Православная исповедь жестокого японского самурая («иерей-сан», размышления)

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Иван Охлобыстин: Декорации от Господа Бога

Вспоминается бытовой мистицизм при создании этой картины. У нас по сюжету красная глина должна быть, карьер залежей, из-за этого весь сыр-бор, там завод хотят ставить, людей выселить силой и беззаконием. А выясняется, в деревне, где мы снимали, так и есть, золотая земля.

Про колокол история. У нас было написано, что колокол то ли в лесу, то ли в пруду, уже не помню первоначально. И точно такая же история у них была: у них колокол во время революции сбили и в пруду утопили, а потом вытаскивали.

Когда снимали сцену, где первый раз сердится Нелюбин на священника, молнии у него за спиной  — все считают, что это компьютерная графика. Нет! Это тот самый киноинсайд, когда сидишь  в кадре, ты зловещий злодей, ты прямо сейчас людям открываешься как зловещий злодей, а у тебя сзади еще по декорации  — молния — от Господа Бога! Господь помогал. Господь приложил руку к этому произведению. И причем на таких явственных примерах, что для меня было полной неожиданностью намерение Кэри Тагавы креститься в православную веру. Я его спрашиваю вчера…

Пётр Мамонов: Уже недаром сняли кино, уже один обращенный есть. Одна душа для Господа дороже всей вселенной.

Иван Охлобыстин: У нас фильм окупился уже, нам прокат-то не очень нужен. Но хотелось бы всё-таки, чтобы он продавался…

Пётр Мамонов: Не продается вдохновение, но можно рукопись продать.

Фильм содержит много сцен драк и перестрелок, предназначен для аудитории от 16 лет

Иван Охлобыстин: (Решение Тагавы креститься – прим.ред) —  полная неожиданность, всегда охватывает такое деликатное желание, знаете, не потревожить.

Но я спрашиваю: «Кэри, сколько тебя не было?» – «Два с половиной года», – говорит. Два с половиной года. Так быстро время прошло, у нас тяжело складывалась вся эта история с фильмом. Дьявол, я думаю, что ставил препоны на дороге нашего благого дела. Но у нас теперь армада, теперь мы всё пройдем. У нас духовная армада.

Я подарил ему крест, резанный монахами Оптиной Пустыни, деревянный. Потом пришел архидьякон катехизировать. Там уже началась такая деликатная ситуация, что мы решили уйти. Для меня, знаете, всегда такой шок, когда человек становится со мной единомышленником. Всегда до последнего как-то сомневаешься, что ради чего-то это… Но это не ради пиара у него, это совершенно очевидно. Смысл какой?

Голливудский актер в далекой снежной стране принимает православие. Можно либо как чудо, либо как искреннее стремление к искренней вере. Опять же, забавно, если цитировать Достоевского, русский человек – это православный человек, русский человек без веры – это дрянь. Кэри-то, не знаю, как назовут-то его, Николаем (В крещении Кэри получил имя Пантелеимон – прим.ред.)? Будем звать «дядя Коля».

Диковинная смесь, мама – японка, тяжелую жизнь он прожил довольно. Он пытается по-голливудски романтизировать это всё и глянцевать, а сейчас он понял, это делать не надо, можно искренне. И русским больше нравится пострашнее. Ну, не пострашнее, а по-настоящему. Он очень это ценит. Его редко в жизни слушали, а он умный человек, он взрослый человек, он опытный человек. У него дивная совершенно история. Плюс, прийти сейчас к такому временному этапному окончанию. У него было много картин ярких, его запомнили внешность. До этого он был известен, выступал за Америку в федерации каратэ киокушин, если не ошибаюсь, конечно. Он дружил со всеми великими и в боевых единоборствах, и в рок-н-ролле. То есть дядька такой тёртый.

А как с ним было сниматься в партнерстве?

Иван Охлобыстин: Он комфортный, он профессионал. Профессионалы на дельфиньем языке уже говорят. Это, знаете, как подходит фотограф, ты знаешь, что ему нужно: фас, профиль, в другой фас, в анфас, голову чуть пониже, глаза на него. Такая первая схема, так же это и в кадре, так же это и у театралов, так же это и у всех остальных профессионалов.

По Достоевскому, получается, стал-таки дядя Коля русским человеком. Станет сегодня в четыре часа. Brother будет.

И потом, он всегда томился. Он японец сути. Он жил в Америке, он работал в Америке, он был успешным. В Америке работал, но томился. Он в Японию хотел.. И так вот Господь, представляете, таким волшебным путем чудотворным приводит человека назад на родину с другого континента через веру вообще византийско-греческо-еврейскую.

Очень это любопытно.

Пётр Мамонов: Что будем делать в четверг, если умрем в среду?

Боря Гребенщиков три раза плакал, поэтому всё. ОТК выдан.

Мы до встречи говорили, что ведь вопрос-то один у нас в жизни: зачем?

Зачем мы здесь сидим?

Зачем мы сняли это кино?

Зачем? О чем мы думали?

Видите ли, задача ведь одна, как сказал Александр Сергеевич сказал, «и чувства добрые я лирой пробуждал». Оказывается, можно снять в наших условиях — жестких, непростых -хорошее, доброе, сильное, интересное и очень качественное кино.

Обычно, как только вера православная – это сразу что-то такое в темноте, чего-то они делают со свечами, чего-то не очень ясно, что такое, какой-то такой «красный уголок» православный. Нет! Оказывается, православие – это качество, вера – это дух, а дух творит себе формы. Какого мы духа, такие будут и формы.

Кино, на мой взгляд, даже не о ситуации в нашей стране, а вообще о том, зачем мы на этом свете живем, что будем делать в четверг, если умрем в среду. Вот один вопрос. Завтра умрем.

Вот люди погибли, 224 человека.

Что с ними теперь? Где они как? Что они? Пропали? Пыль, пепел?

Мы здесь недаром появились все. Недаром, не просто так это всё. Поэтому если мы явимся в какой-то малой степени нашей мелкой носителями духа, то всё состоится.

Очень важно, каков каждый из нас. Потом, конечно, можно выйти на площади, махать лозунгами, но, прежде всего, какой ты

Страна – это ты. Как сказал Николай Васильевич Гоголь, общество состоит из единиц. Мне кажется, об этом кино: какой ты?

Мой герой, он одинокий охотник, не очень верующий. А он встал и пошел за правду. Лучше ведь умереть за правду, чем от водки, правда? Если ты так хочешь. Сейчас у молодежи модны суицидальные настроения. Хорошо, иди, воюй, погибни там, но за доброе дело, за правду. Здесь они (герои фильма – прим. ред.) на своем узком таком месте воюют, но стали насмерть. За что? За доброе, за правду, за истину.

Замечательный наш, гениальный Иван Иванович написал блестящий сценарий. Я как прочитал, говорю тут же: «Я иду с тобой». А я редко соглашаюсь, я вредный старик. Тут прямо так прекрасно всё: и чудеса, и перестрелки, и сюжетная линия вся выстроена, одно за другим происходит.

А так, оказывается, можно жить каждый день. Извините, я долго, сейчас я закончу… Я хочу еще маленькое такое… Жена хотела с мужем разводиться и говорит: «Чего делать?» – к священнику обращаясь. Он говорит: «Ты ему, когда с работы он приходит, тапочки ставь около двери пяточками к нему, чтобы он сразу – раз, ботинки снял – и туда». И брак сохранился тапочками. Наше кино – эти тапочки.

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector