Евангельский цикл в.д. поленова «христос и грешница» эскизы и варианты
Содержание:
- Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»
- Примечания
- Популярное за 7 дней
- Где нет места чуду
- Сюжет и описание
- Имоченцы. «Христос и грешница». Поленов В. 1880г
- Василий Дмитриевич Поленов. «Христос и грешница». 1888
- «Религия — тот же творческий акт»
- Кем был для Поленова Христос?
- «Христос и грешница»
- Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов
- Этюды к картине «Христос и грешница»
- «Нам не дано предугадать»
Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»
Художник считал, что основной смысл его творчества показать людям, будто бы добро, прощение ближнего и светлые чувства есть главное, что должен лелеять в себе человек.
Мы видим на картине известную библейскую сцену. Когда Христос увидел, что толпа хочет побить камнями провинившуюся, согрешившую женщину, он заступился за нее. Он сказал людям: «Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень». Люди задумались. У каждого из них был в жизни какой-то поступок, за который их можно было бы осудить. И толпа разошлась. Женщину простили.
Сам художник так и хотел сначала свою картину — «Кто из вас без греха». Но царская цензура не допустила такого названия. Картина получила то название, под которым мы знаем ее теперь — «Христос и грешница».
На картине основные герои несколько смещены от центра в разные стороны. В центре же находятся вопрошающие граждане. Этим художник показывает, что именно к людям он обращает свое творчество, именно они должны задуматься над своими поступками, стать добрее и честнее.
Цветовое решение картины несколько отличается от того, что привыкли мы видеть на картинах художников, затрагивающих библейские сюжеты
Поленов пытался обновить традицию изображения подобных сцен, он высветил почти всю центральную часть полотна, таким образом, рассеяв внимание зрителей. В то же время он уравновесил этот великий свет различными цветовыми пятнами в темных углах картины
Эта картина в творчестве художника не является заглавной, да и сам художник признавал, что не все, что он хотел, удалось ему передать на ней. Но мне нравится эта картина, потому что она заставляет нас снова и снова заглянуть в свою душу и понять, все ли мы делаем правильно в этой жизни.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»Анализ стихотворения Блока «Сегодня шла Ты одиноко» »
Примечания
- ↑ , с. 296.
- ↑ , с. 121.
- ↑ , с. 18.
- ↑ , с. 34.
- ↑ , с. 21.
- ↑ , с. 21.
- ↑ , с. 38.
- ↑ , с. 40.
- ↑ , с. 451.
- ↑ , с. 53.
- , с. 163.
- , с. 14.
- , с. 15.
- , с. 17—18.
- , с. 18.
- , с. 19.
- (HTML). Российская академия художеств — www.rah.ru. Дата обращения: 5 августа 2018.
- , с. 21—22.
- , с. 17.
- , с. 335.
- , с. 217.
- , с. 23.
- (HTML). Российский союз выставок и ярмарок — www.uefexpo.ru. Дата обращения: 1 августа 2018.
- , с. 33.
- , с. 24.
- , с. 223.
- , с. 34—35.
- , с. 12.
- ↑ , с. 35.
- ↑ , с. 22.
- , с. 45, 383.
- , с. 42, 45, 383.
- , с. 383.
- (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 8 августа 2018.
- , с. 22—23.
- , с. 388.
- , с. 49.
- , с. 43, 383.
- , с. 44, 383.
- , с. 152—153.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Где нет места чуду
Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов показал на выставке в 1909 году, за год до смерти Льва Толстого
Поленов, которому важно было мнение почитаемого им писателя, послал Толстому альбом с фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки, так как фотоснимки были черно-белыми
И хотя Лев Николаевич сложно относился к искусству художника, тем не менее альбом этот он оценил и сказал: «Я вижу в этом большую заслугу, в том числе педагогическую: эти картины были бы хорошей иллюстрацией для моего евангелия».
Что заставило Толстого так отозваться о работе Поленова? Почему эти картины — отражение его евангелия, а не истинной Священной книги?
Василий Поленов. «Возвестила радость плачущим». 1890
Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес! Но где же у Поленова Воскресший Господь? Его нет. В цикле художника нет ни чудесного Рождения, ни чудесного Воскресения, ни чудес исцеления — вообще нет чудес.
В архиве Третьяковской галереи достаточно много писем Василия Дмитриевича и его близких. Из них мы знаем, что к религии он относился как многие «передовые» люди того времени. Это нам, у кого за спиной страшный XX век, сейчас легко судить о той эпохе и многих ее заблуждениях — у нас совершенно другой опыт. А людям, жившим в то время, было очень непросто: сомнения одолевали их все больше и большие, и опыт секулярной культуры имел большое воздействие.
Василий Поленов. Палестина. Нагорная проповедь. 1890
В подрыве веры огромную роль сыграли книги европейских мыслителей, которые захватили умы русской интеллигенции. Например, Эрнеста Ренана, который стоял на позиции, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после Его смерти. Или Давида Фридриха Штрауса, который пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес, говорил о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.
Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами, но всегда придерживался своей оригинальной точки зрения. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий.
Большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. Неслучайно Василий Дмитриевич, по словам его младшей дочери, не любил Достоевского, у которого все христоцентрично. Поленову гораздо ближе был Толстой и его установка на нравственное совершенствование.
Сюжет и описание
Христос и грешница, Новый Завет:• Евангелие от Иоанна — Ин.
Алексей Константинович Толстой:• Грешница (1857 или 1858)
Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна (в трёх синоптических Eвангелиях этот рассказ отсутствует). В произведении Семирадского трактовка сюжета значительно отличается от традиционного евангельского варианта, в котором женщина, уличённая в прелюбодеянии, была насильно приведена к Христу фарисеями и саддукеями (в Новом Завете часто используется выражение «фарисеи и книжники»); согласно законам Моисея, грешница должна была быть побита камнями.
В отличие от Евангелия, трактовка темы, которой следует Семирадский, по своему описанию близка к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница», в которой падшая женщина, развлекавшаяся в шумной компании праздных людей, преображается под воздействием Христа. По-видимому, именно такой вариант, символизирующий нравственную победу христианства над язычеством, и был предложен художнику заказчиком полотна — великим князем Владимиром Александровичем. Тем не менее, хотя Семирадскому нравились и сюжет, и мелодичность стихов Толстого, он не рассматривал своё произведение как простую иллюстрацию к поэтическим строкам. Не планируя собирать материал в Палестине, он полагал, что ему поможет его собственное воображение, а также яркий свет итальянского солнца, который «насытит пространство, выхватит из него одни фигуры и закроет другие».
Фрагменты картины «Грешница»
Христос и его последователи
Грешница и окружающие её люди
Композиционно картина «Грешница» может быть разделена на две части. В левой части полотна изображён Христос вместе со своими последователями — все они одеты в скромные светлые одежды. Христос показан милостивым и всепрощающим, его образ символизирует красоту, гармонию и совершенство, в соответствии со строками Толстого: «Любовью к ближним пламенея, / Народ смиренью он учил, / Он все законы Моисея / Любви закону подчинил; / Не терпит гнева он, ни мщенья, / Он проповедует прощенье, / Велит за зло платить добром…». В правой части — куртизанка в нарядном шёлковом одеянии с большим количеством драгоценностей; позади неё — свита весёлых и хмельных мужчин и женщин. В поэме «Грешница» Алексей Толстой так описывал «блудницу молодую»: «Её причудливый наряд / Невольно привлекает взоры, / Её нескромные уборы / О грешной жизни говорят; / Но дева падшая прекрасна…». Следуя описанию Толстого, Семирадский передаёт героине своей картины всю ту красоту и нарядность, которыми она наделена в поэме: «Её и серьги и запястья, / Звеня, к восторгам сладострастья, / К утехам пламенным зовут, / Алмазы блещут там и тут, / И, тень бросая на ланиты, / Во всем обилии красы, / Жемчужной нитью перевиты, / Падут роскошные власы…».
Имоченцы. «Христос и грешница». Поленов В. 1880г
Василий Дмитриевич Поленов (20 мая 1844, Санкт-Петербург —18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).
_______________________________________
«Теперь я в деревне, дышу полной грудью, Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует!» В.Д.ПоленовПромолчит народившийся март, Вновь застряв в феврале по колено: Все равно без вины виноват! А пока пишет маслом ПоленовЗимний день, что листать и листать Между строк распахнувшейся книги Из далекого детства, — Оять* Где теченьем, без царских инсигний, Его внутренним миром могла Управлять, и не правя, Богатым: И с годами не ставшим горбатым, Потому что душою не мал, Нищ и духом своим сам Василий, – В пожелтевшую строчку России На странице зеленой любой Фолианта с короной златой В кроны этой семейной Усадьбы: Родового Имения их! – Пышно осень справляет где свадьбы Соблюдающих строго посты; Разгибающих спины зимою В деревенской безбрежной тиши, Что красна и углом, и избою, Баней с веником! Вот и мужик…. Во овчинном тулупе просторном,- Во просторы за бора стеной. А заборов не видно…. Хоть – ворон: На дороге, ведущей домой! Не один… Ишь, клюют что-то парой. А лошадка – одна. Не спеша Тянет сани с возницей и скарбом, Не хитер что, в санях как Душа. Бабы, — в «Женщин из Русских селений»; Дым валит из трубы до небес! – Так трещат-то ж в печи не поленья: Языками горит в кольцах лес. Лес любимых Поленовым в трепет Имоченцев, впитавших в себя И Руси с колкой хвоею лепет, И сосновую свежесть Всея! Только здесь и дышал он, Василий, «Полной грудью»! …В столице самой, В Петербурге, давно так Россией И не пахло… *** Холст с «Блудной женой» Он напишет уж вскоре…. Вернее, Холст о «грешнице» той, – со «Христом» Будет выкуплен что для музея Николая Второго Отцом…. – За огромные деньги! Художник Выставлял – «Кто из вас без греха?», Но цензура, чиновники…. Можно Ту картину увидеть сейчас И не в Зимнем дворце, но в музее Таки ж Русском, Где век уж метелит Всё Февраль тот, и даже когда Календарь тычет листиком : «март»… *** «А пока пишет маслом ПоленовЗимний день….». Разве Март, виноват?..
_______________________________________
*На высоком кряжистом берегу реки Оять, в деревне Акулова гора, находилось родовое имение Имоченцы, принадлежавшее великому русскому художнику Василию Дмитриевичу Поленову.
* Христос— (греч.) Помазанник.
«Христос и грешница» («Кто без греха?»)— крупноформатная картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), датированная 1888 годом. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге. Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна.
«Поленов изобразил Христа максимально приближенным к жизни. Будто это не Бог, а человек, странник, мудрец, гуманист.Именно «нарочитая простота» изображения Иисуса не понравилась цензуре. Однако многие художники и писатели одобрительно
отзывались о таком образе. Лишь Лев
Толстойв свойственной ему яркой манере назвал поленовского Христа «полотером». Впервые картина была показана на XV выставке передвижников в феврале 1887 года. Картину очень долго не пропускала цензура, придираясь к мелочам. Президент Академии Художеств великий князь Владимир тоже было недоволен. Сохранилось даже придание, что он, осмотрев картину, заявил, будто «Для народа она вредна». Споры закончились после того, как выставку посетил Александр III.
Он отозвался о работе Поленова одобрительно и разрешил его демонстрацию. А позже – даже приобрел для своего музея.
Интересная история названия картины. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха?» — такова была основная, цементирующая идея картины. Но Поленова остановила цензура. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. В итоге сошлись на нейтральном — «Христос и грешница». Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.
В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура.»
В.Д.Поленов. Зима. Имоченцы.1880г.
20 февраля 2017г.
Михаил РОЖКОВ — Тема Лизы Бричкиной из к/ф «А зори здесь
Василий Дмитриевич Поленов. «Христос и грешница». 1888
Передвижники посылали с просветительной целью иногда и в глухие города выставки, составленные из картин, бывших на выставках прежних годов. Такая выставка, носившая название параллельной, посетила в 80-х годах и наш город. На ней находилась картина Поленова «Христос и грешница» (вариант большой картины, находящейся в настоящее время в Русском музее в Ленинграде).
Картина произвела на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной раскрылось какое-то волшебство. Необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала.
Все это принималось тогда непосредственно и до бесконечности глубоко.
И мне думается, что это воздействие на человека, впервые увидевшего художественное произведение, не искушенного еще в технике, ремесле искусства, — самое сильное и верное.
То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве — ее красота — охватило меня и держало долгое время в очаровании…
Поленов поставил себе задачей изложить в картинах всю трагическую повесть о Христе, от его рождения до Голгофы, и приступил к выполнению этого огромного труда. Как бы вступлением к этому циклу картин явились «Христос и грешница» и «Христос среди учителей», написанные Поленовым после первого его путешествия в Палестину.
Первая картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна».
Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось.
Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать картину, желая, вероятно, показать свой «просвещенный либерализм» или сознавая, что все равно этот «вред» под спудом удержать нельзя.
Когда впоследствии «Грешницу» все же поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич всегда возмущался этим обозначением картины. «Да нет же, — говорил он, — грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».
Яков Минченков. «Поленов Василий Дмитриевич».
* * *
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844-1927)
«Религия — тот же творческий акт»
Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881
Незадолго до смерти Поленов вел переписку со своим другом, молодым человеком, который годился ему в сыновья, Леонидом Васильевичем Кандауровым, с которым он путешествовал по Палестине в 1899 году. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину, и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.
В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Последним его желанием было побывать в Эрмитаже и Лувре, посмотреть на картины любимых художников. Потом он находился в забытьи, очнувшись от которого, вдруг заговорил о Савве Ивановиче Мамонтове, спросил о его сыне Всеволоде и вспомнил о том, что у него часто бывали музыкальные вечера — и ему захотелось послушать музыку.
То есть Василий Дмитриевич всегда находился в творческом процессе, и, возможно, поэтому вера для него мыслилась разновидностью творчества.
Кем был для Поленова Христос?
Нравственным идеалом. Реально жившим на земле обычным человеком, смерть которого привела к тому, что появилась грандиозная книга под названием Евангелие с его высоконравственной проповедью.
Младшая дочь Поленова, Наталья Васильевна, утверждала, что для отца земная жизнь Иисуса Христа всегда была эталоном, Его личность — идеальной, гармоничной. Человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону и, мало того, он может его достичь.
Вот какой глубокой и в то же время дерзкой идеи придерживался художник. Эту идею мы видим и в его творчестве: вот Христос родился, вот Он трудится — и вот, наконец, Его героическая смерть.
Василий Поленов. Среди учителей. 1896
У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Сюжет ее понятен: Мария и Иосиф, возвращаясь с праздника в Иерусалиме, теряют двенадцатилетнего отрока Христа, думая, что Он идет где-то рядом в толпе, среди людей, но не находят; ищут три дня и, вернувшись в Иерусалим, находят среди учителей. Существует икона Преполовения Пятидесятницы, где в центре на троне изображен Христос-отрок, а вокруг него сидят учителя. Поленов же изображает этот сюжет совершенно иначе
В первую очередь, обращаешь внимание на глубокий проем, где изображены Мария с Иосифом и где открывается красивый вид, и только потом переводишь взгляд на мальчика, который сидит в окружении старцев
Когда я занялась исследованием искусства Поленова, я долго думала, что может означать эта картина, почему он именно таким образом ее пишет — и почему так обстоятельно над ней работает? Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. Как это возможно?! И находясь в полном недоумении от этого вопроса, Поленов решает его чисто по-человечески: сажает маленького Христа в центр и как бы показывает, что Он понемногу взял от этого мудреца, от другого, от третьего — и в результате такого воздействия, или скажем, постижения традиции образовалось Его учение.
Василий Поленов. Мечты. Иисус на Генисаретском озере. 1894
О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Поэтому когда смотришь на евангельский цикл, то на одной картине Он сидит на коврике около открытой двери небольшого помещения, где читают Талмуд, на другой рано утром стоит на горе, любуется восходящим солнцем, и, как наивно пишет Ренан, эта природа, это солнце так действовали на Него, что получилось такое красивое, гуманное учение. И люди того поколения, к которому принадлежал Василий Дмитриевич Поленов, верили в это: не может быть ничего сверхъестественного.
У Поленова есть очень много рассуждений о том, как стоит изображать Христа. И он приходит к выводу, что Христос на его картинах должен быть внешне здоровым и привлекательным — потому что человек, который создал такое учение не может быть в чем-то ущербным, он должен быть гармоничной, красивой личностью.
Поэтому во всех его произведениях мы и видим этот тип образа Христа как человека, привлекательного внешне и богатого духовно.
«Христос и грешница»
Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.
Василий Поленов. а) Графический вариант картины «Христос и грешница». 1885 г.
б) Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1908
Я бы даже сказала, что из двух больших вариантов, один из которых — живописный и находится в Русском музее, а другой — графический и находится в музее-заповеднике Поленова, графический вариант наиболее проработан в плане психологии, характеры в нем обозначены более остро.
В живописном же произведении большее впечатление производит цветовое решение, достигнутое Поленовым.
Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы — потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей. Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. А Поленов не сумел показать нам духовную, но показал реальную Палестину, что ничуть не хуже, но в этом проявился совершенно иной подход к теме.
Василий Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны.Яффские ворота и цитадель. 1888
Когда я заинтересовалась искусством Поленова, мне было важно понять, почему из такого огромного количества евангельских сюжетов, которое предлагает нам Евангелие, для масштабного полотна Василий Дмитриевич избирает именно этот сюжет? В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Эти слова Христа тогда не укладывались в сознании его обличителей: согласно апокрифам, они были поражены не только Его ответом, но и тем, что Он знает про них все, что Он как будто читает их грехи
Что же затронуло в этом сюжете Поленова, который отрицал Божественную природу Христа? Идея христианского всепрощения.
И, как ни странно, — чудо, которое совершилось по отношению к грешнице: Поленов обращает внимание на то, что девушка будет спасена. Пусть это и не те конкретные чудеса исцеления или воскрешения, которые описаны в Евангелии — на них Поленов не обращает внимания, но все же чудо великой милости к человеку
Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов
Знаменитое полотно Александра Иванова “Явление Христа народу” производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.
Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе “Христос и грешница”.
За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии.
И продолжил писать, не проронив больше ни слова.
Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.
Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.
Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа.
Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.
Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.
Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – “Кто из вас без греха?”.
Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на “Христос и грешница”.
Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.
Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.
Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.
Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.
Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.
И ему удалось это сделать.
(2 votes, average: 3.00
Этюды к картине «Христос и грешница»
Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (из коллекции Н.И. Кушнерёва )
- Инвентарный номер Ж-304
- ***
Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48» x 5.79»). Инициалы и дата справа внизу.
Частная коллекция
Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова.
Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна
Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками.
Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина
***
Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1. Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Справа внизу подпись: В. Поленов. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html
Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж
«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2. На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24». Частная коллекция (?) http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600
Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова. Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.
В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд.
Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).
Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата ‘В. П. 84’ (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7. Справа внизу подпись — монограмма: ВП. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796. Государственная Третьяковская галерея
***
Голова Христа.
В.Д. Поленов. 1880-е.
***
Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?
Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1881-82 гг. Тарусская картинная галерея
Голова молодого еврея. В.Д. Поленов. 1884 г.
Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд
Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?
Христос. В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал). Государственная Третьяковская галерея
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75
www.rmuseum.ru
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894) В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31. Подписана и датирована. Частная коллекция, США. Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.
Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе). Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне). http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd
«Нам не дано предугадать»
Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю.
Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника. В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год
После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».
И я помню, что мне приходилось до бесконечности рассказывать посетителям не столько о художественном методе Поленова или о том, как именно он трактовал евангельские сюжеты, сколько о событиях, происходивших в ту далекую эпоху.
Поленов изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Мир иконы для многих был тогда сложен: для этого нужен был духовный опыт, базовое знание о православной культуре. А здесь перед нами были картины, которые изображают реального человека в реальных условиях, в палестинской природе, — и невольно возникал интерес, появлялись вопросы. А затем для тех, кто всерьез начинал искать ответы, постепенно раскрывался и смысл Евангелия и христианской жизни.
Сам Поленов вряд ли подозревал, какую роль спустя годы сыграют его произведения, ведь его религиозные воззрения были сложными. Но как часто бывает, когда работает большой художник, он не может знать о конечном результате своего труда. «Нам не дано предугадать…» — говорил Тютчев о силе слова, то же самое и здесь, когда речь идет о искусстве с большой буквы.