Собор казанской иконы божией матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1993 году был восстановлен храм Казанский иконы Божией Матери на Красной площади. Эта церковь не просто с богатой историей, она – один из символов истории Москвы в целом. Сам князь Дмитрий Михайлович Пожарский выделил средства на строительство Казанского храма.

Неудивительно, что церковь была освящена в честь Казанской иконы, ведь именно этот образ стал главной святыней народного ополчения Минина и Пожарского. Икону торжественно вносили в каждый освобожденный город, в том числе и в Москву.

После победы над польскими захватчиками Пожарский выступил инициатором строительства Казанского храма недалеко от кремлевских стен. Деревянный храм появился в 1632 году.

Церковь Казанской иконы Божией Матери сразу стала главной святыней Китай-города и частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейно-образным и историко-мемориальным содержанием. От него до Лобного места сделали гладкую деревянную мостовую, которую называли «Красный мост».

По одной из версий, именно поэтому площадь перед храмом тоже стала называться Красной. Получается, есть вероятность, что именно Казанская церковь дала название главной площади нашей страны.

К середине XVII века перед храмом были построены новая паперть и колокольня, а в конце столетия появилось великолепное парадное крыльцо, увенчанной главкой. До XVIII века Казанская церковь представляла собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырехъярусной горкой килевидных кокошников.

Храм лишился декора и колокольни XVII века, галерей и южного придела Гурия и Варсонофия.

Храм находился в самой гуще оживленной московской торговли, и купцы его обстроили лавками. Во время нашествия на Москву Наполеона, по сообщениям очевидцев, в алтарь храма втащили мертвую лошадь и положили возле престола. При взрыве Никольской башни французами церковь была частично разрушена.

Но, в отличие от многих других московских храмов, Казанский собор уцелел в огне французского пожара. В 1818 году в центре Красной площади установили памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Церковь при этом получила новый акцент, наметилась новая важная ось – от памятника к Казанскому храму.

В 1860-е годы колокольню надстроили третьим ярусом.

После революции планировалось проведение реставрации под руководством прославленного реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который хотел вернуть Казанской церкви предполагаемый первоначальный облик.

После Великой Отечественной войны павильон убрали, но туалет сохранялся до 1980-х годов.

В 1990 году состоялась закладка нового Казанского собора. К счастью, перед разрушением Барановский успел сделать обмерные чертежи старого храма. Символично, что Казанская церковь была восстановлена учеником Барановского архитектором Олегом Игоревичем Журиным.

Сегодня храм предстает перед нами в своих старинных живописных формах и с прежней глубокой символикой. Казанский храм – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Как добраться

Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.

Метро

Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).

Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро

Вид на собор с Никольской улицы:

Общественный транспорт

В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.

Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.

Портал общественного транспорта Москвы

Особенности архитектурного стиля, дизайна собора

Казанский собор небольшой, но недооценивать его не стоит. Смотрится он очень празднично, прежде всего, благодаря обилию декора. Бесстолпный храм кубической формы увенчан пирамидой, которая состоит из 4 кокошников. Крупные расположены внизу, мелкие – вверху. Последние служат опорой массивной главе, зафиксированной с помощью светового барабана.

Декором для первого этаж служат ложные арки с опорой на маленькие пилоны. Они скрывают крытую галерею, которую используют верующие, не попавшие непосредственно внутрь собора. Все происходящее в храме прихожане видят и слышат благодаря компактным окнам.

Глядя на фасад архитектурного памятника, нельзя не заметить уникальные иконы из мозаики. С правой стороны расположен образ Казанской Богоматери, с левой – лик Георгия Победоносца. Апсид украшает икона «Ермоген, патриарх Московский».

Примыкающая к храму колокольня впечатляет своей высотой (на уровне купола). По большим праздникам она собирает толпы верующих, всех желающих возрадоваться Господу под звон Казанских колоколов.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Интерьер собора назвать оригинальным нельзя, так как до наших дней точных сведений о том, как он выглядел, не сохранилось. Внутреннее убранство храма оформляли, опираясь на описания, найденные в старых документах, созданных мастерами росписи (приглашенными работать над Казанским собором из Палеха и Брянска). Сегодня внутренняя поверхность стен церкви украшена красивыми фресками и орнаментами.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г.

храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Престолы

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).

Святыни

Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.

Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.

Казанский собор (Москва). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

История

Первое упоминание Казанской церкви на Никольской улице относится к 1625 г. — деревянная церковь, возведённая на средства князя Дмитрия Пожарского.

Впервые утверждение о том, что казанский собор был построен и освящён в 1625 г. появилось в «Историческом путеводителе по Москве» (1796).

Распространено предположение, что храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов.

Казанский собор после перестроек, 1882 незвестен, Public Domain

После пожара 1634 г. был построен каменный храм на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 г.

Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII в., для колоколен, единовременных храмам.

Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства. Один из них «расколоучитель» Григорий Неронов. В его старообрядческом житии служба в храме XVII в. описана следующим образом:

Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия.

В первой половине 1802 г. по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 г. выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной.

В 1865 г. фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского . После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям. Это отмечал сам настоятель храма А. Ф. Некрасов:

Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.

В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

Советское время

В 1925–30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик.

В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 г. шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.

К 1929 г. Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма.

Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства.

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 г., в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.

Воссоздание

Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздание было осуществлено в 1990–93 гг. по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК).

После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского.

Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы.

Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.

Аудио

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%95._%D0%A3%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.ogg

    Е. Усова — Казанский собор

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE_%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%90_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8.ogg

    Радио ВЕРА — Казанский собор на Красной площади

Современное состояние

Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был небыстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд (правда, в названии музея уже не звучало слово «атеизм»; речь шла лишь об «истории религии»), 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы

Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.

В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.

Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.

Программа воскресной школы для детей

Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.

Расписание занятий:

  • воскресенье – с 12.00 до 15.30
  • вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
  • суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00

Что можно делать в храме

Христианин, знающий во что он верит, может с точностью сказать, что именно храм выступает в качестве соединения между небом и землей. Именно тут можно напрямую обратиться к Господу с просьбой о помощи, донести до него молитву. Кроме того, важным является и принятие участия в церковных службах. Для правильного участия в служении, нужно найти свободное место и совершить три поклона.

Если нет никакой службы, то стоит подойти к иконе и поклониться. В городе Казань – собор ни чем не отличается от других соборов страны. Независимо от того, с чем требуется обратиться к святыни, нужно делать это с открытой душой и чистыми помыслами

Для получения благословления надо подойти к малому распятию, обязательно причаститься и исповедоваться. В храме все иконы чудотворны, но каждая из них имеет свое значение, поэтому подойдя к какой-либо, стоит обратить внимание на ее значение

Отличие храма от церкви

Обратите внимание. В храме запрещено богохульство, злословие. Запрещено громко разговаривать

Руки не должны находиться в карманах. Принимая участие в крестном ходе, независимо от того, в каком районе находится святыня, нужно быть в скромной одежде, обязательно с покрытой головой.

Стоит остановиться и более подробно на том, в чем основное отличие храма от церкви. Одно понятие на другое замещать нельзя. В храме верующий может только молиться. В церкви есть еще возможность получения воспитания для верующих. Именно на этих занятиях наставляют человека на путь истинный.

В архитектурном соотношении храм не может быть менее чем с 3 куполами, а у церковного строения их может не быть вообще. Престолов для литургии в церкви может быть всего один. Церковное товарищество, помогает проще пережить горе, восстановить веру в настоящее и будущее.

Казанская церковь Вырица

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Казанский собор: фото и описание архитектуры

Изначально каменный храм имел черты типичных архитектурных сооружений конца XIV века. Небольшой бесстолпный собор повторял очертания Рубцовской церкви Покровы Богородицы и собор в Донском монастыре.

В отличие от похожих храмов, Казанский собор на Красной площади был лишен симметрии. Композиция нарушалась тем, что придел был только с одной стороны. Позже, собору пристраивается ещё один придел в честь святых Гурия и Варсонофия. Появляется шатровая колокольня – одна их первых в своем роде в Москве. Позже её сменяет сначала двух-, а потом и трехъярусная колокольня.

Наверху храма в шахматном порядке располагались кокошники. Маленькие и большие размещались по очереди, придавая храму игрушечный и торжественный вид. Во второй половине XIX века архитектор Николай Козловский занялся переоформлением фасада. Храм приобрел классический вид, утратив отличительный особенности. Многие прихожане были возмущены таким преображением святыни, а митрополит Леонтий даже сравнил его с типичной сельской церковью.

Благодаря архитектору Барановскому, который спас и отреставрировал не один российский храм, мы можем наблюдать собор Казанской иконы Божией Матери почти в первозданном виде. Это квадратное в плане одноглавое сооружение, выполненное в красном и белом цветах. Верх храма украшают кокошники. Главный купол храма покрыт золотом. С трех расположены галереи, ведущие к колокольне. Чередующиеся между собой малые и большие кокошники создают эффект объемности и узорчатости композиции.

Как добраться

Для посещения нужно отправиться в Казань, Казанский Кремль, строение № 2. Служба здесь проводится только в праздничные или выходные дни.

Чтобы добраться на метро, нужно доехать до станции «Кремлевская». На территории храма есть библиотека, где можно узнать всю информацию об историческом прошлом Казани и кремля. Рядом с  храмом есть магазин, так что на его территории можно купить сувениры, и подарить их своим близким, приехав из поездки.

Икона Божией Матери Казанской

Но не только в Казани есть подобный приход, в других городах он также присутствует. Так, например, Свято-Казанский в Сыктывкаре. Он является одним из наиболее популярных и посещаемых не только местными жителями, но и гостями города. Вся обстановка, которая тут присутствует, настраивает на внутренний покой человека. Изначально на этом месте была часовня, которая в последующем стала расстраиваться.

Постоянно перестраивался алтарь, делалось все это руками крестьян. Внутри помещения достаточно скромно, но такая обстановка не мешает верующими совершать обряд молитвы. На входе стоит крест, который свидетельствует о погибших в смутные времена священниках. Для посещения нужно отправиться по адресу: город Сыктывкар, ул. Набережная дом 10/1. Принимает храм своих посетителей с 7:00 до 19:00 каждый день.

В Вырице есть храм иконы Божией Матери Казанской. В 1910 году тут стал создаваться поселок, который имел интересное название «Княжеская долина». Как в каждом населенном пункте, жителям потребовалось место, где можно молиться Богу. На собрании 1912 года было решено возвести храм в честь 300-летия правления семьи Романовых.

Казань – удивительный город, в котором сосуществуют одновременно мусульманство и православие. Храмы, мечети, красивые здания ждут своих туристов, которые хотят смотреть на них вновь и вновь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector