Храм живоначальной троицы на борисовских прудах

Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками

Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.

Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.

С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.

Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.

В 1656 г. взамен деревянной Успенской церкви появилась каменная.

Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.

Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.

Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.

Интересные факты о храме Троеручицы в Орехово-Борисове

  1. Храм стоит на святой земле, освящённой Иоанном Кронштадтским, о чём можно узнать из стихотворной летописи, написанной первыми воспитанницами Сурской обители.
  2. Строительство храма в Орехово-Борисово стало поводом для восстановления монастыря, разрушенного с приходом советской власти. По приданию служительницы монастыря были утоплены в реке.
  3. Первая божественная литургия была проведена под открытым небом, т.к. храм был возведён на территории бывшего женского монастыря позже.
  4. Храмовая икона Божией Матери «Троеручица» была написана художницами Людмилой и Еленой Исаевыми.
  5. В мае 2010 г. прихожане стали собирать подписи правительству с целью получить заброшенный рядом с храмом участок для дальнейшего благоустройства и возведения нового храма.

Храм Иконы Божьей Матери «Троеручица», несмотря на небольшую историю, привлекает к себе не только прихожан Орехово-Борисово, но и паломников из других стран, желающих преклониться перед святынями храма.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Церковь на Карамышевской набережной: расписание

Храм работает ежедневно, в будние дни с 8-30 до 20-00, в выходные с 6-40 до 20-00. Однако в православные праздники расписание богослужений несколько изменяется.

Внутреннее убранство церкви достаточно богатое, здесь находятся иконы, относящиеся к рублевской школе иконописи. Большая их часть расположена в трех резных иконостасах, которые воссозданы по древним образцам. Стены храма расписаны фресками на библейскую тематику и ликами святых угодников.

Некоторые иконы являются настоящими произведениями искусства и почитаются не только верующими, но и ценятся среди ученых и историков. Церковь на Карамышевской набережной, безусловно, является ценнейшим памятником истории и архитектуры. Она привлекает большое количество паломников и ценителей живописи и русского зодчества. Оказавшись в Хорошево, следует обязательно посетить этот древний храм, который поразит вас своей красотой.

Святыни храма

  • Икона Людмилы Чешской с частицей мощей помогает избавиться от раздоров в семье и покровительствует всем женщинам, носящим её имя, а также матерям, бабушкам и тем, кто занимается педагогической деятельностью;
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей её мощей помогает женщинам познать счастье материнства, решить людям финансовые трудности, сохранить семью и исцелиться от тяжёлых болезней;
  • Крест с землёй монастыря преподобного Саввы, освященного, где подвизался Иоанн Дамаскин. Прихожанам, приложившимся к кресту, святой поможет исцелиться даже от таких серьёзных заболеваний, как лейкемия и онкология;
  • Ковчег с 60-ю частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры, среди которых Прп. Илья Муромский, Прмч. Анастасий диакон, Прп. Домиан Целебник и другие;
  • Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, помогающего исцелиться от всех болезней;
  • Ковчег с частицей мамврийского дуба, под которым сам Авраам принимал Святую Троицу.

Считается, что именно это дерево соединяет человека с Богом и Вселенной.

История

Решение о строительстве в Москве храма в честь Святой Троицы, посвящённого юбилею Крещения Руси, было принято в 1988 году, но первоначально планировалось в ином месте, несколько западнее настоящего (близ музея-заповедника «Царицыно» 13 июня 1988 года Патриарх Пимен освятил закладной камень, что явилось следствием удовлетворения исполкомом Моссовета просьбы Московской Патриархии, высказанной во время встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом и членами Синода 29 апреля того же года; но строительство не было начато по ряду причин, в частности, ввиду начавшегося в 1995 году воссоздания Храма Христа Спасителя на Волхонке).

1 сентября 2001 года Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства храма-памятника Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове.

К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено, коллектив художников-иконописцев под руководством народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко приступил к росписи храма, проект которой был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым 12 мая 2004 года. Грандиозный керамический иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Юрия Волкотруба. Все иконы для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец, авторская работа которой по созданию 48 икон этого иконостаса признана Российской академией художеств, как одна из лучших в Москве. От Русской православной церкви Анна Калинина получила золотую медаль Ордена преподобного Сергия Радонежского (2004 г.) и Серебряную медаль Российской академии художеств (2012 г.). Иконы в киоты выполнены иконописцами под руководством Елены Князевой. За эту работу она была удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви III степени.

19 мая 2004 года в День отдания праздника Пасхи Христовой Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении Митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла и Калужского и Боровского Климента и многочисленного сонма иерархов и священнослужителей совершил освящение и Божественную Литургию возглавил при огромном стечении молящихся. На освящении присутствовали: первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), архиепископы Марк (Арндт) и Кирилл (Дмитриев) и сопровождающие их священнослужители, полпред РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко, руководитель Балтийской строительной компании И. А. Найвальт.

Святыни и иконы

Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.

Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:

  • Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
  • Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
  • Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
  • Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
  • Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.

Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.

Святыни

Икона Божией Матери «Три Радости»

  • Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
  • Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
  • Икона святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
  • Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
  • Икона Божией Матери «Иверская»
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Частица мощей святого великомученика Меркурия
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
  • Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божией Матери «Домостроительница»

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Описание

Внутреннее убранство Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.

Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.

Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом

Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.

В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.

Режим работы и расписание богослужений

Богослужения в храме Троеручицы проводят каждый день. Двери храма не закрываются весь день, что оставляет возможность прихожанам приходить с молитвой в любое время.

С расписанием богослужений можно ознакомиться ниже:

Время Богослужение
Будни
17-00 Вечерня. Утреня. Исповедь
7-30 Часы. Божественная Литургия. Церковное песнопение. Молебен по усопшим.
Воскресение
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
6-00 Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия.
9-30 Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия.
Праздники
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
6-30 Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия.
9-00 Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Вход в Церковь Троицы на Воробьёвых горах Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I. Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село (см. также здесь).

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 — 61 годах и в 1898 году.

В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы

). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города — проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971—72 годах — внутренний ремонт.

Президент РФ В. В. Путин в храме на Воробьёвых горах в 2000 году

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 17.10.2016 № 29876 здание храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передано в собственность Русской Православной Церкви.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Как доехать

Добраться до храма можно несколькими способами, каждый из которых имеет свои особенности:

Способ Описание Время (без учёта времени, затраченного на путь к исходной точке).
На машине
  • Обладателям автомобиля удобнее всего будет добираться до места.
  • Для этого нужно доехать до района Орехово-Борисово Южное и проехать по Ясеневой улице до заправки Альфа-Петрол.
  • После неё необходимо свернуть вправо на Каширское шоссе.
  • Очень скоро с правой стороны будет виден деревянный храм Троеручицы.
4 мин.
На общественном транспорте Автобус
  • Если добираться предстоит из района Орехово-Борисово, то доехать до храма можно на автобусе 263.
  • Выйти нужно на остановке улица Генерала Белова, 45 и пройти пешком через торговый центр прямо к Храму.
11 мин.
Метро
  • Добираясь из другого района, удобнее всего воспользоваться метро.
  • Ближайшее к храму Троеручицы метро – Домодедовская. От него легко добраться пешком.
  • Для этого нужно выйти на Ореховый бульвар и пройти 600 м по Каширскому шоссе в сторону МКАД.
7 мин.

Выбирать маршрут необходимо с учётом местоположения прихожанина. Если время ограничено, то при отсутствии личного транспорта можно вызвать такси.

Староста церкви

В 1812 году, когда Москва горела, церковь не пострадала, однако уже к середине 19 века храм Троицы Живоначальной на Грязех оказалась не в состоянии вместить всех прихожан. Поэтому староста церкви, благотворитель и Евграф Владимирович Молчанов, задумал перестроить ее на свои средства.

Евграф Молчанов был крупным предпринимателем, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных фабрик в Москве и Подмосковье. Всю свою жизнь Евграф Владимирович помогал бедным, сиротам, своим рабочим.

И вот для осуществления своего замысла и построения храма он обращается к известному архитектору и своему другу М. Д. Быковскому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector