Как появилась и куда делась албания на кавказе
Содержание:
- Христианство как государственная религия[править | править код]
- Страна-загадка: 8 интересных фактов об Албании
- Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
- Этногенез
- Происхождение
- Открытие и расшифровка
- История современного албанского флага
- Достопримечательности Албании
- Интересные факты
- Древняя история[править | править код]
- [править] История
- Значение
Христианство как государственная религия[править | править код]
Албаны верили, что христианство в их землю занёс Елише (Святой Елисей), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который, однако, вскоре был убит язычниками.
Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом (первым католикосом был умерший в Абас), была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена церковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал до г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанов) до конца ХХ века.
Страна-загадка: 8 интересных фактов об Албании
В современной густонаселенной Европе осталось не так много «белых пятен». Одним из таковых можно смело назвать страну Албанию. История этого государства богата и насыщена разнообразными событиями, однако еще недостаточно хорошо изучена учеными. Долгое время Албания развивалась обособленно и практически не контактировала с внешним миром. Видимо, именно поэтому среднестатистический европейский обыватель ничего не ведает о том, кто такие албанцы и что представляет собой их страна.
Наше знакомство с Албанией и албанцами мы начнем со следующего списка. Многие из нижеперечисленных фактов наверняка вас удивят:
- Албания входит в десятку самых безопасных стран мира (из числа государств с населением до 5 миллионов человек).
- Албания – одна из шести стран мира, в которых применение ГМО запрещено на законодательном уровне.
- Несмотря на то что 60% албанцев – это мусульмане, государство по конституции является светским.
- И католическое Рождество, и мусульманский Курбан-байрам здесь считаются государственными праздниками.
- В рейтинге стран по Индексу человеческого развития (ИЧР) Албания находится на 75-м месте, опережая ряд других европейских государств (в частности, Македонию, Украину, Молдову, Боснию и Герцеговину).
- В албанском городе Дурресе сохранился самый крупный на Балканах древнеримский амфитеатр.
- А в городе Влере расположена самая длинная набережная Балканского полуострова (7 км).
- Далеко не всем известно, что Албания не входила в состав Югославии. Более того, она не участвовала ни в одном из военных конфликтов на Балканах после распада СФРЮ.
Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:
Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании. Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.
Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.
По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër, а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. Portalostranah.ru) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным», пишет албанское издание.
Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:
«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается».
Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.
Этногенез
Это достаточно сложная тема, которой посвящено огромное количество литературы, но которая не перестает вызывать массу споров среди ученых по сей день. Этногенез албанцев – истинная проблема. Местные ученые подходят к изучению данного вопроса комплексно, а именно учитывают все данные смежных наук, включая языкознание, культуру, историю, археологию и пр. Между тем специалисты привязывают эти данные к территории, на которой проживают албанцы. Географически данная область находится там, где в свое время обитали южные иллирийские племена.
Определенную роль в данном вопросе играют находки, которые удалось обнаружить в Комане, в долине реки Дрин. Это различные металлические украшения одежды, очень похожие на те, которыми сегодня украшены традиционные костюмы албанцев. Утверждение о том, что имеет место переход от иллирийской культуры в албанский этнос, имеет право на существование. Эти украшения не идентичны ни римскому, ни византийскому стилю. Поэтому сложилось именно такое мнение.
Многочисленные археологические раскопки и многие другие сведения, полученные в ходе других мероприятий, дают возможность судить о том, что предки албанцев – это иллирийские племена. У них, в свою очередь, были собственные традиции, касающиеся всех аспектов, начиная со способа погребения и заканчивая стилем одежды. С одной стороны, это позволяет утверждать, что албанская культура не входит в список более обширных мировых традиций. С другой стороны, она является уникальной, подчеркивается преемственность именно на территории современного ареала.
Справедливости ради следует отметить, что существует и фракийская теория. Она связана с албанским языком. Однако здесь есть свои нюансы. Учитывая, что наиболее основательно вопрос этногенеза прорабатывается путем изучения материалов языкознания, исследователи определяют его значительное сходство как с элементами иллирийского, так и фракийского языка. Но сделать это достаточно сложно ввиду отсутствия достаточного количества документированных источников.
Сегодня ученые утверждают о значительном влиянии на культуру, язык и традиции современных албанцев иллирийских племен. Они говорят, что спор относительно причастия к ним фракийских племен нецелесообразен. Безусловно, они сыграли определенную роль в становлении их языка, но не более того. Следовательно, решающими их назвать нельзя.
Происхождение
Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.
Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.
По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.
Открытие и расшифровка
О существовании кавказской албанской литературы до конца ХХ века было известно лишь косвенно. Корюна « Жизнь Маштоца» , написанная в V веке, но сохранившаяся только в гораздо более поздних искаженных рукописях, и « История кавказских албанцев» Мовсеса Каганкатваци , написанная в X веке, приписывают обращение кавказских албанцев в христианство двум миссионерам. , Енох и Дана, а также создание кавказского албанского алфавита армянскому ученому Месропу Маштоцу . Затем некий епископ Иеремия перевел христианскую Библию на их язык. Еще в 1977 году Брюс Мецгер мог написать, что «ничего из версии не сохранилось».
В 1996 году Заза Алексидзе Центра рукописей в Тбилиси , Грузия , обнаружили палимпсест в монастыре Святой Екатерины на горе Синай , Египет , с неизвестным скриптом. Он продолжал идентифицировать алфавит как кавказский албанский и идентифицировать рукопись как раннехристианский лекционарий примерно V или VI века. Лекционарий может быть самым ранним из сохранившихся лекционариев христианской религии.
Затем лингвисты Йост Гипперт и Вольфганг Шульце увлеклись кавказским албанским алфавитом . Использовалось специализированное рентгеновское оборудование, позволяющее читать тексты палимпсестов кавказских албанцев целиком. Список названий месяцев кавказских албанцев, сохранившийся в ряде средневековых рукописей , дал один из ключей к разгадке языка. В 2017 году в монастыре Святой Екатерины были обнаружены еще два текста на кавказском албанском языке. Первоначальный текст на палимпсестах был стерт где-то между 4 и 12 веками.
История современного албанского флага
В эпоху раннего средневековья люди, населявшие албанские земли, были христианами. Основанное в конце 12 века княжество Арберия входило в состав Византийской империи. От Византии арберийские правители позаимствовали символику — двухголового орла.
В 15 столетии земли албанцев захватили турки-османы. Скандербег, правитель Кастриоти, одного из влиятельных албанских княжеств, не раз поднимал народ Албании на войну против турок-османов. Правда, вытеснить завоевателей из албанских земель было непросто. На гербе и флаге рода Кастриоти красовалось двуглавое мифическое птицеподобное существо.
С появлением воинов Османской империи на территории Албании распространился ислам. Процесс исламизации населения шел постепенно. Только в 17 столетии большая часть албанцев стала мусульманами. На протяжении 5 веков албанские земли находились под управлением Османской империи. Однако население не забыло древние символы, традиции.
В 1910-1912 гг. на территории Албании не раз вспыхивали восстания. Албанцы хотели получить автономию, создать независимое государство. Независимость от Турции была провозглашена в 1912 году. С 1912 по 1913 официальным знаменем албанцев было красное полотнище с изображением черной двухголовой птицы.
Во время Первой мировой войны на территории Албании была создана Автономная Республика Корча, просуществовавшая всего 2 года (знамя — красный холст с рисунком двуглавого орла золотисто-черного цвета). В 1928 в стране воцарилась монархия. Королевство просуществовало до 1939 (знамя — красный холст с черной птицей (двуглавой) и золотистым шлемом с нашлемником в виде козлиной головы — символом Скандербега).
В годы Второй мировой войны земли албанцев находились под фашистской оккупацией. В 1946 была создана Народная соцреспублика. Флаг НСРА с 1946 по 1992 — красный холст с изображением традиционного орла (двухголового) и 5-лучевой звезды. После распада СССР в стране пал коммунистический режим. С 1992 официальный флаг Республики — ярко-красный холст с рисунком двуглавой мифической птицы черного цвета.
Достопримечательности Албании
Гирокастра
Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей.
Замок в Гирокастра
Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.
Берат
Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.
Замок Преза
Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом.
Тет
Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре.
Часовая башня
Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров.
Бутринт
Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.
Аполлония
Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь.
Крепость Розафа
Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля.
Дуррес
Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.
Замок Порто Палермо
Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период.
Озеро Коман
Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании.
Интересные факты
Некоторые историки утверждают, что традиционный двухголовый символ — атрибут высшей власти Творца. Согласно верованиям древних народов, Всевышний так заботится о людях, как гордая птица о своих птенцах. Расправленные крылья — символ защиты — Творец охраняет страну и население от врагов. Две головы — два качества Всевышнего — наказание и милосердие или суровость и любовь. Мифическое существо смотрит в противоположные стороны и всегда готово защитить государство и народ от вражеского нападения.
Красный — не только цвет крови, пролитой в борьбе за независимость государства. Это еще и символ радости, богатства, благополучия, удачи. Черный цвет испокон веков ассоциировался с землей, территорией страны.
Древняя история[править | править код]
Армения, Колхида, Иберия и Албания в античные времена.
Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.
По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании . Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):
Страбон преувеличивает примитивность албанoв: археологические данные показывают известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албанoв был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и даже иберами. Едва сложилaсь ранняя форма государства на базе существовавшего ранее союза племен.
Так или иначе, в I в. до н. э. Албания превратилась из союза племен в раннеклассовое государство Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака, Кабалак)
. Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана.
Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части (видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от аланов), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В г. Траян, ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя». Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение. Бедствия, которым подверглась Армения в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны.
[править] История
Первые сведения об албанах
Наиболее ранние сведения об албанах относятся к IV веку до нашей эры, что вытекает из книги «Поход Александра» древнегреческого историка II века Арриана, где тот сообщает об участие албанов в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.) на стороне армии ахеменидского царя Дария III. По уточнению Арриана, ссылавшегося на Аристобула, в построенном для сражении войске Дария III албаны занимали место около середины всей фаланги: «… затем албаны и сакасены, эти к середине всей фаланги». Тот же Арриан указывает, что албаны были в числе тех, кто окружал Дария III: «Когда же близко уже оказались войска, то видимы стали и Дарий, и те, кто окружали его, яблоконосцы-персы, и индусы, и албаны, и карийцы, насильно приведённые, и марды-стрелки, поставленные против самого Александра и царского отряда».
Впервые западный мир столкнулся с албанами, когда римские легионы преследовали понтийского царя Митридата VI Евпатора, который бежал в Колхиду через Армению и Иберию. Поход возглавил древнеримский полководец Помпей. Сорокотысячное албанское войско (по словам Плутарха) во главе со своим царём Оройсом (Оройзом) в начале зимы 66 года до нашей эры, во время заключительного годового римского праздника сатурналий (17—24 декабря), совершило внезапное нападение на римские войска, которые расположились на зимнюю стоянку около реки Куры. Нападение было отражено и Оройз спешно перешёл через Куру, но Помпей «на переправе настиг арьергарды албанов и многих из них здесь перебил».
Первые подробные сведения об албанах приводит сочинение «География» древнегреческого географа Страбона, жившего на рубеже I века до нашей эры — I века нашей эры, который в Албании и не был. У древнегрческого математика Эратосфена (III — II века до нашей эры), труды которого казались Страбону более достоверными, имелись выписки из отчёта селевкидского военачальника Патрокла, труд которого полностью не сохранился. Последний, в III веке до нашей эры, совершил объезд Каспийского побережья и Страбон в своём труде использовал в основном сведения из труда Патрокла. Потому А. Сумбатзаде считал, что приведённые Страбоном описания были значительно устаревшими.
Возникновение государственности
Будучи раздроблены, проживавшие на правобережье реки Куры племена шаков, утий и гаргаров-албан не могли воспрепятствовать покорению их земель и во II веке до нашей эры правобережье, как и ряд других областей, были присоединены царём Арташесом I к Древнеармянскому государству. Как писала К. В. Тревер: «необходимость сплочения сил для сопротивления нападениям со стороны Армении, а также со стороны северных кочевых племён привела к началу консолидации этих разноязычных племён и к формированию у них государственности».
В начале I века до нашей эры из племён Азербайджана образовался обширный племенной союз, который возглавлялся албанами, а уже в середине того же века сложилось раннерабовладельческое государство, известное в истории как Кавказская Албания. Своё наименование оно получило по возглавившему движение племени. По-армянски её точным названием было «Алваниц ашхарh», то есть «страна алван». Под «Албанией» греко-римскими классиками, в силу государственно-политических причин, понимался край между Грузией и Каспием (левобережье), в то время как Арменией они считали край до русла реки Аракса (правобережье), поскольку последний составлял часть Древнеармянского государства. Те же классики отмечали, что албаны проживали не только в левобережном (Албанском) царстве, но и к югу от реки Куры.
Со слов Страбона мы узнаём, что над всеми албанами ныне «царствует один (царь), а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя; наречий же у них двадцать шесть вследствие отсутствия частых сношений одних с другими». По замечанию А. Сумбатзаде, переводчики передали слова Страбона «26 наречий» на русский язык как «26 языков». Критично к тексту подошла К. В. Тревер. Она указывает, что Страбон не привёл термина, обозначавший бы «племя», «народ» или «царство» и из данного текста «видно, что вместо названия этнической единицы Страбон употребляет слово “язык”, как бы говоря, что “у каждого языка был свой царь”»
Значение
Цвета флага Албании не имеют отношения к геральдическим значениям, хотя часто утверждают, что красный фон традиционно обозначает кровь, пролитую албанцами за свою свободу. Но прежде всего в данном случае цвета обусловлены историей создания страны. Красный цвет полотнища обозначает отвагу, смелость, силу и честь народа Албании, и готовность защищать свою свободу.
Что касается черного орла, то он был символом национального героя 15 века Георгия Кастриота (Скандербега), который объединил албанский народ в единое государство и успешно защищал его независимость, лично участвуя во всех битвах. Войско под его предводительством одерживало всевозможные победы любой сложности и не допускало захвата албанских земель турками. Именно его шлем иногда изображается над орлом и до сих пор зафиксирован на гербе государства. О происхождении орла на гербе Скандербега есть две версии.
Одна из них – легендарная – гласит о том, что все албанцы произошли от горных орлов, а правитель страны – прямой потомок предводителя стаи. Это лежит в основе сюжета большинства албанских народных сказок. Да и название страны на албанском языке звучит как “Шкиперия”. В переводе на русский это означает: “страна орлов”.
Флаг Албании представляет собой изображение черного орла на темно-красном полотнище. Выбор таких символов обусловлен нелегкой историей албанского государства.