Израиль: рождение еврейского государства

Трудноразрешимая проблема №1: палестинские беженцы

По резолюции ООН, Израиль должен разрешить арабским беженцам вернуться домой или компенсировать потерю имущества. Израиль, однако, отказывается это делать и вряд ли согласится в обозримом будущем. По правилам ООН, беженцами считаются также прямые потомки арабов, покинувших Палестину в 1947-1949 гг. (а также в 1967 г.), соответственно, их число составляет уже около 5 млн. человек.

Арабы города Рамле покидают город. 1948.

Для израильских политиков, даже самых либеральных, недопустима сама мысль о переселении такого числа арабов в их государство. Арабы же требуют именно права на возвращение в Израиль, а не на палестинские территории. В Израиле сейчас живет примерно 6,5 млн. евреев и 1,5 млн. арабов: учитывая демографию, такой трансфер превратил бы страну в как минимум наполовину арабскую. Поскольку Израиль всегда позиционировал себя как национальный очаг еврейского народа, это невозможно.

Со своей стороны, палестинцы настаивают на своем праве на репатриацию: за десятки лет беженцы и их потомки сталкивались с таким количеством насилия (в Иордании, Ливане, Сирии, других странах), что, по мнению их лидеров, заслуживают возвращения домой, или компенсации. Израиль не собирается обеспечивать ни то, ни другое, настаивая, что такие требования фактически невыполнимы.

Достопримечательности Израиля

В Израиле очень много самых разных достопримечательностей. Многие из них являются святыми местами для иудеев, христиан и мусульман. Какие же самые лучшие достопримечательности в Израиле? Короткого ответа на этот вопрос нет. В десятку лучших достопримечательностей в Израиле, на наш взгляд, могут войти следующие:

Крепость Давида в Иерусалиме

Эта крепость была построена иудейским царем Иродом Великим. Раньше в крепости Давида было три башни. Однако, до наших дней сохранилась только нижняя часть одной из башни. Сейчас в крепости Давида находится музей истории Иерусалима.

Церковь Иоанна Крестителя в Иерусалиме

Церковь Иоанна Крестителя была построена в VIII веке. Таким образом, она является одной из самых старых церквей в Иерусалиме. В раннее Средневековье Церковь Иоанна Крестителя разрушили, но в XI веке ее восстановили.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Считается, что этот храм построен на том месте, где был распят Иисус Христос. Инициатором строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме была Юлия Елена Августа, мать римского императора Константина. Строительство храма было закончено в 335 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Этот храм построен на том месте где, как полагают, родился Иисус Христос. Со временем вокруг храма Рождества Христова было построено несколько монастырей.

Замок Монфор

Строительством замка Монфор занимались в первой половине XIII века тевтонские рыцари. В 1271 году султан Египта Бейбарс захватывает этот замок, и с тех пор его больше никто не восстанавливал.

Гефсиманский сад в Иерусалиме

Считается, что в Гефсиманском саде беседовал со своими учениками Иисус Христос. Там же он и был арестован.

Крепость Бельвуар

Эту крепость построили рыцари-госпитальеры в XII веке. Правда, раньше на ее месте уже были укрепления крестоносцев. В середине 1960-х годов в крепости Бельвуар начались археологические раскопки.

Мечеть Омара

Это сооружение еще иногда называют мечеть аль-Акса. Она была построена в конце XII веке на месте Соломонова храма, где, согласно преданиям, когда-то хранился Ковчег.

Усыпальница Махпела в Хевроне

В этой усыпальнице похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Яаков. Усыпальница Махпела является святым местом для иудеев, христиан и мусульман.

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе построен в XII веке на библейской горе Кармель. Именно на этой горе, как полагают, жиль когда-то Илья-пророк.

Арабо-израильский конфликт — не равно арабо-палестинский

Палестинские комбатанты. 1969.

Важно не путать палестино-израильский конфликт с более широким арабо-израильским — после Шестидневной войны и особенно смерти Насера, объединявшего арабский мир, чем дальше, тем больше все участники прежде единого антиизраильского фронта (Египет, Иордания, Сирия) действовали, преследуя только собственные интересы. Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих

Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих.

Ясир Арафат и Муаммар Каддафи

Так, например, после создания Организации освобождения Палестины (ООП) в 1964 г., ощутимо напрягся король Иордании Хусейн (1935-1999): палестинские боевики-федаины устраивали партизанские атаки на пограничные форпосты Израиля с территории Иордании и ЦАХАЛ не стеснялся устраивать ответные карательные акции.

Долго так продолжаться не могло. «Мы все федаины!», — восклицал Хусейн после удачной атаки палестинцев в 1968 г., а уже через два года, после угроз лидера ООП Ясира Арафата захватить власть в стране, где палестинцев было уже больше, чем иорданцев, выгнал все вооруженные организации палестинцев в Ливан. При этом было убито 3400 палестинцев.

Хусейн ибн Талал — король Иордании

Еще более резкий политический кульбит совершил Анвар Садат, президент Египта (1918-1981). Проиграв очередную арабо-израильскую войну в 1973 г. (Октябрьская война или война Судного дня в еврейской традиции), Садат пошел на переговоры о мире с Израилем. По одной из версий, саму войну он начал только для того, чтобы обеспечить себе стартовую позицию для переговоров.

Анвар Садат

В 1979 г. при посредничестве президента США Джимми Картера мир был подписан и дипотношения установлены. Так Садат нарушил принцип единства арабского мира в непризнании Израиля и вызвал огромное возмущение среди арабов (в 1981 г. его убили), зато вернул Египту Синайский полуостров и сменил политическую ориентацию Египта на проамериканскую, получив статус одного из ключевых союзников США вне НАТО.

Более слабая Иордания не могла пойти на такой демарш, оглядываясь на позицию арабского мира, но в итоге тоже подписала с Израилем мирный договор и установила дипломатические отношения — пусть и много позже, в 1994 г. Нельзя сказать, что сейчас Египет и Иордания дружат с Израилем (для этого «сионистское образование» слишком ненавидит их население), но ситуация «холодного мира» устраивает политиков всех трех стран. Единство с палестинцами — это прекрасно, но свои интересы дороже.

Заметки на полях. Что такое космополитизм?

Значение термина «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites — это гражданин мира. То есть космополит — это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. При этом космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных, что можно считать положительным качеством, если только под «интересами человечества» не скрывают интересы узких групп, а не трудового большинства человечества. К сожалению, в прошлом космополиты защищали интересы планетарного паразитического меньшинства, проводящих доминирующий западный проект глобализации и интеграционные процессы в его русле.

Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима

Во всех переговорах между Израилем и палестинцами статус города, исторически крайне важного как для мусульман (по-арабски его называют Аль-Кудс — «священный»), так и для иудеев, остается камнем преткновения. Израиль в 1980 г

провозгласил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ООН призывает мировое сообщество считать такое решение незаконным. Решение президента США Дональда Трампа перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2017 г. спровоцировало массовые протесты и гибель нескольких десятков человек.

Как правило, во время переговоров с Израилем о потенциальном разрешении конфликта, палестинская сторона настаивает на возвращении к границам «до 1967 г.», с признанием Западного берега реки Иордан и сектора Газа территорией палестинского государства. Как показали переговоры 2000 г., такое предложение могло бы устроить Израиль. Проблема в том, что до 1967 г. Иерусалим не был полностью израильским.

Предоставить палестинцам права даже на половину священного города Израиль отказывается, в том числе, и по соображениям безопасности: из Восточного Иерусалима прекрасно простреливается, например, международный аэропорт. В условиях, когда палестинское руководство сложно назвать политически стабильным, Израиль считает, что передать ему контроль над Восточным Иерусалимом невозможно — не говоря уже об имиджевых потерях.

Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса — Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Потери Израиля составили менее 800 человек, в то время как арабские страны потеряли около 15 000 своих солдат. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. Приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.

Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кухня

Большинство израильтян родились в самых разных странах. Они принесли кулинарные традиции этих стран в Израиль. Поэтому в Израиле можно встретить очень широкий ассортимент блюд, которые своим происхождением обязаны, например, Ирану, Ираку, Ливану, Египту, Турции, Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Венгрии, Польше, Украине и России. Кроме того, в израильской кухне заметны арабские кулинарные традиции.

Туристам в Израиле мы советуем обязательно попробовать:

— «Гефилте» — рыбные шарики (чаще всего их делают из карпа); — Kneidlach – клецки, сделанные из мацы, которые добавляют в суп; — Fazuelos – традиционная израильская выпечка; — «Хоменташен» — маленькие пирожки с разной начинкой (абрикосы, орехи, яблоки, вишня); — «Латкес» — жареные блины, сделанные из муки, яиц и картофеля (очень часто их подают с чесноком и луком); — «Креплах» — маленькие клецки, фаршированные картофельным пюре и мясным фаршем; — «Цимус» — традиционное еврейское блюдо, которое состоит из моркови, фасоли и нута (часто добавляют чернослив и изюм); — «Птитим» — изделия из пшеничной муки. Птитим или едят как гарнир, или добавляют в суп.

В Израиле советуем туристам попробовать «лимонану» — безалкогольный напиток (его делают из лимонного сиропа или сока лимона, воды и мяты).

Традиционный алкогольный напиток в Израиле – арак, который приправлен анисом (крепость этого напитка может превышать 40 градусов).

Английские обещания

По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, (международная организация, существовавшая между мировыми войнами, «бета-версия» ООН) определила, что временный контроль над Палестиной получит Великобритания: ее администрация поможет решить конфликты и подготовит страну (или две) к получению независимости.

Зоны влияния Британии (красным) и Франции (синим)

Политика англичан провалилась полностью — возможно, из-за того, что начали они с раздачи взаимоисключающих обещаний.

1) Еще во время Первой мировой войны они пообещали арабскому шерифу Мекки Хусейну ибн Али, что, если он поднимет восстание против Османской империи и Антанта выиграет войну, его сделают королем всех арабских земель, включая Палестину (соглашение МакМагон — Хусейн). Хусейн выполнил свою часть сделки, англичане же впоследствии заявили, что статуса официального договора соглашение не имело.

2) В 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо лорду Ротшильду, представителю еврейской общины страны, где заверил, что «правительство Его Величества сделает все… для создания в Палестине национального очага для еврейского народа» (декларация Бальфура). По сути, это означало обещание помощи в создании государства — однако делать реальные шаги в этом направлении англичане не спешили.

Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими и Верховный Комиссар Египта Генри МакМагон, дававший гарантии арабской Палестине

Такое лицемерие вызывало гнев и протесты против английской политики как у евреев, так и у арабов. Это было, пожалуй, единственное, что объединяло два народа, которые не любили друг друга все больше и больше, по мере того, как росла эмиграция евреев в Палестину и, соответственно, учащались бытовые конфликты (иногда — вооруженные) между еврейскими поселенцами и арабскими крестьянами.

Британский губернатор писал, что не может выносить бесконечных взаимных претензий евреев и арабов: «Два часа арабских жалоб толкают меня в синагогу, а после интенсивного курса сионистской пропаганды я готов принять ислам».

Арабские восстание в Палестине 1936

Из-за напряженной обстановки в Европе между мировыми войнами эмиграция росла достаточно быстро. Ишув (еврейская община в Палестине) к концу 1930-х разросся до 400 000 человек; в нем появились политические партии, собственные вооруженные организации, существовавшие на нелегальном положении. Арабов было около миллиона, и у них тоже работали военизированные формирования.

Война за независимость / Катастрофа

Сразу после провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские соседи Израиля: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина должна быть арабской, евреи могут убираться куда угодно, или быть сброшенными в море.

У арабов ничего не вышло. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим).

Водружение флага в Эйлате, ознаменовавшее окончание войны

Война 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении: именно после этой войны началась трагедия палестинского народа.

Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило 750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозами

Заметки на полях

Итоги голосования Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции 181, 29 ноября 1947 года. Принято на 128-м пленарном заседании:

За: 33

Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белоруссия, Канада, Коста-Рика, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Франция, Гватемала, Гаити, Исландия, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Швеция, Украинская ССР, Южно-Африканская Республика, США, СССР, Уругвай, Венесуэла.

Против: 13

Афганистан, Куба, Египет, Греция, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Йемен.

Воздержались: 10

Аргентина, Чили, Китай, Колумбия, Сальвадор, Эфиопия, Гондурас, Мексика, Великобритания, Югославия.

Царствование Давида над Израилем

Воин Давид из племени Иуды женился на дочери Саула и начал борьбу за власть. Саул пытался убить Давида, но тот спасся бегством и собрал отряд «праздных». Опасаясь преследования, Давид заключил договор с филистимлянами и, более того, стал правителем филистимского города Циклаг, хотя и не принимал участия в войнах филистимлян с царством Саула. После гибели царя на протяжении семи лет Давид боролся с оставшимся в живых сыном и преемником власти Саула Ишбаалом.

Победив Ишбаала, Давид объединил наследие Саула — Израильское царство со своей Иудеей. Давид был избран царём примерно в 1004 г. до н.э. Он сумел расправиться не только с сыном Саула, но и с его врагами — филистимлянами. Битва.

Саул проводил политику военной экспансии, присоединяя к своему царству другие еврейские племена. К военным победам Саула относится присоединение к Израилю независимых городов Ханаана. Например, в Заиорданье, защищая еврейские племена, Саул разбил войско царя Моава. Южная часть Палестины, называемая Иудеей, тоже не осталась без внимания завоевателя. Там он провёл несколько успешных вылазок против племени аммонитян, а с хадебитами и кенитами заключил союз. Саул воевал вместе со своими четырьмя сыновьями, командовавшими подразделениями его войска. В результате его побед образовалось довольно крупное Израильское царство. Возможно, на этом этапе развития еврейской государственности религия стала одной из её основ. В Библии подчёркивается роль Саула как представителя Бога Яхве и сообщается, что царь был «охвачен духом Бога Яхве».

Этот правитель был не чужд реформаторства. Так, Саул организовал армию из добровольцев, подразделявшуюся на «сотни» и «тысячи».

Трудноразрешимая проблема №3: еврейские поселения на Западном берегу

Город Сальфит, западный берег реки Иордан

Как и Игаль Амир, многие правые израильтяне категорически против ухода Израиля с Западного берега реки Иордан, без которого не обойтись в случае создания палестинского государства. Дело в том, что после 1967 г. Израиль сначала стихийно, а потом организованно строил поселения на этих территориях, вообще-то предназначенных ООН для создания арабского государства — но для религиозной части израильтян это Иудея и Самария, священные земли, которые провидение вернуло евреям, и, значит, они должны оставаться у них.

Ортодоксальные иудеи против полиции

Сейчас на Западном берегу располагаются 120 поселений, чье строительство было одобрено, и еще примерно 100 построенных незаконно даже с точки зрения израильского правительства. Палестинцы, разумеется, считают незаконными все эти поселения — их жители часто становятся жертвами терактов и атак. Но, как правило, это религиозные ортодоксы, считающие своим долгом жить на фронтире, возвращая тем самым священную землю в лоно Израиля. Строительство только расширяется, что не способствует спокойствию палестинцев и делает все более сложной перспективу возвращения Западного берега палестинцам — поселенцы просто откажутся покидать свои дома.

История Израиля

Первые поселения людей на территории современного Израиля появились 9 тыс. лет назад. Семитские племена поселились в Израиле примерно 5 тыс. лет назад. Примерно 2 400 лет назад на территории современного Израиля уже жили древнееврейские племена.

В древности Израиль входил в состав Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, персидской империи Ахеменидов, Македонии, государств Птолемеев и Селевкидов. В середине I века до н.э. Иудея попала в вассальную зависимость от Древнего Рима, а в 70 г. н.э. она стала римской провинцией.

Римляне разделили Иудею на несколько регионов — Самарию, Галилею, Перею, и собственно Иудею. Через некоторое время Иудею римляне переименовали в Палестину.

В Средние века Израиль входил в состав Византийской империи, а также империи Сасанидов. На некоторое время Израиль захватывали арабы и крестоносцы. Кстати, дольше всего в Израиле просуществовала крепость крестоносцев Акра, которую египетские мамлюки завоевали только в 1291 году. С этого времени и по 1517 год Израилем управляли египетские мамлюки.

В 1517 году турецкий султан Селим I сумел завоевать Израиль (Палестину), который стал частью Османской империи.

Только в 1918 году Израиль (Палестина) получила фактическую независимость, хотя и находилась под протекторатом Великобритании. Независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 года.

В 1949 году Израиль стал членом ООН.

Отделение Израиля от Иудеи

Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.

Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.

Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.

Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.

Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.

Падение Израильского царства

Длительные войны Израиля и Иудеи между собой и с соседними странами истощили силы еврейского народа. Пожалуй, самый тяжёлый удар нанесли евреям ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. царь Салманасар III совершал небезуспешные завоевательные походы в Сирию и Палестину Он приводил оттуда пленных, привозил богатые трофеи. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон взял Самарию, увёл в плен израильского царя Осию и вместе с ним 27 тыс. израильтян.

Вместо них в Самарии поселились месопотамские колонисты. Самария, как резиденция вавилонскою наместника, развилась необычайно. Этот город принимал участие в международной торговле, здесь процветало местное производство. Коренное население Самарии смешивалось с колонистами из Месопотамии и переселенцами из Сирии. Возникшая в результате народность — самаритяне — на протяжении нескольких столетий играла важную роль в истории Палестины.

Mon, 23 Dec 2019 13:55:04 +0300

[править] История Израиля

Древняя история

Территория современного Израиля начала заселяться ещё в Каменном веке. В III тысячелетии до н. э. сюда начинают проникать различные семитские племена и первыми из них — финикийцы. В Бронзовый век здесь появляются ханаанеяне, а также хетты и еврейские племена. В XI—X вв. до н. э. образовались древнееврейские царства Израиль и Иудея. Древнееврейская государственность в Палестине существовала с перерывами, вызванными войнами и чужеземной оккупацией, до середины I в. до н. э., когда Палестина была завоевана римлянами.

Современное государство

Государство Израиль было основано в 1948 г. После нескольких победоносных войн с арабскими странами, молодое государство выстояло. С некоторыми из соседей были заключены мирные договоры, других принудили к миру военной силой. Начиная с 70-х годов ХХ века в Израиль приезжают сотни тысяч репатриантов из Советского Союза и стран Восточного блока (ОВД). Эти люди смогли привести страну к повторному расцвету, сегодня русскоязычная община широко представлена в израильском обществе, из ее рядов вышли многие культурные и общественные деятели, политики (см. Дина Рубина).

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя Иерусалим и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил налоги, а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и Египте, положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Неудачный саммит в Кемп-Дэвиде

Эхуд Барак, Клинтон и Ясир Арафат. Саммит в Кэмп-Дэвиде, 2000

Несмотря на гибель Рабина, мирный процесс продолжился. Его апогеем должен был стать саммит 2000 г. в Кемп-Дэвиде (США), где Арафат и новый израильский премьер-министр Эхуд Барак при посредничестве Билла Клинтона могли подписать договор о создании полноценного палестинского государства. Но этого не случилось. Арафату не предложили восстановления суверенитета над Восточным Иерусалимом и репатриации всех палестинских беженцев, также не было принято его требование о полной эвакуации израильских войск с территории будущего палестинского государства. В итоге договор подписан не был.

Эхуд Барак обвинил Ясира Арафата в том, что его позиция помешала, наконец, заключить мир. Билл Клинтон разделил эту позицию. Когда Арафат в беседе назвал его «великим человеком», Клинтон ответил: «Я не великий человек, я неудачник, и им сделали меня вы» (он вложил много усилий в разрешение палестино-израильского конфликта, но в итоге потерпел поражение). Арафат, со своей стороны, заявил, что Барак и Клинтон вынудили его приехать на «саммит ради саммита», хотя предварительная подготовка показала, что стороны не готовы к переговорам. Сразу после саммита началась вторая интифада, длившаяся пять лет.

В 2004 г. Арафат умер. Клинтон уже давно не президент США, а Барак — не премьер-министр Израиля. С 2000 г. перспектива достижения мира между Израилем и палестинцами не разу не была так близка, как в Кемп-Дэвиде. Более того, она только отдалялась.

Успехи и провалы

Ицхак Рабин, Клинтон и Ясир Арафат. 13 сентября 1993 года, Вашингтон

При посредничестве президента США Клинтона Ицхак Рабин и Ясир Арафат запустили процесс Осло — серию встреч в норвежской столице, где обсуждали варианты возможного решения палестинской проблемы. В результате в 1993-1995 гг. получилось достичь промежуточного соглашения. Была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически правительство Палестины, сектор Газа и небольшая часть Западного берега отходили под ее административный контроль. При этом Израиль все равно контролировал границы ПНА, о независимости речи пока не было — она должна была стать предметом следующего этапа переговоров.

Стремление к миру в ближневосточном конфликте часто обходится дорого. В 1995 г. Ицхака Рабина, премьера, подписавшего мир с Иорданией и открывшего дорогу к миру с палестинцами, застрелил правый радикал Игаль Амир, «защищая народ Израиля от соглашений в Осло».

Комментарии

Глобализация и Образ будущего

Емеля
сегодня в 13:17

Страна обломовых

Емеля
сегодня в 09:04

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
вчера в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
вчера в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
позавчера в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

Кто нами правил под псевдонимом Романовы?

Alexander53
21 июля в 17:41

Еврейский вопрос и Сталин

Правовое и социальное положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции.Революция предоставила в 1921—1930 годах возможность евреям переселиться в Москву и другие крупные города СССР, поскольку была ликвидирована черта оседлости. Так в 1912 году в Москве проживали 6,4 тысячи евреев, в 1933 году — 241,7 тысячи. Население Москвы выросло за эти годы с 1 млн. 618 тыс. до 3 млн. 663 тыс. Другими словами, еврейское население Москвы росло в 17 раз быстрее, чем население других народов и народностей.

Советское руководство не препятствовало проникновению евреев на ключевые позиции в государстве. В частности, из мемуаров академика Понтрягина (учёный-математик, 1908 — 1988) можно узнать, что в 1942 году 98% выпускников физфака МГУ составляли евреи. После же войны некая аспирантка пожаловалась Понтрягину, что «евреев затирают, в прошлом году в аспирантуру было принято 39% евреев, а в этом только 25%».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector