Церковь воскресения словущего на арбате (москва)

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

История

Этот наикрасивейший храм еще называли «Кедровой церковью» — по имени инициатора его постройки, священника Ивана Кедрова. Легенда гласит, что батюшке трижды являлась Богородица с призывом построить храм — а тот все сомневался: на что?! Сам-то был беден. Наконец бросил клич в народ — и тот вдруг радостью отозвался. Деньги собрали довольно быстро, и в 1908 году состоялась закладка храма.


Здание венчают девять куполов. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Сделан он в форме креста, двухэтажное здание венчают 9 куполов. Они символизируют «9 ангельских чинов» — это такая иерархия ангелов: серафимы, херувимы, архангелы и так далее. Но самое необычное — что алтарь обращен не на восток, как это общепринято в православных храмах, а на юг, в сторону Палестины, земной родины Иисуса. И еще одна уникальная находка архитектора Павла Толстых: пол находится чуть под наклоном, поэтому даже стоящие позади толпы могут наблюдать богослужение.


Храм Воскресения Христова в Сокольниках никогда не закрывался. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Никогда не закрывавшийся, храм получил в народе название «храм пришлых икон». Дело в том, что именно сюда свозили ценные иконы из разрушенных церквей. Например, в храме находится икона Иверской Божьей матери, написанная — только подумайте! — в 1669 году! Когда-то она была установлена в часовне перед въездом на Красную площадь у Вознесенских ворот. К ней приходили помолиться все, кто приезжал в Москву. Однако в конце 1920-х часовню, а следом и Вознесенские ворота, которые «мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников», снесли. А старинную намоленную икону отправили в Сокольники.

Святыни:

  • Икона Иверской Божией Матери 17 века (см. выше) из снесенной часовни у Кремля. Ее еще называли Иверской вратницей. Считалось, что она славна многими чудесными исцелениями.
  • Боголюбская икона (пережила чумной бунт!) попала сюда из часовни в Китай-городе.
  • Икона Богоматери Страстной 17 века из построенного в честь нее Страстного монастыря (на его месте сейчас стоит памятник Пушкину).
  • Образ святого целителя Пантелеимона — из часовни на Никольской улице.
  • Больше сотни частиц останков святых и мучеников.

Как добраться

Метро

м. Сокольники, Электрозаводская, Сокольническая пл., 6.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры

На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.

Структура подворья:

  • храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
  • домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
  • воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
  • хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
  • театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
  • библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
  • музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
  • отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
  • издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.

Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.

ViktorJulin

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

Обратите внимание: праздник отмечается 26 сентября. В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее»

Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть»

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Расписание богослужений

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления

Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

[править] 18 век

Храм Николы на Арбате не обходили своим вниманием не цари, не народ. Это был храм поистине всех православных

Здесь молилась императрица Елизавета Петровна (1709 — 25 декабря 1761 / 5 января 1762). По свидетельству современников, она любила эту церковь и, когда бывала в Москве, приходила в ней помолиться, служила панихиды над гробницею Василия болящего, скончавшегося 7 ноября 1727 года и погребенного в трапезе. Она пожаловала храму святыню — список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, прославленной исцелениями от лихорадки.

В 1761 году не столь именитый прихожанин, но все же из весьма известной семьи Дурново построил в храме придел в честь этой иконы.

В 1797 году у церкви Николая Явленного появился новый совсем маленький прихожанин — тогда ему было всего три года и звался он Петенька Чаадаев — будущего выдающегося русского философа и его старшего брата Михаила, двух осиротевших детей, забрала из Нижегородской губернии в свой дом в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, а дом ее находился в Серебряном переулке, по соседству с церковью Николы Явленного.

Позднее там же жила семья артиста П. С. Мочалова.

Историческое место

На месте, где учредили подворье для Иерусалимской миссии, с 16-го века стояла церковь. Считается, что первоначальный храм был построен по указанию митрополита Филиппа (Колычева), при его загородной резиденции. Каменное здание появилось благодаря усилиям боярина Ивана Косьмина в период царствования Алексея Михайловича, в 1966 году.

О том, как развивался храм, ничего не известно вплоть до 19-го века. Упоминается, что во время захвата Москвы Наполеоном, церковь разделила участь большинства зданий столицы — подверглась разграблению и сгорела. Летом 1818 года, в связи с сильными разрушениями храма и малочисленностью паствы, Святейший Синод постановил упразднить Филипповскую церковь.

Но провидение распорядилось иначе. В 1817 году император Александр I получил прошение о даровании Патриархату Иерусалима подворья в столице России для сбора пожертвований на восстановление храма Гроба Господня. Откликом на эту инициативу стало основание Иерусалимского подворья в Москве.

Примечательные здания и сооружения


Палаты Г. Арасланова XVII века в Брюсовом переулке По нечётной стороне

  • № 1 — Доходный дом М. Г. Коровина (1906, арх. И. Г. Кондратенко)
  • № 3 —
  • № 5 — Англиканская церковь Св. Андрея.
  • № 7 — Жилой дом ГАБТ 1935, архитектор А. В. Щусев. В доме жили певицы А. В. Нежданова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, певец Марк Рейзен, певец Иван Козловский, балерина О. В. Лепешинская, композитор С. Н. Василенко, скульптор И. Д. Шадр, художник Ф. Ф. Федоровский, дирижёр Н. С. Голованов, певцы А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, Е. К. Катульская, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев.]. В кв. № 10 находится Музей-квартира Н. С. Голованова (филиал ГЦММК им. М. И. Глинки).
  • № 11 —


Храм Воскресения Словущего, Брюсов переулок, 15/2

  • № 15/2 —Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Деревянный храм стоял на этом месте с 1548 года. Каменное здание возведено в 1629—1634 (?) годы. Церковь ремонтировалась в 1688 г. на средства Поместного приказа. Храм стоял на берегу проходившего здесь глубокого Успенского оврага (вражка), по дну которого протекал одноименный ручей (правый приток реки Неглинной). Современный вид здание приобрело после реконструкции 1879 года. Эклектичные иконостасы в интерьере и настенная живопись относятся ко второй половине XIX века. Святыни в храме: икона Богоматери «Взыскание погибших» и образ Святого Спиридона, епископа Тримифунтского. Росписи XIX века дополнялись в 1940-е годы (художник Ф. П. Нестеров). В 1982—86 гг. проведены реставрационные работы. В советское время храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты.
  • № 17 — Жилой дом артистов МХАТ, 1928, архитектор А. В. Щусев. Здесь жили: В. И. Качалов и его жена Н. Н. Литовцева, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и его жена актриса Л. В. Гельцер (родная сестра известной балерины Е. В. Гельцер). В феврале 2012 года о переезде после реконструкции в 15-комнатную квартиру общей площадью около 1000 кв. м, расположенную на 3 верхних этажах дома, объявил современный художник Никас Сафронов].
  • № 19 — на этом месте было одноэтажное строение постройки 1863; здание перестроено в 1881, архитектор М. К. Геппенер, там находился склад для магазина «колониальных товаров» А. В. Андреева, он же был владельцем гостиницы «Дрезден». На близкой родственнице Андреева был женат поэт Константин Бальмонт. Здание снесено в 2003 г., строится Культурно-деловой центр.
  • № 21 — Сохранившаяся часть здания, выходившего углом на Тверскую. В начале XIX в. он принадлежал А. и К. Гудовичам. В 1847—49 в этом доме жил драматург А. В. Сухово-Кобылин. В 1898 году дом был заново отделан по фасаду (архитектор С. К. Родионов). При реконструкции улицы Горького часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала.

По чётной стороне

  • № 2/1 — Доходный дом, 1914, архитектор В. А. Чернопятов. Здание скульптурной мастерской построено в 1916 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.
  • № 2/14 — Доходный дом, 1915—1916, архитектор А. А. Иванов-Терентьев. В этом доме жила Г. А. Бениславская, с которой одно время жил Сергей Есенин.
  • № 6 — Доходный дом, 1900, архитектор А. Ф. Мейснер — в этом доме жили профессор В. Ф. Лугинин, химик В. Н. Ипатьев, композитор Ф. Ф. Кенеман, профессор медицины К. М. Павлинов, выдающийся оперный певец уехавший из России в 1920 г. Д. А. Смирнов].
  • № 8/10 — На этом месте в 1814—1818 гг. помещался пансион-школа московского педагога А. П. Терликова. Здесь учился прославленный трагик П. С. Мочалов.] В 1953—1956 построен Центральный дом композитора и жилой дом для жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Педагог Московской консерватории», архитектор И. Людвигович Маркузе. В доме жили Д. Д. Шостакович (с 1962 г.), А. И. Хачатурян (с 1962 г.), Д. Б. Кабалевский (с 1962 г.), выдающийся скрипач Л. Б. Коган (с 1956 г.), композиторы А. И. Островский, В. А. Золотарев, пианист Г. Р. Гинзбург, Р. И. Грубер.
  • В сквере между домами № 6 и 8/10 в 2006 году установлен памятник Араму Хачатуряну (скульптор Г. В. Франгулян).
  • № 12 — В доме жили В. Э. Мейерхольд c З. Н. Райх, артист И. Н. Берсенев и С. В. Гиацинтова, А. П. Кторов, балерины В. В. Кригер, М. Т. Семёнова, балетмейстер В. Д. Тихомиров, архитектор И. И. Рерберг. Сейчас здесь находится музей-квартира В. Э. Мейерхольда.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

Обратите внимание: праздник отмечается 26 сентября. В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее»

Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть»

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Святой апостол Филипп простил врагов и умер на кресте

Распятие святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять. Но Господу было угодно, чтобы апостол так и окончил земную жизнь. Вися на кресте, святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой. Во-первых, о помиловании врагов. Во-вторых, чтобы Он отпустил им грехи. В-третьих, чтобы просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедали Христа. После этого Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста.

Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа на городском холме. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза. Чудо знаменовало то, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его.

Адрес храма и официальный сайт

Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.

В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:

  1. Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.

Примите во внимание: ориентиром может служить Посольство Туркменистана: оно соседствует с храмом

  1. Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
  2. Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.

Телефон – (495) 690-5701.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Адрес храма Воскресения Словущего на Арбате:

121019 Москва, Филипповский переулок, дом 20; Проезд до станции метро «Арбатская» (выход в сторону Гоголевского бульвара); Телефон.

Церковь Апостола Филиппа на Арбате вообще-то правильнее было бы именовать по-другому, ибо освящена она была как Церковь Воскресенья Словущего. И лишь придел освящен в честь Апостола Филиппа. Но такой смене названий есть, как нам представляется, две причины. Первая причина заключается в следующем. Считается, что на этом самом месте в середине 16-го века стояла деревянная церковь в честь Апостола Филлипа. Поставил же ее в честь своего святого и около своего загородного двора Митрополит московский Филипп, судьба коего оказалась столь же трагичной, сколь и судьба Апостола Филиппа: митрополит, как мы знаем, выступал против зверств опричнины Ивана Грозного, был лишен сана, сослан, а позже задушен Малютой Скуратовым. В судьбе его, скорее всего, кроется вторая причина, по которой храм именуется в честь апостола Филиппа. Это дань уважения Митрополиту Филиппу за его подвиг. Ныне существующая каменная церковь поставлена была тщанием стольника Ивана Косьмина в 1688 году. И служила приходской церковью для жителей Иконной слободы. В 1812 году церковь сильно пострадала от рук французских завоевателей. Да так сильно, что появилось даже решение ее вовсе упразднить. Скорее всего, так бы и случилось, но как раз в это Патриарх Иерусалимский направил просьбу к Императору Александру I о даровании Иерусалимскому Патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Так в Москве было учреждено Иерусалимское подворье, коему и передали Церковь Апостола Филиппа. А Иерусалимский Патриарх прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Позже храму дарованы были частицы мощей святителя Иоанна, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров специально устроили позолоченный ковчег. В нём они находятся и по сей день. В 1918 году подворье закрыли. А вот храм так и остался действующим. А в 1989 году при нем вновь открыли подворье Иерусалимского Патриархата. Единственной утратой стали колокола, кроме одного. Ныне эта маленькая уютная церковь с невысокой шатровой колокольней находится по адресу Филипповский переулок, дом 20.

Адрес сайта: https://podvorie.orthodoxy.ru/

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

Это интересно: митрополит Филипп, живший в первой половине XVI века, прославился благодаря обличениям опричников Ивана Грозного: отправленный в ссылку, он был убит Малютой Скуратовым в келье.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Храм Воскресения Словущего на Арбате

Храм Воскресения Словущего на Арбате

назывался в древности совсем иначе – Филипповская церковь. Его история тесно связана с именем митрополита Филиппа (Колычева), того самого – осмелившегося противостоять Ивану Грозному и поплатившегося за это жизнью.

Первое документальное упоминание о храме во имя св. ап. Филиппа в Иконной слободе относится к 1631 г., хотя, возможно, он был построен еще в XVI в. Некоторым исследователям хотелось бы считать, что у истоков строительства Филипповского храма стоит сам митрополит, имевший неподалеку загородный дом, другие же предполагают, что церковь была построена в честь митрополита уже после его смерти и освящена во имя его святого покровителя.

Храм был деревянным до 80-х годов XVII в., когда, благодаря стараниям Ивана Косьмина, стольного боярина царя Алексея Михайловича, он был перестроен в камне в стиле нарышкинского барокко (одноглавый двусветный четверик и чудная шатровая колокольня) и 2 ноября 1688 г. снова освящен тогдашним Патриархом Иоакимом в честь Филиппа – одного из 12 апостолов.

О дальнейшей судьбе церкви известно лишь то, что в 1812 г. она разделила судьбу других московских храмов, разграбленных и оскверненных солдатами Наполеона. Ущерб, нанесенный ей, был столь велик, что Святейший Синод даже не желал ее восстанавливать, о чем свидетельствовал указ от 26 июля 1818 г., предлагавший упразднить храм. Однако император Александр I передал его Иерусалимскому Патриархату, ходатайствовавшему об устройстве своего подворья в Москве.

Дело в том, что в 1808 г. страшный пожар в Иерусалиме чуть не уничтожил Храм Гроба Господня, нанеся ему столь серьезный ущерб, что Иерусалимская Православная Церковь была вынуждена обратиться к другим поместным Церквям за помощью и направить монахов братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований в другие страны. Когда в Москве открылось Иерусалимское подворье, отремонтировавшее и перестроившее

Филипповский храм, главный престол в 1822 г. переосвятили в честь Воскресения Словущего, перенеся престол св. ап. Филиппа в придел. Этот шаг был закономерным, поскольку Воскресение Словущее – это праздник, установленный христианской Церковью в честь освящения (Обновления) Храма Воскресения Христова, воздвигнутого в Иерусалиме царицей Еленой и сыном ее Константином на месте распятия Христа.

Фото 1882 г.

Все христианские Церкви мира празднуют этот день 13 сентября 335 г. Переосвящение храма восхваляло не только событие, поминаемое церковью, но и выражало надежду и благодарность Богу за помощь в восстановлении Иерусалимского храма.

Патриарх Иерусалима передал в дар храму величайшие святыни – частицу Древа Животворящего Креста Господня и десницу (руку) великомученика Евстафия Плакиды, до сих пор пребывающие в храме и высоко почитаемые молящимися.

В 1849 – 1852 гг. церковь Воскресения Словущего подвергалась значительным перестройкам. К основному четверику пристроили крупную полуциркульную апсиду и трапезную с двумя приделами: правым – Иерусалимской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца (на фасаде имеется мозаичное изображение святого), левый – ап. Филиппа, освященный заново 20 сентября 1852 г. митрополитом Филаретом (Дроздовым). Храм получил новую полусферическую крышу и треугольные фронтоны.

К 1918 г. Иерусалимское подворье в Москве советские власти упразднили, но храм не был закрыт. Сюда по-прежнему приходили верующие. И, наконец, в 1989 г. храм снова передается представительству Иерусалимского патриархата.

Настоятели храма иногда становились патриархами Иерусалимскими, например, архимандрит Никодим (с 1877 по 1882 г.), занявший Иерусалимский патриарший престол в 1883 г., или нынешний Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил III (Яннопулос), бывший настоятелем этого храма с 2001 г. до своей инуагурации в 2005 г.

Храм Воскресения Словущего на Арбате

славен множеством почитаемых святынь: Иерусалимская, Ахтырская, Казанская иконы Божией Матери, икона Богородицы «Скоропослушница», икона апостола Филиппа с частичкой мощей, частицы мощей других христианских святых. В храме есть икона «Спас Вседержитель», известная удвоением лика – когда на стекле кивота, в котором хранится образ, отпечатывается лик, написанный на иконе.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Гробница святого апостола Филиппа

Турция, Иераполис (Памуккале). Мартириум св. Филиппа

На месте погребения апостола Филиппа был построен храм-мартириум. Еще более 500 лет здесь, в Иераполе, бурлила жизнь, но в XI веке город был захвачен турками. Храм апостола Филиппа был осквернен и разрушен. Путешественники XIX века встречали здесь лишь диких коз и… прокаженных. Несчастные больные прятались в развалинах, едва видневшихся из-под земли. Они опасались, под страхом смерти, появляться в поселках.

Гробница святого апостола Филиппа

Раскопки на месте древнего города начались лишь в конце XIX века. А буквально недавно, в августе 2011 года, появились сообщения о том, что учеными обнаружена гробница апостола Филиппа. Эта находка стала для археологов одной из самых сенсационных и ярких за все прошедшее десятилетие. В скором времени археологи и ученые специалисты всего мира вскроют гробницу святого Апостола. Но найдут ли они там святые мощи?

Ежедневное служение

В настоящее время в храме Воскресения Словущего главным престольным событием года является Словущее Воскресение, празднуемое 13 сентября. Также престольными праздниками являются дни памяти святителя Николая (9 мая и 6 декабря), апостола Филиппа (14 ноября) и день празднование иконы Богоматери «Иерусалимская». В эти дни богослужения проходят с особой торжественностью, согласно древней традиции, чтимой на Иерусалимском подворье в Москве.

Адрес: Филипповский переулок, строение 20. Ближайшая станция метрополитена – «Арбатская» (выход к Гоголевскому бульвару).

На ежедневные службы приглашает всех желающих Иерусалимское подворье в Москве. Расписание богослужений следующее:

  • Утренняя литургия начинается в 08:00.
  • Вечернее богослужение – 18:00.
  • В воскресные, праздничные дни служатся две литургии – 07:00 и 10:00.
  • Накануне праздничных дат служится всенощное бдение, начало в 18:00.

Настоятелем храма Воскресения Словущего с 2003 года является архимандрит Стефан (Диспиракис).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector