Сведения о храме казанской иконы божией матери в коломенском
Содержание:
- Церковь Вознесенияв Коломенском
- Парк Коломенское: график работы, схема парка, цена билетов, официальный сайт
- Назад в прошлое
- Истории христианских раритетов
- Церковь Вознесения Господня
- Церковь Вознесения — краткое описание
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Тайны и легенды церкви Вознесения
- Исторические особенности
- Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва
Церковь Вознесенияв Коломенском
Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.
Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.
Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.
Входит в проекты: древние храмы, шатровые храмы, огненные храмы
Парк Коломенское: график работы, схема парка, цена билетов, официальный сайт
Все экспозиции музея-заповедника, выставки и выставочные проекты открыты для посетителей ежедневно кроме понедельника с 10.00 до 18.00, кассы работают с 9.45 до 17.30. Билеты можно приобрести как в традиционных кассах, которые располагаются рядом со всеми экспозициями, так и в билетных терминалах.
График проведения экскурсий по парку «Коломенское» можно посмотреть на официальном сайте усадьбы. Цены на предоставляемые услуги разные, а входные билеты на выставки начинаются от 30 рублей. Кроме того, существует «единый билет», позволяющий посетить почти все экспозиции, кроме тех, которые оплачиваются отдельно (в основном, временные). Как мы уже говорили, территория парка огромна, и чтобы оценить его масштабы, достаточно взглянуть на фото, на котором изображена схема музея-заповедника «Коломенское».
На официальном сайте музея «Коломенское» можно найти много полезной информации об экскурсиях, выставках и событиях, которые проводятся в парке. Например, здесь всегда публикуется подробный план мероприятий, посвященных дню города.
Назад в прошлое
В XVI веке в Коломне обустраивается загородная резиденция русских самодержцев. В 1532 году Василий III пирует трое суток в новом дворце во время освящения Вознесенской церкви. Иван Грозный ежегодно 29 августа празднует здесь именины. Алексей Михайлович возводит новые палаты в 1649 году.
В праздник Казанской Божьей Матери 22 октября 1648 года родился царевич Дмитрий, первый сын царя Алексея. Через год издается царский указ о повсеместном почитании иконы в честь казанской Богородицы. Начинается строительство домовой церкви во славу Пречистой Девы.
Исторические хроники не указывают точную дату возведения церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском. Известно только, что в 1650 году староста плотников Иванов получил в награду ткань за обустройство коломенской Казанской церкви.
Когда Москву оккупировала наполеоновская армия, в Коломне квартировали полки маршала Мюрата. Солдаты приходили в церковь не молиться, а воровать. По молениям и мольбам отца Афанасия (Ипатьева) часть украденных ценностей французы все-таки вернули.
Во время разгула большевистского атеизма церковь Казанской Богоматери ненадолго прервала духовное окормление верующих прихожан. Власти закрыли храм перед началом Великой Отечественной войны. Богослужения возобновились в январе 1943 года.
Истории христианских раритетов
Икона “Державная” — история обретения
В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.
А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.
Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.
Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.
Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.
Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.
Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.
Скульптура Спасителя
Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.
Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.
У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.
Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.
Церковь Вознесения Господня
Церковь Вознесения Господня в Парке Коломенское — один из немногих дошедших до нас памятников времен Ивана Грозного. Православный храм провозглашен признанным достижением мировой архитектуры и находится под охраной ЮНЕСКО.
Строительство храма датируется 1528 — 1532 годами. Согласно преданию, инициатором строительства был князь Василий III. Строение расположили на правой стороне Москвы-реки в честь рождения долгожданного наследника правителя – Ивана IV, прозванного народом Грозный.
Создателем храма предположительно является итальянский архитектор Анибале. Летящая ввысь белокаменная башня символизирует восхождение Христа. Церковь Вознесения Господня считается одним из первых образцов шатровой храмовой архитектуры Руси. Высота сооружения 60 метров – это самое высокое здание своего времени. Долгое время храм исполнял функции дозорной башни.
Церковь Вознесения стоит свободным монументом отдельно от дворцовых построек усадьбы. Непривычная архитектурная форма характеризуется конструктивными особенностями здания: вытянутые пропорции, прилегающие пилоны, общий «летящий» силуэт строения. Отделка белокаменной башни, частично выполненная в стиле эпохи Возрождения, придает церкви легкий готический образ. Московские кокошники сочетаются с остроконечными вымпергами и карнизами в стиле готики. Формы строения имеют строгий законченный вид.
Несмотря на внушительный первозданный экстерьер, внутреннее убранство церкви довольно строгое. Считается, что храм был расписан изнутри, но до наших дней роспись не дошла.
В послереволюционное время церковь Вознесения была закрыта. В 2000 году состоялось повторное освящение храма, а в 2007 его окончательно отреставрировали и открыли для посещений.
В настоящее время под западным крыльцом храма размещена действующая историческая выставка. Посетив Парк Коломенское, гости могут ознакомиться с материалами археологических раскопок, фотографиями и документами, рассказывающими об истории церкви.
Церковь Вознесения — краткое описание
Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.
Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.
Архитектура
Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.
Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.
Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.
Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.
В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.
В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.
Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.
Внутреннее убранство
Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.
Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.
Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.
Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.
Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
Тайны и легенды церкви Вознесения
Место
Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.
Время
Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.
Библиотека
Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.
Послушать службу
Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.
Полюбоваться убранством
Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.
Погулять по галерее
Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.
Сходить в музей
В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».
http://fb.ru/article/8622/tserkov-vozneseniya-v-kolomenskomhttp://spratto.livejournal.com/11981.htmlhttp://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom
Исторические особенности
Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.
Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.
Вещий сон Евдокии Адриановой
Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.
Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.
Икона «Державная»
Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.
Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.
В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.
Другие святыни храма
Помимо иконы «Державной», в храме находятся:
- Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов.
- Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе.
- Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.
В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.
Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва
Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.
Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.
Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.
Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.
Храм соединялся крытым переходом с дворцом
Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого
Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.
Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.
В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.