выделяются живописные балкончики и оконные проемы монастырских келий. Наземная часть восстановлена после Великой Отечественной войны по проекту первоначального здания. Кроме того, на территории имеется братский корпус, кладбище и хозяйственные помещения.

Вход в пещерные храмы из дворика оборудован крутой лестницей, выходящей в сеть коридоров

Естественное освещение получается за счет наружных окон и дверей, выходящих на поверхность скалы, а при входе внимание привлекает костница. Это специальная каменная комната, где хранятся черепа монахов и воинов разных лет

По другую сторону Монастырской скалы раскинулось озеро, образованное затопленным карьером. Вода в озеро ушла из источника, открытого св. Климентом. Ранее родник снабжал водой монастырь и христианских каторжан, но в 1970-х пересох, предположительно, после строительных работ. В озере можно купаться, если вы захватили купальные костюмы.

Зайти в Климентовский монастырь можно лишь через подземный тоннель, так как поблизости под скалой проходит Лозово-Севастопольская железная дорога. По плану развития Крыма этот участок скоро перенесут в обход монастыря, что, безусловно, обрадует туристов и служителей.

Мужской монастырь Святого Георгия Победоносца сегодня

Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, получил свое название в честь почитаемого греками святого Георгия Победоносца. Его житие полно различных трактовок и позднейших дополнений к основной истории. Согласно общепринятой версии, Георгий был одним из любимых воинов римского императора Диоклетиана и тайным христианином.

Во время гонений императора он сам объявил себя христианином и претерпел величайшие мучения, в конце которых был убит отсечением головы. Одним из самых известных чудес святого является его победа над драконом или змием, которого он победил, пронзив копьем. Эта история является посмертным чудом святого.

Сегодня Георгиевский монастырь является одним из памятников архитектуры, а также имеет важное духовное и светское значение. Он является знаковым местом для Черноморского флота, на территории монастыря проходят важнейшие церемонии

Другие пещерные монастыри в Инкермане

Двигаясь вдоль железнодорожной насыпи к долине Черной реки, любознательный путешественник обнаружит Загайтанскую скалу, редко посещаемую туристами. В скале около 120 пещерных скитов и церквей, расположенных четкими ярусами. Ранее, по предположению историков, этот комплекс подчинялся Инкерманскому монастырю. На сегодняшний день большинство объектов разрушено осыпями и вандалами. Осматривая заброшенные пещеры, будьте осторожны и оценивайте свои силы!

Еще одним интересным памятником является обитель Св. Софии, расположенная на левом берегу реки Черной. Во времена княжества Феодоро монастырь был основан на западной части Каменоломного оврага и стал самым большим из подобных комплексов. В монастыре насчитывается 22 комнаты и 4 пещерные церкви. Главный Софийский храм располагается во втором ярусе. Часть помещений засыпана.

Чернореченский каньон

Чернореченский каньон — это ущелье реки Черная. Начинается с Байдарской долины, тянется на 12 километров и заканчивается в районе Инкерманской долины. Ширина каньона в разных местах колеблется от 40 до 310 метров.

Ущелье плохо освещается, изобилует завалами каменных глыб и труднопроходимо, а нахождение здесь довольно опасно, особенно во время дождя. Поэтому туристы приходят в это место редко и только с опытными гидами, несмотря на бесплатный вход на территорию заповедника. За счет этого каньон до наших дней сохранил свой первозданный вид.

С 1947 года каньон был объявлен памятником природы, а в 1974 году стал государственным заказником. Еще 2 км заповедника, расположенных в стороне Байдарской долины, относят к охранной зоне.

Внутреннее убранство

Изнутри монастырь выглядит так же просто, как и снаружи. Но эта грубость и мрачность пещер нисколько не влияет на преданность Богу. Она лишь показывает мощь истинной веры. Обустройством внутреннего вида монастыря также занимался Д.Н. Струков. Он сам расписал его иконами. Потолок, прямо поверх грубой вырубки, по его решению покрыли серебряной краской, а пол выложили досками.

В переходах между храмами висят иконы, но выглядят они довольно мрачно. Длинный коридор, ведущий к главному храму, имеет несколько вырубленных в камне скамей. В стене храма прорублена ниша для престольного образа, под ним высечена двухступенчатая дугообразная скамья для духовного отца, по центру расположено горнее место.

Фрески до наших дней не сохранились, кроме той, что изображает Спасителя на престоле. Полотняный иконостас было решено перенести из Свято-Климентовской церкви в храм Святого Мартина. А вместо него установили оцинкованный позолоченный иконостас, на каменном престоле.

При реставрации храма Святого Мартина, его первоначальный вид нарушила несколько расширенная абсида, что придало ему некоторую неравномерность. Престол в нем плотно прилегает к стене. В скальной нише, под стеклом, устроена костница с черепами захороненных людей. Надпись на ней – «Мы были такими же, как вы» — заставляет серьезно задуматься о жизни.

Храм Андрея Первозванного расположен в небольшой пещере. Потолок нависает прямо над головой. Внутри всего 2 окна. У правого в камне вырублено сиденье, здесь святой отец исповедует прихожан. У левого окошка находится алтарь, отделенный перегородкой. Под окном устроен жертвенник, через него во время службы подавали вино и хлеб.

Особенность храма Пантелеймона Целителя заключается в том, что алтарь его вырублен прямо в стене, а иконостас выложен стеклянной мозаикой. Потолок храма украшает большая кованая люстра. Церковь Святой Троицы немного просторнее, но внутреннее убранство также скромно, как и в остальных храмах: каменный престол, алтарь, иконы и мрачные серые стены, испещренные множеством окон.

Инкерманские штольни Шампаны

Добыча камней для греческого города Херсонеса началась в этом месте еще в V-IV веках до н.э. А первые письменные упоминания о каменоломнях приходятся на 93 год до н.э., когда на штольни Инкермана для каторжных работ был сослан Климентий, один из учеников апостола Петра. Здесь он проповедовал христианство, в память о нем на скалах до сих пор стоит храм Святого Климентия.

Штольни функционировали с древнейших времен, являясь самыми значимыми каменоломнями полуострова Крым. К началу Великой Отечественной войны в поселке Инкерман было 27 штолен, часть из них принадлежала «Шампансквинстрой» (отсюда название Шампаны), часть занимал арсенал Черноморского флота, остальные пустовали.

Во время наступления на Севастополь немецко-фашистских войск в инкерманских штольнях создается на базе швейной фабрики и обувной артели спецкомбинат №2, выпускающий обмундирование и обувь. Он работал с 21 ноября 1941 г. по 27 июня 1942 года. Вместе с комбинатом в высоких просторных штольнях на глубине 60 — 100 метров разместились школа, детский сад, госпиталь, общежитие для гражданского населения, хлебозавод и цеха производственных предприятий.

Когда гитлеровские войска подошли к реке Черная, начались проблемы с водоснабжением. Вместо воды использовалось шампанское, склады которого находились в штольнях. Шампанское пили даже дети, им стирали бинты и мылись, на нем варили кашу.

Трагическая развязка военной истории инкерманских штолен окутана многочисленными легендами. Согласно одной из них при подступлении гитлеровских войск к Инкерману штольни с арсеналом были взорваны вместе с гражданскими и раненными, погибло 30 тыс. человек. Кто-то дополняет эту версию красочным рассказом, что кровь взорванных несчастных стекала вместе с шампанским в реку Черная. Но кто будет размещать госпиталь и заводские цеха в штольнях с боеприпасами?

Есть версия, что большинство людей успело эвакуироваться, остались только тяжелораненые. По официальной версии эвакуация из всех штолен была произведена заранее в Камышовую бухту. Сколько в действительности пострадало от организованного взрыва неизвестно.

Чтобы склады боезапасов не попали в руки врага севастопольское командование решает взорвать штольню. 29 июня 1942 года каменоломню с арсеналом подорвал лейтенант Прокофий Саенко (1907-1982). Взрыв разрушил почти всю 30-метровую скалу, а ударной волной были снесены все объекты на расстоянии 200-300 метров.

После войны выяснилось, что 70% взрывчатки не сработали, а были просто погребены под скалами во время взрыва. Во время разборов завалов погибло несколько человек, поэтому многие входы просто завалили строительной техникой и забетонировали. В 1991 году охрану со складов сняли, и многие любители острых ощущений и черные копатели начали проникать в завалы. Каждый год под ними пропадают десятки человек.

В настоящее время некоторые из штолен используются в качестве погребов у завода вин, который выкупил их у города.

Православный Георгиевский монастырь на Фиоленте

Обитель была основана на месте языческого храма, руины которого видел еще А.П. Пушкин, побывавший здесь во время поездки по Крыму с семейством Раевских. Возможно, что это был храм Девы (Артемиды), которой поклонялись тавры, а вслед за ними начали поклоняться и местные греки — херсонеситы.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь пережил несколько войн и национализацию имущества. В результате, большая часть исторических построек, церковного имущества, паркового ансамбля и старинный некрополь были утрачены. Часть территории была возвращена церкви только в 1991 году и там снова был открыт мужской монастырь.

Монастырь находится на территории Севастополя в Балаклавском районе и является одной из популярных точек паломничества православных. Территория обители раскинулась вдоль скального обрыва. Верхняя часть, изъятая у монастыря в советское время, расположена на плато. Нижняя, ныне действующая – на укрепленной террасе.

Самыми старыми сохранившимися постройками являются трапезная (1838) и Воздвиженский храм (1850), ныне не функционирующий в качестве культового сооружения. На территории обители расположен ряд исторических и культурных памятников:

  • Часовня над могилой митрополита Хрисанфа (1893).
  • Памятник св. Андрею Первозванному (2005).
  • Памятник А.С. Пушкину.
  • Храм св. Георгия (2009).
  • Храм Рождества Христова (пещерный, 1893).
  • Источник св. Георгия (воссоздан, 1846).

Монастырь известен посещением его в различные годы русскими императорами: Александром I, Николаем I, Александром II, Александром III, Николаем II, а также известными писателями: И. С. Аксаковым, И. А. Буниным, А.С. Грибоедовым, А. Н. Островским, А.С. Пушкиным, А. К. Толстым, А. П. Чеховым. Художник-маринист И.К. Айвазовский не раз изображал Фиолентовский монастырь на своих картинах, что и неудивительно — виды с высокого берега мыса Фиолент открываются потрясающие.

На территории сохранились захоронения известных деятелей русского государства XIX в. Главной святыней является копия иконы св. вмч. Георгия Победоносца, оригинал которой хранится в Национальном художественном музее Украины.

Сегодня действуют пять храмов.

1. Наземные:

– Святой троицы;

– великомученика Пантелеймона (воспроизведен на месте разрушенного, его алтарь прорублен в камне, а иконостас выполнен из стеклянной мозаики);

2. Пещерные:

– св.Климента (самый крупный из всех, напоминающий по форме базилику в ней установлена Рака с мощами св.Климента);

– св.Мартина Исповедника со сводчатым потолком;

– апостола А. Первозванного, считается, что её вырубил в скале сам Климент (небольшая, низкая пещера).

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь 

Путь в Монастырский дворик проходит сквозь арочные ворота. Посередине двора памятник воинам, погибшим в Родину. Далее вход в храмы, а рядом с ним зерновые ямы, выдолбленные в камне.

При входе в пещеры находятся костницы, хранящие черепа тех, кто защищал монастырь. Отсюда же, через мрачный коридор, с множеством икон, проход в храмы, каждый из которых уникален и очень красив.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Поклониться святым мощам сюда приезжают тысячи туристов и паломников. Службы ведутся в наземных храмах, так как пещерные храмы не вмещают большого количества народа.

Освещение в храмах и колокольне через прорубленные окошки и двери, за которыми маленькие балкончики, выросшие прямо из скалы.

После осмотра монастыря можно подняться до широкого грота по тропинке, а затем, по вырубленной в камнях дороге к остаткам старой крепости Каламиты. На дороге сохранились колеи от колес древних повозок. От крепости сохранились лишь остатки башни с крепостными воротами, ров, когда-то окружавший стены, остатки стены. Отсюда виден и затопленный карьер.

Это чудо стоит увидеть !

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Всех, посетивших монастырь, охватывает необычное чувство – отсюда не хочется уходить, настолько здесь хорошо себя чувствует каждый. Даже шум проходящих мимо поездов не мешает этому. Поражает, какого труда стоило создать это чудо!

Это место стоит увидеть своими глазами и почувствовать его притяжение!

Наставники

Самым первым настоятелем монастыря стал его создатель – Климент. Данные о наставниках возрожденной обители по большей части не сохранились. Из современного духовенства наиболее известны о.Тихон – добрый, светлый и шутливый, поступивший в монастырь после службы на флоте, и архиепископ Лука, сменивший о. Тихона после его смерти.

Лука, бывший уже в преклонном возрасте, ревностно приступил к наведению порядка, не жалея своих сил, и, не давая никому спуску. Многие считали его высокомерным и амбициозным служителем. Хирург в прошлом, он продолжал врачебную деятельность, принимая дома бесплатно.

В начале 90-х гг. XX века на пост настоятеля возвели архимандрита Августина, в миру — Александр Половецкий. Именно ему монастырь обязан своим возрождением после закрытия при власти Советов. Кроме того, он собственноручно расписал иконостас. В августе 2015 г. на должность назначили архимандрита Каллиника (Чернышева) и он занимает ее до сих пор.

Чем привлекает обитель?

Предположительно, монастырь святого Климента в Инкермане начал существовать с 7-9 веков нашей эры. Основали этот комплекс бежавшие из Византии монахи в то время, когда на их родине преследовали иконопочитателей. Беженцы обосновались в горах Инкермана, высекли в них кельи и основали здесь монастырь. Почти все помещения комплекса высечены в горной породе, но есть и естественные пещеры, а также горные постройки.

Скала, в которой были сделаны пещеры, называется Монастырской. Именно к ней приезжают люди, совершающие паломничество в святые места. Изначально здесь была крепость Византии, которая служила для защиты и наблюдения за границами. К моменту создания монастыря эта крепость была почти разрушена, но до сих пор сохранились ее остатки – пещерные арки, треугольные тимпаны. Само же имя Инкерман местность получила от турок (тур. in — «пещера», «нора»; тур. kermen — «крепость»), захвативших позже эти края.

Внутри скал Инкермана простирается большой комплекс храмов и монастырей – здесь приблизительно тридцать церквей и девять огромных монастырских комплексов. Все это находится в Монастырской скале, но входы расположены с разных ее сторон, в Каменоломном овраге, а также в Загайтанской скале.

Историки считают, что Инкерман был одной из крупнейших монастырских сетей, а значит еще и одним из центров монашеской и христианской жизни. Если собрать всех живущих в то время служителей в этой местности, получается полноценный город. Инкерман же таким не являлся, но был огромным комплексом из храмов и монастырей. Интересно также и то, что до сих пор ученые не могут назвать точное количество всех горных пещер, а также предоставить полную картину подземных монастырских помещений. Время от времени здесь находят новые комнаты, вырубленные монахами, а вместе с тем и ценные реликвии христианства.


Схема инкерманского пещерного монастыря

Наиболее значимыми в инкерманской сети считаются лишь три пещерных храма, в одном из которых из камня вырезан гигантский крест. От креста произрастают побеги, и так происходит много лет. Крест имеет особое значение – побеги, проросшие из него означают неискоренимость Христианства. Возраст храмов был определен по их архитектуре, построены были комплексы приблизительно в 10 веке.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем, который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector