Храм на воробьевых горах

История[править]

Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга Московского великого князя Василия I, купила его у потомков боярина Ивана Кобылы. Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Возможно, Троицкая церковь была летней резиденцией московских государей.

Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле классицизма, четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М.И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858—61 и в 1898.

В Советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города – проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 в церкви проводился внешний, в 1971—72 внутренний ремонт.

Комментарии

  1. Знаменитое село Воробьёво, расположенное на горах того же названия , также восходит к боярскому родуВоробьёвых , известному в середине XIV в. — См.Тихомиров М. Н. Древняя Москва (XII-XV вв.) : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М. : Изд-во МГУ, 1947. Проверено 31 июля 2013.
  2. Тихомиров М. Н . Труды по истории Москвы. Москва, Издательство: Языки славянской культуры, 2003 — ISBN 5-94457-165-9
  3. Глубокая религиозность была присуща всему боярскому роду Воробьёвых, которая происходила от их вероятного родоначальника, крестителя Великого Новгорода, новгородского посадника X века Воробья Стояновича (см. также Крещение Новгорода ). Помимо московского боярина Юрия Воробьёва — посла великого князя Симеона Гордого, отправленного в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия (1352—1353 гг.), в XVI веке двое братьев Воробьёвых Василий и Симеон были дьяками — владычными боярами святителя Макария митрополита Московского. В XVII веке Воробьёвы служили и в Патриаршем Приказе.
  4. Прим. В книге под ред. Аверьянова К. А. «История московских районов» (2005 г.) утверждается, что владельцем села Воробьёва был якобы Кирилл Воро́ба. Однако тогда село называлось бы Воро́бино (ударный второй слог) исходя из этимологии его прозвища (вороба — деревянное приспособление для наматывания пряжи, шёлка (Вороба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.), мотовило (Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.). При этом настоящее название села Воробьё во (ударный третий слог) всегда имело «птичью» этимологию и ни с чем другим никогда не ассоциировалось. Кроме того, в книге не упоминается московский боярин Юрий Воробьёв (1352—1353 гг.) во избежание прямых ассоциаций с селом Воробьёво, что не даёт оснований считать версию автора книги убедительной.
  5. Прим. Село Воро́бино находилось на юго-востоке, а не на юго-западе Москвы недалеко от Новоспасского монастыря, который стоит на месте родовой вотчины бояр Романовых, родоначальником которых был Андрей Кобыла. Кирилл Воро́ба был племянником последнего и, следовательно, их родовые вотчины были рядом.
  6. На другом берегу Москвы-реки на Лужнецкой набережной напротив Воробьёвых гор расположена часовня в честь крестителя Руси равноапостольного князя Владимира Святославича, при дворе которого воспитывался вероятный родоначальник боярского рода Воробьёвых новгородский посадник Воробей Стоянович. Часовня князя Владимира, именем которого крайне редко называют храмы в России, очень хорошо видна с Воробьёвых гор.

Нынешнее состояние храма

Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.

В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.

Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

В храме ежегодно отмечают 3 престольных праздника

В храме отмечают три престольных праздника. Скорее неспроста именно эти святые были выбраны как престолы в храме. Разберем более подробно.

Праздник Живокачальной Троицы считается переходящим, то есть может попасть на любое число в календаре.

Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы.

Отмечается праздник на пятидесятый день после Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Праздник Святой Троицы — это событие обозначило Триединство Бога.

Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым — самая почитаемая в храме на Воробьевых горах

Один из пределов в честь преподобного Сергия Радонежского. Отмечают праздник в храме 8 октября.

Имя этого преподобного напоминает всем о том, что до какой высоты способна наша земля подняться, просвещенная Словом Христовым. Это человек, который не оставил после себя не одной книги, но при этом стоит у начала всей русской культуры Московского периода.

Этот человек всегда стремился к уединению, прославился многими чудесами. Также он основатель Троице-Сергиева монастыря.

Этот человек был любезен чистотой души и прямотой своих поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Верующие все почитают и молятся преподобному Сергию Радонежскому.

В храме на Воробьевых горах также установлена икона.

Икона Сергия Радонежского — одна из почитаемых икон в храме на Воробьевых горах. Один из приделов освящен в честь преподобного

Третий придел храма освятили в честь Николая Чудотворца. Отмечают праздник в храме 19 декабря.

Этот человек говорил речи, достойные опытного и мудрого старца, он пребывал в постоянных трудах и молитвам, помогал нищим и голодным.

Николай Чудотворец спасал и помогал людям до самой своей кончины.

Своими молитвами и чудесами он вызволял из темницы тех людей, которые были  осуждены несправедливо, спасал тяжелобольных, спасал тонущих в море.

В храме на Воробьевых горах установлена икона Святителю Николаю Чудотворцу.

Святитель Николай Чудотворец — один из почитаемых святых у верующих. Этого святого также чтят в храме Троицы на Воробьевых горах, один из пределов которого, освящен в честь него

Уникальный иконостас

Иконостас храма, освященный одновременно с центральным приделом в 1692 году, уникален. Оформление его было необычайным для православных культовых сооружений, затейливым и изысканным, и очень напоминало орган. Расположение икон, их рамы, разные и не повторяющие друг друга ни в чем промежутки между ними, все было невиданным и вызывающим удивление и восхищение. Со временем хозяином Останкино становится Николай Шереметьев, который решился изменить внешний облик церкви и иконостас, добавив новых икон. Следующие изменения совершает уже его сын. Было еще несколько подновлений, в частности, перед приездом сюда четы Александра II. Но вот в 1875 году при очередной реставрации решено вернуть церкви первоначальный вид и убранство, а затем превратить ее в памятник русского зодчества. В годы советской власти храм не снесли, но основательно разграбили. С 1991 по 1996 годы идет поочередное освящение трех приделов церкви. Постепенно храму возвращается его изначальное назначение. Богослужения начались с 90-х годов предыдущего столетия. Основные святыни, хранящиеся здесь — Храмовая икона Ветхозаветной Троицы и Черниговская икона Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Вход в Церковь Троицы на Воробьёвых горах Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I. Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село (см. также здесь).

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 — 61 годах и в 1898 году.

В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы

). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города — проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971—72 годах — внутренний ремонт.

Президент РФ В. В. Путин в храме на Воробьёвых горах в 2000 году

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 17.10.2016 № 29876 здание храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передано в собственность Русской Православной Церкви.

Социальная деятельность

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:

  • Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
  • Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
  • Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
  • Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.

Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Информация о храме

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич­ной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.

Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

Святыни: В храме находятся иконы XIX века – «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

История храма

Безусловен тот факт, что Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет свою историю. Именно в этом храме М. И. Кутузов возносил молитву перед всем известным Советом в Филях. По счастливой случайности во время захвата Москвы Наполеоном церковь не пострадала, в 1813 году закончилось ее полное возведение. Архитектор А. Витберг, автор проекта, разработал здание, выдержанное в стиле позднего классицизма — ампир. Однокупольное, с четырехугольным основанием и приделами, оно по фасаду было украшено колонами. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет двухъярусную колокольню.

Подновляемая в 1858 и в 1898 годах, после Октябрьской революции она, можно сказать, постоянно была под угрозой сноса — то что-то расширялось, что-то прокладывалось, что-то возводилось, и всегда нужна была территория храма. Но можно констатировать, что судьба у этого культового сооружения счастливая — уцелевшее в пожаре Москвы 1812 года, не снесенное в советское время, оно избежало запрета на колокольный звон, введенного на территории столицы. Очевидно, во всех этих случаях важную роль сыграла его удаленность от центра.

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Церковь на Карамышевской набережной: расписание

Храм работает ежедневно, в будние дни с 8-30 до 20-00, в выходные с 6-40 до 20-00. Однако в православные праздники расписание богослужений несколько изменяется.

Внутреннее убранство церкви достаточно богатое, здесь находятся иконы, относящиеся к рублевской школе иконописи. Большая их часть расположена в трех резных иконостасах, которые воссозданы по древним образцам. Стены храма расписаны фресками на библейскую тематику и ликами святых угодников.

Некоторые иконы являются настоящими произведениями искусства и почитаются не только верующими, но и ценятся среди ученых и историков. Церковь на Карамышевской набережной, безусловно, является ценнейшим памятником истории и архитектуры. Она привлекает большое количество паломников и ценителей живописи и русского зодчества. Оказавшись в Хорошево, следует обязательно посетить этот древний храм, который поразит вас своей красотой.

Святыни и иконы

Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.

Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:

  • Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
  • Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
  • Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
  • Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
  • Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.

Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector