Николай ге

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Без надежды на бессмертие

В своем религиозном творчестве Николай Николаевич Ге никогда строго не следовал православной традиции. Он шел от себя, от своего понимания, видения, мировоззрения, которое отражало всю сложность идейных и художественных исканий его времени. Казалось, Ге не расставался с Евангелием, бесконечно цитировал его, но он читал его по-своему, увлекаясь теориями новейших толкователей христианства, Давида Штрауса и Эрнеста Ренана, которые на рубеже XIX-XX веков пользовались большой популярностью у интеллигенции. Штраус принимал из Евангелия только то, что счел историческим, остальное же считал «легендарным» и относил к области мифологии. Сюда, разумеется, входили все чудеса и исполнения пророчеств. Ге, отчасти, соглашается со Штраусом:

«В историческом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, в смысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Евангелие для него — не подлинный исторический факт, а скорее иносказание, легенда, выражающая истины духовной жизни.

На творчество Ге во многом повлияли и религиозные взгляды Толстого. Подобно Толстому, всю силу Евангелия он видит не в богочеловеческой Личности Христа, а в Его этическом учении, которое выражено в Нагорной проповеди. Личное бессмертие и личное воскресение Христа Толстой совсем не принимает: «Ни за что не поверю,— писал Лев Николаевич, — что Он воскрес в теле, но никогда не потеряю веры, что Он воскреснет в своем учении».

Пожалуй, и весь «Страстной цикл» художника Ге не оставляет нам никакой надежды на бессмертие.

Закончив «Страстной цикл» в 1894 году, художник неожиданно скончался в возрасте 63 лет. Он вернулся в свой родной хутор из поездки в Петербург и плохо себя почувствовал, в тот же вечер его не стало.

* * *

Многие современники Ге не приняли его творчества. Воспитанные в христианской традиции, они увидели в его картинах на евангельскую тему прежде всего подмену, выхолащивание Благой Вести..

В сегодняшнее время мы живем в обществе, где сострадания очень мало, где люди всячески стараются избегать соприкосновения с чужой бедой, с чужой болью. Касается это не только обыденной жизни, но и отношения к евангельским событиям, которые многими воспринимаются как нечто условное, не настоящее. И в этом плане картины Ге, показывающие всю реальность и весь ужас случившегося на Голгофе, может быть, способны сломать те психологические барьеры, которыми люди привыкли отгораживаться от жизненного трагизма.

Однако этого, с позиции человека верующего, явно недостаточно. Христианство — нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Христианство дает надежду — в отличие от идей, стоящих за картинами Ге. Они, эти идеи, при всей их гуманности, не снимают главную проблему: они не освобождают нас от невыносимого давления смерти. В таком мировоззрении нет ни веры, ни надежды. Если убрать воскресение — то что толку в сострадании? На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет? Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге — безнадежное. Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце.

К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. Но для нас его богоискательство — лишний повод задуматься о том, к чему пришел и он сам, и те его современники, которые поставили во главу угла социальные и нравственные проблемы, забыв или отвергнув небесное, отказавшись от духовной вертикали. Чем это кончилось, мы прекрасно помним. Эти люди — светлые, добрые люди! — зашли в метафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду. И в этом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге. Трагедия, память о которой может нас уберечь от схожих ошибок.

Примечания

  1. Ге Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ , с. 6.
  3. Ге, Иван Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Черкасов П. П. Французы в русской армии в 1793 г. Из фондов архива внешней политики Российской империи. — в сб.: Россия и Франция XVIII—XX века. — М., 2000. — С. 116—118.
  5. . Национальный художественный музей Республики Беларусь.
  6. ↑ , с. 7.
  7. ↑ , с. 8.
  8. , с. 9.
  9. ↑ , с. 10.
  10. , с. 11.
  11. , с. 13.
  12. , с. 12.
  13. ↑ , с. 14.
  14. . vesti.ru. Дата обращения: 20 января 2016.
  15. , с. 15.
  16. . Дата обращения: 27 июня 2016.
  17. , с. 18.
  18. после 1927 года, Санкт-Петербург
  19. . www.citywalls.ru. Дата обращения: 3 октября 2019.
  20.  (недоступная ссылка). ГТГ (20 июня 2011). Дата обращения: 29 июня 2011.

Портрет Н. И. Петрункевич (1893)

Героиней портрета является соседка художника по «имению» Наталия Петрункевич. Девушка изображена за чтением книги у открытого окна. Ее голова слегка наклонена. На лице отражается тихая радость не столько от содержания книги, сколько от прекрасного летнего дня. Скромная прическа, стройная фигура, строгое платье, сдержанность манер подчеркивают цветущую женственность и достоинство.

Некую загадку задает художник, выбрав фоном картины окно в сад

Автор обращает внимание зрителя на тропинку, уходящую в глубь, в темноту сада. Книга в руках девушки как бы указывает на прожитые странички жизни, воспоминания автора о них

Зеленый сад дышит свежестью. Старое уходит, новое рождается. В этой непрерывности жизни скрыта печальная, но светлая правда.

Образ Н. Петрункевич напоминает давний портрет Анны Петровны Ге, написанный в 1858 году. А. П. Ге умерла в 1891 году. Хуторские годы совместной семейной жизни оказались непростыми. Конечно, до толстовского накала страстей дело не доходило, так как Н. Н. Ге обладал мягким характером, а А. П. Ге была достаточно терпеливой. Однако только после смерти жены разногласия забылись и остро ощущалось сожаление о прежнем недопонимании друг друга. В одном из писем другу Ге писал: «Человек, пораженный горем, узнает смысл своей жизни». Н. Н. Ге похоронил жену в саду, под пышными кронами деревьев. Можно только предполагать, что хотел сказать художник, вглядываясь в глубь сада и представляя на холсте черты другой женщины, читающей книгу у окна в сад.

Портреты художника

С портретами художника дети среднего и старшего школьного возраста знакомы из учебников литературы.

Н. Н. Ге писал портреты тех, кого хорошо знал. Все его портреты создавались для друзей и близких знакомых в подарок.  В них отражены некие дружественные и личные отношения. В те годы, когда художник жил на Васильевском острове, к нему в гости захаживали знаменитые литературные деятели: Некрасов, Салтыков, Тургенев, Кавелин, Костомаров… Во время сеанса Ге непременно общался с моделью.

О портрете писателя Л.Н. Толстого Ге сказал:

В России этот портрет стал очень известен сразу же после написания. По нему «представляли» Толстого. Все, кто впервые посещал Ясную Поляну, говорили о писателе: «Передо мной был портрет Ге».

Лишь один из его портретов был заказным. Это портрет адмирала А. И. Панфилова, участника обороны Севастополя.

Для Ге семья и связь поколений была очень дорога.

Однако жизнь семьи редко встречается в работах художника. Анну Петровну он писал лишь в начале их брака. В 1889 году художник написал «Портрет Николая Ге, внука художника». Внуку Николаю дедушка однажды подарил дорогой ему стакан, из которого он ровно полстолетия пил чай и который достался художнику от его бабушки.

Мое отношение к художнику сформировано в процессе знакомства с его жизнью и творчеством. Перед таким редким человеком стоит снимать шляпу. У него особый взгляд на мир: он извинял людские грехи, искал и объяснял причины их возникновения, сеял в людях милосердие и всепрощение… С детства в нем родилось чувство благодарности за доброту, сочувствие к чужим страданиям и стремление к справедливости. По воле судьбы ребенком он получил материнскую любовь от совершенно чужого человека – няни.  Художник испытывал огромную любовь к семье, друзьям и незнакомым людям.

Николай Николаевич Ге писал:

Уважаемый читатель! Как вы считаете, какое значение для художника имеет идея всепрощения?

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

С выходом в свет шестого тома «Истории Петра» профессора Н. Г. Устрялова в 1859 году, Ге имел возможность обстоятельно подготовиться к своей работе. Позже художник признался:

Одного знакомства с историческими материалами было недостаточно. Увлеченный темой, Ге посетил «увеселительный дворец Петергоф», где полтора столетия назад шел тайный допрос царевича Алексея. Художник перенес весь дух петергофской комнаты на свое полотно.

Царь сидит в полуоборот и смотрит исподлобья на «непотребного» сына. На лице отца усталость и презрение. Для Петра I происходящее событие закономерно. Он сам сделал из родного сына врага, заточив его мать в монастырь.

Царевич Алексей смотрит себе под ноги. В этом взгляде читается страх и ненависть к отцу. Должно быть он не раз так стоял перед «батюшкой» в детстве, допустив очередную оплошность.

На столе и на полу лежат показания любовницы царевича, «девки Ефросиньи», разродившейся младенцем в Петропавловской крепости.

Формальный допрос окончен и уже сказаны жестокие слова, но стала еще сильнее отчуждённость между отцом и сыном.

Геометрический узор скатерти, спадающей со стола, «клетчатый» плиточный пол довершают ощущение скованности и непреодолимости рубежа между героями картины.

После представления полотна на Первой передвижной выставке газеты шумели восторженными и гневными рецензиями.

Личная жизнь

В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.

Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.

Картина Николая Ге «Голгофа»

Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.

Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.

Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском»

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Холст, масло. 233 х 171 см. Харьковский художественный музейНа картине изображена встреча опального Пушкина с Иваном Пущиным, лицейским другом, 11 января 1825 г. в Михайловском. Литературовед Ю. Лотман пишет, что приезд Пущина «требовал мужества; А.И. Тургенев усиленно отговаривал его от этого опасного предприятия, а дядя поэта, Василий Львович, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся обнимать со слезами, как героя. Но Пущин был не из пугливых: он давно уже член тайного общества, а 14 декабря покажет себя на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания. Николай I приговорил его к 12 годам каторги.Известна и доброта Пущина, которая ярко проявилась в ссылке.Свидание друзей в Михайловском было недолгим, а разговор откровенным. Пущин открыл Пушкину свою причастность к тайному обществу. Вечером Пущин уехал. Позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!» Через двенадцать лет, когда Пущин отбывал каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назвал имя своего друга».Оставленные воспоминания Е.И. Осиповой говорят о том, что Н

Ге недостоверно написал михайловский кабинет поэта, где происходила последняя встреча друзей, – это кабинет его сына, Григория Александровича, но какое значение это обстоятельство имеет для нас? Хотя, может быть, всё-таки имеет? Поэт жил очень скромно – пожалуй, в этом и состоит важность её замечания. Вот что она пишет по этому поводу: «Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал..

Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего на все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки». Дом поэта в Михайловском сгорел во время Отечественной войны, поэтому эта деталь важна в биографическом плане.Для нас же важно увидеть и почувствовать ту атмосферу, которая царила в доме в связи с приездом Пущина, атмосфера эта была радостной, праздничной, наполненной той высокой нотой дружбы и взаимопонимания, которые царили между этими людьми, включая Арину Родионовну. Комната, озарённая светом, падающим из окна, наполнена счастьем встречи, радостью взаимопонимания и дружбы – такого ценного дара, который они пронесли через всю свою жизнь!

«Голгофа» (1893)

Многие живописцы XIX века (Иванов «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос на Генисаретском озере») обращались к образу Христа. В этот созданный современниками контекст картина «Голгофа» не вписывается. Принять образ Христа, истерзанного разбойниками было трудно. Одетый в рубище с разлохмаченными волосами, он взялся руками за голову. Опухшее от побоев лицо передано как печать огромного страдания. Этот жест пронзителен и страшен. Глаза Иисуса Христа закрыты.

Художник меняет представление зрителя о Христе – Сыне Божьем. В «Голгофе» Христос предстает Сыном Человеческим.

Одну из поклонниц творчества Ге возмущал «некрасивый» образ Христа в поздних работах художника. На ее упреки Н. Н. Ге ответил:

Разбойник, стоящий слева со звероподобным лицом показан автором в глубоком раскаянии. Преступник справа больше похож на жертву. Опустив голову, он как бы сочувствует Христу и раскаивается в содеянном.

В своем полотне Н.Н. Ге говорит о том, что каждый человек рождается добрым. Злым его делают окружающие люди и обстоятельства, в которых он оказывается.

Особый смысл заключен в руке, указывающей на Христа. Она не принадлежит конкретному герою картины. Это рука общества, приговорившего Иисуса Христа к смерти две тысячи лет тому назад.

Илья Репин (1844 — 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.


Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.


«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.


Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.

Краткая биография

  1. В 1855 г. художник написал картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» и стал обладателем Малой золотой медали Академии.
  2. В 1857 г. была написана картина «Саул у Аэндорской волшебницы», которая была представлена в качестве выпускной работы. За нее живописец получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств.
  3. Весной 1857 г. живописец вместе с супругой отправился за границу, в Европу. Там живописец побывал на важных выставках и познакомился с Александром Андреевичем Ивановым – художником, оказавшим большое влияние на его творчество.
  4. В 1857 – 1858 гг. художник создавал эскиз «Смерти Виргинии».
  5. В 1858 г. Ге выполнил портретный этюд жены.
  6. В том же году были созданы эскизы «Любовь Весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма».
  7. В 1860 г. Ге покинул Рим и отправился во Флоренцию.
  8. В том же году им была предпринята попытка написать эскиз «Смерти Ламбертации», но потом бросил эту затею.
  9. В 1861 г. Николай Николаевич начал работу над своей самой прославленной картиной – «Тайная вечеря».
  10. В 1863 г. он привез картину «Тайная вечеря» в Петербург, где она была продемонстрирована на выставке в академии художеств. Поначалу публика признала эту работу нигилистической, но после того, как ее приобрел сам император, отношение к творчеству Николая Ге изменилось. Он получил общественное признание, а Академия присвоила ему звание профессора. После этого Николай Ге стал Действительным членом Императорской Академии художеств.
  11. В начале 1864 г. живописец вернулся во Флоренцию, где создал эскизы «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя».
  12. В том же году он начал работу над картиной «Вестники Воскресения».
  13. В 1866 г. во Флоренции Н. Н. Ге познакомился с Герценом, чему был очень рад. Он начал писать портрет Герцена и справился с работой достаточно быстро. Многие критики признают портрет Герцена лучшей работой в творчестве живописца.
  14. В 1867 г. была окончена работа над картиной «Вестники Воскресения». Эта картина успехом не пользовалась, как и работа «Христос в Гефсиманском саду».
  15. В конце 1869 г. живописец вернулся на родину. В России он участвовал в собраниях «Товарищества передвижных художественных выставок».
  16. В 1871 г. увидела свет картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Эта картина пользовалась огромным успехом и впоследствии была приобретена Павлом Третьяковым. Автор написал также несколько повторений картины.
  17. В 1974 г. была написана картина «Екатерина II у гроба Елизаветы».
  18. В 1875 г. увидела свет картина «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».
  19. Во время пребывания в Петербурге, до 1875 г., художник написал портреты Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Антокольского и других известных людей, а также создал скульптурный портрет Белинского.
  20. В 1875 г. живописец уехал из Петербурга на Черниговщине, где смог приобрести маленький хутор. Причина переезда заключалась в том, что художника не покидало чувство неудовлетворенности своим творчеством. Кроме того, он испытывал материальные трудности.
  21. Художник практически не работал вплоть до 1879 г. В 1878 г. он писал портреты на заказ.
  22. В 1880 г. была написана картина «Милосеридие». Автор уничтожил ее, но сотрудникам Третьяковской галереи удалось ее обнаружить с помощью рентгена. На этой работе была написана картина «Что есть истина?».
  23. В 1882 г. состоялось знакомство живописца с Л. Н. Толстым.
  24. В 1884 г. Н. Н. Ге написал портрет Л. Н. Толстого.
  25. В 1889 г. увидела свет картина «Выход с Тайной вечери».
  26. В 1890 г. художник написал картину «Что есть истина?».
  27. В 1891 г. была написана картина «Иуда».
  28. В 1892 г. он создал полотно «Суд Синедриона. «Повинен смерти»».
  29. В 1893 г. художник написал автопортрет.
  30. 1 июня (13 июня по григорианскому календарю) 1894 г. великий живописец скончался.

Художник Николай Николаевич Ге

Последние статьи

  •   Почтовый пёс Оуни, который преодолел более 200 000 км, стал символом верности и человеческого предательства сегодня, 18:27
  •   За что римского императора Гелиогабала прозвали безумцем, и Почему он в конце жизни решил принять христианство сегодня, 17:45
  •   Как жена президента Рейгана исполнила мечту принцессы Дианы: Незабываемый вальс с Джоном Траволтой сегодня, 16:02
  •   Как русские ювелиры в конце XIX века покорили Европу виртуозными эмалями сегодня, 14:06
  •   Беспощадные женские дуэли на Руси: Как Екатерина Великая внесла свою лепту в развитие этого явления сегодня, 11:48
  •   7 отечественных знаменитостей, чьи семьи распались из-за зависимости сегодня, 10:38
  •   В чём секрет 25-летнего спонтанного брака звёзд сериала «Жуки»: Максим Лагашкин и Екатерина Стулова сегодня, 09:10
  •   Колину Ферту — 61: Как аутсайдер и бунтарь стал «лучшим мужчиной современности» 17.09.2021, 23:20
  •   Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха 17.09.2021, 21:24
  •   Как вдова Пушкина жила после гибели поэта, и Как сложилась жизнь их совместных детей 17.09.2021, 20:16

Все статьи

О «совестливых» потомках

Нынче на хуторе Ивановском (теперь с. Шевченко Бахмачского р-на Черниговской обл.) осталось около 5 домов, тополевая аллея, насаженная художником, была вырублена, пруд засыпали, на месте усадьбы – пустырь. Захоронения Николая Ге и его жены сохранились благодаря усилиям местного учителя и краеведа А. Цыганка из с. Ивангород (находится в нескольких километрах от хутора Ге), и только к 140-летию (в 1971 г.) на могиле был установлен бронзовый памятник. Коллекцию организованного народного музея Н. Н. Ге в с. Ивангород, где было собрано 884 экспоната усилиями правнучатой племянницы О. Рубан, трижды грабили во времена «перестройки». Оставшиеся работы живописца передали в Ичнянский краеведческий музей. Открытие отдела, посвященного Ге, приурочили к 180-летию со дня его рождения.

Могила художника в с. Шевченко Черниговской обл.

Время бежит неумолимо… 27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения великого художника, написавшего изумительные исторические и религиозные полотна, более ста портретов известных русских писателей, поэтов, ученых, украинских видных деятелей, крестьян («Девушка-украинка», «Старый крестьянин», «Мальчик-украинец»). Ге придавал каждой картине, по его выражению, «форму живую», запечатлел колоритные пейзажи дивного украинского края («Сумерки. Украина», «Пруд на хуторе», «Рассвет. Хутор», «Лунная ночь. Хутор»), инициировал продажу работ для сбора денег на памятник великому Гоголю в Нежине.

Почтим память этого «чистого, нежного, гениального старика-ребенка, всего по края полного любовью ко всем и ко всему, как те дети, подобными которым надо быть, чтобы вступить в Царство Небесное» (Л. Толстой). Окунаясь же в бурлящий океан жизни, унывать и хандрить не станем, следуя наставлениям самого Николая Ге: «…Нужно жить так, как человек плывет… Плыть нужно непрестанно и всякую минуту брать с бою усилием в этом плаванье, в этом и жизнь. Хандра – глупость, ее нужно гнать, ведь вы здесь временно, вы здесь посланы, чтобы сделать дело. Мямлить некогда, нужно спешить, чтобы побольше сделать на Того, кто нас послал на работу (выделено нами. – Н. С.). Ну! Милый человек, поднимите голову… Бодро, смело, с достоинством идите вперед, а что будет, это не наше дело. Это разберут без нас…» .

Наталья Сквира

Литература:

Три этапа творческой биографии художника

Творческий путь художника был тернистым. Ге трижды поднимался на вершину славы.

Первый триумф произвела картина «Тайная вечеря». К этой теме художник обратился неожиданно:

Ге работал запоем: входил в мастерскую на рассвете, закуривал папиросу и внимательно разглядывал оставленную вечером работу. Затем тушил окурок, хватал кисти и палитру, закуривал новую папиросу и «бросался на холст, точно зверь на добычу». Часто ему не нравилась картина и он начинал писать ее заново. Картина «Тайная вечеря» за неделю до отъезда в Россию была переписана, так как художник нашел для нее более выразительное освещение.

В Петербурге «Тайную вечерю» сравнивали по силе оказываемого ею впечатления с «Явлением Христа народу» Иванова. Из воспоминаний одного из современников:

Вот каким увидел тогда молодой Репин автора «Тайной вечери»:

Вскоре после первого триумфа Ге сбегает в Италию, где начинает писать картину на евангельскую тему «Воскресение». Над этим полотном художник работал долго. Оно было выставлено по причинам политического характера только в 1867 году и сразу же потерпело полный провал.

Второй триумф наступил в 1871 году с представления публике «Петра I» на Первой передвижной выставке.

После этой славы начались бесплодные поиски нового сюжета. Созданные в те годы картины («Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874), «Пушкин в Михайловском» (1875) не имели успеха. Тогда Крамской скажет:

Надо отметить, что эти неудачи могли быть удачами для менее известного живописца. После того, как в 1863 году молодые художники сочли Ге чуть ли не пророком, снисходительности ждать не стоило. Пророка или превозносят, или забивают камнями.

Художник общается с известными литераторами, портретирует их. В годы так называемой «творческой несостоятельности» мастер пишет один из лучших русских портретов – «Портрет писателя А. И. Герцена» (1867), портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872), портрет поэта Н. А Некрасова» (1872). Петербург тогда еще находился под впечатлением от картины «Петр I» и художник не нуждался в резкой перемене климата.

Тем временем накапливалось раздражение на город, его «суету и болтовню». Приближался рубеж, отделявший эпоху «Петра I» от эпохи «Христа и Пилата»

Последний триумф мастера приходится на хуторской период, который отмечен появлением известных полотен «Голгофы», «Распятия», «Христа и Пилата».

Над картиной «Распятие» (1892) Ге и Толстой трудились сообща. Картина уже была написана как тут же пришло письмо от Толстого, в котором говорилось: «У меня есть картинка шведского художника, где Христос и разбойники распяты так, что ноги стоят на земле». И снова закипела работа. Через год художник закончил картину «Распятие», но она была снята с выставки и демонстрировалась на частной квартире. Шесть недель Ге безотлучно находился рядом со своей картиной. И вот он едет из Петербурга в Москву и выступает на Первом съезде художников и любителей со странной речью:

Это было за месяц до смерти мастера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector