Житие святых: история храма великомученика климента

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды

Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Храмы Пскова

Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Пскове
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Псковском Кремле (не сохранился)
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского (при Псковской губернской гимназии)
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского (при Псковской губернской тюрьме)
Церковь Преподобного Алексия, Человека Божия в Алексеевской слободе (Церковь Алексия с Поля)
Церковь Преподобномученицы Анастасии Римляныни и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке
Церковь Богоявления Господня на Запсковье (Богоявления в Бродех)
Церковь Святой Великомученицы Варвары в Петровском посаде
Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского
Церковь Святителя Василия Великого, Архиепископа Кессарии Каппадокийской (Василия на Горке)
Церковь Вознесения Христова с Полонища (Новое Вознесение)
Церковь Воскресения Христова со Стадища
Церковь Воскресения Христова на кладбище в Орлеца
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Псковской губернской земской больнице (передана религиозному обществу)
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца (Георгия со Взвоза)
Церковь Святого Димитрия Солунского, Мироточивого, в Поле
Церковь Святых Жен Мироносиц (кладбищенская)
Церковь Святого Пророка Божия Илии с Луга (Илии Мокрого)
Церковь Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны
Церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе (на Милявице)
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Святых Священномучеников Климента Папы Римского и Патриарха Петра I Александрийского
Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и Матери его Елены в Царёвой слободе
Церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана на Гремячей горе
Церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья (у Замостья)
Церковь Святого Архистратига Михаила (Архангела Михаила с Городца)
Церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа

Церковь Святого Великомученика Никиты в Поле (не сохранилась)

Домовая церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа в селе Корытово (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Каменной ограды (Никола Каменноградский) (передана общине старообрядцев)

Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Кожина монастыря (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Любятово

Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Иркутских казармах (Никола Ратный) (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Торга, единоверческая (Никола Явленный от Торга)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» (Введения Божией Матери во Храм) (не действующая)

Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона (Пантелеймон дальний, или в Бору) (не сохранилась)
Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с Буя
Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Сереткина монастыря на Брезе (Серетинский, Серёткин монастырь)
Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (Покрова и Рождества)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга

Церковь Преображения Господня (в Кадетском корпусе) (не существует)
Церковь Преполовения Пятидесятницы

Церковь Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (Сергия с Залужья) (не действующая)
Церковь Успения Божией Матери в Бутырской слободе (в Бутырках)
Церковь Успения Божией Матери у Пароменья (Пароменская, Паромо-Успенская)
Церковь Успения Божией Матери с Полонища (Ново-Успенская)

Домовая церковь Успения Божией Матери при Псковском исправительном арестантском отделении (не сохранилась)
Царская часовня Воскресения Христова

Храм при Советах

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

История

Считается, что первоначальная церковь была построена, когда Святой Климент прибыл в Охрид по просьбе Бориса I из Болгарии и восстановил старую церковь. Источники сообщают, что святой Климент не был удовлетворен размерами церкви и поэтому построил над ней новую и назначил святого Пантелеймона своим покровителем .

Могила святого Климента

Святой Климент использовал свой недавно созданный храм как литургическое здание и место для обучения своих учеников старославянской и глаголической азбуке . Климент был похоронен в церкви после его смерти в 916 году; его могила существует до сих пор.

В 15 веке турки-османы превратили церковь в мечеть, но в начале 16 века разрешили восстановить разрушенные монастыри и церкви, а значит, и церковь Святого Климента. Церковь снова была разрушена в конце 16-го или начале 17-го века, а другая мечеть, названная мечетью Имарет ( турецкий язык : İmaret Camii ), была построена османами. Мечеть Имарет была снесена в 2000 году по той причине, что она была построена на остатках церкви в районе Плаошник, а бывшая мечеть была добавлена ​​в список поврежденных религиозных построек, составленный Исламской религиозной общиной Македонии .

История храма

Район, где стоит Климентовский храм, издревле называли Замосковьем или Заречьем. Из этой части Москвы вела дорога к Золотой Орде. Вдоль нее селились те, кто исполнял волю великого московского князя в Орде, и переводчики – «толмачи». В Замоскворечье привозили самые разные товары заморские гости. Именно купцы основали здесь храм Климента Римского – святого, которого почитают и как в католицизме, так и в православии.

Во время правления царя Иоанна IV Грозного в Замоскворечье поселились стрельцы, и появился Климентовский остожец. Деревянный храм был отмечен на первой карте города, составленной в 1597 году. Примечательно, что в 1612 году от Климентовского храма началось освобождение России от польско-литовских захватчиков.

Каменную церковь построили в 1657 году. Она была небольшой по размеру и имела четыре престола. Когда в конце XVII века молодой Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Москве изменилась. В Замоскворечье стали главенствовать торговые люди, поэтому храмы строили уже на купеческие деньги. Любопытно, что этот район Москвы оставался купеческим до революции 1917 года.

В 1720 году Климентовскую церковь перестроили, потом к ней добавили колокольню и трапезную. К середине XVIII столетия основа старого храма так сильно обветшала, что по просьбе прихожан ее разобрали на камни.

Строительство новой церкви было делом дорогим. Деньги на храм дал богатый купец и прихожанин – Козьма Матвеевич Матвеев, который жил в усадьбе неподалеку. Любопытно, что Матвеев был не просто состоятельным предпринимателем. Именитый московский купец обладал высоким художественным вкусом и имел связь с Императорской Академией художеств.

Начало строительства совпало с восшествием на престол дочери Петра I – царицы Елизаветы I. Чтобы отметить это торжественное событие, первый камень заложили в день поминовения священномучеников Папы Римского Климента и Петра архиепископа Александрии.

Строительство заняло восемь лет. К 1769 году новый храм был готов, и его освятил Московский архипастырь Амвросий. К долгожданному открытию купец Матвеев пожертвовал родному приходу большой колокол. По главному престолу в документах храм стали именовать Преображенским, но в народе его продолжали называть Климентовским.

Внутри церкви был установлен великолепный резной иконостас, покрытый червонным золотом. В ризнице разместили редкие напрестольные кресты, драгоценные паникадила, богослужебные сосуды и подсвечники из серебра, хоругви и старинные книги в кожаных переплетах. В описи, которую провели в 1770-е годы в Москве, нарядную церковь святого Климента признали одним из пяти лучших храмов города.

История

Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжёлые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.

Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его».

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров перестроил храм с тремя приделами: Преображения Господня, Знамения и святого Николая.

Храм был перестроен и освящен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро Антонио Трезини. В рукописном «Сказании о церкви Климента папы Римского в Замоскворечье» (обнаружено в сер. XIX в. в Верхнеуральске) утверждается, что 70 тыс. на строительство ассигновал генерал-фельдмаршал А. Бестужев, чья усадьба стояла в околотке.

В 1929 году храм был закрыт; в 1934 году отдан под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки им. Ленина. Архитектурные обмеры храма произвёл в 1932 году архитектор С. Ф. Кулагин.

В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация, которая была завершена в 2014 году. 27 сентября 2014 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного храма. Настоятелем назначен протоиерей Леонид Калинин.

Папство

После избрания Климент VII послал архиепископа Капуи, Николая фон Шёнберга, к королям Франции, Испании и Англии, чтобы закончить Итальянские войны. Но его попытка не удалась.

Континентальная политика

Завоевание Франциском I Милана в 1524 году во время его итальянского похода 1524—1525 годов побудило папу выйти из союза с немцами и испанцами и вступить в союз с другими итальянскими князьями, в том числе Венецианской республикой, и Францией в январе 1525 года. Этот договор оформил окончательное присоединение к Папской области Пармы и Пьяченцы, закрепило господство Медичи во Флоренции и возможность свободного прохода французских войск в Неаполь. Этот успех папской политики вскоре сменился разочарованием. Через месяц Франциск I был разгромлен и пленен в битве при Павии, и Климент VII вернулся к своим прежним договоренностям с императором Карлом V, подписав союз с вице-королём Неаполя.

Однако когда Франциск I был освобожден после заключения Мадридского договора (1526), папа вновь сменил вектор политики: он вошёл в Коньякскую лигу с Францией, Венецией и Франческо Сфорца Миланским. Климент VII сделал выпад против Карла V, который в ответ назвал его «волком» вместо «пастуха» и пригрозил переходом в лютеранство.

Разграбление Рима

Основная статья: Разграбление Рима

Не обладая никакими дипломатическими способностями, он ввязался в переговоры с Францией, Венецией и Миланом против возрастающего могущества Габсбургов. Армия Карла V оказалась сильнее. Германские войска прорвались в Рим и подвергли город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Разрушение столицы христианства, известное в истории как «Разграбление Рима

», закрыло эру папства эпохи Возрождения. Климент VII пересидел осаду за толстыми стенами Замка св. Ангела.


По прошествии семи месяцев он признал испано-германское господство на Апеннинском полуострове, а в 1530 признал за Карлом V право на императорскую корону. Чтобы не лишиться полностью поддержки французов, Климент уговорил свою внучатую племянницу Екатерину Медичи вступить в брак с сыном Франциска I Генрихом II. Между тем, во Флоренции республиканские враги Медичи воспользовались хаосом, чтобы изгнать семью папы из города.

Впоследствии папа проводил политику подчинения императору, стремясь, с одной стороны, побудить его преследовать лютеран в Германии, а с другой — избежать новых бедствий для Рима.

Английская Реформация

В последние годы понтификата Климента VII произошёл раскол между английской и римской церквями. К концу 1520-х годов, король Генрих VIII требовал признать недействительным его брак с Екатериной Арагонской. Сыновья супругов умерли в младенчестве, что угрожало будущему династии Тюдоров, хотя Генрих имел дочь, Марию Тюдор. Генрих утверждал, что отсутствие наследника мужского пола связано с «омрачением его брака в глазах Бога». Екатерина была вдовой его брата, но брак был бездетным, таким образом, брак не противоречил тогдашним законам, который запрещает такие союзы, только если в результате брака рождались дети. Кроме того, было дано специальное разрешение от папы Юлия II, чтобы позволить свадьбу. Генрих утверждал, что его брак никогда не был в силе, и в 1527 году попросил папу Климента аннулировать брак, но папа отказался. По католическому учению, законно заключённый брак нерушим до смерти. Окружение короля решило не обращать внимания на папу, но в октябре 1530 года на встрече духовенства и юристов пришли к выводу, что английский парламент не может уполномочить архиепископа Кентерберийского действовать против запрета папы.

Генрих провёл церемонию бракосочетания с любовницей, Анной Болейн, в конце 1532 или в начале 1533 года. Брак был облегчён смертью архиепископа Кентерберийского Уильяма Ворхэма, друга папы, после чего Генрих убедил Климента назначить Томаса Кранмера, друга семьи Болейн, его преемником. Папа даровал папские буллы, необходимые для возведения Кранмера, но также потребовал, чтобы Кранмер принял присягу на верность папе до своего освящения. Законы, принятые при Генрихе, гласили, что епископы могут быть освящены без папского утверждения. В итоге Томас Кранмер был освящён, заявив, что он принял присягу папе. Кранмер был готов аннулировать брак короля с Екатериной. Папа ответил на это анафемой Генриху и Кранмеру.

Отделение английской церкви от папства имело, однако, более глубокие истоки как в традициях христианства на Британских островах, так и в чрезмерном автократизме папства.

В том же году «Закон первых плодов и десятин» передал налоги на церковные доходы в английскую казну. В конечном счёте Генрих провёл через английский Парламент Акт о супрематии (1534), который установил независимость церкви Англии.

Реконструкция и раскопки

Помимо многочисленных реконструкций церкви во время Османской империи , недавно она подверглась обширной реконструкции и раскопкам. Реконструкция началась 8 декабря 2000 года, а физическая церковь была полностью перестроена к 10 августа 2002 года. Большая часть мощей святого Климента была возвращена церкви. С правой стороны церкви восстановлена ​​частично разрушенная колокольня, а внутренние полы церкви восстановлены мрамором . Реконструкция проводилась вручную с использованием материалов, из которых была построена первоначальная церковь. Машины использовались только для полировки интерьера во время реконструкции церкви. Первые раскопки церкви были проведены в 1943 году профессором Димче Коко. Раскопки внутри церкви выявили туннели и склепы. Были запланированы дальнейшие раскопки, чтобы обнаружить больше останков под церковью, в том числе руины римских базилик, которые стояли там (колонны за пределами церкви подтверждают идею о большем количестве останков).

10 октября 2007 года при раскопках церкви археологами была обнаружена коллекция из примерно 2383 венецианских монет . Известный археолог Северной Македонии Пасько Кузман заявил, что монеты имеют особое значение, поскольку они указывают на коммерческую связь Охрида и Венеции .

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Обращение ко Христу

Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.

Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.

Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.

Кто такой святой Климент

Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.

Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.

Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.

Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.

Церковь в XX веке

В первые годы советской власти община прихожан и служащие Центральных реставрационных мастерских Народного комиссариата просвещения спасали храм как могли. Они добились, чтобы Климентовскую церковь одной из первых в Москве внесли в реестр памятников архитектуры. Однако в новом атеистическом государстве судьба всех православных храмов была непростой.

В 1922 году, после вступления в силу указ об изъятии церковных ценностей, Климентовский храм попросту разграбили. Вооруженный отряд экспроприаторов конфисковал из ризницы всю богослужебную утварь из серебра весом 32 пуда 28 фунтов. В церкви оставили только самое необходимое для служб, включая старые иконы на стенах.

Советское государство никак не финансировало ремонт культовых памятников архитектуры, поэтому деньги на поддержание здания собирали сами прихожане. Небольших косметических ремонтов явно не хватало, и старинный храм продолжал ветшать.

В 1929 году, когда советская власть начала активную борьбу с религией, Климентовский храм закрыли. Добротную каменную постройку решили сохранить и приспособить под общественные нужды. Правда, в 1930-е годы был снесен редкий памятник русской архитектуры – входной храмовый павильон, и уничтожена большая часть уникальной кованой ограды.

Представительное здание в самом центре города жаждали получить многие советские организации. Некоторые предлагали не церемониться и снести бывшую церковь, чтобы на ее месте разбить парк для рабочих и устроить детский сад. Стараниями Комитета по охране памятников ВЦИК и титаническим усилиям И. Грабаря и П. Барановского старинная постройка вновь была спасена.

Внутри Климентовской церкви разместили фондовое книгохранилище Ленинской библиотеки. Из 1,5 млн единиц хранения половину составляли книги, которые после революции были реквизированы из православных монастырей и частных собраний московских дворян и купцов.

В 1936 году храм даже начали реставрировать, но началась Великая Отечественная война, и она поменяла все планы. В послевоенные годы церковь и территория вокруг нее выглядели удручающе. На месте старого кладбища был разбит сквер, а в центре зеленой зоны устроен подземный общественный туалет.

В 2008 году Климентовскую церковь, наконец, вернули верующим. Капитальная реставрация продлилась пять лет. Потом в храме начали восстанавливать интерьеры и реставрировать старые иконы. В сентябре 2014 года храм освятили.

Папа Медичи

Джулио де Медичи родился 26 мая 1478 года во Флоренции, месяц спустя после убийства своего отца Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) в ходе «Заговора Пацци». Его матерью была Фьоретта Горини, которая вскоре умерла и оставила Джулио сиротой. Несмотря на то, что его родители не находились в браке, была найдена лазейка в законе, и после символического обручения его родителей Джулио был признан законным сыном. Таким образом, он был племянником Лоренцо Великолепного, который позаботился о его образовании.

Джулио в юности вступил в орден госпитальеров и был назначен приором ордена в Капуе, а после избрания его двоюродного брата Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X (1513—1521) он стал влиятельной фигурой в Риме. Джулио стал министром папы и доверенным лицом. Лев X в мае 1513 года назначил его архиепископом Флоренции, а в сентябре того же года возвёл в достоинство кардинала. Заказал Рафаэлю строительство для себя виллы под Римом. Фактически Джулио был главным режиссёром папской политики на протяжении всего понтификата Льва X. Он также был титулярным епископом Вустера в графстве Вустершир в Англии.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых

Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: Послание к коринфянам. Другое произведение, Два окружных послания о девстве, или К девственникам и девственницам, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол

В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector